Курсовая работа: Усадьба Шахматово в поэтическом мире А.А.Блока
Курсовая работа: Усадьба Шахматово в поэтическом мире А.А.Блока
Институт туризма, 2004 г.
Введение.
Цель
данной работы как можно точнее и разностороннее показать влияние усадьбы
Шахматово на поэтический мир А.А.Блока. Также нужно осветить различные аспекты
пребывания поэта в имении, выявить главные вехи в его жизни, произошедшие
именно в Шахматово. С практической стороны можно совершить экскурсию в усадьбу,
которая поможет полнее воспринимать произведения поэта и по-настоящему
почувствовать атмосферу Шахматова.
Для
раскрытия темы были использованы книги различных авторов. Во-первых,
произведения А.А.Блока в Шахматово и о нем, во-вторых, воспоминания
М.Бекетовой, тети поэта, в-третьих, работа одного из исследователей поэзии
Блока в Шахматово С.Лесневского. применялись также «Шахматовский вестник» -
издание Государственного историко-литературного и природного музея-заповедника
А.П.Блока и материалы для выставки «Жизнь и творчество А.Блока»
С.Т.Овчинниковой.
Усадьба
Шахматово в поэтическом мире А.А.Блока.
Место,
где я хотел бы жить – Шахматово.
А.Блок.
(Анкета «Признания», 1897 г.)
Глава
1.
§ 1. Появление Шахматова.
Есть
в Росси два абсолютно непохожие друг на друга места, и оба навсегда соединены с
именем Александра Блока – Петербург и Шахматово…
«В
сознании и творчестве Александра Блока тема и образ Петербурга сыграли
исключительную важную роль, - утверждает Вл.Орлов. – для Блока Петербург был
поистине «действенным» городом, сильно и глубоко действовавшим на его
художественное сознание. С громадной силой Блок сумел поэтически выразить самое
чувство Петербурга».
Однако
вместе с Петербургом в жизни и поэзии Блока дышит Подмосковье.
Если
город у Блока – это почти всегда Петербург, то Россия полевая и лесная – это
почти всегда Шахматово и его окрестности. Шахматово растворено в стихах Блока,
укрыто от взоров. Петербург заметен и велик во всей русской литературе, а
Шахматово только – в жизни Блока. Но от этого сияние «малой родины» не убывает.
Шахматово в судьбе поэта выдерживает сопоставление с Петербургом. Незримое, оно
постоянно звучит в его поэзии.
Все,
кто был близок Блоку, по-блоковски ощущали Шахматово и его окрестности как
поэтический прообраз Родин. «Там широкие дороги, вокруг золотые леса. Очень чувствуется
Россия…», «Вид… широкий, вольный и задумчивый. Русь настоящая» - так сказала об
этих местах мать поэта, Александра Андреевна Кублицкая-Пиоттух.
Побывав
в Шахматове, Андрей Белый увидел его окрестности резко самобытными: «Здесь, в
окрестностях Шахматова, что-то есть от поэзии Блока; и – даже: быть может,
поэзия эта воистину шахматовская, взятая из окрестностей; встали горбины,
зубчатые лесом; напружились почвы и врезались зори», «и веял ландшафт строчкой
Блока» и точно рабочая комната – эти леса и поля…»
Как
же появилось в его жизни имение Шахматово?
В
1874 году профессор Петербургского университета знаменитый ученый-ботаник,
дедушка поэта, А.Н.Бекетов по совету своего друга и сослуживца Д.И.Менделеева,
обосновавшегося девятью годами раньше среди живописных холмов подмосковной
Клинско-Дмитровской возвышенности в усадьбе Боблово, решил по соседству с ним
приобрести себе имение. Так в род Бекетовых вошло Шахматово, старинное
поместье, известное с XVII века. Считают, что владельцем этих земель был воевода
Дмитрия Донского Матвея Шаха, скорее всего отсюда и пошло название имения.
§ 2. Детство поэта в Шахматово.
В
1881 году Александра Андреевна Блок привезла шестимесячного сына Александра в
Шахматово.
Навстречу
тройки запыленной
Старуха
вышла на крыльцо,
От
солнца заслонив лицо
(Раздался
листьев шелест сонный),
Бастыльник
покачнув крылом,
Коляска
подкатилась к дому,
И
сразу стало всё знакомо,
Как
будто длилось много лет, -
И
серый дом, и в мезонине
Венецианское
окно,
Цвет
стекол – красный, желтый, синий,
Как
будто так и быть должно.
Ключом
старинным дом открыли
(Ребенка
внес туда старик),
И
тишины не возмутили
Собачий
лай и детский крик.
Они
умолкли – слышно стало
Жужжанье
мухи на окне,
И
муха биться перестала,
И
лишь по голубой стене
Бросает
солнце листьев тени,
Да
ветер клонит за окном
Столетние
кусты сирени,
В
которых тонет старый дом.
Да
звук какой-то заглушенный –
Звук
той же самой тишины,
Иль
звон церковный, отдаленный,
Иль
гул (неконченной) весны,
И
потянулись вслед за звуком
(Который
новый мир принес)
Отец,
и мать, и дочка с внуком,
И
ласковый дворовый пес…
Отсюда
берет исток первообразы поэта, его позднейшие раздумья… Здесь совершилось
открытие радости – родной земли:
И
дверь звенящая балкона
Открылась
в липы и в сирень,
И
в синий купол небосклона,
И
в лень окрестных деревень.
Туда,
где вьются пестрым лугом
Дороги
узкой колея.
Где
обвелась…
Усадьба
чья-то и ничья.
И
по холмам и по ложбинам,
Меж
полосами светлой ржи
Бегут,
сбегаются к овинам
Темнозеленые
межи,
Стада
белеют, серебрятся
Далекой
речки рукава,
Телеги…
катятся
В
пыли, и видная едва
Белеет
церковь над рекою.
За
ней опять – леса, поля…
И
всей весенней красотою
Сияет
русская земля….
(Наброски
продолжения второй главы поэмы «Возмездие») С тех пор он каждое лето проводил в
имении деда. В. Солоухин сказал «… в летнее тепло с его синим небом и белыми
облаками, с его розовым клевером и ярко-зелеными полянами ржи, с купами
столетней сирени и куртинами шиповника, в вечерние зори и душистую тишину, в
гуденье пчел и порханье бабочек – вовсе это Блок был погружен в середине
России, как в купель, и это было его как бы второе крещение – крещение Россией,
русской природой, русской деревней, Русью».
В
Шахматове было много друзей. Здесь и шахматовский возчик Гаврила, которого
А.Н.Бекетов называл «лириком»: Гаврила любил животных, на плече у него Саша
часто видел пригревшегося кота. Дорогу, по которой Гаврила возил воду, Саша
называл Гаврилиной. Здесь и кухарка Ананьевна, говорившая какими-то необычайно
яркими словами. «Вот когда цветы-то вспыхнут!» - повторяла она весной.
Саша
дружил со сторожем казенного леса и шахматовским приказчиком Иваном
Николаевичем. Старик брал на весь день на рубку леса или посев шахматовских
полей.
Хлеб
в Шахматове в те годы молотили цепами приезжие рязанцы. В набросках продолжения
второй главы поэмы «Возмездие» есть воспоминание, уходящее в пору самого
раннего детства Блока:
Уж
осень, хлеб обмолотили,
И,
к стенке прислонив цепы,
Рязанцы
к веялке сложили
(Уже
последние снопы).
Потом
зерно в мешки ссыпают,
Белеющие
от муки
В
телегу валят и сажают
Наверх
ребенка на мешки.
Мешков
с десяток по три меры
Везет
с гумна в амбар шажком
Почти
тридцатилетний серый,
За
ним рязанцы вшестером,
Приказчик,
бабушка с плетенной
Своей
корзинкой для грибов –
Следят,
чтоб внук неугомонный
Не
соскользнул… с мешков.
А
внук сидит, гордясь немного,
Что
можно править самому,
И
по гумну на двор дорога
Предлинной
кажется ему.
Маленький
Саша любит стихи. Он слушает пушкинские сказки. «Наша память хранит с
малолетства веселое имя: Пушкин», - скажет Блок в конце жизни. Нравятся стихи
Жуковского: «Первым вдохновителем моим был Жуковский», Полонского; ему читают
детские книги. И мама, и бабушка, и дедушка сочиняют для него разные истории,
присказки, стихи.
Так,
по воспоминаниям, М.А.Бекетовой, летом 1883 года в Шахматове «мать сочинила для
Саши сказочку про девочку Пеструшку, которая ему очень нравилась».
Саша
начал складывать какие-то строчки лет в пять-шесть. С ранних лет запомнил он
«постоянно набегавшие» на него «лирические волны». Лет восьми он уже записывает
свои небольшие сочинения – стихи и рассказы – в миниатюрные тетрадки, что-то
вроде крошечных журналов, даже с оглавлением. Там же и его рисунки. На первой
странице: «Моей милой мамочке!..» На второй: «Оглавление. Пожар. Зая. Зая.
человек. Лопари».
В
усадьбе он знакомился с жизнью природы. Множество певчих птиц обитало в
Шахматове. Соловьи заливались около дома в кустах шиповника; иволги сидели на
липах, прилетали дрозды, дятлы, сороки, горлинки. Ночью слышались совы.
Саша
пишет не только о животных. Есть у него сочинения о бурях, кораблях, войне
(«Ночь была темная и война была большая»). Всюду и везде рисует он корабли,
мечтает стать матросом, юнгой.
В
«издательских» занятиях Сашуры участвовали и взрослые. Сашино стихотворение
«Огромные скалы качает водой…» Александра Андреевна переписала на отдельный
листок и внизу пометила: «25 июля, 1888 г. Шахматово. Сашура».
Исследованию
Шахматова и близлежащих деревень помогли многочисленные поездки верхом. Через
много лет Ф.А.Кублицкий вспоминал о совместных с Блоком поездках по
окрестностям усадьбы: «На деревенских лошадках изъездили мы все окрестности на
расстоянии до 10-15 верст от Шахматова в разных направлениях… Часто возвращались
домой уже почти в темноте. Вставала красная полная луна, туман белой пеленой
стлался вдоль реки и подбирался к усадьбе…
Эти
поездки были открытием мира. В рассказе Блока «Исповедь язычника. Моя исповедь»
(1918 г.) описаны и усадьба и, весенние просторы вокруг Шахматова, и нрав
необычного коня и дорога…
«Сначала
мы поехали по давно знакомой дороге, по которой я ходил в детстве с няней.
Привычная скамеечка на пригорке, осиновые жерди прясла с отвисшей корой,
считанные и пересчитанные повороты дороги и кучки земли, выброшенный кротами, -
на все это хорошо бегло взглянуть с высоты седла; пока ходишь по двору дома,
среди родных и близких, пока ходишь пешком, все впечатления дробятся, все
видишь и обо всем думаешь отдельно. Когда же сядешь на высокую лошадь, которая
слегка танцует под тобою и торопится на волю, бросается в глаза все зараз: и
две смежные стены невысокого дома с красной крышей, и круглая куртина перед
ним, и перекладины открытых ворот между двумя плакучими березами, до которых
обыкновенно надо дойти, но за которые теперь выносит в три прыжка застоявшаяся
лошадь».
В
набросках продолжения второй главы поэмы «Возмездие» запечатлена та же картина:
И
под палящим солнцем дня
……………………..
на коня
Высокий
белый конь, почуя
Прикосновение
хлыста,
Уже
волнуясь и танцуя,
Его
выносит в ворота.
Стремян
поскрипывают…
Позвякивают
удила,
Встречают
жадными глазами
Мир,
зримый с высоты седла.
Глава 2. § 1. Ранние произведения А.Блока в Шахматово.
Блоковская
тема России в полный голос впервые прозвучала в Шахматове. В 1908 году осенью в
Шахматове начато стихотворение «Россия», довершенное в Петербурге. Здесь звучит
поэтическая формула веры в народ и в страну:
И
невозможное возможно,
Дорога
долгая легка,
Когда
блеснет в дали дорожной
Мгновенный
взор из-под платка.
Когда
звенит тоской острожной
Глухая
песня ямщика!..
В
то же лето в Шахматове начат цикл «На поле Куликовом». В Шахматове явились
слова о подвиге Родины:
И
вечный бой! покой нам только сниться
Сквозь
кровь и пыль…
Летит,
летит степная кобылица
И
мнет ковыль
В
1910 году в Шахматово написано стихотворение «На железной дороге». Оно
проникнуто болью и состраданием к девушке, чья «мчалась юность бесполезная»,
может быть, этот образ сложился при общении с местными наивными девушками,
которые ждут своих возлюбленных:
Да
что – давно уж сердце вынуто!
Так
много отдано поклонов,
Так
много жадных взоров кинуто
В
пустынные глаза вагонов…
Далее
следует своеобразный крик души поэта:
Не
подходите к ней с вопросами,
Вам
все равно, а ей – довольно:
Любовью,
грязью иль колесами
Она
раздавлена – всю больно.
Первым
из литераторов, побывавших после смерти поэта в Шахматове, был П.А.Журов. Он
показывает, что тяготея к Шахматову, Блок и в других местах нередко любил то,
что было похоже на Шахматово, напоминало его. Причина такого тяготения, по
словам Журова том, что «Шахматово и было второй – духовной родиной Блока,
родиной его поэтического самосознания. Здесь были определены основные линии
миропонимания и личного пути. Здесь он имел «видение, непостижимое уму». Здесь
он встретил свою Беатриче и соединился с ней, здесь же он пережил свою утрату».
Прочтение
шахматовского пейзажа, данное П.А.Журовым, соединяет реальность с блоковскими
образами, рельеф местности – с рельефом поэзии. «Сама природа, - говорит
П.А.Журов, - творила перед глазами Блока. Она зарождала и живила его замыслы и
формы поэтической мысли. Она была неиссякаемой хранительницей образов и
чувствований поэта, его поэтического языка и вдохновения. Она помогала ему
средствами и знаками в изъявлении лирического движения… Шахматовское
накопление, шахматовский звук составляет основной фонд, всегдашний, хотя бы и
глубокий фон блоковской поэзии…»
§ 2. Увлечение театром. Влюбленность и её поэтическое
отражение.
Одним
из самых страстных увлечений юноши был театр. Знаменательно, что на вопрос в
семейной анкете: «Чем я хотел бы быть» - шестнадцатилетний Блок отвечает:
«Артистом императорских театров». Увлекается декламацией, в Шахматове перед
немногочисленными зрителями пылко произносит монологи Ромео и Гамлета.
Благоговейное отношение к Шекспиру появилось уже в эти годы, Блок сохранил на
всю жизнь.
Летом
1898 года он участвует в любительских спектаклях в имении Боблово. Эта усадьба,
принадлежавшая другу и коллеге Д.И.Менделееву, находилась в нескольких верстах
от Шахматова. Там он увидел шестнадцатилетнюю дочь Менделеева Любу и полюбил её
на всю жизнь.
Первым
спектаклем был «Гамлет». Блок играл самого вечно печального принца, а Любовь Менделеева
– Офелию.
И
через многие, многие мятежные годы, несмотря на все свои увлечения другими
женщинами, уставший и измученный жизнью Блок в минуты тоски и одиночества вновь
и вновь будет звать на помощь свою Единственную, свою Милую, свою Офелию.
Я
– Гамлет. Холодеет кровь,
Когда
плетет коварство сети,
И
в сердце – первая любовь
Жива
– к единственной на свете.
Тебя,
Офелию мою,
Увел
далеко жизни холод,
И
гибну, принц, в родном краю,
Клинком
отравленным заколот.
С
лета 1898 года начинается тот стихотворный поток, который дает начало циклу
«Стихов о Прекрасной Даме» - это лирический взлет молодого Блока, океан
любовных гимнов, обращенных к Л.Д. Менделеевой. Лейтмотивом звучит шахматовская
природа:
Медлительной
чредой нисходит лист осенний,
Медлительно
крутится желтый лист,
И
день прозрачно свеж, и воздух дивно чист –
Душа
не избежит невидимого тленья.
Так,
каждый день стареется она.
И
каждый год, как желтый лист кружится,
Всё
кажется, и помнится, и мниться,
Что
осень прошлых лет была не так грустна.
«Июнь
1898. Шахматово» - датировано стихотворение, в котором юный Блок вспоминает о
какой-то утраченной возможности счастья. «По темному саду брожу я в тоске…»
Через
месяц - 21 июля 1898 А.Блок пишет стихотворение, в котором ярко прорисован
шахматовский пейзаж, полный романтики:
Полный
месяц встал над лугом
Неизменным
дивным кругом,
Светит
и молчит.
Бледный,
бледный луг цветущий,
Мрак
ночной, по нем ползущий,
Отдыхает,
спит.
Жутко
выйти на дорогу:
Непонятная
тревога
Под
луной царит.
Хоть
и знаешь: утором рано
Солнце
выйдет из тумана,
Поле
озарит,
И
тогда пройдешь тропинкой,
Где
под каждою былинкой
Жизнь
кипит.
«Непонятную
тревогу», когда жутко в ночи и в тумане, разгонит солнце; таинственное, смутное
одолевается явным и ясным.
27
июля Блок пишет стихотворение, посвященное недавней встрече:
Она
молода и прекрасна была
И
чистой мадонной осталась,
Как
зеркало речки спокойной, светла.
Как
сердце мое разрывалось!..
Она
беззаботна, как синяя даль,
Как
лебедь уснувший казалась;
Кто
знает, быть может, была и печаль…
Как
сердце мое разрывалось!..
Когда
же мне пела она про любовь,
То
песня в душе отзывалась,
Но
страсти не ведала пылкая кровь…
Как
сердце мое разрывалось!..
§ 3. Прогулки вокруг имения. «Стихи о Прекрасной
Даме».
Поэт
возвращается из Петербурга вместе с матерью 16 мая 1899 г.. И сразу же началось
вдохновение, навеянное природой, особой атмосферой имения.
18
мая датировано стихотворение «Я шел к блаженству. Путь блестел…», где дана
потрясающая картина шахматовского заката:
Я
шел к блаженству. Путь блестел
Росы
вечерней красным светом,
А
в сердце, замирая, пел
Рассвета
песнь, когда заря
Стремились
гаснуть, звезды рдели,
И
неба вышние моря
Вечерним
пурпуром горели!..
Душа
горела, голос пел,
В
вечерний час звуча рассветом.
Я
шел к блаженству. Путь блестел
Росы
вечерней красным светом.
Летом
1899 года поездки в Боблово продолжаются. «Помню ночные возвращенья шагом,
осыпанные светляками кусты, темень непроглядную и суровость ко мне Любови
Дмитриевной», - пишет поэт через много лет.
Когда
я был ребенком, - лес ночной
Внушал
мне страх; до боли я боялся
Ночных
равнин, болот, одетых белой мглой.
Когда
мой конь усталый спотыкался.
Теперь
– прошло немного лет с тех пор,
И
жизнь сломила дух; я пережил довольно;
Когда
опять въезжаю в темный бор
Ночной
порой - мне радостно и больно.
(«Когда
я был ребенком, - лес ночной…»)
Вокруг
- и леса, и просторы, и деревни, а в усадьбе – свой мир, благоухающий, уютный.
Гроза
прошла, и ветка белых роз
В
окно мне дышит ароматом…
Ещё
трава полна прозрачных слез,
И
гром вдали гремит раскатом.
Но
к вечеру собираются тучи, в саду тихо, с холма видны темнеющие просторы…
А
там, в неведомой дали,
Где
небо мрачно и зловеще,
Немые
грозы с вихрем шли,
Страницы: 1, 2
|