Реферат: Египетская скульптура
Реферат: Египетская скульптура
Древний Египет . Скульптура
Около 5 тысячелетий назад в
долине по нижнему течению Нила появились первые небольшие рабовладельческие
государства. В конце 1У тысячелетия до нашей эры правители одного из них
подчинили себе всю страну, создав единое царство с центром в городе Мемфисе,
находившемся на левом берегу Нила, южнее того места, где сейчас расположен
город Каир. Около 2800 г до н. э. правителем этого государства стал фараон
Хуфу. Впоследствии его имя историки переделали в Хеопс. Так называют его и в
наше время.
Большую роль в
формировании египетской культуры и государства сыграл ранний период египетской
истории – время с 4000 до 3000гг до нашей эры и период раннего Царства
3000-2000гг до н. э.
Главным объектом
искусства становится человек. Грандиозные архитектурные сооружения – пирамиды
поражают обобщенностью и законченностью форм. Величайшая из них - пирамида Хеопса
- имеет высоту 146,6 м и сложена из 2300 каменных многотонных глыб.
Вокруг пирамиды
фараона располагались гробницы вельмож и чиновников. “Город мертвых” был
своеобразной дорогой в загробный мир.
Древние
египтяне верили в загробную жизнь и старались снабдить уходящих в иной мир
всем, что им требовалось при жизни. Египетская религия учила , что счастливая
жизнь в загробном мире дается только знатным людям.
Египтяне считали, что
у человека несколько душ, и вечная жизнь после земной смерти даруется богами
тем людям, за душами которых хорошо ухаживают священники-жрецы. Гробница и
рассматривалась как пристанище одной из таких душ, которую египтяне называли
“Ка” (двойник умершего человека).
В то же время египетская религия была собранием различных культов, которые в
течение многих веков подвергались многочисленным изменениям. В Египте
почиталось множество богов. Некоторые из них были очень древними и походили
больше на животных, чем на людей. Их изображения имеют собачьи головы, рога
или другие признаки зверей.
Но
существовали и общеегипетские божества, храмы которых строились по всей стране:
Гор, Ра, Осирис, Исида и другие.
Согласно
преданиям Осирис, прежде чем стать богом, царствовал в Египте , и память о его
благодеяниях заставила его отождествлять с принципом добра, тогда как его
убийца отождествляет зло. Эта же легенда имела и другое религиозное, моральное
объяснение: Осирис есть заходящее солнце, убиваемое или поглощаемое темнотой
- мраком.
Исида
– луна вбирает в себя и хранит, сколько может, лучи солнца,
а
Гор – восходящее солнце – мстит за отца, рассеивая темноту.
Осирис часто изображался в виде мумии, его обычные атрибуты - крюк или кнут,
символ власти, и эмблема Нила в виде крестика с ушком наверху. Иногда Осирис
изображается с головой быка.
Изображение богини
Исиды - это голова с коровьими ушами, на которой возвышается здание- символ
вселенной: она как бы стоит на богато украшенной чаше, символ влаги, без
которой ничто не могло бы существовать на земле. Отличительные признаки Исиды
– диск, двойная корона, означающая владычество над Верхним и Нижним Нилом, и
рога на голове.
Бог Тот изображается с головой птицы ибиса, он олицетворяет божественный разум,
который сотворил вселенную. Он также и бог письмен, и организатор мира,
разогнавший мрак и рассеявший потемки души. Кроме того, когда эта птица ест, её
клюв образует вместе с лапами равносторонний треугольник, поэтому ибис
олицетворяет геометрию и все науки, основанные на ней, вот почему ибис посвящен
богу Тоту – богу божественного разума. В обязанности этого бога входило
наблюдение за уровнем подъема воды во время разлива Нила. Иногда бога Тота
изображают держащим зубчатую линейку- символ разлива Нила.
Египетские фараоны часто отождествлялись с восходящим солнцем
и получали тогда титул сыновей Амон-Ра. Следуя традиции, во время праздников и
торжественных шествий в священной лодке несли статую бога, покрытую
драгоценностями, украшениями, в сопровождении толп девушек и женщин. Египтяне
утверждали, что солнце и луна только в лодке плавают вокруг земли.
Почти каждому египетскому богу придавали, таким образом, формы, и каждому из
них было посвящено таким образом какое - нибудь животное.
До нас дошло всего несколько каменных табличек (их называют палетками) с
изображениями первых фараонов. Сами египтяне с глубочайшим уважением относились
к первым, ранним векам своей истории. Их воображение населяло эти времена
великими мудрецами и могущественными царями.
Как уже говорилось
ранее рядом с пирамидами в “городе мертвых” находились гробницы знати. В
экспозиции Эрмитажа выставлены каменные Рельефы из гробниц, в прошлом
-ярко раскрашенные.
Характер изображений и их композиционное решение дают представление о разработанном
каноне. Так в рельефе из гробницы Нимаатра фигура восседающего в
торжественной позе за столом вельможи в несколько раз превосходит по величине
фигуры слуг, подающих ему различную снедь. Они размещены рядами, фризами, в
несколько “этажей” и движутся в плоскости изображения. Трехмерное тело сведено
к силуэту, четко очерченному контуром.
Скульптор
умело объединяет части фигуры, увиденные с разных точек зрения: голова и ноги -
в профиль; глаза, плечи и грудь – в фас. Такое изображение людей характерно для
египетского искусства.
Второй памятник –каменный рельеф из гробницы Мирираанха - выполнен в иной
технике: изображение не выпуклое, а врезанное в камень.
В гробницах помещались статуи умерших. Семейная группа из гробницы Уджаанхджеса
воспроизводит облик вельможи и его жены.
Композиция выполнена в
строгих рамках принятого канона: фронтальность более крупной фигуры
Уджаанхджеса, плотно сдвинуты ноги, руки, лежащие на коленях, торжественно
застылая поза и взгляд, обращенный прямо. Лаконично и обобщенно трактованные
фигуры связаны с блоком камня. Это известняк, покрытый сверху гипсом и
раскрашенный в соответствии с каноном: мужская фигура - в коричневый цвет,
женская – в желтый.
Замечательный скульптурный памятник египетской коллекции Эрмитажа – статуя
фараона Аменемхета Ш, правившего в Египте в период ХХ1-ХУШ вв. до н.э. Это
время объединения страны, роста городов, расцвета культуры. В официальной
скульптуре, в статуях фараонов , наряду с идеализацией и каноническими чертами,
ощущается стремление мастеров передать индивидуальность особенностей модели,
интерес к выявлению портретных черт. Эти тенденции прослеживаются в гранитной
статуе фараона Аменемхета Ш. Фигура фараона дана в традиционной позе.
Характерный
головной убор – немес - с изображением урея – священной змеи, охраняющей царя,
- а также три его имени, начертанные в картуше (украшении в виде
полуразвернутого свитка) на троне, напоминают, что перед нами владыка всего
Египта. В лице фараона отмечены присущие именно этому человеку черты: узкие,
глубоко посаженые глаза, большие скулы. Плотно сжатые тонкие губы, выступающий
вперед подбородок придают лицу властное и суровое выражение. Сделанная из
гранита, статуя, тем не менее, отчетливо передает мельчайшие детали одежды и головного
убора, что говорит о высоком мастерстве скульптора.
В Эрмитаже находится
ряд значительных скульптурных произведений бытовых и культовых, в частности
статуя богини Мут – Сохмет. Дочь верховного бога Ра, богиня войны и палящего
зноя. Сохмет изображалась львиноголовой. В этом образе отражено стремление
подчеркнуть могущество человека, сопоставив его с силой зверя. Согласно мифу,
разгневанная на людей, переставших подчиняться её одряхлевшему отцу и
творивших зло, богиня решила испепелить их жаром засухи. И лишь заступничество
сжалившихся богов спасло людей от полного истребления.
По
их совету разлили ночью подкрашенное в красный цвет пиво, которое, приняв за
кровь, выпила богиня. Миф порожден был реальностью: от засухи избавляют египтян
красные, в период разлива, воды Нила.
Грозная
богиня держит в руках “анх” - знак символизирующий жизнь.
Монументальная
статуя Сохмет, исполненная в годы правления Аменхотепа Ш (его имя обозначено на
троне) находилась среди подобных ей скульптур в крупнейшем храме того времени –
Карнакском.
Хочется остановиться еще на одной скульптурной группе – Статуе Аменемхеба с
женой и матерью. Царский писец и градоначальник Фив был по тем временам
великий человек. Скульптор, благодаря виртуозной обработке гранита передал
мягкость и упругость форм человеческого тела, сохранив при этом многие
традиционные черты (фронтальность, статичность, торжественность поз, связь с
блоком камня и т.п.). Что особенно поражает - так это женские фигуры: и мать,
и жена изображены в одинаковом возрасте. Это говорит о том, что древние
египтяне верили в то, что в загробном мире людей ожидает вечная молодость и
покой.
Характерно и изображение древнего египетского архитектора, автора и первого
строителя пирамид – Имхотепа, жившего около ХХУШ в. до н. э.
Имхотеп знаменит
ступенчатой пирамидой и заупокойным храмом фараона Джоссера в Саккаре.
Небольшая по величине скульптура из черного базальта, завораживает изяществом и
значительностью. Та же статичная, торжественная поза сидящего человека, свиток
папируса на коленях, представляют нам человека, играющего очень важную роль в
государстве.
Как и сооруженная им
пирамида, так и скульптура архитектора донесли до нас неповторимую красоту,
сказочность и величие Древнего Египта.
Литература:
Рубинштейн Р.И. “ О чем
рассказывают памятники древнего Востока”
Москва, Просвещение, 1964
“Мифы в искусстве старом и
новом”,Историко-художественная монография (по Рене Менару)
Санкт-Петербург, Лениздат, 1994
Шапиро Ю.Г. “Эрмитаж”,
путеводитель по выставкам.
Искусство, Ленинградское отделение.
Энциклопедия для детей.
Всемирная история
Москва, Аванта+, 1993
|