рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Автоматизированная обработка статистической информации рефераты

кругу отчитывающихся объектов.

Процедура 6. Подготовка к объединению массивов выходных дан-

ных, полученных с нижестоящего уровня.

Поочередно для каждой из полученных МЛ (ГМД) выполняются

восстановление информации с МЛ (ГМД) на МД, выдача справочных све-

дений об информации на МД, контроль балансовой и логической увязки

таблиц и в случае необходимости корректировка и повторная запись

таблиц по каждой объединяемой территории на МЛ (ГМД).

Процедура 7. Объединение массивов выходных данных, полученных

с нижестоящего уровня.

Происходит предварительное накопление на МД таблиц с объеди-

няемых МЛ (ГМД) без суммирования данных, формирование для ряда КЭ-

ОИ машинного каталога по разрезам объединения (министерствам и ве-

домствам, отраслям и др.), счет и печать выходных таблиц по всем

разрезам объединения, контроль балансовой и логической увязки этих

таблиц, при необходимости их корректировка и повторная печать,

формирование и печать выходных таблиц по территории в целом, выда-

ча справочных данных о структуре сводной информации на МД.

Процедура 8. Обработка сводных таблиц министерствам и ве-

домствам, отчетность которых не централизована.

Эта процедура выполняется во многих КЭОИ на федеральном уров-

не и предусматривает прием сводных итогов ряда министерств, отчет-

ность которых нецентрализована в органах статистики, в виде подго-

товленных в этих министерствах сводных выходных таблиц, подготовку

их к вводу в ЭВМ на технических носителях, запись с контролем и

корректировкой, машинную распечатку выходных таблиц по этим ми-

нистерствам; в некоторых КЭОИ формируется и печатается объединен-

ная таблица по данным министерствам в целом (как по некоторой

условной территории). Полученная в результате этой процедуры ин-

формация по нецентрализованным министерствам выводится на отдель-

ные МЛ (МГД), которые используются наряду с МЛ (ГМД), полученными

с нижестоящего уровня, при выполнении описанной выше процедуры 7.

Процедура 9. Получение таблиц для местных руководящих органов.

Операция выполняется на региональном или кустовом уровнях.

Кустовой уровень может организовываться для ряда региональных уп-

равлений статистики, где нет необходимых средств вычислительной

техники, удовлетворяющих требованиям системной обработки информа-

ции. На этих уровнях происходит формирование промежуточных число-

вых матриц с данными специальных (не входящих в централизованную

разработку) таблиц для местных руководящих органов и печать этих

таблиц. Во многих КЭОИ проводится дополнительная разработка пер-

вичных отчетов, подготовленных в виде массива исходных данных в

процессе реализации процедуры 3, с целью получения выходных таблиц

(например, по административным районам) и печать этих таблиц. Спе-

циальные выходные таблицы, а также выходные таблицы, полученные в

результате дополнительной разработки, передаются местным руководя-

щим органам.

Рассмотренные выше типовые технологические процедуры пол-

ностью реализуют процесс обработки почтовой отчетности на всех

уровнях ГКС РФ в виде следующих операторских схем:

1. Региональный уровень.

Процедура 1 -- Процедура 2 -- Процедура 3 -- Процедура 4 --

-- Процедура 5 -- Процедура 9.

2. Кустовой уровень.

Процедура 1 -- Процедура 2 -- Процедура 3 -- Процедура 4 --

-- Процедура 6 -- Процедура 9 -- Процедура 7 -- Процедура 5.

(Процедура 2,3,4,6 и 9 выполняются отдельно для каждой обрабатыва-

емой территории (региона).

3. Федеральный уровень.

Процедура 1 -- Процедура 2 -- Процедура 3 -- Процедура 4 --

-- Процедура 8 -- Процедура 6 -- Процедура 7

(Процедура 6 повторяется для каждой объединяемой территории)

В качестве примера рассмотрим организацию технологического

процесса обработки почтовой квартальной статистической отчетности

по форме N 2-Т (КЭОИ "Отчет промышленного предприятия (объедине-

ния) по показателям труда"). Схема технологического процесса обра-

ботки и передачи информации по форме N 2-Т на различных уровнях

ГКС РФ приведена на рис. Выбор данной задачи как примера орга-

низации системной технологии КЭОИ объясняется следующими обстоя-

тельствами. Во-первых, она является типовой задачей обработки поч-

товой статистической отчетности, в которой принимают участие реги-

ональные управления статистики и ГВЦ КС РФ. Во-вторых, для данной

задачи используются практически все основные способы организации

системной технологии, в том числе и кустовой уровень. В-третьих,

достаточно распространенным является прохождение потоков информа-

ции данной отчетности, при котором процедуры ввода в ЭВМ первичных

отчетов выполняются не только на уровне региона, но и на федераль-

ном уровне для тех министерств (ведомств), отчетность которых не

централизована в органах государственной статистики.

Если дополнить вышерассмотренный перечень технологических

процедур такими процедурами, как передача информации по коммутиру-

емым и выделенным каналам связи с использованием средств телеобра-

ботки для срочной отчетности, то можно будет получить полный набор

типовых процедур, различные сочетания которых реализуют системную

технологию любой регламентной статистической задачи.

В настоящее время при решении регламентных задач в ГКС РФ,

наряду с применением КЭОИ, представляющих набор автономно выполня-

емых программ, широкое распространение получили КЭОИ, скорректиро-

ванные на базе пакетов прикладных программ (ППП).

ППП представляет собой законченный комплекс программных

средств, ориентированных на решение регламентных задач свод-

но-группировочного характера, и имеющий четко выраженную модульную

структуру и стандартные средства связи друг с другом с помощью уп-

равляющей программы. По сравнению с набором автономно выполняемых

программ ППП позволяют:

- предоставить экономистам, по-возможности, единую схему по-

лучения сводных таблиц;

- избавить программистов от работ по созданию уникальных

программных средств для каждого вновь проектируемого КЭОИ;

- допускать изменения решения задачи (структура и содержание

первичных и сводных отчетов) без изменения программных средств;

- сократить сроки на разработку КЭОИ;

- максимально типизировать проектирование КЭОИ.

Наиболее широкое применение в ГКС РФ получил пакет "Форма"

(интерпретируемого типа), предназначенный для автоматизации проек-

тирования КЭОИ. При его разработке руководствовались следующими

принципами:

- организационно-методологического единства, обусловленного

использованием единого набора программных модулей, обеспечивающих

обработку данных для различных регламентных задач;

- экономичной технологии, обуславливающей процесс обработки

информации с минимальными затратами труда экономистов и операто-

ров, а также рационального использования ресурсов ЭВМ;

- гибкости и инвариантности программного обеспечения по отно-

шению к изменениям и дополнениям постановок статистических задач,

обуславливающих возможность внесения отдельных изменений парамет-

ров задачи без переделки программных модулей;

- типизации и унификации, обуславливающих единую методологию

построения процесса обработки данных для всех регламентных задач;

- интеграции обработки данных, обуславливающей однократный

ввод информации в вычислительную систему с целью многократного и

многофункционального ее использования.

Проектирование КЭОИ с использованием ППП "Форма" сводится к

составлению настроечной информации двух типов: справочников, жест-

ко привязанных к структуре первичных и сводных отчетов, и различ-

ных каталогов и справочников, не зависящих от этих структур. Наст-

роечные массивы первого типа индивидуальны для конкретного КЭОИ, а

второго являются общими для многих КЭОИ.

Множество настроечных массивов, используемых в каждом КЭОИ,

представляет собой формализованное описание на входном языке ППП

"Форма" постановки соответствующей конкретной регламентной ста-

тистической задачи.

Обобщая традиционный набор программных модулей и основываясь

на вышеизложенных концепциях создания и функционирования программ-

ного обеспечения, в ППП "Форма" разработаны следующие типовые

программные модули, полностью реализующие решение регламентных за-

дач с использованием сводно-группировочных методов обработки дан-

ных:

- ввод, контроль и запись первичных отчетов;

- корректировка первичных отчетов;

- формирование сводов;

- печать сводных отчетов.

Взаимосвязь программных модулей ППП "Форма" и информационных

(настроечных) массивов при решении регламентных задач показана на

рис.

Для ввода, контроля и записи первичных отчетов на машинные

носители используется программа ВКЗ. С ее помощью осуществляется

ввод исходных массивов АХВ, подготовленных на различных носителях

(перфолента, магнитная лента), или прямо с терминалов. Исходные

массивы готовятся пачками. В первой строке указываются код КЭОИ,

номер пачки и количество отчетов в пачке; во второй - идентифика-

тор отчета (регистрационный номер объекта по ОКПО); в третьей -

строки отчета (код строки и содержание ее граф). После последней

строки отчета ставится знак - разделитель отчета.

Программой ВКЗ выявляются отклонения, вызванные нарушением

различных видов арифметического и логического контроля, которые

выдаются в форме протокола ошибок. Данные записываются на магнит-

ные диски в виде массива ВХВ

Описанные действия программы ВКЗ выполняются с помощью следу-

ющих заранее подготовленных настроечных массивов: описание оглав-

ления формы-файла НХВ, описание структуры первичного отчета СТРХВ

и описание каталога первичных отчетов КАТХЗ.

Форма-файл - это машинная форма представления исходных данных

в виде последовательности записей, где каждому первичному отчету

соответствует одна запись. Оглавление формы-файла содержит его та-

кие основные физические и логические характеристики, как код КЭОИ,

длина одной логической записи, код территории, количество реквизи-

тов-признаков и реквизитов-оснований, максимальная размерность

массива, признак отсортированности отчетов, количество и номер

цикла обработки отчетности, модуль упаковки и распаковки массива и

др.

Использование ППП "Форма" позволяет для всех первичных отче-

тов пользоваться единым описанием их структуры, которое содержит

следующие основные элементы:

- описание параметров;

- описание разделов отчета;

- описание строк отчета;

- описание контроля.

В описании параметров указывается: признак структуры отчета

(фиксированная, переменная или комбинированная); количество фикси-

рованных строк и граф; максимальное количество переменных строк и

количество граф в переменных строках.

Описание разделов выполняется для фиксированных строк, где

указывается количество фиксированных разделов, количество фиксиро-

ванных строк и количество граф в каждом разделе.

В описании строк дается код строки и перечисляются все коды

граф, относящиеся к каждой строке.

Описание контроля отчетов состоит из совокупности описаний

однотипных операций контроля и включает следующие типы:

- балансовый контроль строк;

- балансовый контроль граф;

- сравнение допустимого отклонения от ожидаемых данных по

различным строкам и графам с фактическими данными;

- контроль пографной увязки данных;

- проверка построчных и постраничных контрольных сумм;

- проверка недопустимых пустых строк и закрещенных граф.

Формула для каждой перечисленной типовой операции контроля

имеет свою уникальную конструкцию.

Каталог первичных отчетов в основном используется для контро-

ля полноты записи отчетов, а также определяет перечень используе-

мых кодов. Унифицированный каталог (для многих КЭОИ) в рамках от-

расли статистики состоит из заголовка и карточек каталога на каж-

дый первичный отчет.

Заголовок определяет параметры каталога, в который включа-

ются: максимальный номер карточки и количество признаков в катало-

ге, номер ключевого признака (обычно регистрационный номер объек-

та) каталога и максимальная его длина.

В каждых последующих карточках отражаются реквизиты-признаки

объекта обследования. Для промышленных предприятий это будет по-

рядковый номер карточки, регистрационный номер объекта по ОКПО,

код отрасли по ОКОНХ, код министерства по СООГУ, код промышленного

объединения, код территории по СОАТО и другие используемые коды.

Корректировка исходных массивов ВХВ по программе КОР выполня-

ется только в том случае, если при вводе данных протокол ошибок

содержит сведения о нарушениях различных типов контроля. С этой

целью предварительно составляется массив корректур АХВ и использу-

ется описание структуры первичного отчета СТРХВ и каталог первич-

ных отчетов КАТХВ. Корректировка осуществляется до тех пор, пока

не прекратятся сообщения в протоколе ошибок, при этом исходный

массив ВХВ преобразуется в откорректированный массив СХВ.

Программа корректировки допускает следующие типы корректур:

- замена реквизитов-признаков;

- замена реквизитов-оснований;

- удаление отчета;

- перевод отчета из списка ошибочных в список правильных.

Для первого типа корректур указывается регистрационный номер

объекта по ОКПО, номер и новое значение корректируемого признака,

а также контрольная сумма предыдущих трех чисел.

Для последующих типов корректур применяется структура бланка

корректур со следующими графами: регистрационный номер объекта по

ОКПО, код строки, код графы, новое значение (или приращение с со-

ответствующим знаком) и контрольная сумма. Для перевода отчета из

списка ошибочных в список правильных в бланке корректур коды стро-

ки, графы и новое значение долно равняться нулю, а для удаления

отчета код строки должен равняться нулю, код графы - единице, но-

вое значение - нулю.

После окончания корректировки переходят к программе формиро-

вания сводных итогов ФСВ. Исходными данными для ее функционирова-

ния являются откорректированный массив СХВ, каталог первичных от-

четов КАТХВ, определяющий список сводных отчетов, к которым при-

надлежит первичный отчет, и специально подготовленный массив вхож-

дения МВХВ, предназначенный для описания схемы формирования свод-

ных отчетов иерархической структуры. В результате работы этой

программы получаем выходной массив ЕХВ, содержащий накопленные

итоги сводного отчета.

Массив вхождения определяет порядок вхождения первичных отче-

тов в соответствующие сводные отчеты. Он состоит из заголовка и

элементов массива вхождения.

Заголовок в основном используется для формирования оглавления

массива сводного отчета и кроме этих характеристик включает макс-

симальную глубину вхождения (число разрезов, в которые войдет пер-

вичный отчет), количество и порядковые номера реквизитов-признаков

в каталоге первичных отчетов, используемых для определения их вхо-

димости в сводные отчеты и другие признаки.

Элементы массива вхождения определяют конкретные значения

реквизитов-признаков и правила формирования сводных отчетов. В

каждом элементе массива вхождения, соответствующем одному сводному

отчету, сначала определяются списки реквизитов-признаков, опреде-

ляющих входимость показателей первичного отчета в сводный отчет, а

затем перечисляются номера граф этих признаков в каталоге первич-

ных отчетов КАТХВ с указанием алгебраического сложения или вычита-

ния показателей.

Заключительным этапом реализации ППП "Форма" является печать

сводных отчетов с помощью программы ПСВ. Исходными данными для ра-

боты этой программы является полученный массив сводных итогов ЕХВ

и предварительно подготовленные каталог сводных отчетов КАТСХВ и

описание выходных таблиц ТАБХВ.

Каталог сводных отчетов применяется для определения перечня

выдаваемых сводных отчетов, и он получается на основе массива

вхождений МВХВ, из которого берутся только списки реквизитов-приз-

наков, определяющих входимость показателей в сводный отчет. Отче-

ты, не указанные в этом каталоге, исключаются из процесса обработ-

ки.

Описание выходной таблицы состоит из четырех разделов:

- раздел параметров заголовочной части таблицы;

- раздел текстов;

- раздел получения производных граф;

- раздел параметров содержательной части таблиц.

В разделе параметров заголовочной части таблицы дается харак-

теристика размещения заголовков, подзаголовков, рамки с кодами и

шапки (наименование и номера граф содержательной части) таблицы.

Раздел текстов служит для оформления выходных таблиц и содер-

жит описания символьных текстов, которые включают заголовки, рамки

кодов, шапки, боковики и т.д.

Раздел производных граф описывается в том случае, если их

значение можно вычислить, используя исходные графы. Для этого ука-

зываются номера исходных граф и тип групповой арифметической опе-

рации, выполняемой для получения производной графы.

В разделе параметров содержательной части таблицы дается

описание боковика, строк таблицы и расчет производных строк.

Страницы: 1, 2, 3