рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Курсовая работа: История флота российского рефераты

В 1187 г. новгородцы со своими союзниками карелами переплыли Балтийское море и до основания разрушили многолюдный город Сигтуну – политический и экономический центр Швеции, который так и не пришёл в прежнее цветущее состояние. Неоднократно ударам новгородцев с моря подвергался замок Або.

С 1188 г. новгородцы проложили новый торговый путь в Балтийское море через Псков и Западную Двину. Однако в 1198 г. по инициативе римской церкви в земли «язычников» - ливов был организован крестовый поход. В 1200 г. немецкие крестоносцы на 23 судах пришли в устье реки Даугава (Западная Двина), разбили местное ополчение и основали на месте древней земгальской гавани крепость Ригу (1201). В 1202 г. немцами был учреждён Орден рыцарей-меченосцев для захвата восточной Прибалтики. С 1202 по 1209 г. крестоносцы покорили прибалтийские земли. С 1217 г. начались столкновения войск русских княжеств с крестоносцами, продвигавшимися всё дальше на северо-восток, к Пскову и Новгороду.

В 1237 г. Орден меченосцев слился с Тевтонским орденом, который заключил в 1238 г. военный союз с Данией. Воспользовавшись нашествием монголо-татар на Русь в 1237 – 1240 г., шведские и немецкие крестоносцы вторглись во владения Пскова и Новгорода. После жестокой борьбы разгромленное шведское войско на судах ночью ушло в море. Эта победа сохранила для Руси побережье Финского залива с выходом в Балтийское море.

В этом же, 1240 г. на Русь двинулись немецкие и датские крестоносцы. Они захватили Изборск, Псков и стали грабить земли Новгорода. 5 апреля 1242 г. русское войско во главе с Александром Невским наголову разгромило объединённые войска Тевтонского ордена, датчан на льду Чудского озера. Эта победа (Ледовое побоище) положила конец продвижению крестоносцев на восток. Но натиск на русские земли с запада и северо-запада продолжался.

C 1249 г. шведы, датчане, немцы неоднократно нападали на подвластные Новгороду, земли. В 1293 г. шведы захватили западные карельские земли, принадлежавшие Новгороду, и основали крепость Выборг.

В 1295 г. шведы продвинулись на западный берег Ладожского озера, где построили крепость Кексгольм. Прибывшие на судах новгородские войска разрушили Кексгольм, а в 1310 г. на этом месте для охраны побережья озера построили крепость Корелу (в нынешнем Приозёрске).

Борьба шведов с русскими войсками продолжалась с переменным успехом. В конце 1322 г. по приказу Великого князя Московского Юрия Даниловича у истока Невы на Ореховом острове была заложена крепость Орешек, закрывавшая вход в Ладожское озеро. В августе 1323 г. в Орешке был заключён русско-шведский мирный договор, по которому Швеция обязалась не препятствовать русской торговле в Балтийском море.

В длительной борьбе со шведами, немцами и датчанами в XIII – XIV вв. русскому народу удалось отстоять северо-западные рубежи государства и сохранить выход в Балтийское море.

Восточные славяне первыми из жителей Европы установили связи с народами Севера. Готский писатель Иордан ( VI в. н.э.), описывая быт восточных славян, сообщал, что в его время славяне торговали с Югрой (в древних русских летописях – область от низовий реки Печоры до низовий Оби, Большеземельская тундра). Арабский писатель X в. Ибн-Русте, ссылаясь на источники VIII и IX вв., писал, что руссы исстари привозили к волжским болгарам на продажу добытые на севере шкуры пушных зверей. В «Повести временных лет», относящейся к VIII – началу IX в., говорится о власти Руси над Печорой и Югрой.

Начало передвижения русских на север и северо-восток, к берегам Белого моря, следует отнести к IX – X вв., а появление их на берегах Белого моря – не позже конца X в.

Ведущую роль на севере играл Новгород, который создал в XII – XV вв. вокруг озера Ильмень свое феодальное государство – Новгородскую республику. Господства Новгорода на севере ознаменовалось развитием мореплавания, началом специализированного полярного судостроения, более прочным хозяйственным освоением морских побережий. Морские прибрежные плавания соединили между собой ранее разобщённые участки берегов и моря. Новгороду подчинялись и платили дань большие северные территории Поморья от границы с Норвегией до Обской губы, куда входили Печора (Печорский край), Югра, Заволочье (Северная Двина), Вологда Тре, Терский берег (восточная часть Кольского полуострова).

Новгородцы подчиняли эти территории постепенно, «проведывая новые землицы» по суше и по морю. Они создавали поселения по берегам рек, впадающих в северные моря. Первые такие становища появились в устьях рек Онега и Двина, в Неноксе и Уне, позднее в Варзуге, у мыса Святой Нос и на реке Печора. В Новгороде формировались также вооружённые дружины ушкуйников (от древнерусского «ушкуй» - большая речная долблёная лодка) для захвата новых земель на северо-востоке, а позднее с целью торгово-разбойничьих экспедиций на Волге и Каме. Они сыграли большую роль в освоении Севера и основали ряд крупных поселений – Орлец, Матигоры, Холмогоры, Каргополь на Онеге, Шенкурск на Волге. Новгородцы проложили также морские пути на запад и восток от Горла Белого моря вдоль побережья и дороге по суше и по рекам на Печору и за Урал, в северную Сибирь.

Одним из первых походов по морю на восток было плавание двинского посадника Улеба в пролив Карские Ворота (в древности его называли Железные Ворота), отмеченное в новгородской летописи под 1032 г. В «Повести временных лет» под 1096 г. отмечено, что новгородец Гюрята Рогович посылал своих людей на Печору к людям, которые дают дань Новгороду. Отсюда люди Гюряты отправились в Югру. На основании сведений, полученных от своих дружинников, Гюрята Рогович написал «Сказание об Югре» - первое достоверное сведение о полярных районах.

От югров стало известно, что в горах – «им же высота аки до небес» - живёт народ, который обменивает меха на железо. Речь шла об Урале. По-видимому, руссы уже в конце XI в. проникли за северный Урал, открыв дорогу в Сибирь. Это первое достоверное известие о русских в Сибири.

В низовьях Оби поморы появились впервые в 1364 или 1365 г. Это был поход за Урал новгородских дружин во главе с воеводами Александром Абакумовичем и Степаном Ляпой. Одна часть рати пошла вверх по Оби, а другая спустилась вниз по реке. В Новгородской IV летописи 1365 г. есть известие: «тои зимы с Югры Новгородци приихаша, воевавше по Обе реки до моря».

В XIV в. морские плавания от устья Северной Двины в Печорский край стали постоянными. Этому способствовало то, что с середины XIII в. на север двинулась масса беглых крестьян. Беглецы расселялись вдоль главных северных рек – Северной Двины, Онеги, Пинеги и их притоков, небольшими деревнями. Главным занятием новопоселенцев стали рыбные, морские зверобойные и соляные промыслы, судостроение.

Немалую роль в освоении края сыграли северные монастыри. Первые из них появились здесь в конце XIV – начале XV в.

Поморы не знали крепостного права, сохранили самобытность своей древней культуры, особенности своего быта и хозяйства. Эти энергичные, смелые люди скоро вышли в «Студёное море», их становища появились на берегах Белого и Баренцева морей, где они промышляли рыбу, тюленей и моржей. Здесь им пришлось столкнуться с проблемой плавания во льдах. Походы среди льдов Белого моря были трудным делом, но поморы научились умело водить суда в полыньях и разводьях от острова к острову, используя приливо-отливные течения. Границы поморских промысловых плаваний быстро расширялись и скоро вышли далеко за пределы Белого моря.

Поморы первыми из европейцев открыли Шпицберген (русские мореходы называли его Грумантом) и Новую Землю, но точное время открытия этих архипелагов неизвестно, хотя сведения о полярных островах на Руси имелись ещё в XIII в.

Историк С. В. Обручев писал: «…Выход русских в глубокую Арктику свидетельствует о том, что они обладали совершенными судами. Походы на Грумант были уже не каботажными плаваниями вдоль берегов материка или Новой Земли – это были плавания почти за тысячу километров в открытое море, среди дрейфующих льдов…».

В поисках добычи и новых промысловых районов новгородцы плавали и на северо-запад, к Коле и Печенге. Здесь руссы столкнулись с норвежцами, оспаривавшими право владения и сбора дани с древнего местного карело-лопарского населения. Норвежские походы против биармийцев (так норвежцы называли карелов и лопарей, обитателей Карельского перешейка – Биармии) начались ещё в IX в. новгородцы со стороны моря появились в Коле в XII в. борьба за Биармию между Новгородом и Норвегией длилась несколько веков с переменным успехом. Новгородцы со своими союзниками карелами предприняли ряд дальних морских походов в 1271, 1279, 1302, 1303, 1316, 1323 гг. В Новгородской IV летописи есть сведения о морском походе двинян 1320 г. на Мурманы (Норвегию) под командованием новгородца Луки и предводителя ушкуйников Игната Малыгина. В 1411 г. состоялся военный поход заволочан во главе с двинским посадником Яковом Степановичем. В 1496 г. совершили поход отряды устюжан, пермичей, онежан и двинян под командой московских воевод князей Ивана Ляпуна и Петра Фёдоровича Ушатых. Этот поход, как и предыдущие походы, совершался по морю и был наиболее успешным.

В результате упорной борьбы Новгород отстоял право владения Руси землями за Полярным кругом.

К началу XVI в. вся территория от Тромсе на западе, до Оби на востоке вошла в состав русского государства. Вдоль морских берегов был проложен и детально изучен поколениями мореходов и промышленников морской путь, связавший устья рек Кола, Онега, Северная Двина и Печора, а между реками Северная Двина и Печора установилось регулярное мореплавание.

В конце XV в. Поморье вошло в состав централизованного русского государства с центром в Москве. Важным событием явилось установление торговых отношений между западноевропейскими компаниями и Москвой через Холмогоры. Вследствие этого на архангельском рынке, кроме норвежцев, появились также англичане, голландцы, а позднее шведы.

Идею северо-восточного пути впервые выдвинул дьяк великого князя Московского Василия III Дмитрий Герасимов, который ходил с посольством в Данию из устья Северной Двины и на своём опыте получил представление об условиях плавания на Севере.

Спрос на товары морских промыслов и пушнину всё возрастал, что привело к расширению районов добычи. В поисках непуганого зверя и богатых косяков рыбы поморы уходили всё дальше на восток, северо-восток и севр, в район вечных льдов. В конце XVI в. уже систематически вели промысел на Новой Земле и Шпицбергене. В начале XVIII в. груманланов (т.е. промышленников, охотившихся на Груманте) и новоземельцев из поморов, было уже так много, что они составили целые экипажи первых петровских матросов на Балтийском море.

Главная заслуга в развитии мореплавания, изучении района и специфических условий ледового плавания в морях западной Арктики принадлежит промышленникам Поморья. Поморы в поисках добычи проложили пути вдоль морского побережья, сухопутные и речные дороги в Печорский край и за Урал. Они научились строить суда, пригодные для длительных плаваний среди льдов. Уже по их следам и с учётом их опыта отправились в XV – XVII вв. русские правительственные экспедиции на Новую Землю, на Урал.

Решая свои хозяйственные повседневные задачи, поморы совершили ряд географических открытий и создали весьма самобытную морскую культуру, которая позволила им успешно освоить один из самых суровых регионов Мирового океана.

На протяжении 700 лет ( VI – XIII вв.) племена восточных славян, входившие в Древнерусское государство, в процессе хозяйственной деятельности и во время военных походов детально изучили густую речную сеть на обширном пространстве от Карпатских гор до Волги, и от Балтийского до Чёрного моря. Особенности этих путей – плавание по рекам и озёрам, включавшее в себя преодоление порогов, перетаскивание судов волоком по междуречьям и плавание вдоль морских берегов, - определили требования к типам судов древних славян и организацию походов с учётом глубин и гидрологического режима рек. Основными торговыми путями были водный путь из Балтийского в Чёрное море через Новгород и Киев. И почти параллельный ему путь из Каспийского моря вверх по Волге, который с одной стороны через Окско-Волжское междуречье доходил до Балтийского моря, а с другой, пролегая по Каме и далее по Северной Двине, доходил до Белого моря.

В конце VIII – начале IX в. начались морские походы руссов. Русские военные и торговые суда плавали не только в Балтийском, Чёрном, Каспийском морях, но проникали в Азовское, Мраморное, Эгейское и Средиземное моря, а с XI в. – в Северное, Белое, Баренцево моря и огибали Скандинавию. Уже в период княжения Святослава Чёрное, Балтийское, Азовское и Каспийское моря были открыты для плавания русских судов, и в X – XII вв. молодое Древнерусское государство стремилось закрепиться на их берегах. Так, в Приазовье на западной оконечности Таманского полуострова, в X – XI в. существовало русское Тмутараканское княжество с крупным русским портом Тмутаракань на Чёрном море.

Полярным судостроением в допетровское время занимался простой люд. Новые типы судов создавались в результате обобщения опыта многих поколений мореплавателей и судостроителей, постепенно вносивших небольшие усовершенствования и приспособления в старинный тип русской лодьи.

Уже в XV в. монахи богатого Соловецкого монастыря, расположенного на островах, для плаваний между островами и в устье реки Двина использовали «лодьицы» - небольшие парусные одномачтовые лодки, вмещавшие не более пяти человек. Затем появилась русская поморская лодья – более вместительное судно, предназначенное для плавания на близкие расстояния, преимущественно вдоль берегов арктических морей. На Северной Двине строили несколько иной тип лодий – «двиняки».

Главным достижением поморов в ледовом судостроении было создание коча (или кочмары), просуществовавшего с XVI до XX в.

В первой половине XVIII в., после того как по указу Петра I все старые русские суда были уничтожены, в Архангельске для одного из отрядов Великой Северной экспедиции были построены два коча. Их строители - поморы при опросе заявили, что по обводам корпуса кочи значительно больше приспособлены для плавания во льдах, чем боты и дубель-шлюпки западноевропейского типа.

В XVI – XVII вв. имелись большие и малые кочи. Иногда кочи использовались как военные корабли, для чего на палубе устанавливались пушки.

Несмотря на строжайший запрет Петра строить 2староманерные» суда (чем, при всей своей гениальности, он оказал плохую услугу русскому судостроению), кочи существовали почти пятьсот лет и помогли русским землепроходцам-промышленникам и казакам открыть и изучить всё полярное побережье Евразии, дойти до Берингова пролива и Анадыря и вплоть до конца XVII в., когда началось похолодание климата («малый ледниковый период» XVIII – XIX вв, обеспечивать регулярные плавания вдоль этих берегов.

О размахе судостроения на Севере М. И. Белов писал следующее: «В 1710 г., например, из Архангельска вышло на морские промыслы 190 судов, из них 68 крытых больших карбасов, 87 лодей, 7 сойм, 22 шняки, 11 каюков, 1 яхта и 1 кочмара… В 1790 г. к Архангельску пришло 97 кочей, 124 лодьи, 75 весновальных карбасов, 15 шняк…»

К концу XV в. великий князь Московский Иван III завершил политическое объединение русских земель, и с того времени Московское великое княжество впервые в источниках стало называться Русским государством.

С начала XV в. от Золотой Орды постепенно отпал ряд территорий и образовались независимые ханства. Казанское ханство признало вассальную зависимость от Русского государства и вплоть до начала XVI в. в Казани правили ханы, которые придерживались московской ориентации и не вторгались на русскую территорию. Однако Казанское и Астраханское ханства держали под своим контролем плавание по Волге и Каспийскому морю, а в 1521 г. объединённое крымско-казанское войско дошло до Москвы и, хотя не смогло её взять, разорило значительную часть русской территории к югу и востоку от столицы. И только после того, как войска Ивана IV Грозного в 1552 г. заняли Казань, а в 1556 г. к Русскому государству была присоединена Астрахань, русские суда получили возможность беспрепятственно плавать по Волжско-Каспийскому водному пути.

В первой половине XVI в. ниже порогов Днепра на островах и в плавнях украинские казаки – запорожцы создали постоянный укреплённый центр – Запорожскую сечь, имевшую свою артиллерию и лёгкий флот. Действия казацких флотилий держали в постоянном напряжении флот Османской империи, прибрежные крепости и поселения в Турции и в Крыму. Подрывали торговое мореплавание на Чёрном и Азовском морях и ослабляли военные силы турок и татар, предназначенные для нападения на Русь, Польшу, Литву и другие страны.

Первый крупный морской поход осуществили запорожские казаки в 1576 г. на своих лёгких лодках («чайках») они появлялись в Чёрном море перед устьями реки Дунай, перехватывали турецкие суда с войсками и запасами, заходил в Дунай и уничтожали турецкие прибрежные укрепления. В этом же году запорожцы ходили во второй поход, высаживались на берегах Крыма и громили татар у современных городов Феодосии и Евпатории, а затем пересекали Чёрное море и высаживались на турецком берегу у городов Трабзон и Синоп. В 1590 г. запорожцы снова появились в Чёрном море, брали на абордаж турецкие суда и, вторично захватив Трабзон и Синоп, дотла выжгли их.

Турки пытались закрыть казакам выход в Чёрное и Азовское моря, для чего в месте соединения Днепровского лимана с Чёрным морем построили крепость Очаков, а в устье Дона возвели крепость Азов. Но крепости мало помогали, и казаки по-прежнему прорывались в море.

Запорожских казаков в походах возглавляли опытные и хорошо образованные военачальники – гетманы. В начале XVII в., ряд морских походов к турецким крепостям возглавлял Пётр Конашевич Сагайдачный. В 1605 г. казаки под его руководством захватили и сожгли Варну, в 1613 и 1614 гг. нападали на прибрежные города и селения по всему Чёрному морю. В 1616 г. взяли приступом и дотла разорили грозную крепость Кафу – главный турецкий невольничий рынок на Чёрном море (запорожцы с боем брали Кафу ещё дважды – в 1628 и 1675 гг.). С 1616 г. в Чёрном море совместно с запорожцами или самостоятельно действовали и донские казаки, хотя им было намного сложнее прорываться в море мимо Азова, чем запорожским казакам в широком Днепровском лимане мимо Очакова.

В 1631 г. донские и запорожские казаки совершили совместный поход. В Каспийское море. В 1634 г. они нанесли ряд ударов по Ногайской Орде, двинувшейся из Яицких степей в Крым, спустились по Волге в Каспийское море и напали на Дербент, Баку, Решт и Тарки.

Страницы: 1, 2, 3, 4