Реферат: Денежно-кредитная политика
Реферат: Денежно-кредитная политика
Содержание.
Введение. 3
Глава
I. Центральный банк и денежно-кредитная политика. 3
- Понятие
центрального банка. 3
- Функции
центрального банка: 5
-
Денежно-кредитная политика. 6
Глава
II. ЦБ и денежно-кредитная политика России. 11
- Задачи и функции
ЦБР. 11
- Основные
инструменты денежно-кредитной политики ЦБР. 12
-
Денежно-кредитная политика в 2000 году. 16
- Вопрос
независимости центральных банков. 17
Глава
III. Анализ сложившейся ситуации и тенденций. 19
- Причины
неэффективности банковской системы России. 19
- Итоги 2000 года
и прогнозы на ближайшее будущее. 20
Заключение. 24
Список
использованной литературы. 26
Введение.
Денежно-кредитная политика – одно из четырех
направлений единой финансовой политики государства, обеспечивающих устойчивость
экономики и достижение экономического роста. Именно она контролирует инфляцию и
рост денежной массы. Наличие в Российской Федерации достаточно высокого уровня
инфляции и несбалансированного роста денежной массы обуславливает огромный
интерес к проблемам денежно-кредитная политики и актуальность данной темы.
В своей курсовой работе я основывалась на информации
из таких журналов, как «Банковское дело», «Деньги и кредит» и некоторых других
периодических изданий и учебников. Вследствие исключительной важности проблем,
решаемых денежно-кредитной политикой, средства массовой информации (радио,
телевидение, пресса) уделяют ей большое внимание. Публикуется множество
аналитических статей, статистических сводок, прогнозов изменения ситуации в
ближайшее время и на долгосрочную перспективу.
Я рассмотрела признаки, цели, функции и инструменты
денежно-кредитной политики, характерные для большинства центральных банков.
Затем – особенности их применения в Российской Федерации, а также проблемы
российской банковской системы, прогнозы и состояние российской экономики и частично
коснулась приоритетов кредитно-денежной политики на будущий год.
Глава I. Центральные
банки и денежно-кредитная политика.
Первые ЦБ возникли 300 лет назад (Шведский Риксбанк в
1668 г.), но повсеместное распространение и современное значение они приобрели
только в последние десятилетия. Следовательно, нужно начать с определения
банка.
Банк
– это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их
от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.[1] Основное назначение
банка – посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам
и от продавцов к покупателям.
Банковская
система - совокупность различных видов национальных
банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного
механизма. Она включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других
кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную
эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие
банки осуществляют все виды банковских операций.
В
странах с развитой рыночной экономикой сложились двухуровневые банковские
системы. Верхний уровень системы представлен центральным (эмиссионным) банком.
На нижнем уровне действуют коммерческие банки и небанковские
кредитно-финансовые институты (инвестиционные компании, инвестиционные фонды,
страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании и др.).
Центральный
(эмиссионный) банк в большинстве стран принадлежит государству. Но даже если
государство формально не владеет его капиталом (США, Италия, Швейцария) или
владеет частично (Бельгия - 50%, Япония -55%), центральный банк выполняет
функции государственного органа. Центральный банк обладает монопольным правом
на выпуск в обращение (эмиссию) банкнот - основной составляющей
налично-денежной массы. Он хранит официальные золотовалютные резервы, проводит
государственную политику, регулируя денежно-кредитную сферу и валютные
отношения. Центральный банк участвует в управлении государственным долгом и
осуществляет кассово-расчетное обслуживание бюджета государства.
По
своему положению в кредитной системе центральный банк играет роль «банка
банков», т. е. хранит обязательные резервы и свободные средства коммерческих
банков и других учреждений, предоставляет им ссуды, выступает в качестве
«кредитора последней инстанции», организует национальную систему взаимозачетов
денежных обязательств либо непосредственно через свои отделения, либо через
специальные расчетные палаты.
Банки, имеющие право выпуска кредитных денег в форме
наличных банкнот и в форме записей на счетах и служащие важным ресурсом для
совершения кредитных операций, называются эмиссионными.[2]
В Англии роль такого банка выполняет Английский Банк,
во Франции – Французский Банк, в США – 12 федеральных резервных банков,
входящих в единую федеральную резервную систему США (Fed).
В связи с расширением функций эмиссионных банков, в
теории и на практике стало употребляться понятие центральный банк.
1.
Денежно-кредитное
регулирование экономики;
2.
Эмиссия кредитных
денег – банкнот;
3.
Контроль за
деятельностью кредитных учреждений;
4.
Аккумуляция и
хранение кассовых резервов других кредитных учреждений;
5.
Кредитование
коммерческих банков (рефинансирование);
6.
Кредитно-расчетное
обслуживание правительства (например, обслуживание облигаций государственного
займа, эмиссионно-кассовое исполнение государственного бюджета);
7.
Хранение
официальных золотовалютных резервов.
Конечно, главной функцией центрального банка является
кредитное регулирование. Помимо административных методов (установления прямых
ограничений на деятельность коммерческих банков, проведения инспекций и
ревизий, издания инструкций, сбора и обобщения отчетности и т. д.), центральные
банки располагают и экономическим инструментарием для регулирования банковской
сферы. Его основными составляющими являются: политика минимальных резервов,
открытого рынка и учетная политика.
Денежно-кредитная политика, основным проводником
которой, как правило, является ЦБ, направлена главным образом на воздействие на
валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской
системы и, следовательно, экономики. Достижение этих задач преследует цель
стабильности экономического роста, низкой безработицы и инфляции.
Чаще всего денежно-кредитная политика представляет
собой один из элементов всей экономической политики и прямо определяется приоритетами
правительства. Взаимоотношения ЦБ и правительства в проведении
денежно-кредитной политики обычно четко определены. Правительство ограничено в
своих действиях и обычно не вмешивается в повседневную деятельность банка,
согласовывая лишь общую макроэкономическую политику. Различают «узкую» и
«широкую» денежно-кредитную политику. Под узкой политикой имеют в виду
достижение оптимального валютного курса с помощью инвестиций на валютном рынке,
учетной политики и других инструментов, влияющих на краткосрочные процентные
ставки. Широкая политика направлена на борьбу с инфляцией через воздействие на
денежную массу в обращении. С помощью прямых и косвенных методов кредитного
контроля регулируется ликвидность банковской системы и долгосрочные процентные
ставки. Денежно-кредитная политика должна быть четко увязана с бюджетом и
налоговой политикой и, соответственно, финансированием госбюджета.
Основные инструменты денежно-кредитной политики:[3]
·
Официальная
учетная ставка
– относительно редко
изменяемая ставка ЦБ, по которой он готов учитывать векселя или предоставлять
кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции.
·
Обязательные
резервы – часть ресурсов банков, внесенных по
требованию властей на беспроцентный счет в ЦБ.
·
Операции на
открытом рынке.
·
Валютные
интервенции – вмешательство центрального банка на
валютном рынке[4], то есть, купля-продажа валюты для
воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы.
·
Моральное
воздействие – рекомендации,
заявления, собеседования, играющие важную роль в денежно-кредитной политике
многих развитых стран.
·
Разумный
банковский надзор – различные
методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их
безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных
коэффициентов.
·
Контроль за
рынком капиталов – порядок
выпуска акций и облигаций, квоты выпуска, очередность эмиссии и т. д.
·
Допуск к
рынкам –
регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским
учреждениям.
·
Специальные
депозиты – часть
прироста депозитов или кредитов коммерческих банков, изъятая на беспроцентные
счета в ЦБ.
·
Количественные
ограничения –
потолки ставок, прямое ограничение кредитования, периодическое «замораживание»
процентных ставок.
·
Управление
государственным долгом – эмиссия государственных облигаций нейтрализует ликвидность банков и
связывает их средства.
·
Таргетирование
– установление
целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы.
·
Регулирование
фондовых и фьючерских операций путем установления обязательной маржи.
·
Нормы
обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных
институтов.
Политика минимальных резервов впервые была опробована в США в 30-е
годы, и сразу после второй мировой войны ее внедрили в практику центральные
банки всех ведущих капиталистических стран. Минимальные резервы - это вклады
коммерческих банков в центральном банке, размер которых устанавливается
законодательством в определенном отношении к банковским обязательствам.
Первоначально практика резервирования средств предназначалась для страхования
коммерческих банков. ЦБ берет на себя функцию аккумулирования минимального
резерва, который не подлежит кредитованию.
Другая функция подобного резервирования заключается в
том, что, изменяя процент резерва, ЦБ влияет на сумму свободных денежных
средств коммерческих банков. В период бума для его «охлаждения» ЦБ повышает
норму резерва, а в период кризиса - наоборот. Повышение нормы резерва на 1 - 2
процентных пункта - действенное средство ограничения кредитной экспансии. Как
правило, норма минимальных резервов дифференцируется. Например, в США в 1972 -
1976 гг. она варьировалась в зависимости от конъюнктуры, вида и величины
вкладов от 1 до 17,5%.[5]
Операции на открытом рынке – покупка и продажа государственных
ценных бумаг с целью увеличения или уменьшения средств коммерческих банков.
Путем изменения объема купли-продажи ценных бумаг и уровня цен, по которым они
продаются или покупаются, центральный банк может осуществлять гибкое и быстрое
воздействие на кредитную активность коммерческих банков.
Девизные операции (валютные
интервенции) – это
покупка и продажа иностранной валюты для поддержания в определенных пределах
курса национальной денежной единицы.
За последние десятилетия взгляды экономистов на
валютные интервенции претерпели существенные изменения. Администрация президента
США Р. Рейгана считала их дорогими и неэффективными инструментами
денежно-кредитной политики. В Европе же после образования так называемого
механизма обменных курсов в 1979 г. центральные банки активно использовали
валютные интервенции.
Существует три альтернативных критерия определения
эффективности валютных интервенций.
1.
«Направление» -
если направление движения валютного курса совпадает с направлением интервенции,
то она эффективна. Иными словами, если центральный банк продает или покупает
валюту, то ее курс должен, соответственно, понижаться или повышаться.
2.
«Сглаживание» -
интервенция эффективна, когда усилиями ЦБ замедляется развитие тренда. Если
курс падает, то интервенция должна приводить к плавному падению, а если
увеличивается – то к торможению роста.
3.
«Разворот» - интервенция
эффективна, когда выполняется не только первый критерий, но и в ходе
интервенции полностью нивелируется колебание валютного курса за предыдущий
период. Происходит разворот тренда или центральный банк «гребет против течения».[6]
Еще одним классическим инструментом в практике
центральных банков является политика учетной ставки, т.е. установление
ставки процента за кредиты, которые центральный банк предоставляет коммерческим
банкам (ставки рефинансирования). Коммерческие банки предоставляют ЦБ платежные
обязательства - векселя. Это могут быть как собственные векселя банков, так и
обязательства третьих лиц, имеющиеся в банках. ЦБ покупает, учитывает эти
векселя, удерживая при этом определенный процент в свою пользу. Средства,
полученные от ЦБ, предоставляются заемщикам коммерческих банков. Цена этого
кредита - процентная ставка - должна быть выше учетной, иначе коммерческие банки
будут убыточны. Поэтому, если ЦБ повышает учетную ставку, это приводит к удорожанию
кредита для клиентов коммерческих банков. Это, в свою очередь, способствует
уменьшению займов и, следовательно, снижению инвестиций. Таким образом, манипулируя
учетной ставкой, ЦБ имеет возможность влиять на капиталовложения в производство.
- Политика «дешевых» и «дорогих» денег.
Выделяют два вида денежно-кредитной
политики – политику «дешевых» и «дорогих» денег.
Политика «дешевых» денег характеризуется снижением
ставки рефинансирования и нормы обязательных резервов. Также в целях стимуляции
центральный банк покупает ценные бумаги у хозяйствующих субъектов. Это –
стимулирующая политика, направленная на высвобождение денежных средств в
экономике.
Ее противоположностью является политика «дорогих»
денег. Ее признаками являются повышение нормы обязательного резервирования и
учетной ставки, а также скупка центробанком ценных бумаг.
В Российской Федерации проводится политика «дорогих»
денег, но это не совсем правильно с учетом ситуации в настоящее время. Банки,
потерявшие значительную часть своих активов в августе 1998 года, не располагают
значительными свободными средствами. И сдерживающая политика не оказывает
положительного влияния на банковскую систему России.
Глава II. ЦБ и
денежно-кредитная политика России.
Задачи
и функции Банка России определены Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)».
Основная
цель деятельности Банка России - защита и обеспечение стабильности рубля. При
этом Банк России выступает как единственный эмиссионный центр, а также как
орган банковского регулирования и надзора. Комплекс основных функций Банка России
закреплен в статье 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)», в соответствии с которой Банк России:
·
во взаимодействии
с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую
государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и
обеспечение устойчивости рубля;
·
монопольно
осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
·
является
кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему
рефинансирования;
·
устанавливает
правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
·
устанавливает
правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для
банковской системы;
·
осуществляет
государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии
кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом:
осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с
федеральными законами:
осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации
все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач;
·
осуществляет
валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной
валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
·
организует и
осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные
банки в соответствии с законодательством Российской Федерации:
принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации
и организует составление платежного баланса Российской Федерации:
проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в
целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых
отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные, а также
выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами.
1.
Обязательные
резервы.
Норма
обязательных резервов широко используется государством для увеличения или
уменьшения свободной денежной массы. Естественно, увеличение нормы обязательного
резервирования влечет за собой уменьшение свободной денежной массы.
В
данной таблице представлены нормы обязательных резервов по привлеченным
средствам юридических и физических лиц за 1998 и 1999 годы. Заметно, что в 1999
году по сравнению с 1998 годом была применена более гибкая политика и введена
дифференциация норм в зависимости от операций, осуществляемых банком.
Страницы: 1, 2
|