Реферат: Бюджетный дефицит и государственный долг
По данным Минфина России, государственный внешний долг
нашей страны по состоянию на 1 января 2004 г. составлял 119,7 млрд. долл. США
(см. рис. 3). Основная часть долга приходится на страны - члены Парижского
клуба кредиторов. Крупнейшими кредиторами России являются Германия, Италия,
Франция, Япония. Велика также рыночная составляющая внешнего долга, выраженная
в еврооблигациях.
По данным Внешэкономбанка, суммарный объем
обязательств зарубежных стран перед Россией на 1 января 2004 г. составлял около
85 млрд. долл. США. Эта цифра включает обязательства стран и входящих, и не
входящих в Парижский клуб кредиторов, а также обязательства стран СНГ. Как
видно из рисунка 2, основная часть задолженности иностранных государств (более
76 млрд. долл. США) перед Россией приходится на страны, не входящие в Парижский
клуб кредиторов, и 3/4 этой задолженности — на пять стран: Афганистан, Ирак,
КНДР, Кубу и Сирию (см. таблицу 4)
Таблица 4 - Задолжность иностранных государств – крупнейших
должников России (в млрд. $ США) [7, стр.7]
Страна
- заемщик |
Сумма
задолженности |
По
основному
долгу
|
По
начисленным
и
неуплаченных
процентам
|
Итого |
Республика
Куба |
16,40 |
3,09 |
19,49 |
Сирийская
Арабская Республика |
10,76 |
3,29 |
14,05 |
Республика
Ирак |
6,43 |
3,68 |
10,11 |
Переходное
Исламское Государство
Афганистан
|
7,87 |
2,21 |
10,07 |
Корейская
Народно – Демократическая
Республика
|
4,49 |
2,53 |
7,01 |
Алжирская
Народно – Демократическая
Республика
|
3,16 |
1,38 |
4,53 |
Социалистическая
Народная Ливийская
Арабская
Джамахирия
|
2,27 |
1,12 |
3,39 |
Республика
Индия |
2,63 |
0,05 |
2,68 |
Йеменская
Республика |
1,27 |
0,00 |
1,27 |
Федеративная
Демократическая Республика Эфиопия |
1,27 |
0,00 |
1,27 |
Китайская
Народная Республика |
1,11 |
0,04 |
1,16 |
Рассмотрим структуру долга перед Россией в разрезе
валют, в которых номинирован долг иностранных государств (за исключением стран
СНГ). Как видно из таблицы выше из рисунка 3, большая часть иностранного долга
перед Россией (около 60%) номинирована в советских и переводных рублях, то есть
в валюте не существующего в настоящее время государства. Данное обстоятельство
серьёзно усложняет переговорную позицию России при урегулировании долгов иностранных
государств, так как даже в случае признания ими долга перед нашей страной
остаётся проблема пересчёта курса валют, по которым будет погашаться.
Соответственно возникают сложности и в планировании бюджетных доходов страны,
связанных с поступлениями от выплат по иностранному долгу перед Россией.
Таблица 5 - Структура иностранного долга перед Россией
в разрезе волют [7, стр.7]
Наименование
валюты |
Код
валюты по ОКВ |
Сумма
задолженности |
В
валюте,
млрд.
ед.
|
Эквивалент
В
млрд. $
|
Доллары
США |
USD |
22,629 |
22,629 |
Передовые
рубли |
TRR |
19,120 |
19,120 |
Советские
рубли |
SUR |
21,085 |
35,142 |
Специальные
права заимствования |
XDR |
1,210 |
1,792 |
Евро |
EUR |
1,026 |
1,292 |
Другие
валюты |
|
- |
2,866 |
Итого |
|
- |
82,841 |
Рисунок 4 - Структура иностранного долга перед Россией
в разрезе валют (в%)[7, стр.8 ]
В настоящее время общий размер внешнего долга России
соизмерим с размером иностранного долга перед Россией. Если бы качественная
структура задолженности иностранных государств была близка к структуре
российского внешнего долга, то Россия могла бы выплачивать свой внешний долг
только за счет платежей от погашения и обслуживания долга иностранных
государств перед ней. Фактически произошел бы обмен российского долга на долг
перед Россией. [14, стр. 5]
Однако в действительности это маловероятно. Внешний
долг России в основном урегулирован (практически нет взаимных претензий сторон
по нему) и большая его доля приходится на задолженность развитым странам
(характеризующимся сильной международной позицией) и рыночную задолженность. С
учетом того, что Россия уже не относится к числу беднейших стран, а также
устойчивости платежного баланса страны списание ее внешнего долга не
представляется реальным. Более того, в настоящее время при обсуждении проблемы
досрочной выплаты Россией долга странам Парижского клуба кредиторы выдвигают
требования погашения не только основной суммы оставшейся задолженности, но и
всех процентных платежей будущих периодов по обслуживанию этого долга (то есть
без дисконта), не говоря уже о том, что они не согласны с частичным списанием
его основной суммы. Повышение суверенного рейтинга России до инвестиционного
уровня тремя ведущими международными рейтинговыми агентствами только усиливает
переговорную позицию кредиторов России относительно возврата внешнего долга
Парижскому клубу в полном объеме без дисконта. Данного мнения придерживаются
также иностранные и российские специалисты. [27]
Стоимость обслуживания внешнего долга России
достаточно высока. Как считает министр финансов России А. Кудрин, стоимость
обслуживания долга примерно в три-четыре раза выше, чем аналогичный долг в
странах "большой восьмерки" у нас на проценты по внешнему долгу
только в год уходит до семи миллиардов долларов.
Существенная часть задолженности иностранных государств
перед Россией по-прежнему остается неурегулированной, причем в немалой степени
она приходится на беднейшие страны, которые не в состоянии обслуживать свои
долги. Членство России в Парижском клубе накладывает на нее обязательства по
списанию значительной части долгов беднейших стран как клиентов Парижского
клуба, так и не входящих в их число (если для урегулирования задолженности
таких стран применяются процедуры Парижского клуба), что и происходит в
действительности. По некоторым оценкам, за последние десять лет Россия списала
своим должникам более 45 млрд. долл. США. [17, стр.7]
В отдельных случаях списание Россией задолженности
иностранных государств сопровождается дополнительными условиями, например,
участием России в активах страны-должника, поставкой должником товаров в счет
погашения части долга и т.п. Отметим, что большая часть иностранного долга
перед Россией сформировалась за счет поставок спецтехники из СССР.
Таким образом, фактические финансовые потоки по
обслуживанию Россией своего внешнего долга и иностранного долга перед ней
различаются как минимум на порядок. В частности, в 2002 г. объем поступлений в
денежной форме в федеральный бюджет в счет погашения и обслуживания
задолженности по кредитам иностранных государств перед Россией составил около
508 млн. долл. США (без учета других форм погашения), а платежи по обслуживанию
и погашению внешнего долга — примерно 15 млрд. долл. США, из них более 1/3
пришлось на выплату процентов. [18]
Устойчивое положительное сальдо платежного баланса
России, наличие профицита бюджета, а также высокий уровень золотовалютных
резервов Банка России позволяют в полной мере и своевременно осуществлять
обслуживание и погашение (в том числе досрочное) внешнего долга, что ведёт к
сокращению бюджетного дефицита. Однако этот факт не должен снимать с повестки
дня проблему урегулирования долга иностранных государств перед нашей страной.
Заключение
На основе приведенной выше информации можно сделать
следующий вывод: бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны.
Ежегодный дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга,
либо путем эмиссии денег. Даже бездефицитный бюджет не может свидетельствовать
о здоровье экономики, если у государства большой долг. Поэтому к анализу
дефицита государственного бюджета следует подходить очень внимательно.
Ежегодно сбалансированный бюджет является целью и
нашей финансовой политики. Но, теоретически, ежегодное балансирование снижает
или вовсе исключает эффективность фискальной политики государства. Так, в периоды
спада и длительной безработицы доходы населения падают, следовательно,
уменьшаются и налоговые поступления в бюджет. Государство в этом случае для
балансирования бюджета должно либо увеличить налоги, либо снизить госрасходы,
что приведет к снижению совокупного спроса.
В другом случае, в условиях инфляции при повышении
денежных доходов автоматически увеличиваются и налоговые поступления. Для
уменьшения поступлений государство должно либо снизить налоговые ставки, либо
увеличить госрасходы. Но обе эти меры или их сочетания приведут к росту деловой
активности, занятости и, в конечном счете, не уменьшат инфляцию.
В целом ситуация с бюджетным дефицитом тяжелая, но не
катастрофическая. Первоочередной задачей является увеличение валютных
поступлений в бюджет.
Немаловажно отметить и необходимость осуществления
налоговой и структурной бюджетной реформы. Главной целью совершенствования
бюджетно-налоговой политики государства должно быть усиление ее стимулирующей
функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в
начале третьего тысячелетия.
В области налоговой политики предстоит реформа всей
системы налогов и сборов, законодательных основ налогообложения. Необходимо
добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и по возможности –
снизить налоговое давление на экономику и ограничить его негативное воздействие
на темпы роста производства, инвестиций и экспорта.
Расходы бюджета России должны определяться задачами
социально-экономического развития. Нужно реализовать меры по усилению контроля
за целевым использованием государственных средств, упорядочить механизм
предоставления различным субъектам и на реализацию государственных программ.
Государственный долг необходимо использовать по
возможности как инструмент оживления экономики. При этом предстоит обеспечивать
оптимальное соотношение долгосрочных и краткосрочных государственных
обязательств и муниципальных займов, а так же использовать прогнозные источники
обслуживания и погашения государственного долга, при этом необходимо учесть
горький опыт ГКО.
Таким образом, преодоление тяжелой существующей
ситуации требует понимания проблем, путей их решения и тяжелого кропотливого
труда.
Глоссарий
Бюджет- роспись доходов и расходов государства,
предприятия или отдельного лица на определённый срок.
Бюджетный дефицит- превышение расходов государства над
его доходами в данном финансовом году. Используется как инструмент фискальной
политики государства для повышение совокупного спроса и деятельности.
Государственный долг – это сумма непогашенных
дефицитов госбюджетов, накопленная за всё время существования страны.
Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит -
существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного
бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью
государства.
Операционный дефицит - общий дефицит государственного
бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию
государственного долга.
Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета -
разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.
Структурный дефицит- дефицит, возникающий в результате
сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных
расходов и снижению налогов с целью предотвращения спада.
Циклический дефицит- это дефицит бюджета, возникающий
в результате спада производства.
Приложение
1
Внешний долг Российской Федерации в 2002 году по
срокам погашения
(млрд. долларов США) [20]
|
1
января `02 |
1
апреля `02 |
1
июля `02 |
1
октября `02 |
1
января `03 |
Всего: |
150,8 |
149,9 |
150,6 |
149,3 |
153,5 |
Краткосрочные
долговые обязательства |
30,7 |
30,1 |
30,7 |
29,3 |
28,2 |
Долгосрочные
долговые обязательства |
120,1 |
119,9 |
119,9 |
120,0 |
125,2 |
Органы
государственного управления |
113,2 |
111,3 |
108,4 |
106,1 |
104,7 |
Краткосрочные
долговые обязательства |
17,2 |
17,5 |
17,7 |
17,1 |
14,9 |
Долговые
ценные бумаги |
0,0 |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
Текущие
счета и депозиты |
4,2 |
4,2 |
4,3 |
4,3 |
4,4 |
Просроченная
задолженность |
13,0 |
13,3 |
13,3 |
12,8 |
10,6 |
Долгосрочные
долговые обязательства |
96,0 |
93,7 |
90,8 |
89,0 |
89,8 |
Долговые
ценные бумаги |
29,3 |
28,9 |
28,1 |
28,1 |
28,5 |
Ссуды
и займы |
66,6 |
64,8 |
62,6 |
60,9 |
61,2 |
Банковская
система (без участия в капитале)* |
13,6 |
13,6 |
14,2 |
13,6 |
15,2 |
Краткосрочные
долговые обязательства |
11,2 |
10,6 |
10,7 |
9,9 |
10,8 |
Долговые
ценные бумаги |
1,0 |
0,7 |
0,8 |
0,6 |
1,0 |
Ссуды
и займы |
3,8 |
4,2 |
3,5 |
2,9 |
3,4 |
Текущие
счета и депозиты |
5,2 |
4,8 |
5,4 |
5,5 |
5,4 |
Прочие
долговые обязательства |
1,2 |
1,0 |
1,0 |
0,9 |
1,0 |
Просроченная
задолженность |
0,7 |
0,7 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
Прочее |
0,5 |
0,3 |
0,5 |
0,5 |
0,6 |
Долгосрочные
долговые обязательства |
2,4 |
3,0 |
3,5 |
3,8 |
4,4 |
Долговые
ценные бумаги |
0,6 |
1,0 |
1,1 |
1,2 |
0,7 |
Ссуды
и займы |
1,2 |
1,4 |
1,8 |
1,9 |
2,8 |
Депозиты |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,6 |
0,8 |
Прочие
долговые обязательства |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Нефинансовые
предприятия (без участия в капитале) |
24,0 |
25,1 |
28,0 |
29,6 |
33,6 |
Краткосрочные
долговые обязательства |
2,2 |
1,9 |
2,3 |
2,3 |
2,5 |
Ссуды
и займы |
2,2 |
1,9 |
2,3 |
2,3 |
2,5 |
Долгосрочные
долговые обязательства |
21,8 |
23,2 |
25,7 |
27,3 |
31,1 |
Ссуды
и займы |
21,8 |
23,2 |
25,7 |
27,3 |
31,1 |
Приложение 2
Основные показатели задолженности в период с 2002 по
2004 годы. (млн. долларов США) [23]
|
Сентябрь
2002г |
Апрель
2003 г |
Апрель
2004г |
Основной
долг |
% |
Основной
долг |
% |
Основной
долг |
% |
Задолженность
перед странами-официальными кредиторами, банками и фирмами |
438,546 |
82,743 |
150,506 |
22,261 |
147,207 |
21,156 |
Задолженность
перед международными финансовыми организациями |
73,504 |
59,274 |
288,098 |
35,035 |
363,315 |
29,955 |
Приложение 3
«Федеральный бюджет Российской Федерации в 2003 году.
( в % к ВВП, по кассовому исполнению»
[12, стр. 265]
Доходы |
Расходы |
Налог
на прибыль |
1,3 |
Государственное
управление |
0,5 |
Подоходный
налог |
0,0 |
Национальная
оборона |
2,7 |
Единый
социальный налог (ЕСН) |
2,7 |
Международная
деятельность |
0,2 |
Косвенные
налоги |
8,5 |
Судебная
власть |
0,2 |
НДС |
6,6 |
Правоохранительная
деятельность и обеспечение безопасности |
1,9 |
Акцизы |
1,9 |
Фундаментальные
исследования |
0,3 |
Налог
на внешнюю торговлю |
13,7 |
Услуги
народному хозяйству |
1,1 |
Налог
на внешние экономические операции |
3,4 |
Социальные
услуги |
2,3 |
Прочие
налоги, сборы и платежи |
2,0 |
Обслуживание
госдолга |
1,7 |
ИТОГО
налогов и платежей |
18,0 |
Прочие
расходы |
6,9 |
Неналоговые
налоги |
1,3 |
ВСЕГО
РАСХОДОВ |
17,7 |
ВСЕГО
ДОХОДОВ |
19,4 |
Приложение 4
Параметры федерального бюджета за 2002 год.
[11. стр. 11]
Прогнозные
и
бюджетные
показатели
|
Правительственный
вариант
(“оптимистический”
сценарий)
и проект (I)
|
Альтернативный
вариант и проект (II ) |
(II
- I) |
ВВП,
млрд. руб. |
10600 |
10769 |
169 |
Номинальный
темп, % |
119,8 |
121,7 |
1,9 |
Реальный
темп, % |
104,3 |
106,0 |
1,7 |
Дефлятор
ВВП, % |
114,8 |
114,8 |
0,0 |
Инфляция,
% |
12,0 |
12,0 |
0,0 |
Курс
доллара, руб. |
31,5 |
31,5 |
0,0 |
Доходы
без ЕСН* |
1740,9 |
2165,9 |
425,0 |
Расходы
без ЕСН |
1614,3 |
2165,9 |
551,5 |
Поступления
ЕСН |
257,5 |
257,5 |
0,0 |
Перечисление
ЕСН в ПФР** |
257,5 |
257,5 |
0,0 |
Доходы,
включая ЕСН |
1998,4 |
2423,4 |
425,0 |
Расходы
включая ЕСН |
1871,9 |
2423,4 |
551,5 |
Профицит |
126,5 |
0,0 |
-126,5 |
*Единый социальный налог
**Пенсионный фонд РФ
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.referat.ru/
|