Курсовая работа: Фирма: теория и практика в России
Курсовая работа: Фирма: теория и практика в России
Курсовая работа
ГузГТУ
Новокузнецк, 2005
Введение
Работа посвящена раскрытию двух основных вопросов:
Фирма как основной агент рыночной системы, цели и
основные направления деятельности фирмы; теории фирмы.
Проблемы предпринимательства в России
Целью данной работы является раскрыть понятие «фирма»,
выяснить цели деятельности фирм, а также понять, что же стоит на пути развития
малого предпринимательства, т.е. проанализировать проблемы его развития.
Поведение фирм на рынке имеет большое значение для других
групп субъектов: домашних хозяйств, государства, иностранцев. Поэтому изучение
поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами
адекватных решений, как на микро -, так и на макро уровне. А одним из факторов
выхода нашей страны из кризиса и построения рыночной экономики является
развитость и нормальное функционирование малого предпринимательства. Из чего
следует актуальность данной темы.
Фирма как основной агент рыночной системы, цели и
основные направления деятельности фирмы
Фирма — основной агент рыночной системы
Фирма — это имущественный комплекс, используемый собственниками
этого имущества для осуществления предпринимательской деятельности. В состав
фирмы входят все виды имущества, предназначенные для ее деятельности, включая
земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, нереализованную
продукцию, права требований, долги, а также права на обозначения,
индивидуализирующие ее деятельность (фирменное наименование, товарные знаки), и
другие исключительные права [2. с. 235].
Фирма изначально являлась опорой предпринимательства,
продуктом рыночной экономики. На последующих стадиях экономического развития и
научно-технического прогресса ее функции расширяются, роль возрастает.
Первоначально термин «фирма», (от итал. firma — подпись) означал «торговое имя»
коммерсанта. Ныне - это организационная структура бизнеса, предпринимательская
единица во всех сферах экономики, обладающая не только юридической, но и
реальной экономической самостоятельностью. Правовые формы функционирования
современной фирмы многообразны: акционерное общество, общество с ограниченной
ответственностью, коммандитное общество и др. [1. с. 74].
Современная фирма — это сложный многоотраслевой
комплекс промышленных, торговых и финансовых предприятий национального и
международного уровня. Главное в нынешней фирме — ее кадровая компонента:
предприниматели, менеджеры, ученые, инженеры, рабочие с их мастерством,
профессионализмом, компетентностью, инновационным потенциалом, конкурентной
энергией, управленческими новациями, опирающимися на конкретную материально-техническую
базу и реальную величину функционирующего капитала. Процветание фирмы, ее
известность — производные от таланта и труда ее коллектива [1. c. 76].
Одним из серьезных препятствий, стоящих на пути
развития российской экономики, является низкое качество корпоративного
управления, предопределяющего уровень культуры ведения бизнеса, его
инвестиционную привлекательность, значимость финансовых результатов. Результаты
проведенных McKinsey за последние годы исследований корпоративного управления
показали, что локальные и глобальные инвесторы готовы платить значительно
больше за акции компаний, в которых приняты жесткие стандарты корпоративного
управления, обеспечивающие соблюдение их интересов. Особую актуальность это
имеет для компаний с развивающихся рынков. Размер премии, которую готовы
платить инвесторы на этих рынках за акции компаний с эффективным корпоративным
управлением, по сравнению с ценными бумагами компаний с аналогичными
финансовыми показателями, но менее качественным управлением, составляет до 30%.
Исследования лишь подтвердили существующую гипотезу о наличии прямой связи
между уровнем корпоративного управления и капитализацией компании. Корпорации,
имеющие более совершенную систему корпоративного управления, имеют более
высокое отношение рыночной цены акций компании к балансовой стоимости ее
активов, а также более высокие показатели доходности капитала [8].
Фирма влияет на судьбы своих сотрудников, воздействует
на жизнь многих людей разных стран. «Дженерал моторс», «Крупп», «Нобель»,
«Тоёта», «Грундиг», «ИБМ», «Форд» - олицетворяют экономическую власть,
могущество, политическое влияние. Фирмы насыщают рынок высококачественной
продукцией, поднимают на транснациональную высоту авторитет президентов и
премьер-министров. На сильные фирмы опирается государственная политика макроэкономической
стабилизации [1. c. 76].
1.2 Цели фирмы
Принятие фирмой тех или иных решений предполагает наличие
данных о спросе на выпускаемые ею товары и издержках их производства. Но
нахождение оптимального решения требует также знания целей, которые ставит
перед собой фирма.
Традиционная теория фирмы, основывается на принципе
получения максимальной прибыли, то есть на принципе максимизации разности
между доходами и издержками фирмы. Однако нет оснований считать, что все предприниматели
преследуют одинаковую цель. Более того, в действительности фирмы ставят перед
собой несколько целей, которые они стремятся достичь, выстроив их в
определенной последовательности. Нередко цели фирмы могут формироваться исходя
из личных побуждений менеджера, особенно если он одновременно является ее
собственником. В больших компаниях, где функция управления отделена от
собственности, простые акционеры не в состоянии принимать решения, поскольку
практическое руководство сосредоточено в руках наемных менеджеров. В этом
случае далеко не всегда интересы менеджеров будут совпадать с интересами владельцев
акций. Менеджеры могут ставить перед собой задачу сохранить свои места,
поэтому вместо того чтобы идти на разумный риск, без чего невозможно максимизировать
прибыль, они будут склоняться к более безопасным решениям. Наоборот, в
интересах собственной материальной выгоды менеджеры могут идти на неоправданные
риски, совершать сомнительные операции с ценными бумагами и другим имуществом
компании [3. с. 74].
Существуют два подхода к внутрифирменной
эффективности:
1) деятельность фирмы описывается ее производственной
функцией, так что при всех возможных комбинациях факторов производства
(главным образом, труда и капитала) обеспечивается максимальный выпуск
продукции;
2) фирма выбирает комбинацию факторов с наименьшими
издержками для каждого возможного объема выпуска продукции. Это дает
возможность вывести кривые средних и предельных издержек [2. с. 248].
Многообразием возможных положений отдельных фирм на
рынке определяется различная нацеленность их функционирования. Это может быть
желание выжить при определенном конкретном условии, предполагающем получение
минимума прибыли; увеличение доли участия на рынке или захват нового рынка;
повышение качества продукции и т.п.
Существуют подходы, при которых используется тезис
максимизации тех или иных параметров (бихевиористские модели).
Предполагается, что фирма стремится функционировать на
каком-то удовлетворительном уровне эффективности, поскольку не располагает
возможностями максимизации. При характеристике целевой нормы эффективности
предусматривается механизм, обеспечивающий достижение желательного уровня. В
этом случае осуществляется поиск решения проблем в трех формах: локальной,
исследовательской и стратегической.
Локальный поиск — реакция на невыполнение тех или иных
целевых установок для внутрифирменных подразделений; исследовательский поиск
ведется, когда обнаруживаются новые возможности в сфере взаимодействия фирмы с
«окружающей средой»; стратегический — связан с прилагаемыми фирмой усилиями
наилучшим образом подготовиться к использованию новых стратегических
возможностей.
В самом общем плане цели фирмы представлены в таблице
1.
Цели фирмы [2. с. 250].
Таблица 1
Общественная
группа |
Ожидаемые
результаты деятельности фирмы |
Общество
в целом
Местная
община
Держатели
акций
Кредиторы
Потребители
Управляющие
7.
Работники наемного труда
|
Экономический
рост
Поступления
от налогов
Уравнивание
власти
Уравнивание
доходов
Сохранение
окружающей среды
Сохранение
природных ресурсов
Благосостояние
общины
Рост
доходов
Рост
стоимости акций
Стабильность
доходов
Справедливые
цены
Обеспечение
выбора
Удовлетворение
потребностей
Рост
доходов
Профессиональный
интерес
Занятость
Уровень
оплаты
Досуг
Условия
труда
Удовлетворение
от работы
|
Создание фирмы тесно связано с предпринимательской деятельностью,
которая предполагает готовность владельца капитала или менеджера взять на себя
персональный риск, с которым эта деятельность сопряжена. Желательного
максимального уменьшения риска можно добиться такими приемами: диверсификацией
(производство различных видов продукции и распределение капиталовложений по
разнообразным видам деятельности); страхованием собственности; максимизацией
информации о выбранной сфере деятельности, финансовой и экономической привлекательностью
предполагаемых объектов капиталовложений; использованием новейших технологий,
товаров и услуг, обладающих научно-технической новизной; правильным выбором организационной
формы бизнеса, которая обеспечит эффективность использования факторов
производства в конкретном виде деятельности [2. с. 249].
1.3 Направления деятельности фирмы.
2 Неоклассическая теория фирмы.
Различные школы экономической науки по-разному трактуют
определение фирмы как категории.
Технологический подход к изучению фирмы сформировался
на базе неоклассических взглядов на микроэкономические процессы. В
экономической литературе этот подход часто фигурирует как функциональный, что
подчеркивает способ анализа поведения фирмы. В его основе лежит предположение о
том, что всегда есть возможность определить функцию, выражающую максимальный
объем выпуска при заданном уровне развития техники и технологии, при всех
возможных комбинациях факторов производства, имеющихся в наличии. Такая функция
в экономической теории получила название производственной. С ее помощью мы
можем определить, посредством какой пропорции между отдельными ресурсами
достигается оптимальный объем производства с точки зрения соотношения затрат и
выпуска [5. с. 203].
В рамках технологического подхода проблема определения
оптимального размера, или границ фирмы является центральной. В этом поиске нам
нужно прибегнуть к эффекту экономии на масштабах производства, или возрастающей
отдачи от масштаба. В соответствии с его действием, оптимальным размером фирмы
можно считать тот, до достижения которого не происходит резкого роста
переменных издержек. Другими словами, положительный эффект экономии на масштабе
производства используется полностью. Так, например, для компании-производителя
полиграфической продукции он будет исчерпан, если мощности имеющихся в наличии
печатных станков полностью используются, а приобретение новых станков невозможно
без строительства или аренды дополнительных производственных помещений.
Неоклассическую фирму справедливо сравнивают с «черным
ящиком» - она воспринимается как данность, затем в этот «ящик» опускают порции
ресурсов, закрывают крышкой и, наконец, через некоторое время чудесным образом
извлекают из него произведенные блага. Но технологический подход не позволяет
нам выяснить, откуда взялся этот «ящик» и что происходило внутри него [5. с.
203].
В таком определении фирмы особое внимание обращается
на организационные аспекты её функционирования и связанные с ними резервы
экономической эффективности.
3 Институциональная теория фирмы.
Институциональная структура рыночной системы включает
такие институты, как рынок и фирма. Фирма нуждается в объективном контроле со
стороны рынка. Но и рынок нуждается в фирмах, так как только организация производства
в виде фирм может дать необходимый результат для развития рыночной экономики.
Существование рынка и фирмы есть сосуществование в единой рыночной экономике
двух типов отношений: традиционно рыночных и альтернативных им внутрифирменных
отношений, которые Р. Коуз трактует как отношения сознательного регулирования
производства, отношения координации, для эффективности которых важное значение
имеют нерыночные методы и формы (приказы, личное доверие, внутрифирменные
правила, традиции, моральные факторы). Причем развитие этих нерыночных
отношений Р. Коуз выводит из законов рыночной экономики: соотношение рыночных
и нерыночных связей определяется движением (сокращением или увеличением)
рыночных трансакционных издержек. [4. с. 99]
Альтернативный технологическому взгляд на проблему
поведения фирм был разработан в рамках институциональной экономической теории.
Институциональная традиция изучения вопросов, связанных с процессами
функционирования фирмы, берет свое начало с классической статьи Р. Коуза
«Природа фирмы» (1937 г.). Взгляды Р. Коуза в дальнейшем получили свое развитие
в работах таких широко известных ученых, как А. Алчиян, X. Демсец, Д. Норт, Г.
Саймон, О. Уильям-сон, К. Эрроу и др.
В соответствии с институциональным подходом,
центральной проблемой изучения фирмы становятся не условия максимизации прибыли,
а объяснение феномена возникновения фирмы, закономерностей ее дальнейшего
развития и, в конечном итоге, исчезновения. Помимо категории института, для
объяснения существования и внутренней структуры фирмы в этой теории
используются такие ключевые понятия, как трансакционные издержки,
оппортунистическое поведение, асимметричность информации, специфичность
ресурсов и контракт.
В отличие от неоклассической концепции, перед нами мир
с ненулевыми трансакционными издержками, минимизировать которые можно только
при условии четкого распределения прав собственности каждого экономического
субъекта. Следовательно, вступая в отношения с другими лицами в процессе
осуществления обмена, нам, как экономическим агентам, просто нужно
предусмотреть защиту всех наших интересов путем заключения соответствующего
контракта (договора). На первый взгляд, мы все предусмотрели и не нуждаемся в
существовании такого института, как фирма.
Каждая обменная сделка заключается в нашей модели
экономики только после проведения переговоров о порядке передачи блага, его
цене и т. д., т. е. все наши хозяйственные субъекты, производя блага,
договариваются в индивидуальном порядке о поставке сырья, оборудования и
продаже конечной продукции. Но при таких условиях большая часть времени будет
потрачена именно на переговоры.
Создавая фирмы, индивиды стремятся найти
альтернативные способы координации своей деятельности, сокращающие величину
издержек. Как же это происходит? Дело в том, что фирма представляет собой
субъект рынка, внутреннее построение которой иерархично. Р. Коуз в своем
определении фирмы отмечал: «Фирма ...есть система отношений, когда направление
ресурсов начинает зависеть от предпринимателя» [6. с. 38].
Более пяти десятилетий тому назад, когда в
экономической теории рыночный механизм традиционно считался главным средством
обеспечения хозяйственной координации, Р. Коуз показал, что именно фирмы
дополняют рынок, предложив рассматривать фирму и рынок как альтернативные
способы экономической организации. Следовательно, выбор при принятии
предпринимателем административного решения состоит в том, чтобы определить,
каким образом дешевле осуществлять трансакции (сделки): путем создания фирмы
или посредством рыночного механизма [5. с. 205].
Фирма не уничтожает трансакционные издержки вообще,
иначе все общественное производство было бы организовано как огромная фирма в
масштабе национального хозяйства (предмет утопических мечтаний сторонников
социалистической идеи). Внутри фирмы существуют трансакционные издержки
административного (бюрократического) управления, издержки измерения выполняемых
работником функций, издержки на защиту от оппортунистического поведения
работников фирмы после заключения с ними трудового соглашения и т. д.
Асимметричность информации не позволяет предпринимателю абсолютно точно узнать
качество услуг нанимаемого работника: ведь нанимающийся на работу субъект
знает о своих деловых качествах значительно больше (исключим возможность самообольщения),
чем беседующий с ним при первой встрече работодатель. Неисполнительность,
некомпетентность и просто дурной характер проявятся позже, уже после подписания
контракта. Выявление и наказание во всех указанных случаях также связано с
внутрифирменными трансакционными издержками [5. с. 206].
4. Проблемы развития российских предприятий в условиях
перехода к рынку
К настоящему времени, по официальным данным, на долю
частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных,
государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14%
числа занятых, производят 12% ВВП и дают 25% всей прибыли по народному
хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних
возможностях развития малого предпринимательства.
Что же конкретно мешает малому предпринимательству
нормально развиваться?
Проблемы малого бизнеса можно разделить на следующие
группы:
Организационные, связанные с юридическим оформлением и
регистрацией, открытием счета в банке.
Материально-техническое обеспечение: нехватка
производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала;
низкая правовая защищенность деятельности.
Финансовые (инвестиционные) проблемы и проблемы
капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации
капитала для регистрации предприятия, проблема формирования стартового
капитала, установление связей с поставщиками.
Кредитная необеспеченность [7].
Сами представители малых предприятий распределяют по
важности свои проблемы следующим образом:
Недостатки налоговой системы
Отсутствие оборотных средств
Низкий платежеспособный спрос населения
Высокая арендная плата
Экономическая политика государства
Страницы: 1, 2
|
|