Доклад: Филатов Леонид Алексеевич
Доклад: Филатов Леонид Алексеевич
Народный артист России
Родился
24 декабря 1946 года в городе Казани. Отец - Филатов Алексей Еремеевич
(1910г.рожд.). Мать-Филатова Клавдия Николаевна (1924г.рожд.). Супруга -
Филатова (Шацкая) Нина Сергеевна (1940г.рожд.), актриса театра и кино, окончила
ГИТИС имени А.В.Луначарского. Имеет сына.
Еще
будучи учеником 10-го класса средней школы в г. Ашхабаде, Леня Филатов сообщил
всем знакомым, что поступает на режиссерский факультет ВГИКа. Сомнений в том,
что он поступит, у юного Филатова не было. Сразу после выпускного бала он
приехал в Москву с группой одноклассников. "Все это было от провинциальной
наглости, а не от уверенности в собственных силах, -вспоминал он потом. - Я
понял, как огромна Москва и как в ней много таких "гавриков", как я.
Выяснилось, что во ВГИКЕ меня никто не ждет". Потерпев неудачу в попытке
стать режиссером, он по совету своего одноклассника начал сдавать экзамены на
актерский факультет Щукинского училища и был туда принят.
Окончил
театральное училище имени Б.Щукина (1965-1969), курс В.К.Львовой и
Л.Н.Шихматова. Когда в 1969 году 22-летний выпускник этого знаменитого вуза при
Вахтанговском театре был приглашен в любимовскую "Таганку", многие его
отговаривали: "Тебе тишина нужна, а там все грохочет, гремит, все
орут". Но он ни о чем не пожалел и никогда не раскаивался в своем выборе.
Он
был актером так называемого "второго призыва". Пополнение
"Таганки" на рубеже 60-70-х годов ни по количеству, ни по качеству
имен не уступало любимовской команде "первой пятилетки". Леонид
Филатов, Виталий Шаповалов, Иван Дыховичный, Наталия Сайко, Борис Галкин,
Александр Пороховщиков - такого талантливого набора, как тот, который влился
тогда в труппу, в театре больше не было.
В
"Таганке" Филатов был принят и признан безоговорочно с первой же
работы - роли Ведущего в спектакле по роману Н. Чернышевского "Что
делать?". А "повинны" в этом были его обаяние, которого не
отнимешь, и прирожденный артистизм, которому не научишь. Но о своих первых
шагах по "таганковской" сцене сам Филатов вспоминал впоследствии с
большой теплотой и неподдельной самоиронией: "Я мечтал стать мировой
знаменитостью, осчастливить собой все человечество и навсегда остаться в памяти
благодарных современников. Этого не получилось. И все-таки я счастлив...
"Таганка" была для меня самым счастливым местом во всей нашей
несчастной стране. Здесь я видел и знал людей, даже о мимолетном знакомстве с
которыми можно было только мечтать. Юрий Любимов, Владимир Высоцкий, Юрий
Трифонов, Белла Ахмадулина, Федор Абрамов, Сергей Параджанов, Альфред Шнитке,
Булат Окуджава... "Таганка" - это университет. Здесь вблизи видел
замечательные образцы человеческой отваги, хотя не менее близко сталкивался и с
человеческой трусостью. Именно в этом доме я научился жалеть и прощать...
Другое дело, что в пору юности я наивно думал, что и весь окружающий меня мир
так же нормален и прекрасен, как "Таганка".
Талант
Филатова-актера, по признанию многих его коллег, - это талант вулканического
происхождения, хотя по этому счету "природный вексель" не оплачен и
наполовину. Хотя Ю.Любимов быстро проникся уважением к новобранцу, и нельзя
сказать, что обижал его ролями, недоглядел или был нечуток к молодому
дарованию, но все-таки сыграл Л.Филатов на "таганской" сцене не так
уж и много. Ведущий в "Что делать?, Горацио в "Гамлете",
Кульчицкий в "Павших и живых", Федерциони в "Жизни
Галилея", эпизодические роли в "Десяти днях", "Часе
пик", центральные - в "Доме на набережной", "Пристегните
ремни", "Пугачеве", "Антимирах", "Мастере и
Маргарите", "Товарищ, верь" - все добротно и успешно для
нормального актера. Но "полигона" для вулканической породы все-таки
маловато.
Был
бы Филатов только актером - может, взроптал бы, нашел бы себе другой театр, где
мог утолить свои "премьерские" амбиции, вполне законные для такого
мастера. Но помешали ему в этом (и помогли "Таганке") нетривиальные
черты характера: умение дорожить честью братства, способность к самоиронии,
любовь к таганскому "дому" и к каждому из "домочадцев".
Отсюда и горячее сострадание Ю.Любимову за его мытарства, за мучительную цену,
которую платили театр и его создатель временщикам-чиновникам. Здесь ярко
проявилась способность Л.Филатова к самоограничению во имя важного вклада всего
репертуара театра в судьбу Отечества. Составные его портрета можно назвать
коротко и просто -интеллигентность, добропорядочность, патриотизм. Из года в
год оттачивался творческий почерк актера, четче становился внутренний и внешний
рисунок его ролей.
Л.Филатов
становится полноправным членом "таганского соавторства". Не только
актив творческих предложений по ходу репетиций, не только внерабочее
сочинительство, но и сам характер владения материалом пьесы, поэтическое
мышление соучастника спектакля в целом сразу поставили его в ряд с ведущей
группой актеров-авторов, где каждый по-своему помогал Любимову: В.Высоцкий,
В.Золотухин, А.Демидова, Б.Хмельницкий, И.Дыховичный. Неудивительно, что в
перечне имен создателей одного из спектаклей "Таганки" - "Под
кожей статуи Свободы" значилась и фамилия Л.Филатова.
В
тот период, когда "Таганку" возглавил А.Эфрос, Леонид Филатов в
течение двух лет работал в театре "Современник" (1985-1987). В 1987
году он вновь вернулся в "Таганку".
Еще
в 1970 году Филатов начал сниматься в кино, а к 1973 году сознательно или
интуитивно обрел вторую актерскую профессию. Киноактер Филатов начал теснить
театрального близнеца. Нерастраченное на сцене должно было быть востребовано на
экране. За годы работы в кинематографе он сыграл главные роли в фильмах:
"Избранные" (Б.К., реж.С.Соловьев, 1983), "Грачи"
(реж.С.Ершов), "Забытая мелодия для флейты" (реж. Э.Рязанов),
"Экипаж" (Скворцов, реж. А.Митта, 1980), "Город Зеро" (реж.
К.Шахназаров), "Чичерин" (Чичерин, реж. А.Зархи), "Успех"
(Режиссер, реж.К.Худяков, 1985), а также роли в картинах "Капитанская
дочка" (Швабрин, 1976), "Иванцов, Петров, Сидоров" (Петров,
1979), "Ярослав Мудрый" (воевода Твердислав, 1982), "Из жизни
начальника уголовного розыска" (реж.С.Пугинян), "Шаг" (реж.
А.Митта), "Претендент" (СССР-Словакия, реж. К.Худяков),
"Загон" (реж. И.Гостев), "Европейская история" (реж.
И.Гостев), "Исповедь его жены" (реж. Грикявичюс), "Женщины шутят
всерьез" (реж. К.Ершов), "Соучастники".
В
начале 90-х годов вся энергия и заботы Филатова посвящаются новому увлечению -
режиссуре. "Я люблю самое разное кино - Бунюэля, Бергмана, Брессона,
Тарковского, Малля, Фассбиндера, Херцога, Германа, Михалкова, Соловьева,
Формана, Паркера, да мало ли кого еще! Но больше всех люблю Феллини",
признался он однажды. В 1991 году снял по своему сценарию и сыграл одну из
ролей в фильме "Сукины дети", который получил первую премию на
фестивале "Кинотавр".
К
исходу 1989 года Л.Филатов уже приобрел всесоюзную славу актерского лидера
последнего пятилетия, устойчивый авторитет среди кинодеятелей, почетное звание,
титул секретаря Союза кинематографистов, международные премии, фестивальные
призы... И наряду с этим - издерганность, подорванное здоровье, неспособность
бросить курить в день по нескольку пачек сигарет, разочарованность и обиды.
Серьезные
проблемы со здоровьем заставили его в середине 90-х годов отойти от активной
актерской и режиссерской работы. Но многогранность яркого таланта проявилась на
другой стезе - литературной. Его всегда, еще в юности, отличала редкостная начитанность.
Поэтические опыты молодости, еще в Ашхабаде, дали возможность его
землякам-почитателям сложить целый том филатовских произведений стихов и
переводов. Этим он занимался постоянно, но особенно плодотворно трудится в
литературе все последнее десятилетие. Л.Филатов пишет стихи, песни, пьесы,
пародии. В предисловии к сборнику его стихов "Уважайте удачу"
А.Володин пишет: "Перед нами большой, ни на кого не похожий Поэт. Читаешь
его стихи... и кажется, что он уже все сказал и о себе, и о нас, читателях...
Но оказывается - нет: вот еще о себе и еще о нас. Это Поэт, которого знали
тысячи и тысячи людей, любящих кино и театр. Артист Леонид Филатов. Какими
разнородными талантами он одарен! Яркий кинорежиссер. Блистательный пародист.
Сказочник. И все, что он делает - и печальное и мудрое, - на радость нам. И все
же - он не разный в своих дарованиях. Он - единое явление. Его поэзия создает
образы душевной жизни людей, не похожих друг на друга, даже противостоящих друг
другу. Это свойство истинного искусства. "Мир - это театр", - по
слухам, говорил Шекспир. Читая стихи Леонида Филатова, каждый может сказать:
мир - это и поэзия".
Одна
из последних книг Л.Филатова - "Театр Леонида Филатова", вышедшая в
1999 году, в которую включены пьесы "Про Федота-стрельца удалого
молодца", "Большая любовь Робина Гуда", "Часы с
кукушкой", "Любовь к трем апельсинам", "Лизистрата",
"Возмутитель спокойствия", "Опасный, опасный и очень
опасный", песни к спектаклям "Театр Клары Газуль", "Мартин
Иден", "Когда-то в Калифорнии", "Геркулес и Авгиевы
конюшни", а также пародии "Таганка-75".
В
наше неблагодарное время память о людях стремительно улетучевается. Те, кого
еще вчера страна носила на руках, старятся и умирают в безвестности,
одиночестве и зачастую в забвении. Многие из любимцев публики прошлых лет уже
умерли десять и более лет назад, а зритель зачастую об этом даже не
подозревает. В основном талантливые люди, да еще и не совпавшие с официальным
временем, живут мало. Ушли из жизни О.Даль, В.Дворжецкий, И.Извицкая и многие,
многие... Кто же о них вспомнит, если не свой брат актер! Поэтому с 1994 года
Л.Филатов стал вести на телеканале ОРТ передачу "Чтобы помнили",
посвященную известным и любимым артистам, которых уже нет в живых, которых
стали забывать. Это без преувеличения можно назвать не только его новым
творческим достижением, но поистине гражданским подвигом.
В
1989 году Л.Филатов был избран секретарем Союза кинематографистов СССР. Он -
Народный артист России (1996), лауреат премии "Триумф", лауреат
премии МКФ в Карловых Варах за фильм "Чичерин", где играл главную
роль. В настоящее время занят литературным творчеством.
Не
так давно Филатов перенес тяжелейшее заболевание, но он по-прежнему энергичен,
полон творческих сил и планов. Любит стихи отечественных и зарубежных авторов, особенно
Е.Евтушенко, А.Вознесенского, Б.Ахмадулиной, О.Чухонцева, Ю.Мориц. Из музыки
предпочитает сочинения В.А.Моцарта и Э.Грига, а также советских композиторов
Н.Богословского и Б.Мокроусова. Любимые актеры и режиссеры - Н.Михалков,
А.Баталов, Е.Евстигнеев, Е.Леонов, В.Этуш, З.Гердт, О.Борисов, Т.Догилева,
Е.Майорова, Е.Цыплакова, Л.Ахеджакова, М.Неелова, Н.Гундарева, Т.Васильева и
др. Любимая кошка - Анфиса.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biograph.ru/
|