Доклад: Литература барокко
Доклад: Литература барокко
Стиль
барокко нашел свое выражение и в литературе. И если архитектура, скульптура и
живопись стремились к единению, то и в литературе можно наблюдать аналогичные
явления: лирика стремится к монументальности, величественности. В то же время
для нее характерна детализация, орнаментика (Драйден «Пиршество Александра, или
сила гармонии» 1697г.)
Среди
двора фонтан, наполненный до края,
Кристальная
струя звенит, не угасая
На
влажный алебастр, спадая с вышины
Есть
сто чудовищ там — фонтана украшенье — Необычайно тел причудливых сплетенье,
Как
ваза, светлый круг бассейна вознесен,
Под
ним из камня столб — подставкой служит он.
Жорж
де Скюдери
«Аларих,
или побежденный Рим» 1654
К
стилю барокко можно отнести и позднее творчество Мильтона, его поэмы на
библейские сюжеты: »Потерянный рай», «Возвращение в рай», «Самсон-борец»,… Для
его творчества характерно:
масштабность
поэмы;
сочетание
чувственной, материальной стихии с высокой духовностью;
рельефные
образы;
нагромождение
деталей;
господство
идеи о двойственности и противоречивости жизни, борьбе добра и зла.
В
то же время происходит возрождение героики, особенно во французском романе:
1)
Мадлен де Скюдери «Артамен или великий Сир» (1649-1653). Отличительные черты:
громоздкость, многословность, подробность и живописность описаний; риторическая
величественность речи героев;
2)
«Мещанский роман» (1666г.) Антуана Фюретьера;
3)
«Симплициссимус» (1668г.) Гриммельсхаузена. Характерно: расплывчатость на
множество эпизодов, сочетание символики и натурализма. «В каждой конкретной до
осязаемости, подчеркнутой до натурализма сцене присутствует некое отвлечение от
реальности в ее непосредственной данности… Условно не только изображение обстановки,
но и самого героя. Он -… назидательный пример, иллюстрирующий этические и
философские положения автора» (Морозов)
XI.
Театр
Своеобразное
претворение стиль барокко получил в театре. Данному жанру присущи:
1)
условность, витиеватость стиля;
2)
своеобразный язык с включением простонародных слов;
3)
динамика действия;
4)
сложная композиция;
5)
напыщенность, аффектация.
На
сцену вышли новые драматурги: Тирсо де Малина («Дон Хиль — зеленые штаны» —
комедия положений; «Севильский цирюльник или каменный гость») и Педро Кальдерон
(«Жизнь это сон» 1636г., «Поклонение кресту» 1635г., «Чудодейственный маг»
1637г., «Стойкий принц» 1628г., «Великий театр мира» 1675). Основные черты:
1)
борьба духа и тела, добродетели и порока в личности героя и во внешнем
конфликте драмы;
2)
победа светлых сил, которая достается искуплением, мучением;
3)
обнажение жизненных противоречий.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.popal.ru/
|