рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Курсовая работа: Разработка онтологий 101: руководство по созданию Вашей первой онтологии рефераты

В литературе и всемирной паутине существуют библиотеки повторно используемых онтологий. Например, мы можем использовать библиотеку онтологий Ontolingua (http://www.ksl.stanford.edu/software/ontolingua/) или библиотеку онтологий DAML (http://www.daml.org/ontologies/). Существует также ряд общедоступных коммерческих онтологий (например, UNSPSC (www.unspsc.org), RosettaNet (www.rosettanet.org), DMOZ (www.dmoz.org)).

К примеру, база знаний по французским винам уже может существовать. Если мы можем импортировать эту базу знаний и онтологию, на которой она основана, то у нас будет не только классификация французских вин, но и первый шаг к классификации характеристик вин, использующихся для разделения и описания вин. Списки свойств вина уже могут быть доступны на коммерческих веб-сайтах, таких как http://www.wines.com/, которые клиенты используют при покупке вин.

Тем не менее, в этом руководстве мы будем считать, что соответствующих онтологий еще не существует, и начнем разрабатывать онтологию с нуля.

Шаг 3. Перечисление важных терминов в онтологии

Полезно составить список всех терминов, о которых мы хотели бы сказать что-либо или которые хотели бы объяснить пользователю. Какие термины мы бы хотели рассмотреть? Какие свойства имеют эти термины? Что бы мы хотели сказать об этих терминах? Например, в число важных терминов, связанных с винами, входят вино, виноград, винный завод, местоположение, цвет вина, его крепость, вкус и содержание сахара; различные виды еды, такие как рыба и черное мясо; типы вина, такие как белое вино и т.д. В начале важно получить полный список терминов, не беспокоясь о пересечении понятий, которые они представляют, об отношениях между терминами, о возможных свойствах понятий или о том, чем являются понятия – классами или слотами.

Следующие два шага – разработка иерархии классов и определение свойств понятий (слотов) – тесно переплетены. Сложно выполнить сначала один из них, а потом – другой. Обычно в иерархии мы даем несколько формулировок понятий и затем описываем свойства этих понятий и т.д. Также эти два шага – самые важные шаги в процессе проектирования онтологии. Здесь мы опишем их вкратце, а затем в следующих двух главах рассмотрим более сложные проблемы, которые необходимо принять во внимание, часто встречающиеся трудности, решения, которые нужно принять, и т.д.

Шаг 4. Определение классов и иерархии классов

Существует несколько возможных подходов для разработки иерархии классов:

Процесс нисходящей разработки начинается с определения самых общих понятий предметной области с последующей конкретизацией понятий. Например, мы можем начать с создания классов для общих понятий Вино и Еда. Затем мы конкретизируем класс Вино, создавая его подклассы: Белое вино, Красное вино, Розовое вино. Мы можем еще дальше категоризировать класс Красное Вино, например, в Syrah, Red Burgundy, Cabernet Sauvignon и т.д.

Процесс восходящей разработки начинается с определения самых конкретных классов, листьев иерархии, с последующей группировкой этих классов в более общие понятия. Например, сначала мы определяем классы для вин Pauillac и Margaux. Затем мы создаем общий надкласс для двух этих классов – Medoc, который, в свою очередь является подклассом Bordeaux.

Процесс комбинированной разработки – это сочетание нисходящего и восходящего подходов: Сначала мы определяем более заметные понятия, а затем соответствующим образом обобщаем и ограничиваем их. Мы могли бы начать с нескольких понятий высшего уровня, таких как Вино, и нескольких конкретных понятий, таких как Margaux. Затем мы можем соотнести их с понятием среднего уровня, таким как Medoc. После этого нам может понадобиться сформировать все классы вин из области Франции, формируя таким образом ряд понятий среднего уровня.

На рис. 2 показано возможное деление на различные уровни обобщения.

Рис. 2. Различные уровни таксономии Вино: Вино, Красное вино, Белое вино, Розовое вино – более общие понятия, верхний уровень. Pauillac и Margaux – самые конкретные классы в иерархии, нижний уровень.

Ни один из этих трех методов не лучше других по своей сути. Выбор подхода в большой степени зависит от личного взгляда на предметную область. Если разработчик склонен к рассмотрению предметной области сверху вниз, то ему, возможно, больше подойдет нисходящий метод. Часто для многих разработчиков онтологий самым простым является комбинированный метод, т.к. понятия, находящиеся «посередине», имеют тенденцию быть самыми наглядными понятиями в предметной области.

Если вы склонны делать сначала самую общую классификацию вин, то вам больше подойдет нисходящий метод. Если вы бы начали приводить конкретные примеры, то более подходящим является восходящий метод.

Какой метод мы бы ни избрали, обычно мы начинаем с определения классов. Из списка, составленного в Шаге 3, мы выбираем термины, которые описывают объекты, существующие независимо, а не термины, которые описывают эти объекты. В онтологии эти термины будут классами и станут точками привязки в иерархии классов[2]. Мы организуем классы в иерархическую таксономию, задавая вопрос: если объект является экземпляром одного класса, будет ли он обязательно (т.е. по определению) экземпляром некоторого другого класса?

Если класс А – надкласс класса В, то каждый экземпляр В также является экземпляром А.

Другими словами, класс В представляет собой понятие, которое является «разновидностью» А.

Например, каждое вино Pinot Noir – обязательно красное вино. Поэтому класс Pinot Noir – подкласс класса Красное вино.

На рис. 2 показана часть иерархии классов онтологии по винам. В 4-й главе детально рассмотрено, что нужно искать при определении иерархии классов.

Рис. 3. Слоты класса Вино и фацеты этих слотов. Значок “I” рядом со слотом производитель указывает, что у слота есть обратный слот (Глава 5.1.).

Шаг 5. Определение свойств классов – слотов

Классы сами по себе не предоставляют достаточно информации для ответа на вопросы проверки компетентности из Шага 1. После определения некоторого количества классов мы должны описать внутреннюю структуру понятий.

Мы уже выбрали классы из списка терминов, который мы создали на Шаге 3. Большинство оставшихся терминов, вероятно, будут свойствами этих классов. Эти термины включают, к примеру, цвет вина, его крепость, вкус и содержание сахара, а также местоположение винного завода.

Для каждого свойства из списка мы должны определить, какой класс оно описывает. Эти свойства станут слотами, привязанными к классам. Таким образом, у класса Вино будут следующие слоты: цвет, крепость, вкус и сахар. А у класса Винный завод будет слот местоположение.

Вообще, в онтологии слотами могут стать несколько типов свойств объектов:

«внутренние» свойства, такие как вкус вина;

«внешние» свойства, такие как название вина и область, в которой оно было произведено;

части, если объект имеет структуру; они могут быть как физическими, так и абстрактными «частями» (например, блюда, входящие в обед);

отношения с другими индивидными концептами; это отношения между отдельными членами класса и другими элементами (например, производитель вина, представляющий отношение между вином и винным заводом, и виноград, из которого произведено вино).

Таким образом, в дополнение к ранее определенным свойствам, к классу Вино нам нужно добавить следующие слоты: название, область, производитель, виноград. На рис. 3 показаны слоты класса Вино.

Все подклассы класса наследуют слот этого класса. Например, все слоты класса Вино будут унаследованы всеми подклассами этого класса, включая Красное Вино и Белое Вино. К классу Красное Вино мы добавим дополнительный слот уровень танина (низкий, средний или высокий). Слот уровень танина будет унаследован всеми классами, представляющими красные вина (такие как Bordeaux и Beaujolais).

Слот должен быть привязан к самому общему классу, у которого может быть данное свойство. Например, крепость и цвет вина нужно будет привязать к классу Вино, т.к. это самый общий класс, чьи экземпляры будут иметь крепость и цвет.

Шаг 6. Определение фацетов слотов

Слоты могут иметь различные фацеты, которые описывают тип значения, разрешенные значения, число значений (мощность) и другие свойства значений, которые может принимать слот. Например, значение слота название (как в «название вина») – одна строка. То есть, название – это слот с типом значения Строка. Слот производит (как в выражении «винный завод производит эти вина») может иметь множественные значения, которые являются экземплярами класса Вино. То есть, производит – это слот с типом значения Экземпляр, и разрешенным классом является Вино.

Сейчас мы опишем несколько общих фацетов.

Мощность слота

Мощность слота определяет, сколько значений может иметь слот. В некоторых системах различаются только единичная мощность (возможно только одно значение) и множественная мощность (возможно любое число значений). Крепость вина будет слотом единичной мощности (вино может иметь только одну крепость). Вина, производимые на конкретном заводе, заполняют слот множественной мощности производит класса Винный завод.

Некоторые системы позволяют определить минимальную и максимальную мощность для того, чтобы более точно описать количество значений слота. Минимальная мощность N означает, что слот должен иметь не менее N значений. Например, слот виноград класса Вино имеет минимальную мощность 1: каждое вино делается, как минимум, из одного сорта винограда. Максимальная мощность М означает, что слот может иметь максимум М значений. Максимальная мощность слота виноград для вин из одного сорта винограда равняется 1. Иногда полезно установить максимальную мощность в 0. Эта установка будет означать, что для определенного подкласса слот не может иметь значений.

Тип значения слота

Фацет типа значения описывает, какие типы значений можно ввести в слот. Вот список наиболее общих типов значений:

Строка – самый простой тип значения, который используется в таких слотах, как название: значением является простая строка.

Число (иногда используются более конкретные типы значений: Float (Число с плавающей запятой) и Integer (Целое число)) описывает слоты числовыми значениями. Например, стоимость вина может иметь тип Float.

Булевы слоты – это простые флаги «да - нет». Например, если мы не будет представлять игристые вина как отдельный класс, то принадлежность к игристым винам может быть показана значением булевого слота: если значение «истина» («да»), то вино игристое, а если значение «ложь» («нет»), то вино не игристое.

Нумерованные слоты определяют список конкретных разрешенных значений слота. Например, мы можем установить, что слот вкус может принять одно из трех возможных значений: сильный, умеренный и мягкий. В Protege-2000 нумерованные слоты имеют тип Символ.

Слоты-экземпляры позволяют определить отношения между индивидными концептами. Слоты с типом значения Экземпляр также должны определять список разрешенных классов, экземпляры которых можно использовать. Например, слот производит класса Винный завод в качестве значений может иметь экземпляры класса Вино[3].

На рис. 4 показано определение слота производит класса Винный завод.

Рис. 4. Определение слота производит, который описывает вина, производимые на винном заводе. Слот имеет множественную мощность и значение типа Экземпляр.

Разрешенным классом для значений этого слота является класс Вино.

Домен слота и диапазон значений слота

Разрешенные классы для слотов типа Экземпляр часто называют диапазоном значений слота. В примере на рис. 4 класс Вино является диапазоном значений слота производит. Некоторые системы позволяют ограничить диапазон значений слота, если слот привязан к определенному классу.

Классы, к которым слот привязан, или классы, свойство которых слот описывает, называются доменом слота. Класс Винный завод – домен слота производит. В системах, где мы привязываем слоты к классам, домен слота обычно составляют классы, к которым привязан слот. Нет необходимости отдельно определять домен.

Основные правила определения домена слота и диапазона значений слота схожи друг с другом:

При определении домена или диапазона значений слота найдите наиболее общие классы или класс, которые могут быть соответственно доменом или диапазоном значений слотов.

С другой стороны, не определяйте слишком общий домен и диапазон значений: все классы в домене слота должны быть описаны слотом, а экземпляры всех классов в диапазоне значений слота должны являться потенциальными заполнителями слота. Не выбирайте слишком общий класс для диапазона значений (то есть, вы не захотите делать THING диапазоном значений, а захотите выбрать класс, который охватит все заполнители.)

Вместо того чтобы перечислить все возможные подклассы класса Вино для диапазона значений слота производит, просто внесите в список класс Вино. В то же время, нам не нужно определять диапазон значений слота как THING (самый общий класс в онтологии).

Конкретнее:

Если список классов, определяющих диапазон значений слота или домен слота, включает класс и его подкласс, удалите подкласс.

Если диапазон значений слота содержит и класс Вино, и класс Красное Вино, мы можем удалить Красное Вино из диапазона значений, т.к. он не добавляет новую информацию: Красное Вино – это подкласс класса Вино, и поэтому диапазон значений слота уже неявно включает его, также как и все другие подклассы класса Вино.

Если список классов, определяющих диапазон значений слота или домен слота, включает все подклассы класса А, но не включает сам класс А, то в диапазон значений должен входить только класс А, а не его подклассы.

Вместо указания того, что диапазон значений слота включает Красное Вино, Белое Вино и Розовое Вино (перечисление всех прямых подклассов класса Вино), мы можем ограничить диапазон значений самим классом Вино.

Если список классов, определяющих диапазон значений слота или домен слота, включает почти все подклассы класса А, подумайте, может, для определения диапазона значений лучше подойдет класс А.

В системах, где привязка слота к классу равнозначна добавлению класса к домену слота, к привязке слота применяются те же правила: С одной стороны, нам нужно постараться сделать его как можно более общим. С другой стороны, мы должны гарантировать, что каждый класс, к которому мы привязываем слот, на самом деле имеет свойство, которое представляет слот. Мы можем привязать слот уровень танина к каждому классу, представляющему красные вина (например, Bordeaux, Merlot, Beaujolais и т.д.). Однако, т.к. все красные вина имеют свойство «уровень танина», то вместо этого нам нужно прикрепить этот слот к более общему классу Красные Вина. Будет неправильно дальше обобщать домен слота уровень танина (привязка его к классу Вино), т.к. мы не используем уровень танина для описания, к примеру, белых вин.

Шаг 7. Создание экземпляров

Последний шаг – это создание отдельных экземпляров классов в иерархии. Для определения отдельного экземпляра класса требуется (1) выбрать класс, (2) создать отдельный экземпляр этого класса и (3) ввести значения слотов. Например, мы можем создать отдельный экземпляр Chateau-Morgon-Beaujolais для представления определенного типа вина Beaujolais. Chateau-Morgon-Beaujolais – это экземпляр класса Beaujolais, представляющего все вина Beaujolais. У этого экземпляра определены следующие значения слотов (рис. 5):

Крепость: Легкое

Цвет: Красный

Вкус: Мягкий

Уровень танина: Низкий

Виноград: Gamay (экземпляр класса Виноград для изготовления вин)

Производитель: Chateau-Morgon (экземпляр класса Винный завод)

Область: Beaujolais (экземпляр класса Винная область)

Сахар: Сухое

Рис. 5. Определение экземпляра класса Beaujolais. Экземпляром является вино Chateua Morgon Beaujolais из области Beaujolais, произведенное из винограда Gamay на заводе Chateau Morgon. Оно легкое, с мягким вкусом, красное, с низким уровень танина. Это сухое вино.

4. Определение классов и иерархии классов

  В этой главе говорится о том, за чем нужно следить, и об ошибках, которые легко сделать при определении классов и иерархии классов (Шаг 4 из Главы 3). Как мы уже говорили ранее, для любой предметной области не существует единственной правильной иерархии классов. Иерархия зависит от возможных способов применения онтологии, уровня детализации, необходимого для приложения, личных предпочтений и иногда от требований по совместимости с другими моделями. Тем не менее, мы рассматриваем несколько руководящих принципов, которые нужно учитывать при разработке иерархии классов. После определения значительного количества новых классов полезно остановиться и проверить, соответствует ли возникающая иерархия этим руководящим принципам.

4.1. Обеспечение правильности иерархии классов

Отношение “is-a”[2]

Иерархия классов представляет отношение “is-a”: класс А – это подкласс В, если каждый экземпляр В также является экземпляром А. Например, Chardonnay – подкласс класса Белое Вино. Другой способ подхода к таксономическому отношению – это отношение “kind-of”[3]: Chardonnay –вид Белого вина. Реактивный лайнер –вид самолета. Мясо –вид еды.

Подкласс класса представляет понятие, которое является «разновидностью» понятия, представляемого надклассом.

Отдельно взятое вино не является подклассом всех вин

Распространенная ошибка при моделировании – это включение в иерархию варианта одного и того же понятия как в единственном, так и во множественном числе, сделав первое подклассом второго. Например, будет неправильно определить класс Вина и класс Вино как подкласс класса Вина. Как только вы начинаете считать, что иерархия представляет собой отношение “kind-of”, то ошибка при моделировании становится очевидной: отдельное Вино не является видом Вин. Лучший способ избежать таких ошибок – всегда использовать имена классов или в единственном, или во множественном числе (присваивание имен понятиям подробно рассмотрено в Главе 6).

Транзитивность иерархических отношений

Отношение подкласса транзитивно:

Страницы: 1, 2, 3, 4