Реферат: Буддизм
Реферат: Буддизм
, одна из трех (наряду с христианством и
исламом) мировых религий. Возник в Др. Индии в 6-5 вв. до н. э. Основателем
считается Сиддхартха Гаутама. Основные направления:
хинаяна и махаяна. Расцвет буддизма в Индии 5 в. до н. э. — нач. 1-го тыс. н.
э.; распространился в Юго-Вост. и Центр. Азии, отчасти в Ср. Азии и Сибири,
ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В Индии к 12 в. растворился
в индуизме, сильно повлияв на него. Выступил против свойственного брахманизму
преобладания внешних форм религиозной жизни (в т. ч. ритуализма). В центре
буддизма — учение о «4 благородных истинах»: существуют страдание, его причина,
состояние освобождения и путь к нему. Страдание и освобождение — субъективные
состояния и одновременно некая космическая реальность: страдание — состояние
беспокойства, напряженности, эквивалентное желанию, и одновременно пульсация
дхарм; освобождение (нирвана) — состояние несвязанности личности внешним миром
и одновременно прекращение волнения дхарм. Буддизм отрицает потусторонность
освобождения; в буддизме нет души как неизменной субстанции — человеческое «я»
отождествляется с совокупным функционированием определенного набора дхарм, нет
противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и
безусловно высшего существа. В ходе развития буддизма в нем постепенно
сложились культ Будды и бодхисатв, ритуал, появились сангхи (монашеские общины)
и т. д.
* * *
БУДДИЗМ, древнейшая мировая религия, истоки
которой восходят к деятельности индийского мудреца Будды Шакьямуни,
проповедовавшего в городах долины Ганга примерно в 5 в. до н. э.
Буддизм никогда не знал ни единой церковной
организации (даже в рамках одного государства), ни других централизующих
социальных институтов. Единственным общим для всех буддистов правилом является
правило хранить три Драгоценности (три-ратна): Будду, Дхарму и сангху.
Это простое правило передавалось из поколения в
поколение, от учителей ученикам и разошлось практически по всем странам Южной,
Восточной и Центральной Азии, а в 20 в. — Северной Америки, Европы, России.
Согласно этому правилу,
1) Есть Будда — совершенно просветленное,
всеведущее существо, достигшее духовных вершин естественным образом через
развитие ума и сердца в длинной последовательности перерождений (сансара).
Главными из этих вершин являются Просветление (бодхи) и Успокоение (нирвана),
которые знаменуют окончательное освобождение (мокша) и достижение высшей цели
духовных устремлений в индийской и других восточных культурах, что недоступно
ни богам, ни святым других религий.
2) Есть Дхарма — Закон, открытый Просветленным,
который является смысловым ядром Вселенной, в соответствии с которым происходят
все процессы вне и внутри человеческих судеб, с помощью которого можно понять
законы жизни и общества, взаимосцепленность и взаимозависимость всего. Этот
Закон Будда постиг и сообщил ученикам в виде Слова, текста сутр (проповедей,
бесед). Тексты Закона Будды несколько столетий передавались изустно. В 80 до н.
э. они были впервые записаны на пали, специально созданном буддийскими монахами
языке (близком санскриту) индо-европейской группы. Эти писания составили канон
школы тхеравадинов (старейшин) и назывались Три корзины (Трипитака, на языке
пали — Типитака): Корзина устава, правил поведения (Виная-питака), Корзина
бесед, проповедей (Сутра-питака, на языке пали — Сутта-питака) и Корзина учений
Закона (Абхидхарма-питака, на языке пали — Абхидхамма-питака). Именно в
корзинах, плетеных коробах хранились пальмовые листы записей текстов,
распределенных по отделам.
3) Есть сангха — община равных, не имеющих
никакой собственности, нищенствующих (бхикху, на пали: бхиккху), сообщество
носителей Закона, хранителей знаний и мастерства, которые из поколения в
поколение следуют путем Будды.
Буддизм начинался как движение нищих и
отверженных в условиях распада родо-племенных отношений и становления
раннегражданского общества. Людям, не нашедшим себе места в формирующихся
социальных структурах, Будда предложил свой Закон (Дхарма) и путь спасения от
страданий в общинном братстве, пребывающем вне гражданской жизни и
государственных институтов, но и не порывающем с ними, окормляющем граждан
духовно и кормящемся от них материально. Таким образом, жизнь на обочине
общества, на границе между цивилизацией и природой в общине (сангхе), монастыре
становилась самым подходящим местом для совершенствования ума и психики
человека.
История распространения
Уже первые документальные сведения о буддизме,
которыми стали выбитые в камне указы императора Ашоки (268-231 до н. э.),
объединившего северо-восточную, северную и центральную Индию, свидетельствовали
об огромном влиянии Закона Будды на внешнюю и внутреннюю политику государства.
Ашока стремился воздействовать и на соседние страны, посылая туда буддийские
миссии, в том числе и на далекую Шри-Ланку. Этим же временем датируются и
наиболее ранние памятники культового зодчества в буддизме, прежде всего ступы —
курганы над останками Будды Шакьямуни, которые раскопаны на территории от
долины Ганга до северной окраины империи в Гандхаре (восточная часть
современного Афганистана) и которые сохранились благодаря тому, что примерно со
2 в. ступы украшались каменными пьедесталами, барельефами, оградами и
становились центрами строительства храмово-монастырских комплексов.
Хотя ученые датируют этапы распространения
буддизма, опираясь преимущественно на данные археологии (поскольку буддийские
письменные источники по каждой стране удревняют начала, мифологизируют его тем,
что связывают зарождение религии с посещениями либо самого Будды Шакьямуни,
либо его непосредственных учеников, либо с посланцами Ашоки), все-таки
очевидно, что сохранившиеся материальные памятники создавались значительно
позднее прихода буддийских миссионеров в возникающие государства. Так, в
странах Юго-Восточной Азии от Мьянмы (Бирмы) до Вьетнама буддизм закрепился
постепенно в 1-3 вв., за исключением Лаоса, где это произошло лишь в 16 в. На
острова Малайского архипелага (прежде всего Яву и Суматру современной
Индонезии) буддизм проник в конце 7 в.
На север в страны Средней Азии буддисты тоже
пришли в 1 в. во времена великой империи Кушан, покровительствовавшей буддизму.
Самые ранние храмово-монастырские комплексы здесь датируются 2 в. Отсюда в этом
же веке по двум основным караванным тропам Великого шелкового пути буддисты
прибыли в города-государства на территории современного Синьцзяна (Восточный
Туркестан) и в китайскую столицу Лоян. Уже из Китая буддизм проникает во второй
половине 4 в. на Корейский полуостров, а оттуда в середине 6 в. в Японию. В
Тибете буддизм распространялся преимущественно из Индии с середины 7 в., но
окончательно закрепился и даже стал государственной религией со второй половины
8 в. В Тангутском государстве 9-13 вв. (северо-западная часть современного
Китая) буддизм в этой роли укрепился в 10 в. Монгольские ханы объявили буддизм
(в тибетском варианте) государственной религией во второй половине 16 в.; с
этого времени его приняли и ойраты (западные монголы), сформировавшие в 17-18
вв. огромное Джунгарское ханство, простиравшееся от Семипалатинска и степного
Алтая до Тибета на юге и Тувы на востоке (население которой с 18 в. —
буддисты), а также Калмыцкое ханство, вошедшее в 1640 в Московское царство. В
этом же веке в него было включено и Забайкалье, которое одновременно с русскими
заселялось бурятами, уже исповедовавшими тибетский буддизм. В 1741 императрица
Елизавета Петровна узаконила буддизм и его монастыри в России, в соответствии с
чем в 1991 праздновалось 250-летие религии в нашей стране.
Одновременно с распространением буддизма на Север
и Восток с 8 в. начинается постепенный упадок буддизма на западе и юге
Индийского субконтинента, а также уничтожение и изгнание монахов воинами ислама
с земель современных Афганистана, республик Средней Азии, Пакистана.
Направления в буддизме и особенности их учений
Многочисленные конфессиональные формы современного
буддизма можно подразделить на три основные направления, отличающиеся сводами
канонической литературы, культовыми, социально-поведенческими и др.
особенностями.
(1) Хинаяна (Малая колесница)
Буддизм стран Южной Азии представляет школа тхеравада
(учение старейшин), являвшаяся в древности одной из 18 школ Малой колесницы
(хинаяны), отдельные канонические и постканонические тексты которых сохранились
на санскрите, а также в китайском и тибетском переводах. Трипитака тхеравады —
исторически самая авторитетная запись Закона Будды Шакьямуни. Уже в Первой
проповеди Просветленного (Дхарма-чакра-правартана-сутра) определена роль
Закона: он предназначен для тех, кто намерен следовать к высшим духовным целям,
освобождению от круга перерождений Срединным путем (мадхьяма-пратипат),
пролегающим между двух крайностей религиозной жизни. Одна состоит в
удовлетворении мирских желаний верующих, потакая которым священнослужители
совершают ритуалы, жертвоприношения и т. д., другая — в отказе от желаний, в
умерщвлении плоти, аскезе, самобичевании ради свободы собственного Я (атман) и
отождествлении Я с Абсолютом (Брахманом или Богом). Будда советовал избегать
обеих крайностей, не привязываясь ни к удовлетворению желаний, ни к отказу от
них, стремиться к равновесию, или невозмутимости (упекша), в поступках, словах,
мыслях, к любви (майтри) и состраданию (каруна) ко всем существам, а также к
радости (мудита) от чистоты намерений. Важным условием такого образа жизни,
способствующего «истинному познанию, умиротворению, Просветлению, невозрождению
в мире скорби», является непривязанность, отрицание собственного Я (анатман) и,
следовательно, Моего.
Одна из форм изложения Закона в тхераваде и Малой
колеснице — это учение о четырех благородных истинах. Первая из них гласит, что
существование, состоящее в рождении, старении, болезнях, смерти, недостижении
желаемого и т. д. есть страдание (духкха). Вторая истина провозглашает причиной
страдания троякую жажду: чувственных наслаждений, существования и гибельного
перерождения. Третья постулирует, что страдание может быть прекращено только
искоренением причины, жажды. Четвертая предлагает для этого Восьмеричный путь
(он же Срединный), каждая ступень которого должна быть по-буддийски правильной,
а именно: созерцание Закона, размышление о нем, речь, поведение, способ
поддержания жизни, приложение сил, память и сосредоточение.
Эти четыре истины и различные их аспекты (обычно
называют 16) суть лучшие объекты углубленных раздумий и медитаций
(практического соединения адептом внимания, сосредоточения и интуитивной
мудрости), которым в буддизме отводится главная роль в познании и духовном
совершенствовании. Состояние же абсолютного покоя, нирваны является конечной
целью религиозного пути. Предварительным условием вступления на этот путь было,
по примеру Будды, оставление всех мирских забот и обязанностей, забвение
привязанностей и склонностей, разрыв родственных уз и пострижение в монахи. В
Малой колеснице только последние считались членами сангхи, общины.
Будда учил, что в мире нигде нет вечных сущностей,
бессмертных богов, нетленных душ. Во вселенной и в существах вообще отсутствует
какое бы то ни было постоянство, а есть лишь закономерное, беспрестанное
чередование возникновения и развития, разрушения и гибели, пребывания в
непроявленном состоянии и нового проявления. Этот обратимый процесс сансары
безначален. За каждым из существ тянется тяжелая цепь кармы как результат его
деяний в бесчисленных перерождениях, в которых он уже побывал и богом, и царем,
и животным, и тварью ада. Но наиболее предпочтительна для совершенствования и
достижения нирваны участь человека.
В карму издревле верили приверженцы и других
религий Индии. Буддийская трактовка идеи неотвратимости возмездия, воздаяния
отличалась отрицанием идеи вечного носителя кармы, т. е. души, атмана. Кроме
того, согласно школам Малой колесницы, лишь самостоятельные нравственные и
духовные усилия могут благоприятно сказаться на судьбе, ибо над законом кармы
индивидуума не властны ни иные люди, ни боги, ни сверхъестественные силы:
«Чистота и нечистота связаны только с самим собой, одному другого не очистить»
(Дхаммапада, 165). Одним из отличительных описаний кармической причинности
стало учение о 12 звеньях цепи взаимозависимого возникновения
(пратитья-самутпада), характеризующее три последовательные жизни индивида —
прошлую, настоящую и будущую.
Среди крупнейших представителей хинаяны, которые
внесли огромный вклад в развитие ранней доктрины и труды которых сохранились в
оригинале, следует назвать прежде всего двух мыслителей 5 в.: тхеравадина Буддхагхошу
и сарвастивадина Васубандху.
(2) Махаяна (Великая колесница)
Самые ранние тексты махаяны — это сутры
Совершенствования мудрости (Праджня-парамиты), которые датируются 1 в. до н. э.
— 1 в. н. э. и которые начали переводиться на китайский язык уже со второй
половины 2 в. По легенде считается, что их тоже произнес Будда Шакьямуни, но
смысл их не был понят людьми и поэтому эти сутры 500 лет хранили наги
(змеи-драконы) и боги, пока не пришел Нагарджуна (историки датируют его жизнь
2-3 вв.), которого махаянисты именуют Вторым Буддой, и не возвестил их вновь,
дав подробные разъяснения и комментарии. То же примерно произошло и с
махаянскими сутрами второго поколения, которые были объяснены людям Майтреей
(или Майтреянатхой) и Асангой в 4-5 вв. Махаянские тексты, как сутры, так и
комментарии к ним и др. труды, записывались на санскрите, но далеко не все
сохранились в оригиналах.
Со 2 по 11 вв. санскритские рукописи активно
переводились на китайский язык и были собраны в единую колоссальную Трипитаку.
С 8 в. санскритские рукописи переводились также на тибетский язык и в 14 в. они
были отредактированы и упорядочены в едином каноне, состоящем из двух собраний:
Ганджур (Слово Будды в 108 томах энциклопедического формата) и Данджур
(Толкования Закона индийскими мастерами в 225 томах). Китайский и тибетский
каноны, во-первых, содержательно и структурно не совпадают, во-вторых, включают
в себя также сутры хинаяны и тантры ваджраяны (Алмазной колесницы), поскольку
махаяна осознанно признает фактически бесконечное многообразие буддийских путей
и способов освобождения.
В доктрине Великой колесницы основной упор
делается на учение о небесных и земных бодхисаттвах. Первые — это просветленные
существа, которые обрели Просветление (бодхи), но до того они дали обет
остаться в кругу перерождений, чтобы помогать другим существам достичь этого
состояния и нирваны, хотя последняя при таком идеале практического альтруизма
отходит на второй план. Земные бодхисаттвы — это монахи и миряне махаяны,
стремящиеся к Просветлению из сострадания к мукам ближнего. Делать это нужно с
любовью, но без привязанности, чему можно обучиться с помощью 10 (в ранней
махаяне — 6) видов совершенствования: даяния, нравственности, терпимости,
решимости, сосредоточенного созерцания (медитации), проникновенной мудрости,
способа, молитвы, силы и знания. Обретаемое совершенство характеризуется
многими качествами, в том числе свехъестественными способностями адепта:
ясновидением, яснослышанием, чтением чужих мыслей, памятью о прошлых
перерождениях, чудесной силой. Бодхисаттва постоянно в пути, накапливая
добродетели и знания, постигая таинство пустотности (шуньята).
Эта великая Пустота (шунья), которую возможно
созерцать, и есть единственно подлинная реальность. В ней пребывает Будда —
абсолютное единство сущего, неотличимое от Пустоты и неохватимое мыслью
(ачинтья). Все остальное мыслимое, начиная с сансары и нирваны, является
Иллюзией (майя), обманом, игрой сознания. Следовательно, Иллюзия — это способ
представления Будды, а избавление от нее — это достижение состояния буддства,
которое есть всегда, везде и во всем, в том числе в нас. Все мироздание можно
уподобить Телу (кайя) Будды, иллюзорно разделяемому на 2, 3, 4 тела Будды. Из
них одно (Тело формы) или два (Тело воплощения, напр., явившийся людям Будда
Шакьямуни, и Тело наслаждения) удобно изображать, но в действительности это
лишь иллюзорные средства сообщения Тела Закона (Дхарма-кайя), которое в
реальности есть Будда и Пустота.
Главными школами махаяны стали школа срединников
(мадхьямика) и школа йоги сознания (йогачара, виджнянавада), имевшие несколько
подшкол в Индии, а ныне существующие среди тибетцев, китайцев, японцев и др.
буддистов махаяны в виде соответствующих национальных школ, произошедших от тех
двух индийских. Различия между последними сводились в основном к способам
доказательства, изложения доктрины.
(3) Ваджраяна (Алмазная колесница, буддийский
тантризм)
Самые ранние тексты (тантры) Алмазной колесницы
ученые относят к 5-6 вв. Тантры учат только посвященных (поэтому здесь огромное
значение придается ритуалу) бесчисленным способам йогической практики, которая
включает в себя и элементы многочисленных тайных материнских культов. Будучи
доктринально почти идентичной махаяне (дополненной положениями о возможности
обрести Просветление именно в этой жизни, о главенстве в Пути практических
средств и т. д.), ваджраяна развивала многоуровневую систему йоги. Существуют
три внешние системы тантризма: 1) Крийя-тантра, или тантра действа, ритуализма
тела и речи, 2) Чарья-тантра, или тантра простой йоги ума, 3) Йога-тантра, или
тантра сложной йоги ума, и три внутренние системы тантризма: 1) Маха-йога, или
великая отцовская йога по созерцанию Иллюзорного тела, 2) Ану-йога, или
материнская йога по созерцанию Пустоты, 3) Ати-йога, или йога Великой полноты
(дзогчен) как состояние совершенства Изначального Будды.
Более ранние внешние системы тантризма
распространились в Китае и Японии. Обе системы тантризма практиковались только
в Индии, Гималаях, Тибете и среди монгольских народов, ныне же этот тантризм
(особенно дзогчен) популярен на Западе и в России.
|