рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Курсовая работа: Фирма: теория и практика в России рефераты

Курсовая работа: Фирма: теория и практика в России

Курсовая работа

ГузГТУ

Новокузнецк, 2005

Введение

Работа посвящена раскрытию двух основных вопросов:

Фирма как основной агент рыночной системы, цели и основные направления деятельности фирмы; теории фирмы.

Проблемы предпринимательства в России

Целью данной работы является раскрыть понятие «фирма», выяснить цели деятельности фирм, а также понять, что же стоит на пути развития малого предпринимательства, т.е. проанализировать проблемы его развития.

Поведение фирм на рынке имеет большое значение для дру­гих групп субъектов: домашних хозяйств, государства, иностран­цев. Поэтому изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений, как на микро -, так и на макро уровне. А одним из факторов выхода нашей страны из кризиса и построения рыночной экономики является развитость и нормальное функционирование малого предпринимательства. Из чего следует актуальность данной темы.

Фирма как основной агент рыночной системы, цели и основные направления деятельности фирмы

Фирма — основной агент рыночной системы

Фирма — это имущественный комплекс, используемый собст­венниками этого имущества для осуществления предприниматель­ской деятельности. В состав фирмы входят все виды имущества, предназначенные для ее деятельности, включая земельные участ­ки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, нереализованную продукцию, права требований, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие ее деятельность (фирменное наименование, товарные знаки), и другие исключительные права [2. с. 235].

Фирма изначально являлась опорой предпринимательства, продуктом рыночной экономики. На последующих стадиях эконо­мического развития и научно-технического прогресса ее функции расширяются, роль возрастает. Первоначально термин «фирма», (от итал. firma — подпись) означал «торговое имя» коммерсанта. Ныне - это организационная структура бизнеса, предпринима­тельская единица во всех сферах экономики, обладающая не только юридической, но и реальной экономической самостоятельностью. Правовые формы функционирования современной фирмы много­образны: акционерное общество, общество с ограниченной ответ­ственностью, коммандитное общество и др. [1. с. 74].

Современная фирма — это сложный многоотраслевой комплекс промышленных, торговых и финансовых предприятий националь­ного и международного уровня. Главное в нынешней фирме — ее кадровая компонента: предприниматели, менеджеры, ученые, ин­женеры, рабочие с их мастерством, профессионализмом, компе­тентностью, инновационным потенциалом, конкурентной энергией, управленческими новациями, опирающимися на конкретную ма­териально-техническую базу и реальную величину функциони­рующего капитала. Процветание фирмы, ее известность — произ­водные от таланта и труда ее коллектива [1. c. 76].

Одним из серьезных препятствий, стоящих на пути развития российской экономики, является низкое качество корпоративного управления, предопределяющего уровень культуры ведения бизнеса, его инвестиционную привлекательность, значимость финансовых результатов. Результаты проведенных McKinsey за последние годы исследований корпоративного управления показали, что локальные и глобальные инвесторы готовы платить значительно больше за акции компаний, в которых приняты жесткие стандарты корпоративного управления, обеспечивающие соблюдение их интересов. Особую актуальность это имеет для компаний с развивающихся рынков. Размер премии, которую готовы платить инвесторы на этих рынках за акции компаний с эффективным корпоративным управлением, по сравнению с ценными бумагами компаний с аналогичными финансовыми показателями, но менее качественным управлением, составляет до 30%. Исследования лишь подтвердили существующую гипотезу о наличии прямой связи между уровнем корпоративного управления и капитализацией компании. Корпорации, имеющие более совершенную систему корпоративного управления, имеют более высокое отношение рыночной цены акций компании к балансовой стоимости ее активов, а также более высокие показатели доходности капитала [8].

Фирма влияет на судьбы своих сотрудников, воздействует на жизнь многих людей разных стран. «Дженерал моторс», «Крупп», «Нобель», «Тоёта», «Грундиг», «ИБМ», «Форд» - олицетворяют экономическую власть, могущество, политическое влияние. Фир­мы насыщают рынок высококачественной продукцией, поднимают на транснациональную высоту авторитет президентов и премьер-министров. На сильные фирмы опирается государственная поли­тика макроэкономической стабилизации [1. c. 76].

1.2 Цели фирмы

Принятие фирмой тех или иных решений предполагает нали­чие данных о спросе на выпускаемые ею товары и издержках их производства. Но нахождение оптимального решения требует также знания целей, которые ставит перед собой фирма.

Традиционная теория фирмы, основывается на принципе получения максимальной при­были, то есть на принципе максимизации разности между дохода­ми и издержками фирмы. Однако нет оснований считать, что все предприниматели преследуют одинаковую цель. Более того, в дей­ствительности фирмы ставят перед собой несколько целей, которые они стремятся достичь, выстроив их в определенной последова­тельности. Нередко цели фирмы могут формироваться исходя из личных побуждений менеджера, особенно если он одновременно является ее собственником. В больших компаниях, где функция управления отделена от собственности, простые акционеры не в состоянии принимать решения, поскольку практическое руководство сосредоточено в руках наемных менеджеров. В этом случае далеко не всегда интересы менеджеров будут совпадать с интересами вла­дельцев акций. Менеджеры могут ставить перед собой задачу со­хранить свои места, поэтому вместо того чтобы идти на разумный риск, без чего невозможно максимизировать прибыль, они будут склоняться к более безопасным решениям. Наоборот, в интересах собственной материальной выгоды менеджеры могут идти на неоп­равданные риски, совершать сомнительные операции с ценными бумагами и другим имуществом компании [3. с. 74].

Существуют два подхода к внутрифир­менной эффективности:

1) деятельность фирмы описывается ее производственной функцией, так что при всех возможных ком­бинациях факторов производства (главным образом, труда и ка­питала) обеспечивается максимальный выпуск продукции;

2) фир­ма выбирает комбинацию факторов с наименьшими издержками для каждого возможного объема выпуска продукции. Это дает возможность вывести кривые средних и предельных издержек [2. с. 248].

Многообразием возможных положений отдельных фирм на рынке определяется различная нацеленность их функциониро­вания. Это может быть желание выжить при определенном кон­кретном условии, предполагающем получение минимума при­были; увеличение доли участия на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции и т.п.

Существуют подходы, при которых используется тезис макси­мизации тех или иных параметров (бихевиористские модели).

Предполагается, что фирма стремится функционировать на каком-то удовлетворительном уровне эффективности, посколь­ку не располагает возможностями максимизации. При характе­ристике целевой нормы эффективности предусматривается меха­низм, обеспечивающий достижение желательного уровня. В этом случае осуществляется поиск решения проблем в трех формах: локальной, исследовательской и стратегической.

Локальный поиск — реакция на невыполнение тех или иных целевых установок для внутрифирменных подразделений; иссле­довательский поиск ведется, когда обнаруживаются новые воз­можности в сфере взаимодействия фирмы с «окружающей средой»; стратегический — связан с прилагаемыми фирмой уси­лиями наилучшим образом подготовиться к использованию но­вых стратегических возможностей.

В самом общем плане цели фирмы представлены в таблице 1.

Цели фирмы [2. с. 250].

Таблица 1

Общественная группа Ожидаемые результаты деятельности фирмы

Общество в целом

Местная община

Держатели акций

Кредиторы

Потребители

Управляющие

7. Работники наемного труда

Экономический рост

Поступления от налогов

Уравнивание власти

Уравнивание доходов

Сохранение окружающей среды

Сохранение природных ресурсов

Благосостояние общины

Рост доходов

Рост стоимости акций

Стабильность доходов

Справедливые цены

Обеспечение выбора

Удовлетворение потребностей

Рост доходов

Профессиональный интерес

Занятость

Уровень оплаты

Досуг

Условия труда

Удовлетворение от работы

Создание фирмы тесно связано с предпринимательской дея­тельностью, которая предполагает готовность владельца капита­ла или менеджера взять на себя персональный риск, с которым эта деятельность сопряжена. Желательного максимального уменьшения риска можно добиться такими приемами: диверсифика­цией (производство различных видов продукции и распределе­ние капиталовложений по разнообразным видам деятельности); страхованием собственности; максимизацией информации о вы­бранной сфере деятельности, финансовой и экономической при­влекательностью предполагаемых объектов капиталовложений; использованием новейших технологий, товаров и услуг, облада­ющих научно-технической новизной; правильным выбором ор­ганизационной формы бизнеса, которая обеспечит эффективность использования факторов производства в конкретном виде дея­тельности [2. с. 249].

1.3 Направления деятельности фирмы.

 2 Неоклассическая теория фирмы.

Различные школы экономической науки по-разному тракту­ют определение фирмы как категории.

Технологический подход к изучению фирмы сформировался на базе неоклассических взглядов на микроэкономические процессы. В экономической литературе этот подход часто фигурирует как функциональный, что подчеркивает способ анализа поведения фирмы. В его основе лежит предположение о том, что всегда есть возможность опре­делить функцию, выражающую максимальный объем выпуска при за­данном уровне развития техники и технологии, при всех возможных ком­бинациях факторов производства, имеющихся в наличии. Такая функ­ция в экономической теории получила название производственной. С ее помощью мы можем определить, посредством какой пропорции между отдельными ресурсами достигается оптимальный объем производства с точки зре­ния соотношения затрат и выпуска [5. с. 203].

В рамках технологического подхода проблема определения опти­мального размера, или границ фирмы является центральной. В этом поиске нам нужно прибегнуть к эффекту экономии на масштабах производства, или возрастающей отдачи от масшта­ба. В соответствии с его действием, оптимальным размером фирмы можно считать тот, до достижения которого не происходит резкого рос­та переменных издержек. Другими словами, положительный эффект экономии на масштабе производства используется полностью. Так, на­пример, для компании-производителя полиграфической продукции он будет исчерпан, если мощности имеющихся в наличии печатных стан­ков полностью используются, а приобретение новых станков невозмож­но без строительства или аренды дополнительных производственных помещений.

Неоклассическую фирму справедливо сравнивают с «черным ящи­ком» - она воспринимается как данность, затем в этот «ящик» опускают порции ресурсов, закрывают крышкой и, наконец, через некоторое вре­мя чудесным образом извлекают из него произведенные блага. Но тех­нологический подход не позволяет нам выяснить, откуда взялся этот «ящик» и что происходило внутри него [5. с. 203].

В таком определении фирмы особое внимание обращается на организационные аспекты её функционирования и связанные с ними резервы экономической эффективности.

 3 Институциональная теория фирмы.

Институциональная структура рыночной системы включает такие институты, как рынок и фирма. Фирма нуждается в объ­ективном контроле со стороны рынка. Но и рынок нуждается в фирмах, так как только организация производства в виде фирм может дать необходимый результат для развития рыночной экономики. Существование рынка и фирмы есть сосуществова­ние в единой рыночной экономике двух типов отношений: тра­диционно рыночных и альтернативных им внутрифирменных отношений, которые Р. Коуз трактует как отношения созна­тельного регулирования производства, отношения координа­ции, для эффективности которых важное значение имеют не­рыночные методы и формы (приказы, личное доверие, внутри­фирменные правила, традиции, моральные факторы). Причем развитие этих нерыночных отношений Р. Коуз выводит из за­конов рыночной экономики: соотношение рыночных и неры­ночных связей определяется движением (сокращением или уве­личением) рыночных трансакционных издержек. [4. с. 99]

Альтернативный технологическому взгляд на проблему поведения фирм был разработан в рамках институциональной экономической теории. Институциональная традиция изучения вопросов, связанных с процессами функционирования фирмы, берет свое начало с клас­сической статьи Р. Коуза «Природа фирмы» (1937 г.). Взгляды Р. Коуза в дальнейшем получили свое развитие в работах таких широко изве­стных ученых, как А. Алчиян, X. Демсец, Д. Норт, Г. Саймон, О. Уильям-сон, К. Эрроу и др.

В соответствии с институциональным подходом, центральной проблемой изучения фирмы становятся не условия максимизации при­были, а объяснение феномена возникновения фирмы, закономернос­тей ее дальнейшего развития и, в конечном итоге, исчезновения. Помимо категории института, для объяснения существования и внутренней структуры фирмы в этой теории используются такие ключе­вые понятия, как трансакционные издержки, оппортунистическое по­ведение, асимметричность информации, специфичность ресурсов и контракт.

В отличие от неоклассической концепции, перед нами мир с ненулевы­ми трансакционными издержками, минимизировать которые можно толь­ко при условии четкого распределения прав собственности каждого эко­номического субъекта. Следовательно, вступая в отношения с другими лицами в процессе осуществления обмена, нам, как экономическим агентам, просто нужно предусмотреть защиту всех наших интересов пу­тем заключения соответствующего контракта (договора). На первый взгляд, мы все предусмотрели и не нуждаемся в существовании такого института, как фирма.

Каждая обменная сделка заключается в нашей модели экономики только после проведения переговоров о порядке передачи блага, его цене и т. д., т. е. все наши хозяйственные субъекты, производя блага, договариваются в индивидуальном порядке о поставке сырья, оборудо­вания и продаже конечной продукции. Но при таких условиях большая часть времени будет потрачена именно на переговоры.

Создавая фирмы, индивиды стремятся найти альтернативные способы координации сво­ей деятельности, сокращающие величину издержек. Как же это проис­ходит? Дело в том, что фирма представляет собой субъект рынка, внут­реннее построение которой иерархично. Р. Коуз в своем определении фирмы отмечал: «Фирма ...есть система отношений, когда направле­ние ресурсов начинает зависеть от предпринимателя» [6. с. 38].

Более пяти десятилетий тому назад, когда в экономической теории рыночный механизм традиционно считался главным средством обеспе­чения хозяйственной координации, Р. Коуз показал, что именно фирмы дополняют рынок, предложив рассматривать фирму и рынок как альтер­нативные способы экономической организации. Следовательно, вы­бор при принятии предпринимателем административного решения со­стоит в том, чтобы определить, каким образом дешевле осуществлять трансакции (сделки): путем создания фирмы или посредством рыночно­го механизма [5. с. 205].

Фирма не уничтожает трансакционные издержки вообще, иначе все общественное производство было бы организовано как огромная фир­ма в масштабе национального хозяйства (предмет утопических мечта­ний сторонников социалистической идеи). Внутри фирмы существуют трансакцион­ные издержки административного (бюрократического) управления, издержки измерения выполняемых работником функций, издержки на защиту от оппортунистического поведения работников фирмы после заключения с ними трудового соглашения и т. д. Асимметричность информации не по­зволяет предпринимателю абсолютно точно узнать качество услуг нани­маемого работника: ведь нанимающийся на работу субъект знает о сво­их деловых качествах значительно больше (исключим возможность са­мообольщения), чем беседующий с ним при первой встрече работода­тель. Неисполнительность, некомпетентность и просто дурной характер проявятся позже, уже после подписания контракта. Выявление и нака­зание во всех указанных случаях также связано с внутрифирменными трансакционными издержками [5. с. 206].

4. Проблемы развития российских предприятий в условиях перехода к рынку

К настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем ко­личестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимос­ти основных средств экономики России и 14% числа занятых, произ­водят 12% ВВП и дают 25% всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внут­ренних возможностях развития малого предпринимательства.

Что же конкретно мешает малому предпринимательству нормально развиваться?

Проблемы малого бизнеса можно разделить на следующие группы:

Организационные, связанные с юридическим оформлением и регистрацией, открытием счета в банке.

Материально-техническое обеспечение: нехватка производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала; низкая правовая защищенность деятельности.

Финансовые (инвестиционные) проблемы и проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, проблема формирования стартового капитала, установление связей с поставщиками.

Кредитная необеспеченность [7].

Сами представители малых предприятий распределяют по важности свои проблемы следующим образом:

Недостатки налоговой системы

Отсутствие оборотных средств

Низкий платежеспособный спрос населения

Высокая арендная плата

Экономическая политика государства

Страницы: 1, 2