Доклад: Мессерер Борис Асафович
Доклад: Мессерер Борис Асафович
Народный художник России, лауреат
Государственной премии, действительный член Российской академии художеств
Родился
в Москве 15 марта 1933 года.
Борис
Мессерер из того талантливого и дерзновенного поколения
"шестидесятников", которое вторглось в литературу, театр,
изобразительное искусство, с тем чтобы избавить их от оков официальных канонов.
Художник генетически связан с театром. Он из знаменитой династии, подарившей русскому
балету талантливейших артистов, среди которых сияют имена его отца,
неповторимого танцовщика и педагога Асафа Мессерера, и кузины - блистательной
Майи Плисецкой, а драматическому театру династия преподнесла чудесного актера
МХАТа Азария Азарина. Мать Бориса - известная актриса немого кино, а позднее
художница по костюмам - Анель Судакевич. Супруга Бориса Асафовича - известная
поэтесса Белла Ахатовна Ахмадулина, лауреат Государственной премии и премии
Президента РФ.
В
характере Мессерера рано проявилась независимость. Вопреки семейным традициям в
1956 году он окончил Архитектурный институт, где графику преподавал суровый
Дейнека, и одновременно посещал мастерскую тончайшего Фонвизина, но
формировался по-своему, вне подчинения учителям. Мессерер пришел в театр, чтобы
вольно строить там свою сценическую архитектуру. Он оказался одним из немногих
продолжателей классического театрально-декорационного искусства. Первой вехой в
его театральной судьбе стал новорожденный театр "Современник". Здесь
со своими друзьями-единомышленниками в атмосфере молодого задора и бурлящей
энергии он придумывал для постановок необычные объемно-пространственные
декорации.
В
1960 году Мессерер оформил первый спектакль в театре "Современник" -
В. Блажек "Третье желание" (режиссеры О. Ефремов и Е. Евстигнеев).
Уже тогда в нем органично слились столь драгоценные для сценографа качества,
как умение образно и функционально оформлять спектакли. В декорациях Мессерера
живет феномен сценичности: они конструктивны, пластичны, декоративны, в них
заложен неожиданный взрывной заряд динамики. А главное - художник наделен
редким даром, магией преображения обыкновенных бытовых вещей в театральные
образы. Например, в остросатирической комедии А. Володина
"Назначение" декорацию заменила простая дверь казенного учреждения,
сквозь которую проходили на работу служащие. Затем в нужный момент действия
внезапно ее рама с закрытыми створками падала вперед и превращалась в покрытый
зеленым сукном скучнейший стол заседаний.
Мессерер
в театре - всегда фантазер-изобретатель. Его декорации могут придвинуться к
зрителям, чтобы возникнуть перед ними крупным планом, и могут удаляться в самую
глубь сцены.
В
1963 году Б.Мессерер дебютировал как театральный художник на сцене Большого
театра в балете "Подпоручик Киже" на музыку С. Прокофьева и именно в
этой работе сразу заявил об особом подходе к оформлению спектакля, отличавшемся
от общепринятого в декорационном искусстве и даже, казалось бы, истинной сути и
природе данного искусства. Заключается этот подход в том, что если обычно
любого вида декорация так или иначе изображает место действия, то Мессерер
сочиняет графические композиции, которые несут в себе образ спектакля и тем
самым обретают значение самостоятельных визуальных "персонажей".
Иначе говоря, предлагая графические композиции в виде главного элемента
оформления, Мессерер обогащал сцену возможностями станкового изобразительного
творчества.
Графический
тип театрального мышления проявился и в решении Мессерером балета
"Кармен-сюита" Ж.Бизе - Р.Щедрина, поставленном в 1967 году. Здесь
основу оформления составлял образ цирковой арены, над которой нависла
гигантская черная маска быка и которая была очерчена полукругом дощатой стены.
Над стеной острыми графическими силуэтами возвышались черные высокие спинки
расставленных на ее кромке испанских стульев - сидевшие на них персонажи играли
роли не только зрителей корриды, но одновременно и судей, вершивших суд над
героиней. Аналогичный двойной смысл имели и все остальные элементы оформления:
"арена корриды является ареной жизни", "маска быка над ареной
должна восприниматься временами просто как реклама корриды, но когда загораются
глаза быка и на него падает багровый свет, надо, чтобы эта маска читалась как
синоним Рока" (Е. Луцкая).
Свою
третью работу в балетной постановке Большого театра Мессерер показал в 1999
году в спектакле "Конек-Горбунок" на музыку Р. Щедрина. В нем
художник дал великолепный образец современного декорационного оформления
спектакля - в виде развернутого во всем объеме сценического пространства
"лоскутного одеяла", собранного из сотен фрагментов разнообразного
рисунка, формы и цвета, в том числе и из перьев Жар-птицы.
Помимо
балетных спектаклей в Большом театре Б. Мессерер оформил оперу "Пиковая
дама" П.И. Чайковского в Лейпциге (режиссер Б. Покровский, 1964), балеты
"Клоп" Д. Шостаковича в ансамбле "Хореографические
миниатюры" (балетмейстер Л. Якобсон, 1974) и "Левша" Б.
Александрова в Мариинском театре оперы и балета Санкт-Петербурга (балетмейстер
К. Сергеев, 1976).
За
более чем 30-летнюю жизнь в театре художник успел много и результативно
поработать с крупнейшими российскими и зарубежными режиссерами разных
поколений, среди которых О. Ефремов, Б. Покровский, А. Эфрос, А. Гончаров, В.
Плучек, К. Сергеев, Р. Суслович, В. Чабукиани, Г. Волчек, Л. Якобсон, Б.
Львов-Анохин, М. Захаров, А. Алонсо и многими другими. С 1990 года он - главный
художник МХАТа имени А.П. Чехова.
Б.А.
Мессерер оформил спектакли "Горе от ума" А. Грибоедова (режиссер О.
Ефремов, 1992), "Борис Годунов" А.С. Пушкина (режиссер О. Ефремов,
1994), "Преступление и наказание" Ф. Достоевского (режиссер В.
Сергачев, 1996), "Привидения" Г. Ибсена (режиссер Н. Скорик, 1997). В
2001 году он оформлял спектакль памяти Андрея Миронова "Андрюша" в
театре Сатиры.
В
2001 году Б. Мессерер создал уникальную выставку "Художники Большого
театра", посвященную декорационному искусству Большого театра, взятому в
целом, как уникальный пласт художественной жизни минувших двух с четвертью
веков и представленному в самых разных его аспектах и гранях. Созданная им из
предметов декорационного, костюмного и предметного оформления спектакля
инсталляция, как архитектурно-пространственно-дизайнерский образ самой
выставки, до сих пор не имела подобного экспозиционного произведения в
культурной жизни России.
Одновременно
Б.Мессерер - своеобразный живописец и отличный декоратор. Его полотна и графика
сродни театру. В 1956-1957 годах в составе авторской группы (А. Гончаров, А.
Васнецов, В. Эльконин, И. Бруни) он принимал участие в работе над панно
"Москва" для главного павильона на "EXPO-58" в Брюсселе. С
1957 года он является постоянным участником всесоюзных, зональных,
республиканских, московских и зарубежных выставок, в том числе всесоюзных
выставок произведений художников театра, кино и телевидения (1967, 1979, 1986,
1987, 1990). Его персональные выставки проходили в Москве (Выставочный зал
Союза художников на улице Вавилова, 1983; Дом Художника на Крымском валу,
1990), Тбилиси (Дом художника на проспекте Руставели, 1986), в Санкт-Петербурге
(Дворец искусств на Невском проспекте, 1989), в Академии художеств в Москве
(1994), в посольстве Индии в Москве (1995). В 1994 году прошла совместная
выставка художников Д. Бисти, Б. Мессерера, Ф. Збарского, И. Обросова, Н.
Попова, Ю.Красного в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Творческая
мастерская Бориса Мессерера с давних времен переросла значение обыденного
рабочего места художника. "Поварская, 20" - это не просто московский
адрес, но неформальная академия искусств, союз литературы, изобразительного
искусства и музыки. Здесь собирались и собираются представители подлинной
творческой элиты, признанные на государственном уровне или популярные только в
народной молве, но они связаны между собою бескомпромиссным чувством внутренней
духовной свободы. Не случайно мастерская Мессерера была колыбелью альманаха
"Метрополь", в выпуске которого принимали участие писатели В.
Аксенов, А. Битов, Ф. Искандер, Б. Ахмадулина, В. Высоцкий, Е. Попов, В.
Ерофеев и др.
Мастерская
Мессерера сама по себе является подлинной инсталляцией, и ее атмосфера определяет
движение творческой мысли художника. В свою очередь сам художник представляет
на своих выставках специальную инсталляцию, посвященную мастерской, с тем чтобы
донести ее атмосферу до посетителей.
В
доме на Поварской уже более 30 лет несколько художнических ателье не только
существуют, но и образовали со временем в сложном, иногда противоречивом
сочленении неформальное течение, которое условно можно назвать Школой
"Поварская, 20", где, по словам самого Бориса Асафовича, основной
составляющей является "скорее пластическая, нежели
концептуально-сюрреалистическая линия". Подобные объединения "по
интересам" возникают как насущная необходимость в узловые моменты развития
культуры. Стоит вспомнить их историю от Салона мадам де Сталь до редакции
журнала ("Вечера Парижа") Гийома Аполлинера; более родственным
аналогам представляется знаменитая петербургская "Башня" Вячеслава
Иванова.
Отдельная
глава в жизни художника - оформление книг в издательствах Москвы. Этому жанру
отдано более 30 лет. В 1970 году совместно с художником Ф. Збарским он работал
над пейзажами Ленинграда. Б.А. Мессерер оформил несколько выставок, в том числе
"Русский придворный костюм", "100-летие ГМИИ имени
Пушкина", "Ученая прихоть" - "Коллекция князя Юсупова"
и "Москва - Берлин" в Государственном музее изобразительных искусств
имени А.С. Пушкина, а также выставку "Сто и двенадцать стульев" в
Государственном историческом музее.
Б.А.
Мессерер - Народный художник Российской Федерации (1993), действительный член
Российской академии художеств (1998), лауреат Государственной премии России
(1996). За создание декораций и костюмов к балетам Д. Шостаковича
"Клоп", Л. Делиба "Сильвия", драме М. Цветаевой "Три
возраста Казановы", комедии П. Кальдерона "С любовью не шутят" в
1987 году награжден серебряной медалью Российской академии художеств, а в 2001
году ему присуждена золотая медаль Академии художеств. Он - президент
Ассоциации художников театра, кино и телевидения Москвы, член Союза художников,
член Союза кинематографистов, член Союза дизайнеров и член Союза театральных
деятелей.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biograph.ru/
|