Доклад: Терцины
Доклад: Терцины
Терцины
(итал. terza rima, франц. rimes tiercées) — одна из особых, так наз.
«твердых» поэтических форм итальянского происхождения. Т. состоят из трехстиший
двухрифменного типа, причем сочетание рифм обязательно по схеме: aba, bcb, cdc
и т. д. В заключение цепи Т. ставится один изолированный стих, рифмующий со
вторым стихом последней строфы, вследствие чего она в сущности превращается в
четверостишие с перекрестной рифмой вида sts, t. Иногда этот заключительный стих
объединяется с предыдущей Т. также и графически.
Итальянские
Т. строятся исключительно на женских рифмах, которые и вообще составляют особенность
итальянской поэзии. Но в тех языках, которые допускают закономерное чередование
мужских и женских рифм, после подражательных опытов, точно копировавших
итальянские образцы, входят в употребление и Т. с рифмами двух видов. При этом
приобретает обязательную силу правило чередования, которое запрещает соседство
двух однородных рифм, не рифмующих между собой. Поэтому после Т., начинающейся
мужской рифмой, идет Т. с женской рифмой в первом стихе и наоборот.
В
итальянской поэзии за Т. закрепился размер одиннадцатисложника. Французы
передают его аналогичным десятисложным размером с чередованием мужских и
женских рифм, но иногда употребляют и александрийский, вернее —
двенадцатисложный стих. В России закреплено традицией употребление пятистопного
ямба с мужскими и женскими рифмами.
Изобретение
Т. принадлежит, по словам Данте, Брунетто Латини. Сам Данте обессмертил форму
Т. своей монументальной «Божественной комедией». Форму Т. разрабатывали также
Петрарка, Ариосто и ряд других поэтов Италии, причем она находит применение
также и в сатирических жанрах. Во Франции Т. получают широкое распространение в
эпоху Возрождения. Поэты Плеяды также пользовались ими. В новейшее время, по
следам Теофиля Готье и Леконта де Лиля, ряд французских поэтов культивирует
форму Т. в лирических жанрах.
В
Германию Т. проникают в конце XVI в., но значительную популярность завоевывают
лишь у романтиков. В Англии употребление Т. распространилось лишь в XIX в.
В
России одним из первых поэтов, давших образцы Т., был Пушкин:
В
начале жизни школу помню я;
Там
нас, детей беспечных было много,
Неровная
и резвая семья;
Смиренная,
одетая убого,
Но
видом величавая жена
Над
школою надзор хранила строго.
Толпою
нашею окружена,
Приятным,
сладким голосом, бывало,
С
младенцами беседует она
и
т. д.
Другой
отрывок Пушкина, написанный в Т. шестистопными ямбами «И дале мы пошли»,
особенно характерен тем, что навеян Дантовой «Божественной комедией», переводы
и подражания которой сохранили ведущую роль в разработке русских Т. в течение
XIX в. Большой интерес к Т. проявляла и школа символистов.
Список литературы
Шульговский
Н. Н., Теория и практика поэтического творчества, изд. Т-ва
Вольфа, СПБ — М., 1914, стр. 410—414
Kastner L. E., History of the terza rima in France, «Zeitschrift
für französische Sprache und Literatur», 1904, Bd. XXVI,
241—253.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://feb-web.ru/
|