Курсовая работа: Интернет и политика в современном мире
Термин
"электронное правительство" появился в русском языке от английского
слова Electronic Government или e-government, которое имеет
несколько значений. В их числе – правление или управление как действие или
процесс. Именно в этом значении употребляется слово government в данном
случае. E-government определяется
как "использование" (Интернет), "способ" (предоставления
информации и услуг), "обеспечение" (доступа к информации и услугам).
То есть, понятие electronic government относится к
формам и методам деятельности правительства ("электронное правление"
или "электронное государственное управление"), а не к правительству
как субъекту этой деятельности. В русском языке слово "правительство"
раньше было близко по смыслу к указанному выше значению английского слова government и означало
"правленье, управленье, начальствованье". В современном русском языке
"правительство" означает исключительно "совокупность органов
государственной власти" или "исполнительный и распорядительный орган
государственной власти в стране". Таким образом, использование
словосочетания "электронное правительство" в качестве русского
эквивалента electronic government не вполне точно
отражает смысл этого понятия. У людей непосвященных при упоминании
"электронного правительства" возникают ассоциации, далекие от того,
что имеется в виду.
Создание
электронного правительства связано с оптимизацией предоставления государственными
структурами услуг населению и бизнесу, расширением степени участия всех
избирателей в процессах руководства и управления страной, а также обеспечением
открытости, подотчетности правительства - гражданам и граждан - правительству.
За этой формулировкой скрывается одна из важнейших современных тенденций в
развитии государственного управления в мире. Идея "электронного
правительства" появилась именно как следствие этой тенденции, а не
исключительно благодаря бурному развитию информационных технологий.
В 70-80-х годах
ХХ века многие страны столкнулись с рядом проблем, связанных с работой органов
государственного управления: большими расходами, неэффективными процессами,
неудовлетворительными результатами.
В ряде стран
расходы на деятельность государственных учреждений стали необоснованно высокими
или росли слишком быстрыми темпами. Все большую обеспокоенность стали вызывать
случаи потерь, задержек, плохого управления и коррупции в государственном
секторе. Все это приводило к неэффективному преобразованию государственных
денег в услуги государственных учреждений. В частности, решения, которые
принимали государственные служащие, зачастую оказывались весьма далекими от
потребностей общественности. Лица, принимающие решения, оказались очень
удаленными от источников информации и реальной жизни. Государственные чиновники
совершенно не несли ответственности за свои решения и действия перед теми, на
кого их решения и действия влияли.
В ряде стран
государственный сектор оказался неспособен обеспечить то, он призван был
обеспечить: от внешней и внутренней безопасности до поддержки сельского
хозяйства, образования, здравоохранения, социальных услуг и т.д.
В начале 90-х
годов в США и других странах стали предприниматься последовательные шаги по
реформированию органов и систем госуда-рственного управления с тем, чтобы они
"работали лучше, а стоили меньше". Реформы были
направлены на:
Повышение
эффективности |
Повышение КПД. Улучшение соотношения
между затратами "на входе" и результатами "на выходе". |
Децентрализацию |
Полномочия в принятии решений
передавались "вниз", на региональный и местный уровни управления.
Смысл такого перераспределения полномочий заключался в том, чтобы уменьшить
затраты на централизованное принятие решений и создать более гибкую и "отзывчивую"
систему. |
Повышение
ответственности |
Государственного сектора в целом и
отдельных государственных служащих за принимаемые решения. Идея заключалась в
том, чтобы создать определенное "давление" на государственных
служащих; создать механизм, мотивирующий их работать качественно; сделать их
более восприимчивыми к тем, для кого они работали. Это также было
средством борьбы с коррупцией. |
Улучшение
управления ресурсами |
Повышение эффективности использования
человеческих, финансовых и других ресурсов. Подразумевалось, что будут
пересмотрены и способы оценки эффективности использования всех видов
ресурсов. |
Внедрение
элементов рыночных отношений |
Электронное правительство традиционно
делится на три типа отношений:
(G2C)
Правительство – граждане (потребители услуг) доступ к информации посредством
Интернета, интерактивные опросы, публичные дискуссии.
(G2B)
Правительство - частный бизнес: поставки товаров и услуг.
(G2G)
Правительство - правительство: взаимодействие внутри и между государственными
органами для совместного пользования информацией и улучшения
функционирования.
|
Преобразования
подразумевали сокращение численности государственного аппарата, уменьшение
количества внутренних нормативных документов, внедрение в практику
государственных учреждений стандартов качественного обслуживания клиентов.
Государственным учреждениям, в частности, предписывалось уточнить категории
своих "клиентов" и изучить их потребности, разработать стратегии
повышения качества услуг, а также критерии и механизмы оценки качества обслуживания.
В процессе
кардинального реформирования правительств обнаружилось, что современные
информационные технологии могут оказаться хорошим подспорьем в решении главной
задачи: "работать лучше, стоить меньше".
В настоящее
время существует значительное количество пилотных проектов, в том числе и на
уровне стран Большой восьмерки (проект Government OnLine – GOL). Проект GOL был рассчитан
на период до конца 1998 г. и имел целью накопление опыта использования
современных средств связи администраций и государственных органов власти с
гражданами. В проекте приняли участие учреждения более 20 стран мира, а также
ряд авторитетных международных организаций.
В сентябре 2000
года в США стартовал проект «FirstGov» (http://www.firstgov.gov) (название
может быть условно переведено как «первый шаг к открытому/электронному
правительству США»). В процессе реализации проекта был создан Интернет-портал,
обеспечивающий доступ к правительственным и другим сайтам. В него были включены
примерно 30 миллионов домашних страниц с обновлением каждые 2 недели.
Стоит отметить,
что “Электронное правительство” для США настолько устоявшаяся тема, что она уже
успела пройти значительную часть жизненного цикла всякого начинания — от
параноидальной популярности идеи до падения внешнего интереса к ней.
Относительное снижение внимания не есть дискредитация идеи, просто из
многообещающего новшества она превратилась в рутинную деятельность, которая
хотя и изменила общество, но уже стала в США настолько привычной, что не
вызывает бурных эмоций. Внешний интерес к этой теме существенно ослаб, в то
время как заметно вырос бизнес-интерес[5]. Действительно,
уже трудно замаскировать тот факт, что в данной области фигурируют миллиарды
долларов и сектор неуклонно растет. Общая сумма, которую тратит только
федеральное правительство США в год на информационные технологии, составляет
примерно 43 млрд. долл., что почти вдвое превышает бюджет России. А помимо
этого есть еще огромный рынок региональных правительств (уровня штатов и
графств). Однако из этой немалой суммы всего лишь 2,2 млрд. долл. относится к
тому, что называется “электронным правительством”.
Подобные проекты
действуют и в других странах мира. И уже сегодня в отдельных государствах
граждане имеют возможность через Интернет, к примеру, регистрировать
автотранспорт, продлевать водительские лицензии без физического посещения
учреждений и простаивания в длинных очередях. Так или иначе, это приводит к
увеличению степени вовлеченности граждан в политику и процессы управления.
Происходит ослабление позиции бюрократии в обществе, значительно уменьшается
риск коррупции, оборот делопроизводственной документации становится рядовой
функцией государственной машины. Считается, что последняя стадия перехода
традиционного правительства в электронное определяется существованием единого
веб-портала, на котором можно найти любую правительственную информации. Все
правительственные услуги возможны в он-лайн режиме и вся административная
деятельность осуществляется с помощью электронных средств, т.е. на безбумажной
основе. Специалисты считают эту стадию практически недостижимой. О стремление
её достигнуть заявили только две страны (Великобритания и Сингапур).
Однако, даже без
достижения финальной стадии развития электронного правительства, сегодня эта
технология приносит весомые преимущества для правительства и общественности.
Преимущества для
Правительства:
Управление всеми
видами правительственной информации, которая сама по себе является
стратегическим ресурсом;
Обработка и
администрирование данных об общественном мнении;
Возможность
быстрой и экономичной реализации планов;
Экономичный
инструмент связи с местными правительствами и НКО;
Возможность
улучшить планирование и управление на микро - и местном уровне;
Средство
разрешения проблем пассивного отношения населения к правительству и его планам.
Преимущества для
общественности:
Ощущение
причастности к принятию правительственных планов и проектов
Ускорение
процесса рассмотрения жалоб
Возможность
распространять информацию и идеи, внося вклад в достижение конкретных
политических результатов
Повышение
степени общественного контроля за работой правительства
У людей, живущих
и работающих заграницей, появляется возможность участвовать в делах своего
отечества и в большей мере ощущать свою национальную принадлежность;
По двусторонним
каналам связи можно осуществлять множество бесплатных обучающих программ,
повышая уровень образования населения.
Таким образом, в
самом общем виде выгоды от использования "электронных правительств"
можно сформулировать так:
Граждане и
бизнес получают свободный доступ к правительственной информации и услугам.
Качество
обслуживания повышается за счет увеличения скорости обслуживания по средствам
обеспечения полного цикла услуг в режиме он-лайн.
Гражданам
открываются более широкие возможности для участия в политическом процессе [6].
К концу 2001
года Американским Обществом Государственного Управления (APSA) и Отделом
государственной Экономики и Управления (UNDPEPA) при
Департаменте по Экономическим и Социальным вопросам ООН (UNDESA) было проведено
исследование, целью которого было изучение положения электронного правительства
в 190 странах-членах ООН. Главным результатом стал подсчет "индекса
развития е-правительств" (E-Government Index), т.е. уровня
развития государства в области использования интернет для предоставления
гражданам информации и услуг. Индекс подсчитывался с учётом следующих
показателей: уровень интернет-развития страны, количество компьютеров на 100
человек, количество интернет-хостов на 10000 человек, число пользователей,
количество телефонных линей на 100 человек, мобильных телефонов на 100 человек,
телевизоров на 1000, уровень человеческого развития, уровень доступа к
информации и количество городского населения к общему числу жителей.
Применялись две методики:
1. Web-сайты
национальных органов государственного управления анализировались на предмет
предоставления ими информации и услуг, которыми с наибольшей вероятностью может
пользоваться средний гражданин. В соответствии с наличием или отсутствием тех
или иных возможностей определялась количественная оценка уровня национального
прогресса;
2. Проводились
статистический анализ и сопоставление инфраструктур информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ), а также потенциала человеческих ресурсов.
На основе
полученных данных все страны были поделены на четыре группы: с высоким уровнем
развития (индекс от 3,11 до 2) , со средним (от 1,96 до 1,60), минимальным (от
1,59 до 1) и недостаточным (менее 1). Лидирующее положение заняли США (3,11),
далее Австралия (2,60), Новая Зеландия (2,59), Сингапур (2,58), Норвегия
(2,55), Канада (2,52), Великобритания (2,52), Нидерланды (2,51), Дания (2,47) и
Германия (2,46). Индекс России составил 1,89 (эта же цифра является средней для
мира)[7].
В настоящее
время выделяют следующие пять основных стадий развития е-правительств:
Становление –
официальное присутствие органов государственного управления в Интернете;
Расширенное
присутствие – увеличение числа «госсайтов», имеющих более совершенные функции и
предлагающих динамически обновляемую информацию;
Интерактивное
взаимодействие – для пользователей обеспечиваются интерактивные услуги в
Интернете, они имеют доступ к регулярно обновляемому информационному наполнению
сайтов и, наряду с прочим, могут загружать с них типовые формы различных
официальных документов, а также направлять официальным лицам сообщения по
электронной почте и взаимодействовать с последними через Интернет;
Осуществление
сделок – пользователи могут оплачивать услуги и совершать сделки через
Интернет;
Эффективная
интеграция – полная интеграция электронных услуг, не сдерживаемая
административными границами [8].
Как показало
исследование, в 2001 г. в странах – членах ООН отмечалось быстрое развитие
национальных программ создания е-правительств. У тех правительств, чье
присутствие в Интернете прежде ограничивалось одной-двумя статическими
страницами, появились сайты, отличающиеся насыщенным содержанием, хорошим
дизайном и, главное, ориентацией на удовлетворение потребностей граждан.
Тем не менее, в
большинстве стран национальные программы развития е-правительств находятся лишь
на стадии становления. Причем в разных государствах полнота использования
возможностей Интернета для предоставления высококачественной информации
существенно различается. Наибольших успехов достигли те страны, руководство
которых признало: информация стала таким же важным и ценным общественным
ресурсом, как и материальные активы, и является основой экономики,
ориентированной на знания.
Состояние
развития электронных правительств в 190 государствах – членах ООН
характеризуется следующими цифрами:
в 169 странах
правительства используют Интернет;
в 84 странах существуют
Web-сайты
национальных правительств;
в 36 странах
имеются единые порталы, обеспечивающие доступ к услугам правительства через
Интернет;
в 84 странах
существуют Web-сайты местных
органов власти;
в 17 странах
реализованы возможности осуществления сделок с государством через Интернет [9].
Барьеры,
препятствующие развитию электронного правительства, сегодня имеют не только
бюджетное, но и законодательное (нормативное), а также цифровое измерение [10]. Для того чтобы
электронные услуги нашли широкую поддержку, они должны получить такое же
признание, как и соответствующие им «бумажные» процедуры. Кроме того,
необходимо обеспечить конфиденциальность и безопасность, прежде чем услуги в
режиме on-line смогут успешно
развиваться.
Неоднозначность
юридических норм также является мощным препятствующим фактором на путях
развития технологий электронного правительства в мире. Действующие структуры
должны чётко представлять границы и меру дозволенного, прежде всего в сферах
информационной безопасности и технических стандартов.
Во многих
странах бюджетные проекты в реальности оказываются противодействующими введению
эффективного электронного правительства в силу традиционных подходов в
финансировании, расходящихся с признанием затрат на
информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в качестве инвестиций.
Организациям необходимы стимулы для реализации работ межведомственных проектов
и механизмы, позволяющие оценивать предполагаемую прибыль на инвестиции. Этого
можно достичь за счет полномасштабной государственной оценки и преимуществ
электронного правительства и получаемой в результате его функционирования
экономии. Финансирование бесперебойных правительственных услуг и общей
инфраструктуры, предполагает такое бюджетное регулирование, которое
способствует созданию механизмов совместного финансирования, таких как
скоординированные финансовые предложения для новых фондов и слияние фондов.
Кроме того, затраты на ИКТ должны рассматриваться в качестве инвестиций, с
учетом будущей прибыли и определенных гарантий будущего финансирования.
Органы
управления сталкиваются с проблемой стимулирования развития электронного
правительства, хотя до сих пор всё ещё существует значительная
неопределенность, касающаяся научно-технологических подвижек и негативных
последствий (например, уязвимость систем и незаконные виды деятельности).
Технологические разработки прогрессируют очень быстро, поэтому трудно точно
спрогнозировать будущие последствия в деталях.
Тормозом для
использования преимуществ электронного правительства может быть также цифровое
неравенство. Суть его заключается в том, что доступ в режиме on-line имеет
преимущества, которые не могут быть воспроизведены в режиме off-line, например,
обобщение информации, возможности независимого поиска и интерактивных
консультаций по политическим вопросам. Однако между странами существует
значительное различие в уровнях обеспечения доступа к Интернету. Можно сказать,
что большинство стран, испытывающих трудности, имеет минимальные возможности
доступа, хотя и нередко там хорошо налажена обратная связь с властями. Если
такие страны не смогут организовать доступ к услугам электронного
правительства, они неминуемо окажутся вне зоны всех преимуществ обеспечиваемых
им. Улучшение доступа в режиме on-line расширит круг
потенциальных пользователей услуг электронного правительства. Это с
очевидностью доказывает необходимость активизации усилий по сокращению
цифрового неравенства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|