рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Анализ прибыли рефераты

- исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (“вертикальный” анализ) (20, с. 68).

       Для оценки и анализа уровней и динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятия составляется следующая таблица:

Таблица 2.1. Финансовые результаты деятельности АО "Саранский хлебокомбинат"

Показатель 9 мес. 2000 г., тыс. руб. 9 мес.1999 г., тыс. руб. 2000г.  к  1999 г., %
Выручка от реализации (без НДС) 17852679 16115794 110,78
Полная себестоимость продукции 16622938 14721995 112,91
Прибыль от реализации ТП 1229741 1393799 88,23
Сальдо доходов и расходов от операционных и внереа-лизационных операций -329905 5958 55 раз
Балансовая прибыль 899836 1399757 64,29
Налог на прибыль 314880 489501 71,60
Чистая прибыль 584956 910256 60,61
Нераспределенная прибыль 85725 430095 19,93

       Анализ данных таблицы показывает, что по сравнению с аналогичным периодом 1999 года за 9 месяцев 2000 года произошло ухудшение основных финансовых показателей. Прибыль от реализации товарной продукции уменьшилась на 164058 тыс. руб., или на 11,77%; балансовая прибыль — на 499921 тыс. руб. (35,71%); чистая прибыль — на 367033 тыс. руб. (39,39%).

       Наиболее отрицательным моментом явилось значительное снижение показателя чистой прибыли, так как именно ее наличие создает стимулирующие условия хозяйственного развития предприятия; а также то, что снижение величины чистой прибыли происходит гораздо более быстрыми темпами, чем уменьшение балансовой прибыли, а тем более — прибыли от реализации товарной продукции, что сигнализирует о не вполне “здоровом” финансово-производственном положении предприятия.

       Вертикальный анализ демонстрирует, что в составе балансовой прибыли в 2000 году прибыль от реализации товарной продукции составила 136,66%, в 1999 году — 99,57%.  При прочих равных условиях подобные структурные изменения в составе балансовой прибыли следовало бы рассматривать в целом положительно, так как они характеризуют повышение активности предприятия в производственной деятельности.  Однако в данном случае столь значительный рост этого показателя объясняется вовсе не повышением производственной активности предприятия, а значительным ухудшением отдачи от операционных и внереализационных операций, что неизбежно влечет за собой снижение и других показателей прибыли.  К внереализационным операциям здесь относятся данные по операциям, связанным с движением имущества предприятия — списание имущества по причине морального износа; списанная дебиторская задолженность; штрафы, пени и т.д.

         Дальнейший анализ должен вскрыть конкретные причины изменений по каждому фактору прибыли от реализации и определить их влияние на изменения прибыли. Подробный анализ будет основываться на ряде показателей (таблица 2.2). Важнейшими из них являются объем производства продукции, полная себестоимость продукции и реализация товарной продукции в базисном и отчетном годах. Вспомогательными показателями будут служить данные по реализации товарной продукции, себестоимости и прибыли от реализации товарной продукции в отчетном году в ценах базисного года.

Таблица 2.2. Данные для расчетов факторов, вляиющих на прибыль.

Показатель По базису (9 мес. 1999 г.) По базису на фактически реа-лизованную про-дукцию Фактически по отчету (9 мес. 2000 г.) Динамика

усл. об.

тыс.руб.

усл. об.

тыс. руб.

усл. об.

тыс.руб.

%

Реализация ТП

N0

16115794

N10

13600008

N1

17852679 110,2
Полная себестоимость

S0

14721995

S10

12323729

S1

16622938 112,9
Прибыль от реализации ТП

P0

1393799

P10

1176250

P1

1229741 88,2
Объем производства,  т

Q0

6740

Q1

5688 84,4

       Определяем степень влияния на прибыль отдельных факторов:

а)  Одним из определяющих факторов, прямо повлиявших на уменьшение прибыли от реализации ТП на Саранском хлебокомбинате, явилось значительное снижение объема производства — на 15,6%. Увеличение же выручки от реализации на 10,78% объясняется прежде всего изменениями отпускных цен на продукцию.  Данное влияние рассчитывается следующим образом:

       DP1=N10-N1

       DP1=17852679-13600008=4252671 тыс. руб.

       Эта дополнительная прибыль получена в том числе за счет инфляции, изменения отпускных цен и, отчасти, — за счет изменений в структуре товарной продукции.  Более детальный анализ требует рассмотрения цен по всей номенклатуре выпускаемой продукции на основе данных бухгалтерской отчетности.

б) Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (собственно объема продукции в оценке по базовой себестоимости).

       DP2=P0*K1-P0

                   где, K1 — коэффициент роста объема продукции:         K1=S10/S0       

       DP2=1393799-1393799=-217587 тыс. руб.

       Таким образом, влияние фактора снижения объема производства составило  -217587 тыс. руб.

в) Расчет влияния на прибыль изменений в структуре продукции. Данный коэффициент сводится к определению разницы коэффициента роста объема реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициента роста объема реализации продукции по базисной себестоимости.

       DP3=P0*(K2-K1)

                               где K2=N10 / N0 .

       DP3=1393799*(-)=5,84 тыс. руб.

       Полученная положительная величина демонстрирует, что в структуре продукции произошли положительные изменения, повлекшие за собой более медленное снижение величины выручки от реализации по сравнению с себестоимостью продукции в базисных ценах.

г) Расчет влияния на прибыль изменения себестоимости. Коэффициент выражается разницей между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью.  В данном случае это влияние составило:

       DP4=S10-S0.

       DP4=12423729-166229388=-4199209 тыс. руб.

Столь значительное изменение себестоимости поддается анализу при более подробном рассмотрении состава затрат на Саранском хлебокомбинате.

Таблица 2.3. Структура себестоимости на АО "Саранский хлебокомбинат"

Показатель 9 мес. 1999 г., тыс. руб. 9 мес. 2000 г., тыс. руб. Динамика, %
Мат. затраты 9521670 10170260 106,81
Затраты на  оплату труда 673294 703033 114,42
Прочие прямые затраты 4171392 5286333 126,73
Накладные расходы 355633 463311 130,28
Итого 14721995 16622938 112,91

       Как видно из таблицы 2.3., в структуре себестоимости наибольший рост затрат наблюдается по статьям: прочие прямые затраты, включающие общезаводские расходы, амортизацию и др.; материальные затраты, включающие расходы на сырье и материалы, топливо и энергию на технологические цели, ТЗР и т.д.  Стоит также отметить значительный рост накладных расходов (130,28%), в которые входят затраты по сбыту и реализации продукции, расходы на рекламу, упаковку и т.д.  Можно предположить, что со временем доля этих затрат будет неуклонно возрастать, так как в условиях рынка недостаточно произвести продукцию, - необходимо приложить значительные усилия, иной раз превышающие в стоимостном выражении другие затраты, для успешного сбыта.

д) Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции исчисляется сравнением базисной полной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции с базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции.

       DP5=S0*K2-S10.

       DP5=14721995*0?8438931-12423729=60 (тыс. руб.).

       Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль перерасхода (экономии), вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (невыполнение плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и т.д.) — DP6.

       Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации товарной продукции за отчетный период:

       D=P1-P0.

                         где P1  и P0 — прибыль от реализации товарной продукции                                                          за отчетный и базисный периоды соответственно; DPа —                                           общее изменение прибыли от реализации товарной                                                             продукции .

       DPа=1229741-1393799=-164058 (тыс. руб.).

       или:

       DPб=

                               где DPi — изменение прибыли за счет i-го фактора.

       DPб==4252671+(-217587)+5,854+(-4199209)+60=-164059,2 (тыс. руб.).

       Небольшое отклонение между DPа и DPб объясняется влиянием фактора DP6 — его величина равна 1,2 тыс. руб.

       Для более наглядного сопоставления влияния каждого фактора на прибыль от реализации товарной продукции следует составить следующую таблицу:

Таблица 2.4. Факторы, воздействующие на прибыль.

Фактор Абсолютная величина тыс. руб. Удельный вес, %

DP1

4252671,000 49,05000

DP2

217587,000 2,51000

DP3

5,854 0,00006

DP4

4199209,000 48,44000

DP5

60,000 0,00670

DP6

1,200 0,00001

Абсолютная сумма отклонений

8669534,050 100,00000

       Данные таблицы 2.4. демонстрируют, что на прибыль от реализации товарной продукции наиболее значительно воздействуют два фактора, а именно — изменения отпускных цен и изменение себестоимости продукции, влияние же других факторов не столь заметно — менее 3%.

       Качественный анализ факторов позволяет сделать вывод о том, что прибыль от реализации товарной продукции на Саранском хлебокомбинате возрастает лишь за счет фактора изменения цены, что ставит предприятие в зависимость от конъюнктуры.  Внутренние же факторы — такие как влияние на прибыль изменений в объеме производства продукции и в структуре прибыли не задействованы вовсе. Это лишний раз подтверждает тот факт, что финансово-производственное состояние предприятия далеко от благополучного.

       Однако необходимо заметить, что цены на ряд товарных позиций, выпускаемых Саранским хлебокомбинатом  регулируется Правительством  РМ, и, следовательно, не могут адекватно меняться вслед за изменениями себестоимости, так как предприятие приобретает сырье и материалы по свободным ценам.  А если учесть, что тарифы на энергию, газ, воду диктуются монополиями, то становится очевидным, что предприятие попало в своеобразные тиски: “наверху” — регулируемые государством цены (по сути фиксированные), а “внизу” — необходимость закупки сырья и материалов по нерегулируемым ценам.

       Анализ рентабельности на Саранском хлебокомбинате будет строится исходя из двух систем показателей:  рентабельности продукции;  рентабельности предприятия.

а) Показатель рентабельности продукции характеризует прибыльность продукции за определенный период.  С помощью методов факторного анализа определяется влияние изменений рентабельности продукции за счет факторов изменения цены продукции и ее себестоимости.

       Пусть К0 и К1 — рентабельность продукции базисного и отчетного периодов соответственно.  Тогда в соответствие с методикой из 1.2:

       K0= ;

       K1=.

Изменение рентабельности (DK) равно 6,89-8,65=1,76%.

Влияние фактора изменения цены на продукцию:

       DKN=.

Влияние фактора изменения себестоимости:

       DKS=

       DK=DKN + DKS = 8,89+(-10,65)=-1,76%

       Таким образом, за счет изменения полной себестоимости, а точнее ее увеличения на 13,04%, рентабельность продукции снизилась на 10,65%.  Вследствие же изменений цен на товарную продукцию, рентабельность продукции возросла на 8,89%.  Суммарное влияние этих факторов дало общее снижение рентабельности на 1,76%.  Т.е. выполняется условие, описанное в главе 1.2. о том, что при более быстром росте себестоимости по сравнению с ростом прибыли от реализации общая рентабельность продукции снижается адекватно интенсивности этих изменений.

б) Анализ факторов, влияющих на рентабельность производства будет проводится методом цепных подстановок.  В данной работе используется трехфакторная модель, позволяющая рассчитать изменение рентабельности производства по трем факторам: рентабельности продукции, фондоемкости продукции и оборачиваемости оборотных средств.

       В основе модели лежит соотношение:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5