Курсовая работа: Петровская Кунсткамера
Зажгли
светильники. Над головой и под ногами за блестели звезды багряного неба. Опекун
подал знак. Небо стало вращаться, повторяя движение истинной небесной сферы. Не
смолкали возгласы удивления.
Петр
долго рассматривал глобус и его хитроумное устройство, которое заставляло шар
вращаться.
Через
несколько дней русские войска - уходили из Тепингена. Их провожали все жители.
Петр покидал замок. Его сопровождали опекун и свита герцога. Сам герцог был
болен. Во время прощания опекун передал слова герцога, что в знак благодарности
за спасение города шлезвиг-голштинцы дарят русскому царю глобус, так поразивший
Петра.
Четыре
года подарок был - в пути. От Тепингена до Ревеля (так раньше называли город
Таллинн) его везли морем. В Ревеле глобус поставили на огромные сани. Сотня
крепостных впряглась в сани и потащила их в Петербург, обходя овраги, болота и
леса. Там, где лес нельзя было обогнуть, прорубали просеки.
Драгоценный
дар Петр I , возможно, намеревался поместить в одной из
башен новой Кунсткамеры, которую уже замыслил построить. Но, как ни долго был в
пути глобус, его привезли в столицу раньше, чем началось строительство здания.
Временно «готторпское чудо», поставили в бывшем слоновнике - зверовом дворе.
Затем сколотили специальный балаган и открыли в него доступ публике.
Глобус
сильно пострадал от пожара в 18 веке, был восстановлен русским мастером
Тирютиным.
Б). Императорский кабинет
Токарные резцы Петра, вырезанная им деревянная чаша для воды, им же
выкованная железная полоса.
Любимым
занятием Петра в минуты отдыха было токарное дело: его станок редко отдыхал.
Особенно он любил вырезать предметы из слоновой кости и из дерева. Сначала он
работал на станке, изготовленном в Амстердаме, а потом приобрел еще и
французский станок. Несколько станков сделал и Андрей Нартов, "любимый
токарь" Петра, первый русский инженер. Сержант Никита Кашин, описавший
домашнюю жизнь Петра, вспоминал, как государь встававший за два часа до света,
"входил в токарню и точил разные вещи из кости и дерева."
Яков
Штелин рассказал и о том, как царь, проработав как-то раз целый день в кузне,
получил за выкованные им железные полосы 18 алтын (по расценкам, установленным
хозяином кузни,) и сказал: "На эти деньги куплю я себе новые башмаки, в
которых мне теперь нужда". Он и в самом деле купил себе башмаки и потом
хвастался: "Вот башмаки, которые выработал я себе тяжелою работою".
Один из комплектов хирургических инструментов Петра; часть коллекции
удаленных им зубов; анатомические модели человеческих глаза и уха, вырезанные
Петром из слоновой кости.
Медицина,
а точнее, хирургия, пользовалась особым уважением и даже любовью русского царя.
Эта любовь приводила нередко его приближенных в трепет, так как Петр часто
предлагал им свои услуги: футляр с хирургическими инструментами он всегда носил
с собой, а вырванные зубы аккуратно складывал в мешочек. Понаблюдав, как делают
операции, он счел себя авторитетом в этой области и решил, что вполне может и
сам их делать. Случалось, он рвал не только больные, но и здоровые зубы. Уже
знакомый нам Берхгольц в 1724 году записал в своем дневнике, как племянница
Петра "находится в большом страхе, что император скоро примется за ее
больную ногу: известно, что он считает себя великим хирургом и охотно сам
берется за всякого рода операции над больными."
Степень
риска и мастерство Петра мог - или уже не мог - оценить только сам пациент.
Впрочем, если операция оказывалась неудачной и заканчивалась, как мы сказали
бы, летальным исходом, Петр с не меньшим энтузиазмом и знанием дела
препарировал труп в анатомическом театре: он был неплохим патологоанатомом и
увлекался анатомией
Измерительные инструменты Петра.
Петр
интересовался многими отраслями знаний, но предпочтение отдавал точным наукам,
к тому же имеющим практическое значение. Мы бы назвали его типичным
технократом. Коллекционировать инструменты в эпоху Петра было модно, и царь с
удовольствием предавался этой страсти. Глядя на эти инструменты, можно
представить себе, с каким увлечением он измерял все, что только можно измерить!
Это вполне соответствовало неуемному оптимизму эпохи, в которую он жил, когда
человеческий разум начал упиваться своим торжеством над силами природы.
Представление об этом чувстве дают строки поэта А. Поупа, современника
И.Ньютона:
Взвесь
воздух, в гордых замыслах паря,
Измерив
землю, измеряй моря...
Костюм Петра.
Петр
боролся с ненавистной ему с детства "стариной", вводя
"регулярство" во все сферы жизни, в том числе и в одежду. 1700-й год
открывался указом, в котором предписывалось "носить платья венгерские,
кафтаны: верхние длиною по подвязку, а исподние короче верхних тем же
подобием..." Видимо, тогда же вышел указ о бритье бород. Длиннополые
кафтаны, однорядки, ферязи, охабни и бороды уходили в прошлое. На одной из
старинных гравюр изображен человек, стоящий на коленях в грязи, у которого
солдат овечьими ножницами отрезает полу "запрещенного" кафтана
вровень с землей.
Самого
же Петра привыкли видеть вечно спешащим, со знаменитой палкой в руке, в потертом
кафтане, стоптанных грубых башмаках и чулках, заштопанных его коронованной
супругой, царицей Екатериной, которая в шутку сама себя называла "старой
портомоей". Простота облика и демократическая манера общения с людьми
разных сословий больше всего поражала тех, кто знал царя. Один из его
современников писал: "Его величество бывает обыкновенно в таком простом
платье, что если кто его не знает, то никак не примет за столь великого
государя."
Скелет Буржуа
"Скелет
огромный, что французом был когда-то..." Эти стихотворные строки взяты из
поэмы Иоганна Тремера из Данцига "Прощание с Петербургом". Они
относятся к скелету Буржуа, до сих пор хранящемуся в Кунсткамере. Мода XVIII
века предписывала правителям иметь при дворе карликов и великанов: первые использовались
для потехи, а вторые имели большой спрос как гайдуки, т.е. выездные лакеи, и
как личная охрана. Петр тоже отдал дань этой моде. В 1717 году во Франции в
городе Кале он увидел на ярмарке великана Буржуа ростом 2 метра 27 сантиметров.
Петр его нанял к себе на службу и привез в Россию. Ему нравилось, когда Буржуа
при выездах стоял на запятках царской кареты. Через семь лет Буржуа скончался.
Его труп препарировали, кости выварили и скрепили в скелет. А череп пришлось
заменить: настоящий череп Буржуа сгорел при пожаре 1747 года.
В). Мюнц-кабинет
Корейские и японские монеты.
Культура
Кореи и Японии развивалась под сильным влиянием Китая. Форма и функции
корейских и японских монет также были заимствованы из Китая
Китайский даосский меч из старинных монет, для изгнания злых демонов.
Даосские
маги и гадатели славились в Китае как специалисты, способные уберечь человека
от влияния злых духов и неблагоприятного воздействия природных и
сверхъестественных сил. Одним из мощных магических "инструментов" был
меч, изготовленный из монет, скрепленных через отверстия. Монеты были включены
в систему китайских магических символов и глубинно связаны с общекультурным
контекстом. На их форму, название и легенды влияли нумерологические классификационные
схемы. Все это определяло роль монет как амулетов, оберегов и обусловило их
использование в магико-охранительных целях. Меч, сделанный из таких монет,
обещал человеку охрану от злонамеренных воздействий и благоприятное
существование не только в материальной, но и в духовной сфере.
Китайские монеты и орден "Двойного дракона" (голубой
степени).
В
Китае монеты были не обычным средством денежного обращения. Их облик, выбор
материала и взаимоотношения между отдельными средствами денежного обращения
были продиктованы в первую очередь мировоззренческими соображениями. Основным
материалом для изготовления монет на протяжении почти всей истории
императорского Китая была медь. К меди сохранялось особое отношение как к
единственному металлу, стоимость которого всегда неизменна и не зависит от
рыночной конъюнктуры как в случае с драгоценными металлами.
Форма
монет утвердилась еще в III в. до новой эры: в основном их делали круглыми с
отверстиями посередине, круглыми или квадратными. Легенда на лицевой стороне состояла
обычно из четырех знаков: два первые, как правило, составляли девиз правления,
а два другие - одно из самоназваний монеты, например, "ходячая
драгоценность", "тяжелая драгоценность" и т.п. Монеты нанизывали
на шнурок; связка монет и служила денежной единицей. Связки могли быть большими
или малыми, от 1000 до 500 штук. При весе одной монеты 3,5 г одна связка весила
от 3 до 1,5 кг.
Монеты
использовались и как сакральные предметы - амулеты, талисманы, носители благой
силы. Глубоко символично и изображение дракона на ордене: он вообще играл
большую роль в жизни китайцев. Драконы почитались как божества рек и озер, как
патроны местности и дома, а кроме того они были олицетворением императорской
власти.
Г). Натур-кабинет
Аналог минералогической коллекции, купленной Петром I в Германии в
1716 году
В
XVIII веке представления о строении земли были фантастическими. Известный
минералог И.Г.Леман, например, утверждал, что "жилы, которые мы обнажаем
во время горных работ, не что иное, как побеги огромного ствола, коренящегося в
самой глубине земли". Молодая минералогия была наукой описательной. Она
еще только пыталась систематизировать материал по сбивчивым внешним признакам.
М.В.Ломоносов пытался поставить ее на прочное теоретическое основание.
Занимал
его, в числе прочего, и вопрос о происхождении янтаря. Он был хорошо известен
на русском севере: его называли там "морской ладан". Как декоративный
материал янтарь привлекал внимание двора Елизаветы. В XVIII веке полагали, что
янтарь произошел от соединения серной кислоты с "каменным маслом",
т.е. нефтью. Ломоносов же пытался доказать, что это невозможно. Свидетелями
своей геологической теории происхождения янтаря он сделал мух и других
насекомых, заключенных в нем. Ломоносов же обратил внимание и на кристаллическое
строение разных ископаемых. Он пытался увидеть связь между внешней формой
минералов и их внутренним строением. Ученый выделил пять способов рождения
минералов: затвердение, сгущение, зернование, наращивание и проницание.
Интересно, что современная наука вполне признает эти процессы, но теперь они
называются сложными научными терминами, например, диагенез или коагуляция.
Образцы древесины из Сибири.
В
число курьёзов входили и так называемые модные "обманки" - вещи,
которые "притворялись" не тем, за что себя выдавали, как, например, куски
древесины, оформленные как книжные тома
Гербарий с подписью лейб-медика Арескина и датой 1709 г.
Лейб-медик
Петра, шотландец Роберт Эрскин или, как его назвали в России, Арескин, сам с
увлечением собирал российские природные диковинки, называемые naturalia. Когда
в 1714 году музей разместился в Летнем дворце и для его обслуживания
понадобился специальный штат, Арескину было поручено "главное
смотрение" за коллекциями. Собирая травы и следя за их собиранием, он
делал потом гербарии. Первый русский гербарий принадлежит именно ему.
Оформлялись они в стиле барокко: каждая травинка помещалась в затейливо
вырезанной подставке.
Коллекция Альберта Себы.
В
1716 году в Голландии было приобретено "Альберта Себы славное собрание
животных четвероногих, птиц, рыб, змей, ящериц, раковин и других диковинных
произведений Ост- и Вест-Индии". В Европе того времени было принято
коллекционировать разные диковинки природы - они назывались naturalia - и искусные
произведения человеческих рук, artificialia. Коллекционеры называли себя
"любителями", и это было действительно так: движущей силой науки того
времени было любопытство, а средства на жизнь "любители" зарабатывали
иными способами.
Себа,
по профессии аптекарь, разделял экспонаты по традиции эпохи Возрождения, т.е.
по полезности. Так, например, в зависимости от того, едят растение или им
лечатся, оно попадало в определенный раздел. Но выкладывая диковинные узоры из
раковин, растений и других природных объектов, он советовался с Линнеем и тем
самым разрабатывал новую систематику.
Д). Анатомическая коллекция
Ни
одна наука не уходит так глубоко своими корнями в прошлое, как анатомия.
Немалый анатомический опыт накопили уже люди каменного века, а сделанные в Австралии
много тысячелетий назад наскальные рисунки, на которых изображены сросшиеся
близнецы, можно, видимо, считать самым первым из дошедших до нас подтверждений
интереса человека к врожденным уродствам.
Однако
история анатомии начинается с гораздо более близкого нам времени. Кто не слышал
о высоком искусстве бальзамирования, процветавшем у египтян? Кто не знает имени
Гиппократа - "отца медицины", создавшего греческую школу врачей и
анатомов?
В
развитии анатомии, как и любой другой науки, были и периоды расцвета, и времена
упадка. В течение многих веков вскрытие человеческого тела запрещалось
господствовавшими в Европе и на Ближнем Востоке религиями. И только эпоха
возрождения, сняв эти запреты, дала возможность человеку познать свое
собственное строение и породила целую плеяду блестящих анатомов, заложивших
фундамент истинных представлений о строении и функциях человеческого тела. На
выставке представлены анатомические препараты "золотого века" этой
науки.
Одним
из замечательной плеяды анатомов был Фредерик Рюйш - представитель очень
сильной анатомической школы, существовавшей в Университете г.Лейдена в
Нидерландах.
Хотя
сейчас Рюйш известен прежде всего как выдающийся анатом-практик, блестящий
мастер изготовления препаратов по нормальной, патологической и сравнительной
анатомии, в свое время наибольшую славу он стяжал как бальзамировщик. В этом
искусстве ему не было равных и два столетия спустя. Рюйш бальзамировал тела
детей и взрослых, достигая такого эффекта, что они казались живыми, спящими.
При
жизни анатома его "Кабинет", где были выставлены в маленьких гробиках
бальзамированные тела детей в кружевных платьицах, украшенные бусами, цветами и
маленькими свечками, 2 раза в неделю за плату был открыт для посещения. В книге
записи посетителей можно увидеть много хорошо известных имен, но самым
замечательным гостем бесспорно был русский царь Петр I, приехавший в Амстердам
в 1697 г. и оставивший свою запись на тринадцатой странице. Царь, по рассказу
его голландского современника, был поражен искусством Рюйша-бальзамировщика:
"Остановившись у трупика ребенка, сохранившегося так хорошо, что,
казалось, ребенок еще жив и на лице его как бы играет еще улыбка, Петр не мог
удержаться, чтобы не поцеловать малютку". Несколько раз приходил царь в
"Кабинет" Рюйша, именно тогда у него возникло желание купить
знаменитое собрание. Однако покупка была совершена 20 лет спустя, когда Петр
снова посетил Голландию. Стремясь всемерно развивать науку в России, Петр
заботился о приобретении наглядных пособий. Он хотел иметь в своей столице
музей с разнообразными коллекциями. Вот почему Петр не скупился при покупке
музейных экспонатов, заплатив за коллекции Рюйша баснословную для того времени
сумму - 30 тыс. гульденов.
Собрание
Рюйша, купленное Россией, было благополучно перевезено в Петербург. С 1728 г.
оно хранится в Кунсткамере.
Говоря
об анатомии в Кунсткамере, было бы несправедливым не упомянуть о русских
анатомических коллекциях. В 1706 г. Петр I учредил военный госпиталь вместе с
госпитальной школой, здесь же имелся анатомический театр, в котором начали
изготовлять анатомические препараты. Интересы русских анатомов того времени
были сосредоточены на эмбриологии и тератологии (науке об уродствах). В
соответствии с этими интересами и создавались препараты. Существовал анатомический
театр и в Кунсткамере.
В
1718 г. последовал знаменитый указ царя о собирании монстров, в котором сделана
попытка объяснить происхождение уродств, даны четкие инструкции, как сохранять
и доставлять в столицу уродов. В первое десятилетие после опубликования этого
указа и мертвые, и живые монстры стали регулярно поступать в Кунсткамеру.
Уродства
во все времена привлекали внимание людей. В главном тексте "Талмуда"
(II в. н.э.) уже приводится перечень более 100 видов врожденных пороков.
Образцы подобных уродств есть и среди препаратов, собранных в Кунсткамере, так
же как и всевозможные степени и формы соединения близнецов. Эти пороки
развития, наблюдаемые человеком с глубокой древности, послужили основанием
мифов о русалках, Полифеме-циклопе, двуликом Янусе, гарпиях и фавнах.
Коллекция
уродов, собранная в Кунсткамере, служила и целям науки. Изучение уродов стало
основой грандиозного труда по "теории" уродств выдающегося анатома и
эмбриолога Каспара Фридриха Вольфа. В разное время эта коллекция привлекала внимание
многих исследователей
Коллекция Рюйша.
Гордостью
Кунсткамеры была знаменитая коллекция голландского анатома Рюйша. Петр
познакомился с ним в 1698 году в Голландии во время Великого посольства. Рюйш
прославился уникальным способом инъекции: он вливал в сосуды человеческого тела
окрашенный отвердевающий состав. Благодаря этому можно было увидеть мельчайшие
разветвления сосудов в самых разных органах. В этом умении, названном
"рюйшевым искусством", голландский анатом оставался непревзойденным и
при жизни, и после смерти. Унес он с собой в могилу и секрет бальзамирования
трупов взрослых и детей: он препарировал их так искусно, что они казались
живыми. Свои искусные образцы Рюйш хранил сухими или в стеклянных банках,
заливая их спиртом, настоенном на черном перце. Для того, чтобы они выглядели
приятно и естественно, он украшал их бусами, цветами, кружевными одеяними.
Современники воспринимали их как восьмое чудо света.
Размещение
экспонатов Рюйш подчинял старому, аллегорическому способу. Его коллекции
демонстрировали популярную в то время идею суетности и быстротечности жизни.
Рюйш считал, что "смерть - это милость, дарованная всемогущим
творцом."
Тератологическая коллекция: уроды человеческие.
После
знаменитого указа Петра 13 февраля 1718 года о собирании монстров в Кунсткамеру
регулярно поступали уроды, как живые, так и мертвые. Тератология, т.е. наука об
уродах и всевозможных монстрах, считалась в то время не только занимательной,
но и полезной: с ее помощью можно было показать, что уроды появляются на свет
без вмешательства дьявола, а по причинам естественным. Оценивались монстры
очень высоко, а за их утаивание взимался большой штраф, и потому поступали они
в Кунсткамеру в изобилии. Их препарировали здесь же, в Анатомическом театре, и
готовили из них экспонаты.
Тератологическая коллекция: чучело двухголового теленка.
"Уроды
человеческие и животные" собирались по указу Петра со всех концов России,
поскольку они "во всех государствах сбираются как диковинки". Часть
из них сохраняется и поныне, как, например, этот двухголовый теленок.
Е). Кунст-кабинет
Раритеты
Петровской Кунсткамеры: бутылочка с окаменевшим порохом, турецкие ядра,
каменное и чугунное, привезенные Петром из Прутского похода.
Эти
ядра - свидетели самых трагических дней из жизни Петра. Царь распорядился
передать их "для памяти на предбудущее время". В 1711 году Россия
вела войну со Швецией, когда Турция тоже начала против нее военные действия.
Русские войска из Прибалтики двинулись ранней весной к границам Валахии и
Молдавии - вассальных государств Турции. Петр действовал как умный и тонкий
стратег, но его одолевали мрачные предчувствия. И они оправдались. В июле турки
отрезали русскую армию от тылов и окружили ее на реке Прут. Вчерашние
триумфаторы Полтавы оказались под плотным огнем неприятеля и под палящим
молдавским солнцем в безводной степи, опустошенной саранчой. Турецкие орудия
открывали огонь по каждому, кто пытался подойти к берегу и набрать воды. На
предложения о перемирии турки отвечали ядрами - как раз такими, как выставлены
на экспoзиции. Ситуация становилась настолько критической, что Петр, по
свидетельству Штелина, подумывал о завещании. Он принял решение о прорыве. Это
было равносильно самоубийству. И тут за дело взялась Екатерина, боевая подруга
Петра. Пока царь отдыхал в палатке, она провела совещание с генералами, убедила
их послать очередное письмо турецкому визирю и приложила к нему все свои
драгоценности. Это и решило исход дела. Визирь дал согласие на переговоры, и
прутский кошмар кончился. А в 1714 году Петр наградил свою жену только что
учрежденным орденом святой Екатерины. Его девиз - "За любовь и
отечество".
Гальванокопии скифского золота, собиравшегося в Кунсткамеру по указу
Петра
В
1715 году в "Государев кабинет" поступила знаменитая сибирская
коллекция скифских золотых вещей. Ее поднес Екатерине I в честь рождения
царевича Петра Петровича Н.А. Демидов, владелец Тагильских заводов. В коллекцию
вошли и предметы, "сысканные в земле древних поклаж" по указу Петра
сибирскими губернаторами князьями И.П.Гагариным и А.Н.Черкасским. Всего в
коллекции насчитывалось 1250 золотых вещей. После появления Эрмитажа почти все
древние драгоценные вещи были переданы туда.
Они
представляют собой великолепные памятники искусства кочевников так называемого
"звериного стиля", неповторимого и самобытного художественного
явления. Так принято обозначать манеру мастеров-художников первой половины -
середины I тысячелетия до новой эры. Главная тема всех изображений - звери и
различные мифические зооморфные чудовища. Типичными были сцены борьбы хищников
или нападения хищников на копытных. По канону, хищников показывали чаще всего
стоящими, с опущенной вниз мордой, как будто что-то вынюхивающими, а также
свернувшимися кольцом или противостоящими друг другу. Олени, лоси и другие
копытные изображались обычно лежащими с подогнутыми ногами. Глубинная основа
искусства звериного стиля кочевников - представления о происхождении людей от
животных.
Изображения
звериных фигур обычно украшали парадные и ритуальные костюмы, оружие и конское
снаряжение, предметы культа. Они имели магическое значение: любая вещь,
украшенная в зверином стиле, считалась амулетом и оберегом. Скифы приписывали
изображениям способность символически передавать воину-всаднику, его оружию и
коню зоркий глаз, быстрый бег, мощь и другие качества животных. Каждый образ
нес в себе конкретный смысл, но нам его раскрыть далеко не всегда удается.
V.
Организация работы первого русского музея
Кунсткамера,
- первый государственный русский музей, - был создан "для поученья и
знания о живой и мертвой природе, об искусстве человеческих рук".
Современники писали, что по богатству коллекции Кунсткамеры "едва ли не
оставляли за собой все другие музеи Европы." Посетителей встречали
любезно, предлагали "кофе и цукерброды", а тому, кто познатнее и
венгерское с закусками. В Западной Европе в ту пору за посещение подобного рода
музеев взимали плату и притом немалую. В петербургской же Кунсткамере коллекции
показывали бесплатно. Музей был задуман и создан с просветительскими целями, и
Петр считал, что охотников до знаний надлежит "приучать и угощать, а не
деньги с них брать". Некоторые усматривали в этом всего лишь царскую
причуду.
Скоро
Кунсткамера стала одной из главных достопримечательностей новой столицы и всей
России. И отечественные, и иностранные "знатные персоны", дипломаты,
почетные гости, приезжавшие в столицу, обязательно посещали первый русский
музей, так что, по свидетельству современников, там было всегда "великое
людство" и множество "разного звания народу". Для доставки
знатных гостей устроили специальный перевоз, построили пристань и выделили
шлюпки, а простой люд добирался, как мог. И все дивились и любовались
"натуральными и художественными редкими вещам." А их в Кунсткамере
было немало.
В
1718 году библиотека, как и музей, была открыта для свободного обозрения и
пользования. "Я хочу, чтобы люди смотрели и учились", - повторял
Петр. Когда сподвижник царя П.И.Ягужинский предложил установить плату за вход в
музей и за пользование библиотекой, Петр решительно отказался. Он сказал:
"Я еще приказываю не только всякого пускать сюда даром, но если кто
приедет с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счет чашкою кофе,
рюмкою вина или водки либо чем-нибудь иным в самых этих комнатах".
Заключение
Грандиозны
масштабы собраний. Коллекции не просто бесценны, но многие из них уникальны. Современный
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого – наследник первого
русского музея Кунсткамеры.
Музей
Кунсткамера является старейшим государственным музеем России. Он создан по
указу императора Петра I в 1704 г. и послужил фундаментом созданной несколько
позже Санкт-Петербургской (а затем – Российской) Академии Наук, ряда ее научных
и музейных учреждений. До настоящего времени силуэт Кунсткамеры является логотипом
Российской Академии Наук – РАН.
C
1992 г. Музей вновь стал самостоятельным Музеем и научно-исследовательским
институтом в составе Отделения истории Российской Академии Наук, сохранив свое
старое название «КУНСТКАМЕРА» и носит присвоенное ему в 1903 г. имя Петра I.
Полное и официальное название сегодня – Музей антропологии и этнографии
(Кунсткамера) им. Петра Великого РАН.
Все
экспозиции Петровской Кунсткамеры сохранились до настоящего времени несмотря на
стихийные бедствия: пожары, наводнения, войны, революции . Во время блокады в
музее осталось всего 15 человек, они спасали и спасли коллекции мирового
значения. Их можно увидеть, посетив музей на Васильевском острове, или
побродить по виртуальному музейному сайту и увидеть эти коллекции, где бы ты ни
находился: в Санкт-Петербурге или в любой точке мира.
Список литературы
Рудольф
Итс «Кунсткамера». Лениздат, 1980.
П.П.
Пирогов «Васильевский остров». Лениздат, 1966.
Ч.М.
Таксами «Петровская кунсткамера», «Альфа-Колор», Санкт-Петербург, 2000.
Музейный
сайт: www.kunstkamera.ru
Реформы
Петра I. Сборник документов. Социально-экономическое издательство.
Москва-1937
|