рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Бюджет рефераты

Важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. Культура в широком смысле - один из центральных компонентов экономического развития. Ускоренное развитие человеческих способностей - главный двигатель человеческого прогресса. В социальной политике приоритеты - поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры. Должны быть существенно усилены гарантии социальных и экономических прав граждан России, проводиться активная социальная политика, обеспечивающая адресную защиту социально слабых слоев населения, обеспечено эффективное использование денежных средств, выделяемых на социальные цели, на решение жилищной проблемы.

Расходы на социально-культурные мероприятия связаны с выполнением государством его социальных функций. Расходы на социально-культурные мероприятия включают затраты на образование, здравоохранение и физическую культуру, социальное обеспечение, социальную помощь, культуру и искусство, средство массовой информации. Наибольшие суммы направляются на финансирование образования.

Основной принцип расходования бюджетных средств - строгое их регламентирование по назначению и времени. Учреждение не вправе расходовать денежные средства на цели, не предусмотренные сметой.

Значительное внимание уделяется социальной защите наименее обеспеченных слоев населения. Предусматриваются меры по повышению минимального уровня заработной платы, увеличению пособий по безработице, компенсации на питание детей дошкольного возраста, школьников, студентов, по упорядочению заработной платы работников бюджетных учреждений.

Следует иметь в виду, что крупная часть социальных расходов проходит по внебюджетным социальным фондам.

Развитие здравоохранения предусматривает его поэтапное реформирование, введение многоканальности финансирования, выделение лечебным учреждениям средств в зависимости от объема и качества осуществляемых медицинских услуг.

Расходы на оборону вытекают из функций государства. Общий размер и уровень расходов на оборону зависит от различных внутренних и внешних факторов: международной обстановки; протяженности и характера границ, обусловленных размерами территории страны; современного развития военного дела и состояния технической оснащенности армии и флота, необходимости повышения уровня жизни личного состава и проведения социально-культурных мероприятий и Вооруженных Силах; экономических возможностей страны.

Крупные расходы на оборону вызваны необходимостью сохранения и развития комплекса оборонной промышленности, поддержания боеготовности армии, продолжения разработки новейших образцов вооружений, а также усилением социальной защищенности военнослужащих и членов их семей, повышением окладов офицерскому составу, ростом цен на военную продукцию и рядом других причин.

Расходы на управление включают в себя следующие группы расходов:

·     на содержание правоохранительных органов, судов и органов прокуратуры. Осуществляются для обеспечения общественной безопасности;

·     на содержание органов государственной власти. Выступают в качестве финансовой базы деятельности Федерального Собрания РФ, администрации Президента и Конституционного суда;

·     на содержание органов государственной власти. Включают затраты Правительства, республиканских министерств и ведомств, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации и местного самоуправления, дипломатических учреждений и других ведомств;

·     на проведение выборов и референдумов. Включают в себя все затраты на выборы народных депутатов, Президента, народных судей и проведения референдумов;

·     прочие расходы, проходящие по другим разделам бюджетных расходов.[4]

Планирование и финансирование расходов на управление осуществляется так же, как и расходов на социально-культурные нужды.

Наиболее значительный рост расходов в последние годы произошел по погашению и обслуживанию государственного долга и по расходам на финансовую поддержку территорий.

Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного финансирования, к основным принципам которого относятся:

·     достижение максимального эффекта при минимуме затрат;

·     целевой характер использования бюджетных ассигнований;

·     предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований;

·     безвозвратность бюджетных ассигнований.[5]

Глава 2. Анализ Федерального бюджета в 2000-2001 годах

2.1. Цели и задачи бюджетной политики

Цели и задачи бюджетной политики определены в Ежегодном бюджетном послании Президента. Президент представляет бюджетное послание в Федеральное Собрание и направляет его для опубликования в печати. Бюджетное послание Президента включает:

1.    основные показатели социально-экономического развития РФ на соответствующий период;

2.    сводный финансовый баланс по территории РФ;

3.    основные направления бюджетной политики РФ;

4.    сведения о государственных доходах на территории РФ;

5.    проект бюджета РФ;

6.    проект консолидированного бюджета РФ;

7.    оценку исполнения бюджетов предшествующего и текущего финансовых годов.

Основными приоритетами бюджетной политики в 2001г. были названы:

·     Принятие налоговых законов, составляющих основу части второй Налогового кодекса (введение единой ставки подоходного налога; уменьшение обложения фонда оплаты труда; ликвидация налогов, уплачиваемых с выручки от реализации товаров и услуг; отмена большинства льгот).

·     Инвентаризация и оценка эффективности всех бюджетных расходов.

·     Уточнение и сокращение обязательств, которые не могут быть профинансированы в 2000-2001 годах.

·     Концентрация ресурсов федерального бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении заведомо неэффективных расходов.

·     Четкое разграничение расходных и налоговых полномочий между бюджетами трех уровней.

·     Урегулирование кредиторской задолженности федерального бюджета.

·     Завершение реструктуризации государственного долга, начало функционирования единой системы управления государственным долгом.

·     Завершение формирования казначейской системы на федеральном уровне, ускорение этого процесса на других уровнях бюджетной системы.

·     Обеспечение прозрачности бюджетов и бюджетных процедур.

·     Переход к управлению государственными активами на новых принципах. Нужно провести инвентаризацию государственного имущества, его оценку, завершить разграничение прав собственности на государственное имущество по уровням власти.

В Бюджетном послании президента Владимир Путин заявил, что бюджет 2002 г. должен быть бездефицитным.

При формировании бюджета 2002 года, по словам президента, необходимо четко соблюдать следующие приоритеты:

·     государственная политика,

·     социальная сфера,

·     безопасность государства,

·     поддержка образования и научного потенциала.

При этом основное внимание, по его словам, необходимо обратить на судебную реформу и реформу госслужбы.

Владимир Путин добавил, что не следует допускать при исполнении бюджета "растрачивания допдоходов". Принципиально важно, по словам президента, "максимально снизить зависимость федерального бюджета и всю экономику от внешних факторов - таких, как цены на нефть".[6]

Бюджет должен состоять из двух частей. В первой части необходимо заложить пессимистические оценки цен на экспортные товары. Вторая часть должна образовываться из допдоходов, и прежде всего, экспортных доходов.

В своем Бюджетном послании президент также признал угрозу инфляции.

2.2. Анализ доходов и расходов бюджета в 2000 и 2001 гг. Прогнозы на будущее

Исполнение федерального бюджета в январе - декабре 2000 года осуществлялось в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год", Федеральными законами от 10  июля 2000 г. № 94-ФЗ, от 5 августа 2000 г. № 111-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в  Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 год", Федеральным законом "О внесении  изменений в приложение 4 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2000 год",  Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О  федеральном бюджете на 2000 год" в связи с получением дополнительных доходов" и другими  нормативными правовыми актами.

В течение 2000 года в экономике страны имела место положительная динамика основных  макроэкономических показателей.

По данным Госкомстата России, объем валового внутреннего продукта за январь - декабрь 2000  года составил 6946,5 млрд. рублей, или 107,7 % к соответствующему периоду 1999 года. Темп  роста объема производства промышленной продукции в 2000 году относительно 1999 года  составил 109,0 %, инвестиций в основной капитал - 117,7 %, продукции сельского хозяйства - 105,0  %, грузооборота транспорта - 104,8 %, оборота розничной торговли - 108,9 процента. Прирост  потребительских цен в декабре 2000 года к декабрю 1999 года составил 20,2 процента.  Официальный курс рубля по отношению к доллару США по состоянию на 30 декабря 2000 года  составил 28,16 рубля за 1 доллар США вместо прогнозного курса 32,0 рубля за 1 доллар США,  учтенного в расчетах к федеральному бюджету на 2000 год.

На положительную динамику основных экономических показателей значительное влияние  оказали благоприятная конъюнктура мировых цен на нефть (в течение года цена на нефть  колебалась в пределах 28 - 30 долларов США за 1 баррель и увеличилась по сравнению с 1999  годом в среднем в 1,6 раза) и продукты ее переработки, газ, металлы, продукцию лесной и  деревообрабатывающей промышленности, оживление производства в отраслях, занятых  производством импортозамещающей продукции, прежде всего в легкой промышленности (за  январь - декабрь 2000 года объемы производства в легкой промышленности по сравнению с  соответствующим периодом 1999 года увеличились на 22,0 процента).

В 2000 году несколько улучшилось финансовое состояние предприятий и организаций и  нормализовались производимые ими платежи и расчеты, что способствовало сокращению  количества убыточных предприятий и организаций. Сальдированный финансовый результат  (прибыль минус убыток) хозяйствующих субъектов основных отраслей промышленности в  январе - ноябре 2000 года увеличился в 1,8 раза по сравнению с соответствующим периодом 1999  года.

 Реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились в январе - декабре 2000 года  по сравнению с 1999 годом на 9,1 %, общая численность безработных сократилась на 17,9  процента.

Темпы роста цен производителей промышленной продукции (131,6 % в декабре 2000 года к  декабрю 1999 года) существенно опережают темпы роста потребительских цен. Рост цен  производителей промышленной продукции, а также произошедшее с августа 2000 года  увеличение железнодорожных тарифов и повышение тарифов на электроэнергию стимулировали  инфляцию издержек в отраслях производственного сектора и оказали негативное влияние на рост  потребительских цен. Увеличение издержек снижает инвестиционную привлекательность  основных отраслей промышленности, ограничивая потенциал экономического роста на  ближайшую перспективу.

Сложившаяся динамика макроэкономических показателей свидетельствует о существенном  отклонении важнейших бюджетообразующих показателей от использованных в расчетах к  проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год".

Утвержденные статьей 1 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" объемы  доходов и расходов федерального бюджета рассчитывались исходя из валового внутреннего  продукта в сумме 5350,0 млрд. рублей, уровня инфляции - 18,0 %, цены на нефть - 16,4 доллара  США за 1 баррель. Объем валового внутреннего продукта в 2000 году превысил принятый в  расчетах на 1596,5 млрд. рублей, уровень инфляции - на 2,2 %, средняя цена на нефть - в 1,7 раза.

В целом положительная динамика макроэкономических показателей способствовала  расширению налогооблагаемой базы и увеличению платежей в федеральный бюджет. За счет  превышения в 2000 году уровня ряда макроэкономических показателей над учтенными в расчетах  к федеральному бюджету были получены существенные дополнительные доходы федерального  бюджета, что позволило практически в течение всего 2000 года исполнять федеральный бюджет с  профицитом.

По состоянию на 1 января 2000 года остатки средств федерального   бюджета на счетах в банках составляли 66282,8 млн. рублей. В январе - декабре 2000 года в доходы  федерального бюджета поступило 1115906,3 млн. рублей. Осуществлены заимствования в объеме  251782,6 млн. рублей. Все поступления, включая входящие остатки, заимствования, поступления  от продажи имущества, реализации государственных запасов драгоценных металлов и  драгоценных камней, составили 1509447,3 млн. рублей. За счет этих средств исполнены расходы  федерального бюджета в объеме 956131,1 млн. рублей, погашена основная сумма  государственного долга в объеме 408422,3 млн. рублей, осуществлены расходы на пополнение  государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней в сумме 8762,8 млн.  рублей. По состоянию на 1 января 2001 года остатки средств федерального бюджета на счетах в  банках составили 136131,2 млн. рублей, или 14,2 % от произведенных расходов за январь - декабрь  2000 года.

Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О  федеральном бюджете на 2000 год" в связи с получением дополнительных доходов" доходы  федерального бюджета по сравнению с первоначально утвержденными увеличены на 306061,1  млн. рублей, или в 1,4 раза, из них: по налоговым доходам - на 274873,6 млн. рублей, неналоговым  доходам - на 1882,9 млн. рублей, по доходам целевых бюджетных фондов - на 29214,5 млн. рублей.

 По оперативным данным Счетной палаты Российской Федерации, доходы федерального бюджета  в январе - декабре 2000 года составили 1109857,7 млн. рублей.

С учетом отчислений в Федеральный фонд Министерства Российской Федерации по налогам и  сборам и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации и в Фонд  контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации доходы  федерального бюджета в январе - декабре 2000 года составили 1115906,3 млн. рублей, или 100,6 %  от утвержденного объема.

В январе - декабре 2000 года налоги и иные платежи, контролируемые Министерством  Российской Федерации по налогам и сборам, поступили в федеральный бюджет в сумме 629374,8  млн. рублей, что составляет 56,4 % от общего объема доходов федерального бюджета,  контролируемые Государственным таможенным комитетом Российской Федерации - в сумме  358804,5 млн. рублей (32,2 %), контролируемые Министерством имущественных отношений  Российской Федерации - в сумме 19114,1 млн. рублей (1,7 процента).[7]

Теперь о расходах Федерального бюджета в 2000 г.

На уровне ниже среднего исполнены расходы по разделам: "Мобилизационная подготовка  экономики" (84,3 %), "Культура, искусство и кинематография" (86,3 %), "Средства массовой  информации" (87,9 %), "Образование" (88,3 %), "Здравоохранение и физическая культура" (88,6  %), "Промышленность, энергетика и строительство" (90,7 %), "Предупреждение и ликвидация  чрезвычайных ситуаций" (93,7 %), "Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение  международных договоров" (94,1 процента). Не в соответствии с бюджетными назначениями  исполнены расходы по разделу "Международная деятельность" (49,4 % от утвержденного  годового показателя).

 По подразделам федерального бюджета, имеющим социальную направленность, расходы  произведены на недостаточном уровне. Так, расходы на государственные пособия гражданам,  имеющим детей, (по подразделу 1807) составили 9,2 % от годовых бюджетных назначений, на  молодежную политику - 79,3 процента.

 В течение 2000 года не выделялись средства федерального бюджета на государственную  поддержку развития фермерства, на централизованные закупки некоторых видов медицинских  препаратов (гормонов роста для лечения детей, больных гипофизарным нанизмом,  онкогематологических препаратов, иммунодепрессантов для лечения больных, перенесших  операции по пересадке органов).

 Несмотря на принимаемые Правительством Российской Федерации меры по погашению  кредиторской задолженности Минобороны России перед поставщиками продукции (работ,  услуг), сумма этой задолженности остается значительной и по состоянию на 1 декабря 2000 года  составила 49,4 млрд. рублей.

 В январе - декабре 2000 года финансовая помощь субъектам Российской Федерации оказана в  сумме 101380,7 млн. рублей, или 104,2 % от годовых бюджетных назначений.

 Расходы произведены по всем видам финансовой помощи, включая дополнительную  финансовую помощь из федерального бюджета бюджетам Республики Коми и Красноярского  края на северный завоз, государственную финансовую поддержку прибрежных регионов,  финансирование расходов на содержание объектов жилищного фонда и социальной сферы,  переданных в ведение органов местного самоуправления до 1 января 2000 года.

 В 2000 году перечислено субъектам Российской Федерации бюджетных ссуд на сумму 12078,0  млн. рублей. По состоянию на 31 декабря 2000 года произведены взаимные расчеты по  задолженности федерального бюджета по средствам, причитающимся субъектам Российской  Федерации, и задолженности субъектов Российской Федерации по бюджетным ссудам (кредитам)  на сумму 3375,3 млн. рублей.

Страницы: 1, 2, 3