Доклад: Соломин Виталий Мефодьевич
Доклад: Соломин Виталий Мефодьевич
(1941-2002)
Народный
артист России.
Родился
в 1941 г. в г.Чите. Отец - Соломин Мефодий Викторович (1905-1960). Мать -
Рябцева Зинаида Ананьевна (1910-1992). Супруга - Соломина Мария Антониновна
(род.2.03.1949 г.), выпускница Текстильного института, художник-модельер.
Работает в Доме моделей, участвует в выпуске журналов мод. Снялась в фильмах
"Городской романс" и "Сильва". Дочери - Анастасия (1973
г.рожд), окончила школу при ансамбле Игоря Моисеева и работает в этом
коллективе; Елизавета (1984 г.рожд.), школьница. Внук - Кирилл (1996 г.рожд.).
С
детства Виталий под руководством родителей - профессиональных музыкантов -
занимался музыкой, играл на фортепиано. Когда учился в школе, его интересы были
самыми разнообразными. Особенно увлекался математикой, спортом, причем самыми
разными его видами - игровыми, гимнастикой, акробатикой, боксом, легкой
атлетикой.
Окончание
школы совпало с приездом в г.Читу комиссии из Москвы, из Щепкинского училища,
которая набирала курс из молодежи Сибири. Возглавлял комиссию В.А.Смирнов.
Виталий решил попробовать свои силы и предстал перед комиссией. В результате
было принято однозначное решение: ехать в Москву и поступать в училище, тем более,
что к этому времени его окончил старший брат Юрий. Отец очень хотел, чтобы и
младший сын стал актером.
В
1959 г. Виталий был принят в училище им.Щепкина в класс к Народному артисту
СССР Н.А.Анненкову. Его педагогом на все время учебы стал Борис Маркович
Казанский.
Со
2-го курса Виталия начали приглашать репетировать и играть роли в спектаклях
Малого театра. Но не все спектакли увидели свет. Так, когда Виталий Соломин был
уже студентом 4-го курса, А.Эфрос пригласил целую группу студентов в свой спектакль
"Танцы на шоссе" (авторы - Гердт и Львовский). Фабула спектакля
состояла в конфликте отцов и детей. В те годы эта тема была более чем спорной,
почти политической, и чиновники побоялись дискуссии и обвинений по ее поводу.
На последнем этапе подготовки спектакль закрыли.
В
тот период Малым театром руководил Е.Р.Симонов. Он пригласил всю группу
студентов, участвовавших в спектакле, на работу в Малый. Вместе с Виталием в
этой группе были Я.Барышев, М.Фомина, Т.Рыжова, М.Кононов, В.Павлов. Началась
работа в театре. Виталию приходилось играть разные роли, но особенно дорога ему
роль в спектакле "Твой дядя Миша" Г.Мдивани. В этой постановке он
играл сразу две роли вместе с замечательным актером В.Хохряковым, с которым
впоследствии подружился.
Потом
были разные периоды в театральной жизни, были перерывы, даже по несколько лет.
Менялись режиссеры, руководство театра. Спасала работа в кино. Первым фильмом,
в котором дебютировал Виталий, стала картина "Старшая сестра"
(Кирилл). В нем он играл с такими замечательными актерами, как М.Жаров,
Т.Доронина. Затем последовал фильм "Женщины", в котором Виталий
сыграл главную роль - Жени. Фильм имел огромный успех у зрителей, был прекрасно
встречен специалистами. Виталий часто и успешно снимался.
Из
театральных работ того периода (конец 60-х гг.) запомнилась ставшая любимой
роль Ипполита в спектакле, поставленном В.Хохряковым и режиссером Юнниковым
"Не все коту масленица" (1973 г.).
Новый
художественный руководитель Малого театра М.И.Царев, увидев Виталия в этой
роли, стал готовить его к роли Чацкого в спектакле "Горе от ума"
(1974 г.). Внутри театра проводился конкурс на ее исполнителя, однако во время
встреч с Царевым в процессе подготовки к роли, у него сложилось впечатление,
что Царев уже решил, что Чацкого играть будет именно он, причем Виталию
предоставлялась полная свобода в трактовке образа. Царев разрешил даже, чтобы
сам выход Чацкого был необычен: он, как бы поскользнувшись, падал, выходя на
сцену (подразумевалось, что герой молод, дурашлив, полон озорства). М.И.Царев
сказал о пьесе: "Мы ее очень хорошо читали, но мне хотелось бы, чтобы мы
ее сыграли". Долгие годы спектакль был своего рода визитной карточкой
театра, им начинался театральный сезон. Далее было несколько совместных работ с
Нелли Корниенко, - это спектакли "Заговор Фиеско в Генуе" и
"Живой труп".
Наступило
время, когда из молодого, подающего надежды, Виталий стал актером, на которого
можно ставить спектакли. Режиссер Л.Е.Хейфиц так и поступил с несколькими
спектаклями, где-то даже рискнул, потому что Виталий считал, что не ко всем
ролям он подходил. Например, в пьесе Салынского "Летние прогулки",
которую комиссия принимала 7 раз, каждый раз что-то вычеркивала, вымарывала.
Через
некоторое время Виталий решил сам делать постановки и за все отвечать. Один его
спектакль театр не выпустил, а потом был "Живой труп" (1984 г.), в
котором он сыграл роль Протасова. Ставил его с переменным успехом, много раз
показывал, репетировал, и, в конце концов, в несколько измененном варианте
выпустил его на сцене филиала Малого театра. Спектакль шел несколько лет. В те
годы с ним даже был связан один неприятный момент, - в газете
"Правда" за подписью некоего Велихова появилась скандальная статья о
постановке. Однако, в то же время, Виталий получал множество писем от зрителей в
поддержку спектакля. Затем было еще несколько режиссерских работ, среди которых
особенно запомнилась постановка пьесы В.Ливанова "Мой любимый клоун"
(1979 г.).
Через
некоторое время В.Соломин пришел в театр имени Моссовета. Период работы в этом
театре продлился два года (1987-1989 гг.). Здесь он сыграл в спектакле по пьесе
В.Астафьева "Печальный детектив".
Тем
временем, в Малом театре произошла смена руководства. Виталий вернулся «домой»
и поставил спектакль по пьесе Островского "Дикарка" (1991 г.), в котором
сыграл Ашметьева. Спектакль несколько лет шел на сцене Малого.
После
успешной постановки В.Соломину впервые самому предложили сделать постановку -
"Свадьбу Кречинского" по А.В.Сухово-Кобылину (1997 г.). Он охотно
принял это предложение. В результате получился музыкальный спектакль, и сейчас
он с успехом идет на сцене филиала Малого театра. До этого, после возвращения в
театр, он сыграл Астрова в спектакле "Дядя Ваня" (1994 г.) в
постановке С.Соловьева, очень интересного режиссера. В этих двух спектакля
Виталий Соломин занят и сейчас.
Помимо
театра Виталий Соломин продолжает много работать в кино. Благодарное чувство
испытывает он к режиссеру Игорю Масленникову, в фильмах которого он сыграл
ведущие роли. Его любимая - доктор Ватсон в сериале о Шерлоке Холмсе. В
процессе съемок актер познакомился и на всю жизнь подружился с Василием
Ливановым. Большой успех принес В.Соломину фильм "Зимняя вишня".
Впоследствии этот же режиссер пригласил его сыграть в "Пиковой даме".
Очень дорога ему работа в фильме "Даурия", поскольку действие романа
разворачивается в Сибири, Забайкалье, родном для Виталия. С удовольствием
снимался в музыкальных фильмах "Сильва" и "Летучая мышь",
так как с детства любил музыку, хотел петь, танцевать, был даже период записи
песен на радио, который Виталий решил все-таки не продолжать. Одна из последних
работ Виталия Соломина - многосерийный фильм "Все красное", который
пока не вышел на экраны. Все эти и многие другие фильмы принесли Виталию
Мефодьевичу огромную популярность и любовь миллионов зрителей.
В
1995-1996 гг. В.Соломин попробовал себя в качестве кинорежиссера, сняв
полнометражный фильм "Охота". Съемки начались на киностудии
"Ленфильм", а заканчивались уже на своей, недавно созданной студии.
Действие фильма происходит в конце XVIII в. Костюмы для нее - расшитые камзолы
и платья - делались мастерами по специальной технологии. Картина
демонстрировалась по телевидению.
В.М.Соломин
- Народный артист России (1991 г.), лауреат Премии Москвы (1998 г.). Он
является членом Союза театральных деятелей и Союза кинематографистов России.
В
свободное время В.Соломин с удовольствием читал классику, каждый раз находя в
ней что-то новое. Среди современников почитал творчество писателя Владимира
Орлова ("Альтист Данилов", "Аптекарь"). Читая его произведения,
удивлялся, как точно можно словами выразить обуревающие душу мысли и чувства.
Очень любил музыку Поля Мариа, Демиса Руссоса, Э.Хампердинка. В последнее время
увлекся итальянской классической оперой.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biograph.ru/
|