рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Курсовая работа: Петербург Достоевского рефераты

 «Кинематографический» прием использует Достоевский и в типографии своих романов – он не очень вольно строит свои декорации к ним. Сбивая читателя точностью поворотов влево, вправо, количеством шагов, он свободно переносит дома, меняет владельцев, смещает улицы, добавляет этажи и т. д. Ему нужна не топографическая точность, а емкий образ, характер дома или места действия.

В Достоевском присутствует постоянное ощущение зыбкости Петербурга, его фантасмагоричности. Ему кажется, что искусственно созданный город может исчезнуть так же внезапно, как и появился: «…подойдя к Неве, он остановился на минуту и бросил пронзительный взгляд вдоль реки в дымную, морозно-мутную даль, вдруг заалевшую последним пурпуром кровавой зари, догоравшей в мгляном небосклоне. Ночь ложилась над городом, и вся необъятная, вспухшая от замерзшего снега поляна Невы, с последним отблеском солнца, осыпалась бесконечными мириадами искр иглистого инея. Становился мороз в двадцать градусов. Мерзлый пар валил с загнанных насмерть лошадей, с бегущих людей. Сжатый воздух дрожал от малейшего звука, и, словно великаны, со всех кровель обеих набережных подымались и неслись вверх по холодному небу столпы дыма, сплетаясь и расплетаясь в дороге, так что, казалось, новые здания встали над старыми, новый город складывался в воздухе… Казалось, наконец, что весь мир, со всеми жильцами его, сильными и слабыми, со всеми жилищами их, приютами нищих или раззолоченными палатами… в этот сумеречный час походил на фантастическую, волшебную грезу, на сон, который в свою очередь тотчас исчезнет и искурится паром к темно-синему небу…»*

Впервые это видение на Неве Достоевский описал в 1848 году в «Слабом сердце». А в 1861 году он повторяет эту же картину в «Петербургских сновидениях в стихах и в прозе», только уже от автора.

В странном и угрюмом городе необычно все: памятники, которые вдруг могут ожить, здания, давящие своей массой, маленькие домишки с глазами-окнами.

Прозаическое у Достоевского всегда граничит с фантастическим. Разрыв двух планов у него идет во всех аспектах. Он открыл характернейшие для Петербурга черты – мечтательство и двойничество. Мечтатель всегда живет двойной жизнью – жизнь-греза и жизнь-явь. Двойничество же уже как бы следующая стадия мечтательства, когда жизнь, возникающая в сознании, становится реальностью.

Герои, населяющие Петербург Достоевского, часто проживают в этом городе как бы параллельно, даже и не соприкасаясь с ним.

Заключение

Каждая эпоха в истории русского общества знает свой образ Петербурга. Каждая отдельная личность, творчески переживающая его, преломляет этот образ по-своему.

Существует и у Ф. М. Достоевского свой образ Петербурга, глубокий и значительный. Раскрытие его чрезвычайно существенно для понимания Достоевского. Но этот образ не есть продукт его творчества. Он рожден, а не сотворен. Все впечатления Петербургской жизни, порожденные пейзажем города, его белыми ночами и туманными утрами, его водами и редкими садами, великой суетой сует северной столицы, – все эти впечатления наслаивались одно на другое, перерабатывались в рожденном гением образе.

Значительная часть жизни Ф. М. Достоевского протекла в северной столице. Различные уголки нашего города были свидетелями ее внешних и внутренних событий.

Те, кто знали Достоевского, вспоминали, что он останавливается, неожиданно пораженный взглядом, улыбкой незнакомца, которые запечатлеваются в его мозгу, а также резкими чертами городского пейзажа, образом отдельного выразительного дома или же изгибом канала. Да и сам Достоевский в своих свидетельствах не раз упоминал о влиянии Петербурга на его психику. В прогулках писателя зарождалась та связь с городом, что создала образ Петербурга, который можно назвать пророческим.

Долгая жизнь в Петербурге отразилась на творчестве Достоевского, и северная столица получила в нем цельное и многообразное отображение.

Из богатого литературного наследия (около 30 романов, повестей и рассказов) мы можем выделить до 20 произведений, в которых Петербург выступает как фон для развития сюжета.

Через всю творческую жизнь Ф. М. Достоевского проходит мотив северной столицы. Даже в далекой Флоренции, где создает он своего «Идиота», образы Петербурга переданы с удивительной конкретностью.

Во всех этих произведениях наш город – это не только место совершающегося действия. Обычно Достоевский дает точные топографические указания. Он любил отмечать отдельные места разнообразного в своих частях и цельного в своем единстве города.

Названия его рек, каналов, его площадей, улиц, церквей, его островов и окрестностей пестрят на страницах его произведений. Для всякого жителя Петербурга чрезвычайно ценны эти мимолетные указания: они вызывают за собой конкретные образы города, ряд разнообразных воспоминаний. Читателю просто интересно увидеть Петербург глазами великого мастера, понять как можно глубже образ «самого умышленного города в мире».

Приложение.

Экскурсионный маршрут.

Можно начать экскурсию по городу Достоевского – городу «Преступления и наказания». И лучше, если в руках у нас окажется томик этого романа. Мы начнем нашу экскурсию с Сенной площади. Но, для начала, необходимо вспомнить значение города в жизни писателя. Достоевский не мог представить свою жизнь без этого города. И хотя ему приходилось на долгое время покидать город, он всей душой всегда стремился вернуться в него. Ведь Петербург – это вдохновитель Достоевского, его муза и жизнь.

Итак, экскурсия начинается с Сенной площади. Значение ее в романе объясняет выбор нашей первой остановки. Так как экскурсия наша связана в первую очередь с романом «Преступление и наказание», то и рассматривать мы ее будем, опираясь на имя его главного героя.

Сенная площадь имела какую-то особенную притягательную силу для Раскольникова. Его постоянно что-то тянуло сюда.

«По старой привычке, обыкновенным путем своих прежних прогулок, он прямо направился на Сенную».

«В последнее время его даже тянуло шляться по всем этим местам, когда тошно становилось, чтоб еще тошней было».

Достоевский несколько раз возвращается к описанию Сенной.

«Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иной фигурой».

В другом месте мы находим описание вечернего часа, когда замирает торговая жизнь рынка и пробуждается другая, жуткая.

«Было около девяти часов, когда он проходил по Сенной. Все торговцы на столах, на лотках, в лавках и лавочках запирали свои заведения или снимали и прибирали свой товар и расходились по домам, равно как и их покупатели. Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, и наиболее у распивочных толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников».

Долгое время район Сенной площади оставался запущенным и неблагоустроенным. Обилие кабаков и ночлежных домов, соседство с печально знаменитой «Вяземской лаврой» – приютом обездоленных и опустившихся людей – превращало его в «петербургские трущобы».

За покупками на Сенную приходил в основном трудовой люд. Тогда Сенная являлась не только торжищем, но и биржей труда – здесь  предлагали себя оброчные крестьяне – каменщики, плотники. Здесь же подвергались телесным наказаниям крепостные дворовые люди.

Более века Сенная площадь была одним из самых антисанитарных мест Петербурга. Даже городская управа вынуждена была признать, что «Сенная площадь и переулки, ее окружающие… издают такую страшную вонь, которая буквально может довести человека до обморока».

Реконструкция площади началась в 1930-х годах и продолжалась в послевоенные годы. Рыночные корпуса были разобраны, дома надстроены, а фасады их оформлены в неоклассических формах. В 1963 году открылась станция метро «Площадь Мира» («Сенная площадь»).

К Сенной примыкает двумя своими концами Таиров переулок. Здесь стоял дом Таирова, превращенный в холерную больницу во время эпидемии 1831 года, где пострадали во время холерных беспорядков доктора (летом 1831 года была разгромлена больница в Таировом переулке, современный адрес: Садовая улица, 44). Причиной бунта послужили слухи об отравлении врачами-немцами больных холерой. Этот переулок с одной стороны сохранил и поныне черты старого Петербурга. Яркое описание его жизни находим в «Преступлении и наказании».

«Он и прежде проходил часто этим коротеньким переулком, делающим колено и ведущим к площади в Садовую…

Тут есть большой дом, весь под распивочными и прочими съестно-выпивательными заведениями; из них поминутно выбегали женщины, одетые, как ходят «по соседству» – простоволосые и в одних платьях».

По Содовой мы вышли к каналу имени Грибоедова с его двумя мостами – Кокушкиным и Вознесенским (они, наряду с Сенной площадью, являются действующими лицами в романе).

Родион Раскольников, в своих лихорадочных блужданиях по городу, любил останавливаться на мостах и глядеть в воду. У него даже были излюбленные места.

«По обыкновению своему, он, оставшись один, с двадцати шагов впал в глубокую задумчивость. Взойдя на мост (Кокушкин), он остановился у перил и стал смотреть на воду. А между тем над ним стояла Авдотья Романовна».

Современный же Кокушкин мост сооружен в 1946 году по проекту инженера Б. Б. Левина и архитектора Л. А. Носкова.

На канал выходит окно безобразной комнаты Сони Мармеладовой, к которому подходил Раскольников, взволнованный своим земным поклоном. И окна того дома, где было совершено убийство, также выходили прямо на канал.

Дом, в котором жила тихая Соня, был «трехэтажный, старый и зеленого цвета», фасад его выходил прямо на канал.

На углу Казначейской улицы, выходя своим фасадом на канал, поместился старый каменный дом зеленого цвета, построенный, вероятно, в начале XIX века, таким образом, он и в эпоху Достоевского был уже старый. Впечатление несколько портит казенных характер здания – здесь долгое время находилось казначейство. Современный адрес «дома Сони»: набережная канала имени Грибоедова (бывшего Екатерининского), 73.

Сравнительно недалеко мы сможем найти и тот дом, который занимает такое значительное место в романе, который Достоевский называет просто ТОТ ДОМ; я имею в виду дом, где жила процентщица. Он находился, по вычислению Раскольникова, в 730-ти шагах от его квартиры.

«С замиранием сердца и нервной дрожью подошел он к преогромнейшему дому, и выходившему одной стеной на канаву, а другою в –ю улицу».

С-й переулок и К-н мост лежали на пути Раскольникова к дому старухи-процентщицы. Сокращенные и зашифрованные топонимы открывают простор для версий и догадок. Большинство исследователей сходятся на том, что дом Алены Ивановны мог стоять на углу Средней Подьяческой и набережной Екатерининского канала. Этот массивный дом действительно имеет два двора и две подворотни. Помните, Раскольников приближается к дому старой процентщицы. «Идти ему было немного; он даже знал, сколько шагов от его дома: ровно семьсот тридцать». И действительно, от дома Раскольникова до дома старухи примерно 730 шагов, если идти кратчайшим путем: Гражданская – Вознесенский мост – набережная канала Грибоедова – Средняя Подьяческая.

Следующий наш маршрут: Столярный переулок. Раскольников жил в доме Шиля, в квартире № 14, в С-м переулке, близ К-на моста, рядом с Сенной. Расшифровать эти инициалы нетрудно: Столярный переулок, Кокушкин мост, тем более что мы имеем и подтверждения в примечаниях А. Г. Достоевской.

Дом Шиля действительно существовал. В нам жил сам Достоевский перед ссылкой. Дом находится на углу Вознесенского проспекта и Малой Морской улицы. Он стоит там и теперь. Это большой доходный дом в четыре этажа, если не считать подвального. Он окрашен в бурый цвет. Почти лишен украшений. В подобном доме жил и Раскольников, но Достоевский приурочил этот дом к другому месту. Подобных домов, возникших в середине XIX века, в Петербурге сохранилось много в таких небойких местах, как Столярный переулок (ул. Пржевальского); у нас может окрепнуть надежда найти его.

Постараемся теперь более точно определить положение искомого дома в переулке. Столярный недлинен, и это облегчает задачу. Дом нужно искать сравнительно недалеко от канала. Когда Раскольников повернул к Сенной, «до его квартиры оставалось всего несколько шагов».

Если перечесть маленькие намеки на местоположение дома в романе, то можно ответить на поставленный вопрос. Дом, где жил Раскольников, находился с левой стороны Столярного переулка, пройдя Казначейскую улицу. На углу Мещанской, по ту сторону улицы, высится  старый пятиэтажный дом. Дом по типу очень напоминает описанный дом Шиля. Единственным его украшением служат редкие скученные наличники в третьем этаже. Двор – колодец, тесанный и давящий. У одной из «черных лестниц» подобие стеклянной галереи; внизу под аркой – дворницкая. Ворота дома, крыльцо, лестница – все это напоминает фигуру Раскольникова, стремившегося вырваться отсюда в новую жизнь.

Именно этот дом и принято считать домом Раскольникова, хотя неосновательно даже само предположение, существовал ли этот дом на самом деле. Но только все его приметы имеют удивительное сходство с домом, описанным в романе.

Знакомство с этим домом лучше начать с текста «Преступления и наказания».

На этом наша прогулка-экскурсия заканчивается, для того, чтобы взять в руки какое-либо произведение Достоевского и вновь совершить маленькую экскурсию по литературному Петербургу.

Петербургские адреса Ф. М. Достоевского.

Годы Исторический адрес Современный адрес Значительные события
май 1837 – 16 января 1838 Лиговская ул., пансион К. Ф. Костомарова Лиговский пр., участок д. 65. Дом несохранился Подготовка к поступлению в училище
январь 1838 –август 1841 Садовая ул., Главное инженерноеучилище Садовая ул., 2.Инженерный замок Годы учебы и проживания в училище. В августе 1841 годапроизведен в полевые инженер-прапорщики, можетжить на частных квартирах
август 1841 – весна 1842 Караванная ул.,близ Манежа Ул. Толмачева.Адрес не установлен Годы учебы
февраль-март1842 года – начало 1846 Владимирский пр.,дом У. К. Пряничникова Владимирский пр., 11 В августе 1843 года законченполный курс наук в верхнемофицерском классе. Зачисленв инженерный корпус при СПб инженерной команде.Конец мая 1845 года – закончен роман «Бедные люди»
начало 1846 Кузнечный пер.,дом У. К. Кучиной Кузнечный пер., 5.Дом частично перестроен Повесть «Двойник»
весна 1846 Кирпичный пер. Кирпичный пер.Дом не установлен Знакомство с М. В. Петрашевским
сентябрь 1846 Б. Мещанская ул.Дом Б. И. Кохендорфа Ул. Плеханова, 2.Дом перестроен Знакомство с А. И. Герценом
ноябрь 1846 –февраль 1847 В. О., Большой пр., 26, дом В. М. Солошича В. О., Большой пр., 4.Надстроен 4-й этаж С братьями Бекетовыми создает «ассоциацию» – своеобразную коммуну
весна 1847 – апрель 1849 Вознесенский пр., дом Шиля Пр. Майорова, 8/23 Разрыв с В. Г. Белинским, посещение «пятниц» Петрашевского. Повесть «Хозяйка», рассказ«Ползунков», фельетоны «Петербургская летопись»,повесть «Белые ночи».В ночь на 23 апреля 1849 г. – арест
23 апреля –24 декабря1849 года Петропавловская крепость. Алексеевский равелин. Секретныйдом, камеры 7, 9 Петропавловскаякрепость Следствие. В «Отечественных записках» в 1849 г. печатается «Неточка Незванова», вкрепости пишет рассказ «Маленький герой»
Март 1869 – сентябрь 1861 3-я рота Измайловского полка, дом Н. А. Полибина 3-я Красноармейскаяулица, участок дома 5. Дом реконструирован Возвращение в Петербург. «Записки из мертвого дома». Издание журнала «Время»
сентябрь1861–август 1863 М. Мещанская ул., дом А. А. Астафьевой Казначейская ул., 1
апрель 1864 М. Мещанская ул., дом Евреинова Казначейская ул., 9.Надстроен 4-й этаж
20 августа1864 – январь 1867 М. Мещанская ул.,дом И. М. Алонкина Казначейская ул., 7 Журнал «Эпоха». «Записки из подполья», «Преступление и наказание». Знакомство с А. Г. Сниткиной. «Игрок»
февраль 1867–апрель 1867 Вознесенский пр., дом Ширмера Вознесенский пр., 29 Женитьба на А. Г. Сниткиной
10 июля1871 – сентябрь 1871 Екатеринингофский пр., 3, меблированные комнаты Пр. Римского-Корсакова, 3. Надстроена мансарда 16 июля – рождение сына Федора
сентябрь 1871– сентябрь 1872 Серпуховская ул., 15, Дом Архангельской Серпуховская ул., участок между домами 13 и 17. Дом не сохранился «Бесы», «Вечный муж»
начало сентября 1872 – 1873 год 2-я рота Измайловского полка, 11, дом генерала Мевеса,кв. 26 2- я Красноармейская ул., 11. Флигель не сохранился Редактор-издатель «Гражданина» у кн. Мещерского
конец 1873 – май 1874 Гусев пер., 8.Дом Сливчанского Лиговский пр., 25
21 и 22 марта 1874 года Гауптвахта на Сенной площади Сенная площадь Два дня под арестом (за нарушение порядка публикаций). Читает Гюго. Его навещают А. Майков иВс. Соловьев
сентябрь 1875-май 1878 Греческий пер., домА.П. Струбинского Греческий пер., 6 «Подтосток», «Дневник писателя»
октябрь 1878 – 9 февраля1881 года Кузнечный пер., 5.Дом Клинкострема Кузнечный пер., 5.Частично перестроен «Братья Карамазовы»,«Пушкинская речь»,«Дневник писателя». Смерть

Список литературы.

Анциферов Н. П. Непостижимый город. СПб: Лениздат, 1991.

Бирон В. С. Петербург Достоевского. Л.: товарищество «Свеча», 1990.

Васильева И. М., Попова Н. И., Рыбалко Б. Н., Щукинская Р. С. Литературные музеи Ленинграда. Л.: Лениздат, 1987.

Витязева В. А., Кириков Б. М. Ленинград. Л.: Лениздат, 1986.

Канн П. Я. Прогулки по Петербургу, СПб: «Палитра», 1994.

Раков Ю. А. Петербург – город литературных героев. СПб: Химиздат, 2000.

Саруханян Е. П. Достоевский в Петербурге. Л.: Лениздат, 1972.


Страницы: 1, 2, 3