рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Денежный капитал Маркса рефераты

Наследства

Вторым фактором было наследство, полученное Марксом от матери в начале 1861 года (мать еще была жива). Мать уплатила все долги Карлуши и дополнительно к этому, через исполнителя ее завещания, своего дядю Леона Филипса (Леон Филипс, дядя Маркса, был основателем одной из богатейших промышленных компаний Европы, Филипс Электрикал Компани), очень преуспевающего промышленника, Маркс получил 160 английских фунтов стерлингов. Часть этой суммы он потратил на турне по Европе. Наконец, в 1863 году Энгельс собрал из разных источников 125 фунтов стерлингов для помощи Марксу.

Именно тогда Энгельс поссорился с Марксом, единственный раз за всю их долгую дружбу. В январе умерла жена Энгельса, Мери Бернс, и он написал Марксу письмо, полное горести и отчаяния. Маркс в своем ответном письме посвятил два коротких предложения выражению соболезнований, а затем длительно и детально описал свои финансовые трудности. Энгельс был разъярен и потребовал у Маркса извинений, и Карл, может быть единственный раз за свою сознательную жизнь, извинился перед человеком, не принадлежавшим к кругу его семьи. Энгельс отослал ему деньги, и основоположники марксизма помирились.

В конце 1863 года умерла мать Маркса. Его доля наследства, за вычетом уже полученного аванса, составила меньше 100 фунтов стерлингов. Он получил эти деньги в начале 1864 года. Этого было достаточно, чтобы "хотя бы немного облегчить финансовые трудности, одолевавшие Маркса". А затем на Маркса обрушился шквал пожертвований. Малоизвестный последователь Маркса Вильгельм Вольф, один из восемнадцати первоначальных членов "Союза справедливых" (1846), умер и оставил Марксу огромное по тем временам наследство размером в 824 фунта стерлингов. Маркс впоследствии посвятил Вольфу свой "Капитал". В сентябре Энгельс стал полноправным партнером в компании своего отца и более благосклонно отнесся к требованию Маркса об уплате якобы причитавшихся ему 40 фунтов стерлингов (Энгельс был исполнителем завещания Вольфа).

Когда я впервые занялся изучением финансовых дел Маркса (еще до публикации очень ценной в этом отношении биографий Маркса, написанной Пейном), я заинтересовался тем, как доходы Маркса соотносились с доходами его современников. Ни один из биографов Маркса, за исключением Пейна, не задавался этим, на мой взгляд, фундаментальным вопросом. Профессор Боули подсчитал, что в 1860 году доходы английского сельскохозяйственного рабочего, относящегося к 10% населения Англии, находящегося в самом низу имущественной пирамиды, составляли 30 фунтов стерлингов ежегодно. Средний годовой доход рабочего составлял примерно 45 фунтов стерлингов. Для 10% населения Англии, находившихся на самом верху имущественной пирамиды, эта цифра составляла 70 фунтов стерлингов. Доходы, полученные семьей Маркса в 1863 году, позволяют отнести их к 5% самых богатых жителей Англии! Такова была сумма, присланная Марксу Энгельсом, для того чтобы "хотя бы немного облегчить финансовые трудности, одолевавшие Маркса". Его доходы в следующем (1864) году были в двадцать раз выше доходов среднего английского рабочего.

Дешево досталось — легко потерялось

Невероятно, но в марте 1865 года семья Маркса снова бедствовала. В июле 1865 года Маркс написал письмо Энгельсу, в котором снова просил денег и утверждал, что уже более двух месяцев находится в долгу у ростовщиков. Кугельман в октябре того же года получил письмо, содержавшее следующие строки: "Мое материальное положение вследствие моей продолжительной болезни и крупных издержек, которых она потребовала, так ухудшилось, что мне в ближайшем будущем предстоит финансовый кризис, а это, помимо непосредственного влияния на меня и семью, было бы для меня губительным и в политическом отношении, так как здесь, в Лондоне, приходится поддерживать известный декорум". Сдается мне, что либо революционные круги Лондона были заражены буржуазной моралью, либо господин Маркс вращался в великосветских кругах. Маркс в том же письме просит Кугельмана найти ему кого-нибудь, кто согласился бы одолжить ему деньги из 5 или 6%, потому что, как он повествует далее: "Я плачу теперь 20-50% за мелкие суммы, которые занимаю, но при всем том я не могу отсрочить дольше требований моих кредиторов, и мне предстоит поэтому полный крах". Маркс, создатель экономического учения, имевшего своей целью осчастливить весь рабочий класс, был никудышным финансистом.

Так куда же уплыли все эти деньги? Книга Пейна содержит ключ к разгадке этой тайны. В письме к своему дяде Леону Филипсу (июнь 1864 года) Маркс с гордостью пишет о том, что его удачные махинации на фондовой бирже принесли ему 400 фунтов стерлингов прибыли. А уже 4 июля 1864 года он пишет Энгельсу, прося последнего выплатить ему все остальные деньги из наследства Вольфа: "Если бы у меня в распоряжении были деньги в последние десять дней, я мог бы выиграть много денег на здешней бирже. Теперь опять настало время, когда при уме и некоторых средствах в Лондоне можно "заработать". К сожалению, Маркс забыл, что на бирже можно не только "заработать", но и проиграться. Хотя точных данных на этот счет не имеется, азартные биржевые игры, которым предавался основатель марксизма, возможно, и были причиной его финансовых затруднений.

Непролетарские хоромы

Расходы, как нам известно, растут одновременно с доходами. Получив небольшое наследство, оставленное матерью, Маркс вместе с семьей перебрался в новый дом в марте 1864 года, незадолго до того, как стало известно о наследстве, оставленном ему Вольфом. Это дает основание отнести семью Маркса к верхним слоям среднего класса английского общества. Описание дома Маркса, а также фотография этого дома, содержащиеся в книге Пейна, говорят о многом: "Никому из посетивших этот новый особняк на Мэйтлэнд Парк Роуд и в голову не пришло бы назвать его домом рабочего. Он отличался просторностью и изысканностью, с карнизами над окнами и элегантными коринфскими колоннами на верхней площадке лестницы, с маленькой розовой клумбой перед входом и несколько большей клумбой с тыльной стороны. Как и все лондонские дома с колоннами, он производил впечатление сытого достатка. Такой дом мог принадлежать доктору, мировому судье или бизнесмену, работающему в Сити".

Карл Маркс прожил в этом доме до 1875 года, когда он перебрался в другой дом, очень похожий на дом на Мэйтлэнд Парк Роуд (этот второй дом Маркса был разрушен во время второй мировой войны). Женни, его жена, устроила костюмированный бал в их новой резиденции в октябре 1864 года, за этим балом последовали другие, что было еще одним фактором, расстраивавшим финансы мужа. Без сомнения, Карл и Женни решили тряхнуть стариной и вспомнить о своей богатой молодости. Обитель, выбранная Марксом, несомненно, служит подтверждением замечания, сделанного когда-то Логаном Пиерсалем Смитом: "Все реформаторы, как громко бы они не заявляли о социальной справедливости, неизменно живут в роскошных домах".

Пенсия, предоставленная Энгельсом

Когда Энгельс решил продать свою долю в семейном предприятии в 1869 году, он написал Марксу, спрашивая, сколько тому потребуется денег, чтобы рассчитаться со всеми своими кредиторами. Маркс ответил, что его долги составляют 210 фунтов стерлингов, "из которых примерно 75 фунтов должны быть уплачены за вещи, заложенные в ломбард, и проценты по займам". В июле 1869 года Энгельс рассчитался с отцовской компанией, уплатил все долги Маркса и начал выплачивать Марксу пенсию размером в 350 фунтов стерлингов в год. Однако Маркс утверждал, что даже эта довольно крупная сумма денег не была достаточной для безбедного существования. За год до этого в письме Кугельману Маркс сделал следующее совершенно невероятное заявление: "Само собой разумеется, что вопрос о переезде из Лондона в Женеву я обдумывал не только сам и со своей семьей, но и обсуждал его не один раз с Энгельсом. Здесь я должен расходовать ежегодно 400-500 фунтов стерлингов, в Женеве я мог бы жить на 200".

Доходы Маркса, согласно расчетам профессора Боули, в пять раз превышали доходы наиболее высокооплачиваемых 10% английских рабочих. Согласно данным, представленным Р.Бакстером Лондонскому Статистическому Обществу в 1867 году, доходы, которыми в тот год располагала семья Маркса, позволяют отнести их к 120.000 самых богатых семей Англии и Уэльса. Примерно 5,1 миллионов семей Великобритании уступали семье Маркса по уровню доходов. Пенсия, которую Энгельс начал ежегодно выплачивать Марксу в 1869 году, вообще позволяет отнести последнего к 2% населения Великобритании, находившимся на самом верху имущественной пирамиды.

Короче говоря, Марксу, для того чтобы избежать страданий и лишений, мало было дохода, превышавшего доход 98% населения Великобритании, страны, бывшей в то время самой богатой страной мира в расчете на душу населения. Однако многие биографы придерживаются весьма странных мнений о его финансовом положении. Вот что говорится в одной из биографий Маркса: "Его заботам и лишениям был положен конец лишь в 1869 году, когда Энгельс продал свою долю в хлопкопрядильной фабрике отца и начал выплачивать Марксу скромную ежегодную пенсию". Скромную?! Вот так история переписывается заново.

Легенда продолжает жить

Теперь нам известно достаточно фактов, чтобы не принимать миф о бедствующем Марксе за чистую монету. Он прожил в бедности лишь 15 лет из своей 65-летней карьеры, основной причиной тому было его нежелание работать и хоть как-то использовать свою докторскую степень. Его экономические воззрения сформировались в основном до того, как он начал испытывать материальные затруднения, а главный труд его жизни, "Капитал", опубликованный в 1867 году, был завершен в годы изобилия и достатка. Жизнь Маркса противоречит его доктрине экономического детерминизма. Философ-экономист, проповедник пролетарской революции, "красный профессор из Сохо", который провел в этом бедном районе Лондона лишь 6 лет своей жизни, принадлежал к богатым слоям английского общества на протяжении последних 20 лет своей жизни. Но все никак не мог свести концы с концами.

С тех пор мало что изменилось, по крайней мере, в одном отношении. Самозваные марксисты встречаются гораздо чаще в богатых частных университетах, чем в "пролетарских" мастерских Детройта или Чикаго. Сытым и довольным жизнью буржуазным интеллектуалам гораздо ближе идеи Маркса и Энгельса, чем сегодняшнему промышленному пролетариату. Идеи Маркса были рождены в университетской среде, взлелеяны в годы добровольного отказа от какой-либо трудовой деятельности и достигли своего расцвета в годы роскоши и достатка, вдалеке от забот и тягот пролетарской жизни.

Карл Маркс положил начало и в интеллектуальном, и в финансовом отношении сегодняшнему поколению сытых и высокооплачиваемых буржуазных интеллектуалов. Жизнь Карла Маркса — свидетельство провала скверных идей: экономист, не умевший экономить; революционный организатор, чьи организации неизменно разваливались; секуляризованный пророк, пророчества которого не сбылись; борец за свободу и независимость, проживший всю жизнь на деньги Энгельса и не вылезавший из долгов; самозваный выразитель интересов рабочего класса, не проведший и часа своей жизни за ручным трудом; изобретатель теории о неизбежности революций в высокоразвитых индустриальных странах, которые в конце концов произошли в отсталых аграрных странах; человек, предсказывавший отмирание государства, идеи которого разожгли костер имперских амбиций. Никто, кроме буржуазных интеллигентов, пасторов-еретиков и людей, жаждущих неограниченной власти (кстати, таких людей Маркс ненавидел, потому что сам был таким и терпеть не мог соперников), не воспринимает идеи Маркса всерьез.

Довольствуясь благами, предоставляемыми этим самым буржуазным строем, в течение всей своей жизни Маркс беспощадно критиковал экономические структуры, которые давали ему возможность заниматься подобной критикой. Он набрасывался с резкой критикой на "буржуазный либерализм", а ведь благодаря этой атмосфере либеральных взглядов и широты мышления, благодаря интеллектуальной свободе, являвшейся результатом "буржуазного либерализма", Маркс не был посажен в тюрьму, а его книги сожжены, чтобы другим было неповадно. Не предоставь ему буржуазный Лондон убежища, где он мог бы жить и работать, мы так никогда и не услышали бы об этом третьесортном философе-материалисте и классическом экономисте еще меньших достоинств. Одним словом, Маркс провел свою жизнь яростно распиливая сук, на котором сидел. От марксизма не осталось ничего, кроме безудержной жажды власти.

Ленинский фактор

Мнение о значении Маркса в истории человеческой мысли неразрывно связано с мнением о значении в ней Ленина. Если бы октябрьский переворот 1917 года, возглавленный Лениным, окончился провалом, имя Маркса было бы сейчас известно лишь специалистам по истории социологии и узкой группе специалистов по истории профсоюзного движения XIX века и истории российской общественной мысли, и еще более узкой группе специалистов по истории материалистической гегельянской философии XIX века. Например, немецкий философ Вильгельм Виндельбанд посвятил Марксу и Энгельсу лишь две короткие биографические заметки и неполный абзац текста в своей книге "История философии", написанной в 1901 году.

Вплоть до 1917 года влияние марксизма оставалось очень ограниченным, особенно в США. Если бы не Ленин, Марксу были бы посвящены не библиотеки, полные книг, а редкие подстрочные примечания.

Однако и Европа была немало удивлена успеху революции, возглавленной Лениным. Приходит на ум высказывание господина Шобера, полицейского офицера невысокого ранга, ставшего впоследствии канцлером Австрии. Людвиг фон Мизес рассказывает следующее о его реакции на события в России: "В конце 1915 года он доложил полицейскому руководству о своих сомнениях относительно того, что в России может произойти революция. "Кто же будет совершать эту революцию? Уж не тот ли господин Троцкий, который имел обыкновение читать газеты в "Cafe Cental"?"

Современные интеллектуалы, которые с неизменным уважением относятся к победителям войн и радикальным группам — организаторам кровавых революций по свержению власти — посмертно возродили научную репутацию Маркса. Короче говоря, не будь Ленина, мы бы никогда не узнали о существовании Маркса. Полки книг, посвященных Марксу, были бы посвящены другой теме. Победи немцы во второй мировой войне, будьте уверены, что многие из этих полок в западных университетах были бы заполнены книгами, восхваляющими созидательный гуманизм и глубоко продуманное экономическое планирование, свойственные нацистскому социализму. О том, как восторженно относились западные ученые и политики к нацизму в 1930-х годах, включая известного английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. Не говоря уже об американских бизнесменах, которые вели оживленную торговлю с нацистами, не пишется в сегодняшних учебниках по истории. А почему? Да потому, что Гитлер проиграл.

Заключение

Как можно подвести итог жизни и деятельности человека, чьи идеи после его смерти изменили ход мировой истории? Как разобраться в том, что им двигало? Историк Дональд Тредголд впервые задался этим вопросом, и, признавая тот факт, что однозначного ответа на него быть не может, тем не менее указал на документ, проливающий, по его мнению, свет на то, в чем Маркс видел смысл своей жизни. В 1865 году, за два года до выхода в свет "Капитала", Маркс написал следующие слова в анкете, которую его попросили заполнить близкие:

Ваше представление о счастье — борьба Ваше представление о несчастье — подчинение Ваша отличительная черта — единство цели

Дает ли это ответ на вопрос: кем же был Маркс? Да, дает, в том смысле, что из этих слов видно что великий революционный мыслитель всю жизнь занимался самообманом. Боролся ли он? Да, боролся, но не с ведущими "апологетами капитализма", а с неизвестными (и тогда, и сейчас) и посредственными немецкими идеологическими противниками.

Смирился ли он? Всю жизнь он смирялся с положением "содержанки" Энгельса. Когда у него родился сын от внебрачной связи со служанкой жены, Еленой Демут, у Маркса не хватило смелости признать, что он отец ребенка, или хотя бы разрешить матери оставить ребенка в доме Марксов. Он боялся пойти наперекор внешней чопорности революционных кругов того времени, боялся он и ревности жены. Он заставил Елену Демут отдать их ребенка нищим приемным родителям. С 1883 года, в котором умер Маркс, до ее собственной смерти в 1890 году. Елена Демут оставалась экономкой Энгельса, и многие думали, что отцом ее незаконнорожденного ребенка был именно он."

Сохранил ли он единство цели? После 49 лет он не написал ни единой книги, зарывшись вместо этого в чтение объемистых и никак не связанных между собой материалов, — возвращение к привычкам своей молодости, когда он читал целыми днями (в перерывах между ночными пьянками в местной таверне), но никак не мог набраться смелости, чтобы сдать экзамен на получение докторской степени в Берлинском университете. Одним словом, его надменность и привычка считать себя Прометеем были самообманом. Однако он был неплохим актером и сумел надуть большое количество его тогдашних и нынешних почитателей в среде буржуазной интеллигенции. Они приняли его словесную напыщенность за чистую монету.

Маркс любил публично принимать позу Прометея, укравшего у богов огонь и принесшего его людям. Маркс ненавидел христианскую религию, которая, по его мнению, была "авторитарной". Он восстал против бога буржуазной цивилизации во имя пролетариата и грядущего и неизбежного коммунистического рая. Как Прометей, он принес огонь людям, или, как выразился Биллингтон, Маркс и его коллеги-революционеры разожгли огонь в умах людей. Этот огонь начал затухать лишь в последнее время.

Маркс важен в истории тем, что предоставил кажущееся научным обоснование демонической революции. Захватив воображение жаждущих крови освободителей пролетариата и вооружив бандитов с большой дороги самой передовой теорией переустройства общества, Маркс и Энгельс оказали огромное влияние на ход истории. Не напыщенные научные труды Маркса, а его пророчества относительно будущего человеческого общества привлекли к нему сторонников. Целые поколения буржуазных интеллектуалов обрели в учении Маркса то, к чему они так долго стремились: быть на стороне тех, кому принадлежит политическое господство, косвенно или непосредственно управляя ходом событий. Для них также чисто психологически был удобен тот факт, что Маркс не был пролетарием и принадлежал к их социальному классу. Карл Маркс выступил вдохновенным пророком, но не пролетарской революции, которой никогда и не было, а захвата абсолютной власти буржуазией, ряженой в пролетарские одежды.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru


Страницы: 1, 2