Доклад: Искусство Испании
Доклад: Искусство Испании
Более
жесткое, строгое воплощение получил стиль Барокко в Испании. К тому времени
Испания переживала свой «Золотой век» в искусстве, находясь при этом в
экономическом и политическом упадке. Это первая страна с законченной формой
абсолютной монархии с господствующим классом — земельной аристократией.
Для
искусства Испании характерна декоративность, капризность, изощренность форм,
дуализм идеального и реального, телесного и аскетичного, нагромождения и
скупости, возвышенного и смешного.
Среди
представителей:
Доменико
Теотекапуле (Эль Греко) — художник рубежа XVI-XVIIвв. Он был глубоко
религиозен, поэтому в его искусстве представлены многочисленные варианты
религиозных сюжетов и празднеств: «Святое семейство», «Апостолы Петр и Павел»,
«Сошествие святого духа», «Христос на масляничной горе».
Эль
Греко был великолепным портретистом. Всегда изображаемое он трактовал как
ирреальное, фантастическое, воображаемое. Отсюда деформация фигур (элементы
готики), предельные колористические контрасты с преобладанием темных цветов,
игра светотени, ощущение движения…
«Портрет
поэта Эрсильи-и-Суньиги»,
«Портрет
кардинала Тавера»,
«Портрет
неизвестного».
Но
не его картины украшали пышный испанский двор. Среди художников, работавших при
дворе Филиппа II, были
1.
Франческо Сурбаран (1598-1664) — «Отрочество Богоматери», «Младенец Христос».
Главное в его картинах — ощущение святости, чистоты; простое композиционное
решение, плавность линий, плотное цветовое решение, материальность,
вещественность, богатство колорита, величавость, сдержанность, реальность
жизни, соединенные с мистичностью веры, высокой духовностью, эмоциональной
напряженностью.
2.
Хусепе Риберо (1591-1652). Основные сюжеты его картин — мученичество святых,
портреты людей, проживших долгую жизнь. Но его работы не сентиментальны. Он
более всего не хотел, чтобы его модели вызывали жалость. В них — истинно
испанская народная гордость. Например, «Хромоножка», «Святая Инесса», «Апостол
Яков-старший».
Казалось,
что испанская живопись никогда не выйдет из «стен» храмов. Но это сделал Диего
Веласкес (1599-1660) — великолепный мастер психологического портрета, живописец
характеров. Его картины отличаются многофигурной сложностью композиций, многокадровостью,
предельной детализацией, прекрасным владением цветом. Веласкес — великий
полифонист живописи.
«Завтрак»,
«Портрет Оливареса «, «Шут», «Сдача Бреды» («Колья»), «Пряхи».
Художником,
завершившим «золотой век» испанской живописи, был Бартолелло Мурильо. Он,
отчасти, продолжил бытовую линию, намеченную Веласкесом. «Девочка с фруктами»,
«Мальчик с собакой».
Но
в зрелые годы творчества все чаще обращался исключительно к библейским сюжетам:
»Святое семейство», «Бегство в Египет». В этих работах он выступает как
блестящий колорист, мастер композиции. Но как далеко ушла эта живопись от
глубоко человеческих страстей лучших испанских полотен.
2. Музыка
Путь
испанской музыки был своеобразен. В XVIIв. не выдвинулась своя оперная школа,
но стремление к театральной определенности проявилось достаточно рано. Помимо
крупных драматических произведений с традиционным участием музыки, развивались
театрализованные песни (tonas, tonadas), сложилась сарсуэла —
музыкально-театральный жанр (от названия королевского замка). Музыке
придавалась ведущая психологическая роль. В XVIIIв. значение жанра заслоняется
нахлынувшей итальянской оперой.
Таким
образом, находясь в экономическом и политическом упадке, Испания переживала
свой «золотой век» в художественной культуре.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.popal.ru/
|