Доклад: Защита воздушного бассейна нефтяного региона
Доклад: Защита воздушного бассейна нефтяного региона
Пастарнак М.П.
Оценка состояния воздушного бассейна нефтяного региона
прежде всего включает определение потенциальной опасности его загрязнения в
зависимости от природно-климатических факторов.
Атмосфера, как и вся природная среда в целом обладает
способностью к самоочищению. Вредные вещества, поступающие в атмосферу от
антропогенных источников, оседают на поверхности домов, растений, почвы,
вымываются атмосферными осадками или переносятся на значительные расстояния от
места выброса. Все эти процессы происходят с помощью ветра и зависят от
температуры воздуха, солнечной радиации, атмосферных осадков и других
метеорологических факторов.
Основными направлениями решения защиты воздушного
бассейна региона от загрязнения является борьба с загрязнением атмосферного
воздуха промышленными предприятиями, автотранспортом и теплоэнергетическими
установками. Каждое из этих направлений включает соответствующую программу
мероприятий, которая в свою очередь состоит из трех основных подпрограмм:
совершенствование технологических процессов в целях сокращения выделения
вредных отходов; очистка и нейтрализация отходящих газов; разработка
градостроительных мероприятий, способствующих уменьшению загрязнения воздушного
бассейна.
Наиболее активной формой защиты окружающей среды от
вредного воздействия выбросов промышленных предприятий является полный переход
к безотходным и малоотходным технологиям и производствам. Это требует решения
целого комплекса сложных технологических, конструкторских и организационных
задач, основанных на использовании новейших научно-технических достижений.
Важных направлением экологизации промышленного производства следует считать:
совершенствование технологических процессов и разработку нового оборудования с
меньшим уровнем выбросов примесей и отходов в окружающую среду; экологическую
экспертизу всех видов производств и промышленной продукции; замену токсичных
отходов на нетоксичные; замену не утилизируемых отходов на утилизируемые;
широкое применение дополнительных методов и средств защиты окружающей среды. В
качестве средств защиты атмосферного воздуха применяют пыле - газоочистные
сооружения.
Важная роль в защите воздушного бассейна региона
должна отводится мероприятиям по рациональному размещению источников
загрязнения: вынесение промышленных предприятий из крупных городов в
малонаселенные районы с непригодными и малопригодными для сельскохозяйственного
использования землями; соблюдение необходимых санитарных разрывов; оптимальное
расположение промышленных предприятий с учетом топографии местности и розы
ветров; установление санитарно-защитных зон вокруг промышленных предприятий;
рациональная планировка городской застройки, обеспечивающая оптимальные
экологические условия для человека и растений; организация движения транспорта
с целью уменьшения выброса токсичных веществ в зонах жилой застройки.
Санитарный разрыв - это расстояние от источников
вредных выбросов в атмосферу до границ жилых территорий или другого
предприятия; санитарно-защитная зона - территория между границей промышленного
узла и границей жилой территории. Размеры санитарно-защитных зон
устанавливаются в зависимости от мощности предприятия, условий осуществления
технологического процесса, характера и количества выделяемых в окружающую среду
вредных веществ.
Предприятия с технологическими процессами, не
выделяющими в атмосферу вредных веществ, допускается размещать в пределах жилых
районов. При наличии неблагоприятных аэрологических условий для рассеивания
производственных выбросов в атмосфере, при отсутствии или недостаточной
эффективности очистительных устройств санитарно-защитная зона может быть
увеличена, но не более чем в 3 раза.
Размеры санитарно-защитных зон могут быть уменьшены
при изменении технологии, совершенствовании технологического процесса и
внедрении высокоэффективных и надежных в эксплуатации очистных устройств.
Для максимального ослабления влияния на окружающее
население производственных загрязнителей атмосферного воздуха территория
санитарно-защитной зоны должна быть благоустроена и озеленена газоустойчивыми
породами деревьев и кустарников. Со стороны жилого массива ширина
древесно-кустарниковых насаждений должна быть не менее 50 м, а при ширине зоны
до 100 м - не менее 20 м. При прохождении промышленных выбросов через
озелененную зону разрыва концентрация содержащихся в них пыли и газов должна
уменьшаться вдвое.
Недостаточно продуманная система посадки зеленых
насаждений может привести к отрицательному эффекту. Создание сплошного лесного
массива в санитарно-защитной зоне при низких источниках выброса вредных
веществ, с одной стороны, максимально уменьшается опасность неблагоприятного
воздействия предприятия на население, а с другой - в определенных случаях может
способствовать возникновению застоя и росту концентраций вредных веществ на
самой промышленной площадке в связи с ухудшением естественного проветривания
территории.
Для снижения загрязнения атмосферного воздуха
выбросами автомобильного транспорта необходима рациональная
транспортно-планировочная структура для преодоления двух основных негативных
явлений, характерных для современных крупных городов: распыленность грузового
движения и высокая загруженность улично-дорожной сети в условиях растущей
автомобилизации.
Одним из путей преодоления распыленности грузового
движения по территории города является создание систем грузовых дорог. Их
прокладка осуществляется вне жилых районов, центров городов и зеленых зон,
желательно по территориям санитарно-защитных зон.
Для нефтяного региона перспективно создание скоростных
автомобильных дорог, предназначенных для связи между удаленными районами города
и центрами системы расселения. Экологическое значение формирования систем
скоростных автомобильных дорог заключается в привлечении значительного
междугороднего транзита на систему обходных и распределительных кольцевых дорог
вокруг территории города, в отведении главных автомобильных потоков от
центрального района города.
Кроме наличия в городе рациональной транспортной инфраструктуры
необходимо повышение экологических показателей автомобиля за счет проведения
комплекса мероприятий по совершенствованию его конструкции и режима
эксплуатации. К улучшению экологических показателей автомобиля приводят:
повышение его экономичности; замена бензиновых ДВС на дизельные; перевод ДВС на
использование альтернативных топлив (сжатый или сжиженный газ, этанол, метанол,
водород и др.); применение нейтрализаторов отработавших газов ДВС;
совершенствование режима работы ДВС и технического обслуживания автомобиля.
Таким образом, для предотвращения загрязнения
воздушного бассейна городов нефтяного региона необходимы как градостроительные
так и инженерно-технические мероприятия.
Список литературы
1. Белов С.В., Барабинов Ф.А., Козьяков А.Ф. и др. Охрана
окружающей среды. - М.: Высшая школа, 1991.
2. Биология и современность / Под ред. А.В. Яблокова.
- М., 1990.
3. Климатические характеристики условий
распространения примесей в атмосфере. Справочное пособие. - Л.:
Гидрометеоиздат, 1983.
4. Смирнов В.И., Кожевников В.С., Гаврилов Г.М. Охрана
окружающей среды при проектировании городов. - М., 1981.
5. Чистякова С.Б. Охрана окружающей среды. - М.,
Стройиздат, 1988.
|