рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Административное право рефераты

Задачи конкретных СПО установлены в законодательных актах, регулирующих их организацию и деятельность. (Например, в Законе «О милиции», в Федеральном законе «О прокуратуре РФ» и т.п.).


3. Предмет и система курса «Судебные и правоохранительные органы», соотношение с другими учебными дисциплинами.

Основное назначение настоящего курса — показать роль суда в современный период как носителя третьей, самостоятельной и независимой власти в государственном механизме и в обществе, его особые полномочия по охране конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, защите других социальных ценностей.

Предметом курса является устройство суда и правоохранительных органов: прокуратуры, дознания и предварительного следствия.

Изучаются, кроме того, вопросы организации адвокатуры, нотариата и органов судейского сообщества. Последние выполняют ответственные задачи по формированию судейского корпуса и охране прав и законных интересов судей. Адвокаты принимают участие в уголовном процессе в качестве защитников и представителей потерпевших и других лиц и в судебном процессе по гражданским делам, а также в арбитражном судопроизводстве, способствуя тем самым осуществлению правосудия и охране прав граждан, государственных органов, общественных объединений и других субъектов.

Предмет курса включает в себя и такие важные вопросы, как взаимоотношения судов и правоохранительных органов с органами государственной власти и управления и их взаимоотношения между собой. Как и любая другая правовая дисциплина, курс базируется на положениях конституционного права. Именно в Конституции РФ закреплены основополагающие правила организации и функционирования органов судебной власти, а также прокуратуры в Российской Федерации.

Курс «Судебные и правоохранительные органы» тесно связан с такими дисциплинами, как гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное, арбитражное процессуальное, гражданское, семейное, трудовое, административное право.

Правосудие осуществляется в рамках гражданского, уголовного, арбитражного и конституционного процессов. Все принципы правосудия (независимость судей и подчинение их только закону, гласность, национальный язык судопроизводства, принцип законности и др.) в одинаковой мере касаются гражданского, уголовного и арбитражного судопроизводства. Однако формы реализации этих принципов в каждой из отраслей свои, что в определенной степени характеризует само понятие правосудия.

Судами разрешаются дела на основе норм материального (уголовного, гражданского, семейного, трудового, административного) права, которое преподается в рамках учебного процесса по соответствующим дисциплинам.

Понятия и правовое положение суда, органа дознания и следователя тесно связаны с правовыми институтами, изучаемыми дисциплинами «Уголовный процесс», «Гражданский процесс», «Арбитражный процесс» и «Конституционное право».

В рамках курса изучаются система, структура и компетенция Министерства юстиции РФ и его территориальных органов, система органов, осуществляющих правосудие, прокурорский надзор, и иных правоохранительных органов. Именно поэтому данный курс тесно связан с административным правом, которым определяются система и структура органов государственного управления, понятие и принципы этого вида деятельности.

Курс «Правоохранительные органы» в определенной степени связан с положениями, изучаемыми международным правом. (Конституции РФ: если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.)


 4. Источники права, регулирующие деятельность СПО, их классификация, порядок вступления в юридическую силу. Органы официального опубликования.

Источники права — это нормативные акты, в которых содержатся нормы конституционного, административного, уголовного, процессуального и других отраслей права, регулирующие деятельность суда, прокуратуры, адвокатуры и других судебных и правоохранительных органов.

Все нормативные акты подразделяются на законы, которые принимаются законодательными органами власти Российской Федерации и ее субъектов, и подзаконные акты, которые издаются государственными органами на основе и в соответствии с законами.На самом верхнем уровне находится Конституция РФ и Конституции республик в ее составе, уставы субъектов РФ. Вторую группу нормативных актов составляют законы, принятые в порядке текущего законодательства законодательными органами России, республик в ее составе и других субъектов Российской Федерации.Все российские законы подразделяются на федеральные конституционные, федеральные и иные законы.

Подзаконные акты — это указы Президента РФ и президентов республик в составе Российской Федерации.( постановления и распоряжения Правительства РФ).К следующей группе нормативных актов относятся ведомственные акты руководителей систем правоохранительных органов (приказы Генерального прокурора РФ, министра юстиции, министра внутренних дел и др.). Среди всех законов высшую юридическую силу на территории Российской Федерации имеет Конституция РФ .Она применяется в качестве акта прямого действия.

Нормативные указы Президента РФ как главы государства подлежат применению, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам . Порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов определен Федеральным законом от 14.06.94 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и Указом Президента РФ от 05.04.94 № 662 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов». Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.


 6. Судебная власть: место в теории разделения властей, понятие и ее отличительные черты и формы ее осуществления. В чем проявляется ее подзаконность.

Судебная власть — разновидность государственной власти. Она осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Эти разновидности судопроизводства составляют основное содержание, формы выражения судебной власти.Судопроизводство, т. е. порядок рассмотрения дел судами, заключается в строгой, установленной законом процедуре ведения судебного разбирательства, гарантирующей права и свободы участникам процесса в целом и личности, в частности, их полное равенство, гласность, законность и справедливость решений суда.Важнейшая функция судебной власти — осуществление правосудия, т.е. наличие права судить.

Судебная власть — это предоставление специальным органам государства — судам — полномочий по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений.

Судебная власть обладает рядом отличительных признаков:

— осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей;— полная самостоятельность и отделение от законодательной и исполнительной властей;

—    осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;— подзаконность, в силу чего судьи при решении любого дела или вопроса их компетенции руководствуются только законом;— правоприменительный характер: суд не издает законов, а применяет их к конкретным фактам и обстоятельствам;— исключительность, т.е. не допускается возможность вторичного рассмотрения и разрешения дела кем бы то ни было после вступления в силу судебного акта;— полнота власти — выражается в законодательно закрепленных широких полномочиях судов и судей как в разрешении самых разнообразных правовых споров и вопросов, так и в применении мер государственного принуждения к правонарушителям вплоть до самых строгих и исключительных.Судебная власть реализуется специальным государственным органом — судом. Судебную власть посредством конституционного судопроизводства осуществляет Конституционный Суд РФ. Именно он является судебным органом конституционного контроля (ч. 1 ст. 18 Закона о судебной системе). Посредством гражданского (арбитражного) судопроизводства судебная власть реализуется судами общей юрисдикции и арбитражными судами, а посредством административного и уголовного судопроизводства — судами общей юрисдикции.

7. Суд – орган судебной власти. Правосудие: понятие, характерные черты, способы осуществления. Судопроизводство и его виды.

Суд представляет собой: 1) орган, занимающий особое положение в системе других государственных органов, самостоятельный и независимый от других ветвей власти и полномочный осуществлять судебную власть; 2) орган, состоящий из судей, назначаемых (избираемых) в законном порядке; эти судьи действуют на профессиональной основе.Одним из признаков судебной системы является ее построение в соответствии с национально-государственным устройством и административно-территориальным делением страны, а также в соответствии с организацией Вооруженных Сил или специальных «судебных» территорий.Таким образом, суд — это каждый конкретный орган, юрисдикция которого распространяется на определенное административно-территориальное образование (район, область и т. д.);Понятием «суд» охватываются и структурные подразделения судов: судебные коллегии, президиум, пленум. Правосудие — это деятельность суда по гражданским и уголовным делам и делам об административных правонарушениях, а также по арбитражным делам, проводимая в процессуальной форме в судебных заседаниях, с участием сторон и других субъектов процесса, состоящая в установлении фактических обстоятельств дела путем исследования доказательств и в разрешении дела, т. е. применении соответствующего материального закона.Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, рассматривая и разрешая: гражданские и уголовные дела и дела об административных правонарушениях.По гражданскому делу суд выносит решение, по уголовному — обвинительный или оправдательный приговор. По делам об административных правонарушениях судья выносит постановление — о наложении административного взыскания или прекращении дела производством.

Судебная власть и правосудие — различные понятия.. Правосудие — это деятельность судов по рассмотрению и разрешению судебных дел. Судебная власть — это право судебных органов, которым они наделены по закону, возможность осуществлять широкие юрисдикционные полномочия; это правовой статус судов, их место и положение как особых органов государственной власти.

Под судопроизводством понимаются деятельность судов по рассмотрению и разрешению дел, отнесенных к их ведению, а также действия других субъектов, которые реализуют свои права и обязанности, вступают в процессуальные отношения с судом (по уголовным делам — также и с органами дознания, предварительного следствия и прокурором). Судопроизводство — понятие более широкое, чем правосудие.Термин «судопроизводство» в законодательных актах, научной и учебной литературе, на практике применяется наряду с термином «процесс»: гражданское судопроизводство или гражданский процесс, уголовное судопроизводство или уголовный процесс. Уголовное судопроизводство имеет свои существенные особенности. Они вызываются сложностью работы по раскрытию преступлений, необходимостью тщательной подготовки материалов для успешного осуществления правосудия, нередко — применением принудительных процессуальных мер (задержание, арест). Гражданский процесс начинается непосредственно в суде по иску, заявленному гражданином, юридическим лицом или прокурором.

Процедура рассмотрения судом дел об административных правонарушениях менее сложная; она регламентируется ст. 225—265 КоАП.

 


8. Конституционные принципы правосудия.

Принципы правосудия — это закрепленные в Конституции Российской Федерации и других законах страны основные, руководящие положения (правила, требования, идеи) наиболее общего характера, выражающие демократическую сущность российского правосудия, образующие единую систему, определяющую организацию и деятельность судебных органов, и служащие выполнению задач, стоящих перед судом.

Критерии принципов правосудия следующие.

1. Положение, составляющее принцип, всегда закреплено в законе, то есть является правовым.2. Принцип отражает сущность правосудия. Не будет уголовно-процессуальной, гражданской процессуальной или арбитражной процессуальной деятельности, даже если она осуществляется судом (судьей), но с нарушением принципов правосудия.3. Несоблюдение требований одного принципа правосудия неминуемо приводит к попранию какого-либо другого (той же отрасли права).4. Принципы правосудия всегда отражают его демократизм.Признаки, раскрывающие понятие «принципы правосудия».1. Они отражают наиболее общие закономерности регулируемых правоотношений, выражают результат развития общественной практики, в частности судебной, и общественной мысли, сложившихся внутри страны и за ее пределами. В принципах выражены политические, правовые и нравственные идеи, господствующие в обществе.

Обладая определенной стабильностью, принципы развиваются в связи с новыми потребностями жизни общества. 2. Важнейшим условием реальной жизни принципов является закрепление их в законе. Принципы правосудия закреплены в Основном Законе Российской Федерации — им посвящено около тридцати статей, в Законе о судебной системе Российской Федерации, Законе о судоустройстве, Законе о статусе судей, в Уголовно-процессуальном кодексе, Гражданском процессуальном кодексе, Кодексе об административных правонарушениях.3. Принципы правосудия представляют собой наиболее общие положения (правила). 4. Принципы правосудия — руководящие положения. Их значение чрезвычайно велико как в нормотворческой, так и в правоприменительной деятельности. 5. Принципы правосудия образуют единую систему. Они едины по своей сущности и служебному назначению. И хотя каждый принцип имеет свое собственное содержание, все принципы действуют в неразрывной связи друг с другом. Система принципов правосудия включает в себя следующие основные начала:осуществление правосудия только судом;осуществление правосудия в точном соответствии с законом;право граждан на судебную защиту;равенство граждан перед судом и законом;независимость судей и подчинение их только закону;сочетание коллегиального и единоличного осуществления правосудия;открытое разбирательство дел во всех судах;язык судопроизводства;равноправие сторон и состязательность процесса;обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту;презумпция невиновности;гуманизм, охрана здоровья граждан, чести и достоинства личности.

6. Каждый принцип выполняет свою определенную роль в организации и деятельности судов.


11. Судебная система Российской Федерации

Судебная система России — это совокупность судов страны, установленная Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ», объединенных общностью задач, принципов организации и деятельности, руководствующихся единым материальным и процессуальным законодательством и обладающих собственной компетенцией.

Судебную систему России составляют:— Конституционный Суд РФ;— конституционные (уставные) суды субъектов РФ;— Верховный Суд РФ;— суды субъектов РФ;— районные (городские) суды;— военные и специализированные суды;— мировые судьи;— Высший Арбитражный Суд РФ;— федеральные арбитражные суды округов;— арбитражные суды субъектов РФ. Федеральных судов три вида:1.Конституционный Суд РФ наделен следующими полномочиями. Он:- разрешает дела о соответствии Конституции РФ: федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов и др.- разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и ее субъектов; между высшими государственными органами субъектов РФ;- дает толкование Конституции РФ.2.В систему федеральных судов общей юрисдикции входят: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные (городские) суды, военные и  специализированные суды.Высшим судебным органом общей юрисдикции по гражд., уголовным, адм. -Верховный Суд РФ. По месту дислокации войск и флотов создаются военные суды. Они осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.3.Система арбитражных судов состоит из Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов РФ.Высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, признается Высший Арбитражный Суд РФ. К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи .Конституционный (уставный) суд субъекта РФ рассматривает вопросы соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъектаРФ, органов местного самоуправления субъекта РФ не Конституции РФ.Каждый субъект Российской Федерации самостоятельно разрабатывает и устанавливает порядок судопроизводства своего конституционного  суда. Полномочия, порядок деятельности мировых судей, порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией РФ, Законом о судебной системе, иными федеральными конституционными законами, Законом о мировых судьях, а порядок назначения (избрания) и Деятельности мировых судей устанавливается, кроме того, законами субъектов Российской Федерации.

Федерации.


12. Суды общей юрисдикции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8