Доклад: Жизнь Уильяма Оккама
Доклад: Жизнь Уильяма Оккама
Многие
из вас, уважаемые читатели, встречались с именем Оккама, если не в курсе
западноевропейской философии, то на страницах научно-фантастических
произведений, где часто упоминают "бритву Оккама". Сохранилось
большое количество сочинений Оккама, которые в XX веке стали привлекать большое
внимание современных философов и историков философии. Но о самом человеке по
имени Уильям Оккам известно очень мало. Считается точно установленным только
один факт из его биографии, а именно, что Оккам был англичанином. Существует
два варианта написания его фамилии Occam или Ockham. Год его рождения
различными исследователями варьируется от 1279 до 1302. Неплохая вилка! Правда,
в последнее время историки склонны сдвигать дату рождения Оккама в сторону
начала 80-х годов XIII века. И на место его рождения претендуют два местечка с
названием Оккам: одно находится в графстве Серрей, а другое расположено в 150
км на юго-запад от Линкольна. О его происхождении не известно абсолютно ничего.
Установлено,
что философское и теологическое образование Оккам получил в Оксфордском
университете. Затем он четыре года читал лекции по Библии, а затем готовился к
получению докторской степени. Установлено, что Оккам получил эту степень, но в
текстах папской курии его магистром не называют, так велика была ненависть к
нему его политических противников. Но документальных свидетельств пребывания
Оккама в Оксфорде очень мало. Не удалось установить имени его наставника, а
также выяснить, встречался ли Оккам с Дунсом Скоттом, который в те годы
преподавал там же.
Примерно
в 1314 году Оккам вступил в ряды ордена миноритов (францисканцев), примкнув к
направлению спиритуалов, однако он защищал тезисы своих соратников не с позиции
мистики, а с позиции преклонения перед рациональным знанием. В 1323 году
канцлер университета Иоанн Люттерелл обвинил Оккама в ереси и сообщил об этом
папе Иоанну XXII. В конце 1324 года Оккама привозят в Авиньон, где тогда
располагались папы, где он должен был держать ответ на предъявленные ему
обвинения. Почти четыре года в ожидании суда Оккам провел в монастырской тюрьме
города под стражей. Его дело разбирала комиссия из шести магистров во главе с
Люттереллом. Параллельно его дело разбиралось и комиссией кардинала в Англии.
Английский король отозвал Люттерелла из комиссии, но помешать движению процесса
он уже не мог.
К
концу 1325 года магистры в основном уже подготовили свое заключение по этому
делу. Они обратили внимание на 51 тезис из трудов Оккама, и 29 из них были
признаны безусловно еретическими, а 22 просто ошибочными. Суровый итог!
Но
речь шла не просто о суде над Оккамом. Папская курия стремилась расправиться с
руководством ордена францисканцев. Вместе с нашим героем под арестом в Авиньоне
находились генерал ордена францисканцев Михаил Чезенский и известный юрист
Беренгаций. Еще в 1323 году францисканцы заявляли протесты против
злоупотреблений папской полиции. Им это быстро припомнили! После чего
францисканцы стали главными союзниками императора Людвига Баварского в его
войне с папами.
26
мая 1328 года (одна из немногих точно установленных дат в биографии нашего
героя!) Михаил Чезенский, Оккам и Беренгаций ночью бежали из папской тюрьмы.
Очевидно, в Авиньоне у них нашлись союзники. На лошадях они добрались до
морского берега, где их уже поджидала галера. Все было хорошо организовано, но
имена организаторов остались неизвестны. Беглецы хотели достигнуть Пизы и
соединиться там с армией Людвига Баварского, воевавшего с папской армией в
Италии.
6
июня 1328 года Оккама и его друзей папа Иоанн XXII отлучает от церкви, но они
уже далеко: 9 июня они прибыли в Геную, затем добрались до Пизы, где произошла
встреча с войсками императора. Они живут какое-то время в Пизе, в конце 1329
года оказываются в Парме, где в декабре этого же года Михаил Чезенский
произносит проповедь, в которой называет папу Иоанна XXII
"стяжателем", "олухом" и "поджигателем войны", а
также обвинил его в отклонениях от требований христианской морали. В партию
Оккама и его друзей тем временем вливались новые сторонники.
Но
настала пора нашему герою предстать перед императором. Это произошло в феврале
1330 года. Оккам обратился к императору со следующей фразой:
"О,
император! Защищай меня мечом, а я буду защищать тебя словом!"
Оккам
поселяется в монастыре францисканцев в Мюнхене, где пользуется покровительством
друга императора Людовика - антипапы Петра де Корбери. Отсюда Оккам ведет
борьбу с папами Иоанном XXII, Бенедиктом XII и Климентом VI, оспаривая их
стремление к полноте духовной и светской власти. Он доказывает, что в мирских
делах папы должны подчиняться императору, а в духовных - церковному собору.
Попытка серьезного ограничения власти пап, которую они ему так и не простили. В
1338 году Оккам провозгласил, что братья-минориты являются истинно верующими
мужами, и они не могут быть связаны в своей деятельности какими-либо папскими
указами. Но самый большой гнев папской курии вызвало утверждение Оккама, что
император или король могут облагать налогами церковные владения и имущество в
тех случаях, когда это светскому владыке представляется необходимым!
29
ноября 1342 года умер Михаил Чезенский, и Оккам стал рассматриваться своими
сторонниками как новый генерал ордена францисканцев. Все годы пребывания в
Мюнхене Оккам ведет колоссальную писательскую деятельность. Из под его пера
выходят многочисленные богословские, философские и политические трактаты,
перечислять и анализировать которые я здесь не буду.
В
1347 году от апоплексического удара умер император Людовик Баварский. По намекам
папской курии Оккам якобы после смерти своего патрона стал делать попытки
примирения с папством, но, по мнению современных исследователей, эта информация
насквозь лжива, и имела своей целью очернение имени Оккама. С другой стороны
император Людовик в конце своей жизни делал шаги к примирению с папами, и даже
обещал им выдать всех врагов папства, включая Оккама. К счастью для Оккама и
его соратников этим планам не суждено было сбыться.
Точная
дата смерти Уильяма Оккама тоже не известна. Считается, что он умер от чумы в
Мюнхене в 1349 или 1350 году. Никаких достоверных сведений о его личной жизни,
увлечениях и пристрастиях не сохранилось. Однако в его трудах нет
антифеминистских высказываний. Он не разделял утверждение Фомы Аквинского, что
в браке мало хорошего. Также Оккам пропагандировал идеи уравнивания прав мужчин
и женщин в области отправления культовых обрядов.
Отмечу,
что труды Оккама очень внимательно изучал Мартин Лютер и они, следовательно,
сыграли важную роль в подготовке Реформации. Но из всех деяний Оккама наиболее
известна и часто упоминается "бритва Оккама". Сам он сформулировал ее
так:
"...множественность
никогда не следует полагать без необходимости... [но] все, что может быть
объяснено из различия материй по ряду оснований, - это же может быть объяснено
одинаково хорошо или даже лучше с помощью одного основания".
"Бритва
Оккама" требует производить возможно меньшее количество допущений,
признавать как можно меньше сущностных реальностей и минимизировать количество
основных элементов, привлекаемых для экспликации (разъяснения) смысла
соответствующих терминов. "Бритву Оккама" использовали, например,
когда выдвигали аргументы против системы Птолемея, в защиту гелиоцентрической
системы Коперника. Это оружие часто использовалось на протяжении столетий,
прошедших со дня смерти великого мыслителя.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.abhoc.com/
|