Доклад: Последний кризис науки
Доклад: Последний кризис науки
Общий рост численности населения обеспечивает генетическое
разнообразие людей и культурное разнообразие обществ и субкультур в них. Люди с
полезными отклонениями (избыточно активным мозгом)
создают инновации, полезные из которых ускоряют информационный обмен и
автоматизируют человеческую деятельность. Ускорение информационного обмена
ускоряет создание и внедрение инноваций и смену технологических эпох.
Ускоряющаяся смена технологий усиливает расслоение
обществ, делая часть мира богаче и безопасней и вынуждая другую часть активней
плодиться. Увеличение численности увеличивает генетическое разнообразие, и
петля положительной обратной связи замыкается! Это Петля Прогресса.
Индустриальное общество: работа и
учёба сложны и занимают много времени и внимания, человек рассчитывает на
систему заработных плат, страховок и пособий и работает на систему,
обеспечивающую эти гарантии. Человек – элемент (раб) рынка.
«Развивающаяся» страна: старые
формы труда занимают меньше времени, человек рассчитывает на свою семью и
развивает семью. Отставание в сложности деятельности компенсируется
численностью.
Сложные экономические отношения разрушают семью и подрывают
рождаемость.
Постиндустриальное общество в
Петле Прогресса: из-за автоматизации производства и управления (компьютеры)
большая часть населения остаётся без общественно полезного дела. Время и
средства на большую и благополучную семью есть, но уже нет подобной потребности1. Равнодушие к семье
и детям закрепляется в нынешней постиндустриальной цивилизации.
Информатизация и автоматизация лишают человека нормальной
умственной и физической работы. Всё больше людей идут в соответствующие
экономические ниши: сферу услуг (и обслуг), индустрию развлечений, спорт; всё больше людей тратят всё больше времени
на потребление их продукции. Человек деградирует, прежде всего, умственно.
Прогресс позволил реализовывать концепцию Безопасного Мира: медицина, борьба со
всевозможными угрозами жизни, права человека. Из-за
подобной противоестественной борьбы с борьбой за выживание человек деградирует
и умственно, и генетически. Следующие поколения вырастают на всём готовом, не
умея думать, учиться, работать и создавать. Петля Прогресса тождественно
(как-как?) равна Петле Деградации.
Современный человек не видит проблем, не способен
планировать и прогнозировать, не умеет находить решения в нестандартных
ситуациях, не умеет получать информацию из текста, не умеет задавать вопросы,
не умеет понимать… Его драгоценная, законом
охраняемая жизнь целиком и полностью зависит от технологий и людей, умеющих ими
пользоваться. А что делать, если ЭТИХ людей становится всё меньше, а адекватной
смены не видно?…
Наука создала себе и остальным людям информационные и
телекоммуникационные технологии, на основе которых
появилось Глобальное Информационное Пространство – новое занятие и развлечение.
Самой науке это позволило ещё ускорить информационный обмен и задействовать
мировые интеллектуальные ресурсы. Остальное развивали в основном всё те же лишние в науке и производстве люди. Наука была
выведена из информационного рациона современного человека. Именно с подачи СМИ
в 20ом веке выросли такие монстры как телевидение, кинематограф, шоу-бизнес,
спорт.
Источником научной информации, проблем, навыков и знаний стала сфера образования, которая, по
сути, является разновидностью СМИ.
Наука как сфера деятельности выпала из поля зрения и
интереса поколений, растущих под информационным колпаком СМИ. Образование,
будучи обязательным, самоуспокоенно заморозило
развитие технологий привлечения учеников и по всем статьям проиграло
конкуренцию за их внимание в пользу всё тех же шоу-бизнеса, спорта, индустрии
развлечений. Это поражение получило название Великой Плебейской Информационной
Революции.
Равнодушие к потребностям науки
не проходит с возрастом: вчерашние подростки становятся политиками, банкирами,
директорами, спонсорами и инвесторами… И вот уже нерадивый студент по имени
Джордж закрывает федеральную программу финансирования Квантовой Информатики в США.
Глобальное Информационное Пространство является средством
воспроизводства и Петли Прогресса, и Петли Деградации.
Великая Плебейская Информационная Революция сделала и
делает население развитых стран недееспособным, превращает людей в
потребителей, выращивает их фатально зависимыми от
высокоразвитой среды. В развивающихся же странах она парализует волю местного
населения к поиску своих ресурсов для решения своих проблем. Приобретая готовые
идеи, готовые товары и готовую аппаратуру для индустриализации, вечно развивающиеся закупают безмозглость, безработицу,
безделье, бедность, безысходность.
Субкультуры, владеющие научными знаниями и высокими
технологиями, держат себя и остальной мир в Петле Прогресса, которая для
неподготовленных оборачивается Петлёй Деградации.
Тем временем человечество не перестало быть биологическим
видом, живущим в природной среде на планете Земля. Природа не перестала ставить
новые и новые проблемы. Наука нужна, чтобы осознавать проблемы, находить
решения и указывать обществу пути реализации решения.
Человечество прекращает выделять науке необходимые (ему же!) человеческие и
финансовые ресурсы, обрекая себя на неожиданную и неподготовленную встречу с
проблемами.
Скажем честнее: наука больше не справляется со своими
функциями, что грозит всем людям большой бедой.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.crealab.org/
|