Курсовая работа: К построению качественной регрессионной модели этнической идентичности
2.
Модель I.2 логистического регрессионного анализа выявила корреляцию между
поколенным статусом и этнической самоидентификацией респондентов. Анализ
перекрестных таблиц (в тексте статьи не представлен) показывает, что такой
корреляции не существует для еврейской группы. Не обнаружена корреляция между
поколенным статусом и этнической самоидентификацией также и для людей
смешанного происхождения. Большинство из них идентифицируют себя с русскими,
независимо от того к какому поколению мигрантов они относятся.
Анализ
перекрестных таблиц выявил корреляцию между поколенным статусом и этнической
самоидентификацией у "славянских" респондентов. В первом поколении
они имеют в основном украинскую и белорусскую самоидентификацию (81 респондент
относит себя к украинцам и белорусам против 18, относящих себя к русским).
Распределение между "этнической" и русской самоидентификацией
становится почти равным во втором поколении: 9 против 8, соответственно. В
третьем поколении один респондент "славянского" происхождения
идентифицирует себя с "этниками" и 4 - с русскими. Хотя ко второму и
третьему поколениям принадлежат очень мало респондентов, и поэтому данные не
являются статистически значимыми, анализ распределения респондентов по
поколениям хорошо иллюстрирует корреляцию между поколенным статусом и
этнической самоидентификацией "славянских" респондентов.
3.
Логистический регрессионный анализ выявил корреляцию между этнической
самоидентификацией и знанием "этнического" языка при контроле по
другим переменным. Интерпретируя результаты этого анализа, следует иметь ввиду,
что только два респондента еврейского происхождения и один респондент
еврейско-русского происхождения знают идиш или иврит. Большинство людей
украинско-русского и белорусско-русского происхождения также не знают
украинского или белорусского языков. С другой стороны, большинство респондентов
несмешанного украинского и белорусского происхождения знают язык своего этноса.
4.
Подтверждается гипотеза о наличии позитивной корреляции между лингвистической и
этнической самоидентификацией для респондентов, имеющих украинских и
белорусских предков.
5.
Согласно результатам логистического регрессионного анализа, существует сильная
позитивная корреляция между этнической самоидентификацией и этнокультурной
самоидентификацией: люди, идентифицирующие себя с "этнической"
культурой имеют больше шансов избрать "этническую" самоидентификацию,
и наоборот. Эти результаты подтверждают гипотезу об отношениях между двумя
данными переменными. В несколько обособленном положении здесь находится
еврейская группа. Здесь среди респондентов с еврейской этнической
самоидентификацией больше респондентов идентифицируют себя с русской культурой
(20 человек), чем с еврейской культурой или с еврейской и русской культурами
вместе (9 человек). 18 человек еврейского происхождения не могут
идентифицировать себя с культурой какого-либо этноса, хотя, согласно этнической
самоидентификации, они евреи.
6. Обсуждение результатов и выводы
В
Ленинграде/Петербурге этническое происхождение является одним из главных
предсказателей этнической самоидентификации. Большинство респондентов
несмешанного происхождения идентифицирует себя с этническими группами своих
родителей. В то же время, в украинской и белорусской группах примерно по 1/4 их
членов в каждой из групп отказались от принадлежности к этносу своих родителей
в пользу русской идентификации. В еврейской группе очень мало респондентов не
считают себя евреями. Большинство людей, рожденных от смешанных браков между
русскими и украинцами, белорусами или евреями идентифицируют себя с русскими
этническим большинством. Эти результаты подтверждают идею Альбы о важности
этнического происхождения для членства в этнической группе [22, p. 15].
В
случаях смешанного происхождения этническая принадлежность отца часто является
решающим фактором, влияющим на решение человека о собственной этнической
самоидентификации. Но этот фактор действует главным образом по отношению к
респондентам, имеющим украинских и белорусских предков, и не очень заметно
влияет на имеющих еврейских предков. Но в последнем случае влияние славянской
модели выбора этнической принадлежности по отцу может проявляться в отказе от
выбора этнической принадлежности только по матери: в ряде случаев респонденты
еврейско-русского происхождения идентифицируют себя с группой отца-еврея.
Исследование
показывает, что существует позитивная корреляция между поколенным статусом
респондентов и их этнической самоидентификацией. Тем не менее, разные
этнические группы имеют специфические черты, связанные с такой корреляцией. В
то время как сравнительно мало респондентов еврейского происхождения во всех
трех поколениях имеют нееврейскую этническую самоидентификацию, для людей
украинского и белорусского происхождения ситуация иная. Есть много людей
украинского и белорусского происхождения, изменивших свою прежнюю этническую
самоидентификацию в пользу русской, несмотря на то, что их первичная социализация
происходила на их этнической родине.
Для
второго поколения людей украинского и белорусского происхождения, которые почти
совсем не знают языка и культуры своего этноса, этот процесс еще более заметен.
Сложно говорить о третьем и последующем поколениях украинцев и белорусов в
Петербурге, поскольку фактически этих поколений не существует. Высокая доля
смешанных браков между русскими и другими восточнославянскими группами
предотвращает появление этих поколений, поскольку люди смешанного происхождения
в основном считают себя русскими. Эти результаты подтверждают идею о
специфических чертах ассимиляционного процесса у этнических групп, члены
которых проживают в качестве меньшинств на территории этнически родственных
групп, как это имеет место в случае русских, украинцев и белорусов [3].
Обнаружена
позитивная корреляция между знанием "этнических" языков и этнической
самоидентификацией респондентов как украинцев и белорусов. Эти результаты не
совпадают с результатами исследований Альбы и Уотерс, которые не нашли сильной
связи между знанием языков своих групп и этнической принадлежностью среди белых
американцев.[22, p. 100; 36, p. 116-118]. В то же время, такая корреляция не
существует для еврейской группы, в которой совсем мало респондентов знают иврит
или идиш.
Наконец,
выявлена сильная позитивная связь между этнической и этнокультурной
самоидентификациями. Это может быть дополнительным свидетельством корреляции
между этнической идентичностью и специфическими культурными чертами этнических
групп. С другой стороны, такая корреляция может быть порождена влиянием
этнической самоидентификации на другие компоненты этнической идентичности,
которая включает также этнокультурную самоидентификацию. Данная проблема
нуждается в прояснении в ходе дальнейших исследований.
Вся
предыдущая дискуссия помогает объяснить, как некоторые из описанных независимых
переменных могут влиять друг на друга и на зависимую переменную. В Петербурге
украинские и белорусские мигранты первого поколения обычно сохраняют свои
этнические особенности, включая этническую и этнокультурную самоидентификацию и
знание своих "этнических" языков. Еврейские мигранты первого
поколения сохраняют свою этническую и этнокультурную самоидентификацию, но язык
их этноса был потерян ими еще в местах, откуда они переселились в город.
В
условиях Петербурга члену этнического меньшинства нелегко найти брачного
партнера, принадлежащего к его этнической группе. Поэтому доля смешанных браков
велика. Это особенно относится к украинцам и белорусам, которые не имеют
предубеждений против браков с русскими. Однако, как это было показано в разделе
об этнической среде города, теперь и евреи имеют большую долю смешанных браков.
Дети, рожденные от таких браков, не знают "этнических" языков и
предпочитают идентифицировать себя с группой своего русского родителя. В то же
время люди несмешанного украинского и белорусского происхождения, рожденные в
Ленинграде/Петербурге, также в большинстве случаев идентифицируют себя с
русской этнической группой. Плохое знание украинского и белорусского языков
может быть одним из возможных объяснений в данном случае.
Вместе
с тем, люди несмешанного еврейского происхождения сохраняют свою еврейскую
идентичность во втором и третьем поколениях. Частично это можно объяснить
стигматизирующим эффектом антисемитизма. Но влияние других факторов на
сохранение еврейской этнической самоидентификации также очень вероятно.
Вышеизложенное подтверждает идею Альбы о поколенном статусе и смешанных браках
как о главных механизмах ассимиляции. Однако данное исследование показывает,
что в российских условиях поколенный статус действует не сам по себе, а при
взаимодействии с этнически смешанной брачностью.
В
заключение следует отметить, что статистический анализ подтверждает
объяснительную силу как Теоретической Модели I, так и Теоретической Модели II.
Для решения вопроса о предпочтительности выбора одной из этих моделей
представляется автор провел исследование с помощью качественных методов
(глубинные интервью) и осуществил триангуляцию данных,* полученных в обоих
исследованиях. В результате предпочтение было отдано Теоретической Модели II,
но рассмотрению этого этапа работы будут посвящены будущие публикации автора.
*О триангуляции см.: [32].
Список литературы
1.
Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы.
М., 1990.
2.
Бромлей Ю. В. Этнос и эндогамия // Советская этнография, 1969, N 6.
3.
Бромлей Ю. В. Современные этносоциальные процессы у восточнославянских народов
СССР // Советская этнография, 1985, N 4. С. 3-12.
4.
Бусыгин Е. П. Межнациональные семьи в национальных республиках Среднего
Поволжья. М., 1973. С.10-11.
5.
Ганцкая О. А., Терентьева Л. Н. Межнациональные браки и их роль в этнических
процессах // Современные этнические процессы в СССР. М., 1977. С. 460-483.
6.
Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 года. Minneapolis, MN, 1993, т. 7, ч.
1.
7.
Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 года по Ленинграду и Ленинградской
области. М., 1989, Табл. 57. Распределение по месту рождения и национальности.
8.
Касперович Г. И. Миграция населения в города и этнические процессы: На
материалах исследования городского населения БССР. Минск, 1985.
9.
Крупник И. Вос дарфн мир тон мит дэр асимиляцие одэр дрэй энтфэрс Борис Винэрн
// Совэтиш Хэймланд, 1990, N 2.
10.
Кузмицкайте Л. К вопросу исследования этнического сознания и самосознания у
подростков // Социологические исследования в Прибалтике. Вильнюс, 1990. С.
188-190.
11.
Кушнер (Кнышев) П. И. Этнические территории и этнические границы. М., 1951.
12.
Попов В. П. Паспортная система в СССР (1932-1976 гг.) // Социологические
исследования, 1995, N 7, с. 3-14, N 8, с. 3-13.
13.
Свод законов Российской империи. 1857, т. 10, ч. 1.
14.
Сергеева Г. А., Смирнова Я. С. К вопросу о национальном самосознании городской
молодежи (по данным паспортных столов отделений милиции городов Махачкалы,
Орджоникидзе, Черкесска) // Советская этнография, 1971, N 4. С. 86-92.
15.
Старовойтова Г. В. Этническая группа в современном советском городе. Л., 1987.
16.
Статистический комитет Содружества Независимых Государств. Итоги Всесоюзной
переписи населения 1989 года. Minneapolis, MN, 1993, т. 7, ч. 1.
17.
Сусоколов А. А. Межнациональные браки в СССР. М., 1987.
18.
Терентьева Л. Н. Формирование этнического самосознания в национально-смешанных
семьях в СССР. М., 1974.
19.
Штайнзальц А. Контуры Талмуда. Тель-Авив, 1981.
20.
Юхнева Н. В. Этнический состав и этносоциальная структура населения Петербурга:
Вторая половина XIX - начало XX века. Статистический анализ. Л., 1984.
21. Abrams D. & Hogg M. A. (eds.), Social identity theory:
constructive and critical advances. New York, 1990.
22. Alba R. Ethnic identity: the transformation of white America.
New Haven, CT, 1990.
23. Altshuler M. Soviet Jewry since the second World War: population
and social structure. New York: Greenwood Press, 1987.
24. Bromley Iu. V. Theoretical ethnography. Moscow, 1984.
25. Сhlenov M. A. Jewish communities and
Jewish identities in the former Soviet Union // Jewish identities in the new
Europe. London; Washington, 1994
26. Gans H. J. Symbolic ethnicity: the future of ethnic groups and
cultures in America // Ethnic and Racial Studies, 1979, V. 2, N 1, P. 1-20.
27. Glazer N. and Moynihan D. P. Beyond the melting pot: the
Negroes, Puerto Ricancs, Jews, Italians, and Irish of New York City. New York,
1963.
28. Glazer N. and Moynihan D. P. (eds). Ethnicity: theory and
experience. Cambridge, MA, 1975.
29. Gordon M. Assimilation in American life: the role of race,
religion, and national origin. New York, 1964.
30. Guboglo M. Demography and language in the capitals of the Union
Republics // Journal of Soviet Nationalities, 1990-1991, V. 1, N 4.
31. Hinkle S., Brown R. Intergroup comparisons and social identity:
some links and lacunae // Social identity theory: constructive and critical
advances. New York, 1990.
32. Jick, T. D. Mixing qualitative and quantitative methods:
triangulation in action // Qualitative Methodology. Beverly Hills, CA, 1983.
33. Kozlov V. I. The peoples of the Soviet Union. London, UK;
Bloomington, IN, 1988.
34. Lieberson S., Waters M. The ethnic responses of Whites: what
causes their instability, simplification, and inconsistency // Social forces,
1993. V. 72(2). P. 421-450.
35. Plokhy S. M. Historical debates and territorial claims: Cossacks
mythology in the Russian-Ukrainian border-despute // The international politics
of Eurasia. Armonk, NY; London, UK, 1994, V. 1.
36 Waters M. C. Ethnic options: choosing identities in America //
Berkeley, CA, 1990.
37. Weigert A. J., Teitge J. S., Teitge D. W. Society and identity:
Toward a sociological psychology. Cambridge, UK, 1986.
38. Yancey W. L., Ericksen E. P., Juliani R. N. Emergent ethnicity:
a review and reformulation // American sociological review, 1976, V. 41, N 3,
P. 391-403.
Приложение
Таблица
1. Э Распределение населения в возрасте 15 лет и старше по
образованию и национальности в Ленинграде в 1989 году
Уровень образования |
Русские |
Украинцы |
Белорусы |
Евреи |
Нет начального |
77879 (2,18) |
2048 (1,47) |
1981 (2,26) |
593 (0,60) |
Начальное |
273642 (7,67) |
7047 (5,07) |
7443 (8,49) |
540 (2,57) |
Неполное среднее |
602297 (16,88) |
15636 (11,24) |
13551 (15,45) |
7153 (7,24) |
Среднее |
939577 (26,33) |
38372 (27,58) |
26258 (29,94) |
12735 (12,88) |
Среднее специальное |
816296 (22,88) |
33816 (24,31) |
20768 (23,68) |
17736 (17,94) |
Незаконч. высшее |
124637 (3,49) |
7545 (5,42) |
3388 (3,86) |
3542 (3,58) |
Высшее |
731528 (20,50) |
34606 (24,88) |
14277 (16,28) |
54534 (55,16) |
Не указали |
2574 (0,07) |
37 (0,03) |
32 (0,04) |
25 (0,03) |
Всего |
3568430 (100,00) |
139107(100,00) |
87698 (100,00) |
98858 (100,00) |
Примечание.
Проценты даны в скобках.
Источник:
Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 года по Ленинграду и Ленинградской
области. М., 1990. Табл. 33.
Таблица
2. Э Распределение крупнейших национальностей по занятиям в
Ленинграде в 1989 году.
Занятия |
Все население |
Русские |
Украинцы |
Белорусы |
Евреи |
Занято преимущ. умств. трудом |
1267296 (46,23) |
1102293 (45,74) |
49531 (52,18) |
25499 (40,18) |
46459 (79,77) |
в том числе: руководит. органов
госуд. управл. и их структ. подразделений |
1623 (0,06) |
1432 (0,06) |
79 (0,08) |
21 (0,03) |
37 (0,06) |
Руков-ли и инструкт. парт. и
обществ. организаций |
7506 (0,27) |
6749 (0,28) |
354 (0,37) |
155 (0,24) |
75 (0,13) |
Рук-ли предприятий |
84212 (3,07) |
70774 (2,94) |
3846 (4,05) |
2047 (3,22) |
4585 (7,87) |
Инж.-техн. специалисты |
509632 (18,59) |
452164 (18,76) |
15715 (16,56) |
8776 (13,83) |
19171 (32,92) |
Медработники |
98645 (3,60) |
81862 (3,40) |
5206 (5,48) |
2322 (3,66) |
4742 (8,14) |
в т. ч. главврачи |
1545 (0,06) |
1259 (0,05) |
81 (0,09) |
33 (0,05) |
83 (0,14) |
Руков. науч.-иссл. учреждений. |
15544 (0,57) |
13107 (0,54) |
640 (0,67) |
274 (0,43) |
1059 (1,82) |
Научн. работн. |
47678 (1,74) |
40868 (1,70) |
1502 (1,58) |
509 (0,80) |
2941 (5,04) |
Руков. учеб. завед. |
3107 (0,11) |
2652 (0,11) |
142 (0,15) |
62 (0,10) |
110 (0,19) |
Работники литературы и печати |
6254 (0,23) |
5382 (0,22) |
208 (0,22) |
74 (0,12) |
352 (0.60) |
Культ.-просвет. работники |
19525 (0,71) |
16759 (0,70) |
647 (0,68) |
238 (0,38) |
1201 (2,06) |
Работн. искусства |
22737 (0,83) |
19509 (0,81) |
801 (0,84) |
246 (0,39) |
1033 (1,77) |
Работн. охр. соц. собственности
и обществ. порядка |
15504 (0,57) |
12898 (0,54) |
1088 (1,15) |
666 (1,05) |
129 (0,22) |
Работники торговли и т. п. |
36446 (1,33) |
31720 (1,32) |
1137 (1,20) |
812 (1,28) |
956 (1,64) |
в т. ч. директора |
7458 (0,27) |
6230 (0,26) |
244 (0,26) |
185 (0,29) |
293 (0,50) |
Занятые физическим трудом |
1474099 (53,77) |
1307461 (54,26) |
45386 (47,82) |
37962 (59,82) |
11779 (20.23) |
Все занятое население |
2741395 (100,0) |
2409754 (100,0) |
94917 (100,0) |
63461 (100,0) |
58238 (100,0) |
Примечание.
Проценты даны в скобках.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|