Реферат: Движение капитала в России 1997-1998 гг
Реферат: Движение капитала в России 1997-1998 гг
Содержание
Введение.............................................................................................................. 2
I. Бегство Российского капитала в 1997-1998 годах......................................... 3
1. Специфика «бегства» капитала из России в 1997-1998 годах................... 3
Масштабы и последствия утечки капитала..................................................... 5
II. Кризис 1998 года: причины, следствие, влияние на движение
капитала.... 6
1. Общеэкономические тенденции 1997-1998гг и причины
промышленного кризиса. 6
2. Экономические проблемы финансового кризиса и их влияние
на движение капитала............................................................................................................................ 9
3. Занижение стоимости экспорта.................................................................. 11
III. Инвестиции в России 1997-1998 года........................................................ 13
IV. Движение капитала в 1997-1998 годах с точки зрения
анализа экономических реформ............................................................................................................................ 15
Заключение........................................................................................................ 21
Список используемой литературы................................................................... 24
Введение
Интересные события с
точки зрения анализа экономических ситуаций происходили в конце 90-х годов. За
время реформ в российской экономике произошли глубокие изменения. Экономические
отношения были поставлены на совершенно новую основу.
События, произошедшие в
1998 году кардинальным образом повлияли, на дальнейшее развитие экономики. И
для того чтобы проследить причины и последствия кризиса 1998 года, необходимо
рассмотреть этот вопрос с нового фокуса зрения.
Данная работа посвящена
изучению процесса движения государственного капитала в 1997-1998 годах и его
отражению в развитии экономики страны в целом.
Целью работы является
изучение основных тенденций движения государственного капитала в период с
1997 по 1998 годы, их причин, особенностей и последствиям.
Бесспорна актуальность
рассматриваемой темы, так как анализ движения государственного капитала в
сложной экономической ситуации, позволяют выявить новые экономические
закономерности и дать подробный анализ причин сложившейся ситуации. Кроме
того, данная тема представляет для нас интерес ввиду зависимости
социально-политических явлений от курса экономических реформ и преобразований.
Работа состоит из нескольких глав. В
первой главе мы вводим понятие бегство капитала, характерное для разбираемого
периода и разбираем специфику бегства капитала в России в 1997-1998 годах.
Вторая глава посвящена масштабам и последствиям бегства капитала в России.
Далее мы разбираем общеэкономические тенденции развития экономики второй
половины 90-х годов и причины и последствия кризиса 1998 года. И,
наконец, рассматриваем движение капитала в 1997-1998 годах с точки зрения
экономических реформ 90-х годов.
При написании работы мною было использовано большое
количество российской периодической литературы, в том числе такие журналы, как
«ЭКО», «Экономика и жизнь», «Вопросы экономики» , «Рынок ценных бумаг» и другие,
а так же использовались материалы официального байта министерства финансов РФ (www.govminfin.ru)
I. Бегство Российского капитала в 1997-1998 годах
Говорить о движении капитала в
1997-1998 годах трудно, так как в предкризисный и кризисный период оно было
представлено таким явлением, как бегство капитала.
Специфика заключается в уродливом
сочетании нелегальной распродажи экономических активов, утечки капитала в
результате ценовых манипуляции при заключении экспортно-импортных контрактов с
легальными каналами перемещения капитала через структуры финансового рынка.
1997-1998 гг. при сокращении ряда нелегальных каналов
преобладающей формой становится легальная распродажа иностранными инвесторами
ГКО и акций, которые они приобрели в результате принятия решения об открытости
российского фондового рынка для нерезидентов.
Дестабилизация финансовой системы
России в конце 1997 г. и неустойчивость мировой системы породили в последние
два года массовый отток иностранного капитала с российского фондового рынка.
Другой характерной особенностью
является внутреннее «бегство» капитала от рубля к иностранной валюте. Оно
вызвано устойчивым недоверием инвесторов к отечественной валюте, обусловленным
отсутствием продуманной экономической политики Правительства и слабостью
банковской системы страны.
Большинство граждан России
предпочитают не вкладывать свои сбережения в российские банки, а тратить их на
покупку иностранной валюты. В 1997 г. на эти цели население израсходовало 349,4
трлн руб., а сбережения в виде вкладов в отечественные банки и приобретения
ценных бумаг составили 37,9 трлн руб., на уплату налоговых взносов пошло 88,5
трлн руб.
С учетом сложности и неоднозначности
природы «бегства» капитала и суммируя важнейшие признаки этого явления, дадим
следующее определение. «Бегство» капитала из России есть устойчивый и в больших
масштабах отток экономических и финансовых активов, происходящий в легальной и
нелегальной формах и сокращающий финансово-инвестиционные ресурсы страны.
«Бегство» капитала есть часть вывоза
капитала, включающего целенаправленный экспорт частного и государственного
капитала путем легальных и официально зарегистрированных операций резидентов,
осуществляющих прямые и портфельные инвестиции, и другие инвестиционные вложения
в виде приобретения недвижимости, предоставления государственных кредитов,
лицензирования финансовых кредитов нерезидентам, торговых кредитов на отсрочку
платежа, накопления наличной иностранной валюты у резидентов, изменения
остатков на открытых за рубежом с разрешения ЦБ РФ счетах.
Одним из главных признаков экспорта
капитала в отличие от его «бегства» является то, что операции резидентов по
вывозу финансовых ресурсов приводят к увеличению их финансовых активов.
«Бегство» капитала, напротив, увеличивает финансовый потенциал страны, в
которую происходит утечка.
Возрастающая взаимозависимость
фондовых рынков отдельных стран и глобального мирового фондового рынка повышает
риск «бегства» капитала, осложняет прогнозирование последствий влияния
единовременного оттока капитала на финансовое положение ряда стран и в целом на
мировую финансовую систему.
Перелив - капитала - нормальное
явление рыночной экономики. Он способствует расширению выпуска новой
конкурентоспособной продукции, развитию регионов мировой экономики,
испытывающих недостаток экономических и финансовых активов.
Если масштабы «бегства» капитала
сокращают финансово-инвестиционные ресурсы страны, то это свидетельствует о
том, что механизм перелива капитала действует в направлении оттока, а не
притока капитала, как это было в нашем случае.
Оценки масштабов «бегства» капитала варьируют от 50 до 300
млрд дол. В Центре финансово-банковских исследовании Института экономики РАН
разработана методологическая база для определения объемов «бегства капитала. Авторы
методики, учитывая недостаточную прозрачность информационной базы, предлагают
определять его минимальную и максимальную границы. Минимальную границу можно
установить, используя данные платежного баланса страны. Основой для расчета
объема «сбежавшего» капитала является баланс текущих торговых расчетов, сальдо
притока и оттока вложений в ценные бумаги (портфельные инвестиции и сальдо
прямых инвестиций). Учитываются также изменения в величине официальных
золотовалютных резервов и в объеме внешнего долга. «Бегство» капитала имеет
ряд отрицательных последствий для экономики страны.
1. Сокращается предложение валюты и уменьшается в целом
денежная масса (денежный агрегат М2). Рубли поступают
на валютный рынок, конвертируются и вывозятся, или вообще не поступают в
страну, если в результате ценовых
манипуляций
скрывается валютная выручка или совершается нелегальный вывоз экономических
активов.
2.
Сокращается объем предложения валюты, продаваемой на Московской межбанковской
валютной бирже, валютное поле резко сужается и курс рубля становится
неустойчивым.
Сокращаются
инвестиционные ресурсы и создается искусственный спрос на зарубежные кредиты.
3.
Уменьшается налогооблагаемая база. При государственном регулировании вывоза
капитала сделки регистрируются, а потому уплачиваются и налоги.
В
страну не инвестируется прибыль, полученная от «сбежавшего» за границу
капитала.
II. Кризис 1998 года: причины, следствие, влияние на движение
капитала.
Накопление кризисного потенциала в российской экономике
происходило постепенно и параллельно кажущейся стабилизации, давшейся, однако,
большой ценой. Борьба с инфляцией путем ограничения роста денежной массы
привела к недостатку наличных денежных средств для обслуживания товарооборота:
монетизация экономики составила всего 10% против 70-75% ВВП, как во всех
развитых странах. Снижение текущей инфляции компенсировалось за счет сокращения
социальных расходов и роста "отсроченной инфляции" (девальвации,
неплатежей, внутреннего и внешнего государственного долга и т.д.).
В России рост "отсроченной инфляции" происходил на
фоне постоянного повышения реальных ставок налогов и снижения объемов их
собираемости. Вследствие непродуманной фискальной политики все большее
количество предприятий уходило в теневую экономику. Активно работали "обналичивающие
фирмы", и только в 1997 г. они вынуждены были перейти на нелегальное
положение, хотя это их, по-видимому, мало смутило, поскольку стоимость данных
услуг практически не возросла. До 40% экономики функционировало в теневом
секторе. Вывоз капитала за границу достигал 10-12 млрд. долл. ежегодно.
Все это время баланс бюджетных расходов поддерживался за счет
роста "отсроченной инфляции". Общий объем неплатежей в 1998 г.
составил более 1,4 трлн. руб.
Государственный внешний долг, несмотря на относительно
небольшую его величину и неплохую структуру, вследствие накопления
краткосрочных валютных обязательств коммерческих банков (19 млрд. долл.),
внешних займов субъектов Федерации, падения цен на нефть и газ, неблагоприятных
внутренних условий стал представлять серьезную угрозу для финансовой системы
страны.
Искусственно поддерживаемый курс рубля способствовал
установлению неадекватного соотношения цен на экспортные и импортные товары.
Цены на экспорт оказались завышены, что сокращало поступление валюты в страну,
а цены на импорт, наоборот, занижены, что подрывало конкурентоспособность
отечественных товаров. В результате до 60% продовольственного рынка обеспечивается
за счет импорта: большинство видов промышленной и сельскохозяйственной
продукции просто невыгодно стало производить.
По-видимому, в 1995-1996 гг. "отсроченная инфляция"
вышла из-под государственного контроля и стала развиваться самопроизвольно.
В подобных условиях могли развиваться лишь экспортоориентированные сырьевые отрасли промышленности и теневые
предприятия малого и среднего бизнеса, тогда как российская индустрия в целом,
особенно наукоемкие отрасли промышленности, была обречена на вымирание.
Финансовые средства оказались оторванными от реального
сектора экономики и вращались либо в рамках рынка ГКО-ОФЗ, либо в замкнутых
цепочках сырьевых экспортеров.
Объемы инвестиций продолжали снижаться опережающими темпами
даже несмотря на некоторую стабилизацию промышленного производства. За восемь
лет капиталовложения в экономику страны сократились почти в пять раз. Все это
свидетельствует с том, что у государства не было сколько-нибудь продуманной
политики экономического роста.
Нынешний экономический кризис был
фактически подготовлен:
·
накоплением
"отсроченной инфляции" в таких масштабах, которые экономика страны
оказалась неспособна обслужить;
·
неоправданно
низкой долей накопления, то есть государство жило не по средствам,
"проедая" доходы будущих поколений;
·
чисто
спекулятивным характером фондового рынка, не отражающим реального состояния
экономики;
·
полным
отсутствием какой-либо государственной программы экономического роста и
развития промышленного производства;
·
непродуманной
фискальной политикой.
Внешние факторы (восточно-азиатский и
мировой экономические кризисы, падение цен на нефть и т.д.) лишь ускорили
наступление кризиса в России и увеличили его тяжесть.
Однако начало кризиса было спровоцировано непосредственно
правительством. Оно попыталось одним махом девальвировать рубль, повысить
налоговые поступления в казну, облегчить положение крупнейших банков путем
замораживания расчетов с их зарубежными кредиторами, объявить войну неплатежам.
Экономические причины кризиса 1998 г. коренным образом
отличают его от кризиса начала 90-х, который был следствием шоковой терапии, но
при этом и определенной степени сохранялся потенциал дальнейшего экономического
роста. Кризис 1998 г. связан в первую очередь с истощением резервов экономического
развития - основы существования самого государства, В результате его
последствия сказались значительно тяжелее.
2. Экономические
проблемы финансового кризиса и их влияние на движение капитала.
Среди важнейших экономических последствий финансового кризиса
в России, особенно обострившегося к августу 1998 года, можно выделить следующие:
·
Снижение доверия
как внешних, так и внутренних инвесторов к Правительству, Центральному банку и
Министерству финансов России означает утрату возможностей занимать деньги как
на внешних, так и на внутренних рынках, а также отток зарубежных инвестиций и,
как следствие, дальнейшее отдаление перспектив экономического роста.
·
Закрытие как
внешних, так и внутренних источников финансирования дефицита государственного
бюджета означают в сложившееся ситуации переход к инфляционному характеру
финансирования и возвращение к практике кредитование Центробанком Правительства
России. Это, в свою очередь, повысит темпы роста денежной массы и неизбежно
скажется на росте потребительских цен и общем ослаблении жесткости
денежно-кредитной политики.
·
Кризис
отечественного банковского сектора, происходящий не только из-за потерь на
финансовых рынках, но и из-за самого факта ликвидации основного источника и
взаимосвязанных источников получения доходов - рынка ГКО-ОФЗ, приведет к
обострению кризиса неплатежей.
·
Обвал на
российском рынке акций, отразивший реальную привлекательность портфельных
инвестиций в российский корпоративный сектор (индекс РТС-1 с начала октября
1997 года до начала сентября 1998 года упал на 90%) приведет к дальнейшему
снижению возможностей российских предприятий по привлечению финансирования.
Ожидаемого усиления деловой
активности в нефтегазовом и других экспортоориентрованных секторах экономики,
благодаря изменению соотношения "затраты в рублях/выручка в валюте",
может не произойти, поскольку в условиях обострения бюджетного кризиса
государство постарается выбирать все дополнительные прибыли из сектора даже без
введения дополнительных налогов в счет просроченной задолженности в бюджет.
Точно так же трудно прогнозировать способность ряда отечественных
импортозамещающих отраслей быстро нарастить выпуск продукции, воспользовавшись
резким падением реального курса рубля и соответствующим снижением
конкурентоспособности импортных товаров. Эти перспективы зависят также от
уровня инфляции.
По отношению к первому кварталу в
ходе кризиса произошла почти 160-процентная девальвация рубля. В то же время
наблюдался интенсивный рост индекса потребительских цен.
Кроме того, наблюдается резкое
снижение уровня жизни населения что приводило к снижению вкладов не только как
следствию снижения политического доверия, но и просто из-за недостаточности
экономического положения.
Реальная заработная плата и доходы
населения в марте 1999г, по данным Госкомстата РФ составили 58 и 75% от
показателей годичной давности. И, хотя падение уровня жизни в последнее время
несколько замедлилось, это является слабым утешением для большинства людей, чье
благосостояние было существенно подорвано финансовым кризисом.
По сравнению с первым кварталом
1998г. минимальный потребительский набор подорожал почти вдвое. И, хотя
денежные доходы населения увеличились в марте 1999г. на 54,1% по сравнению с
тем же периодом 1998г, инфляционный скачок полностью «ликвидировал» эту
прибавку. Таким образом, сейчас в среднем по РФ месячные доходы населения лишь
в 1,5 раза превышают прожиточный минимум. Аналогичная ситуация складывается и
с реальной средней заработной платой. Начисленная номинальная заработная
плата, по данным Госкомстата РФ, составила в марте 1999г. 1295 руб. и возросла
по сравнению с мартом 1998г. на 20,4%. Тем не менее, в долларовом
эквиваленте она снизилась более чем в 3 раза. Еще летом 1998г. средняя зарплата
по России составляла 180 долл. США, то в марте 1999г. она опустилась в среднем
по всем отраслям экономики до 54 долл. США.
Однако, и столь низкая заработная
плата далеко не всегда выдается в срок по состоянию на 1 апреля 1999г.
суммарная задолженность по зарплате составила 67686 млн. рублей.
Страницы: 1, 2
|