Доклад: Друиды: Жрецы и маги кельтов
Доклад: Друиды: Жрецы и маги кельтов
Ольга Лосева
Кто из нас не слышал о кельтах, заселивших
большую часть современной Западной Европы? Исторические памятники,
археологические раскопки, увлекательные саги, монолиты предоставляют, казалось
бы, исчерпывающие сведения об этих племенах. И, тем не менее, предания о
друидах, кельтских жрецах, и их религии, представляют для нас еще не раскрытую
тайну.
Согласно нордической традиции, магические
способности и знания друиды обрели на далеких северных островах, где
первоначально проживали кельты, и которые они покинули, очевидно, из-за того,
что не могли справиться с наступавшим морем. Эти мифологические острова
соединяются с потусторонним миром, в котором обитают боги. Границей же этого
мира является остров Туле, служивший примордиальным (первоначальным) духовным
центром человечества, функцию которого затем выполняла Атлантида. Первым
друидом был бог Дагда - «добрый бог» или «наибожественный», владелец знаменитого
котла, в котором никогда не кончалась еда. Многие исследователи выводят
этимологию слова «друид» из греческого drui - «дуб» (священного дерева
кельтских жрецов), хотя более правильно ассоциировать этимологию друидов с
индийскими дервишами - мудрецами и хранителями древних знаний.
Друиды и друидессы составляли особое
сословие священников в кельтском обществе и обладали всеми правами духовной
власти. Они руководили различного рода ритуалами, были судьями (филидами),
прорицателями, целителями, советниками короля и учителями молодежи.
Взаимоотношение друидов с сословиями воинов регулировалось гейсами - сложным
комплексом пожизненных запретов, имевших силу законов. Гейсы помогали сохранить
сложившуюся иерархию и во взаимоотношениях с королем. В королевстве уладов
(второй цикл ирландских легенд), например, все вопросы государственной важности
сначала адресовались друиду и только потом королю. Кроме того, жрецы зачастую
влияли на выбор нового правителя и имели на него впоследствии огромное
воздействие. Друиды были освобождены от воинской службы, но их присутствие в
битвах считалось обязательным: священники, традиционно одетые в белые одежды,
поддерживали дух войска и использовали магию против врагов.
Друиды, будучи самыми образованными людьми
своего времени, обучали и воспитывали молодое поколение аристократов. Это была
прекрасная и целостная система подготовки будущих королей. Жрецы обладали
глубокими знаниями по астрономии и астрологии, познаниями природы и
человеческой жизни. Они были сведущими даже в философии. Молодые люди узнавали
от друидов о своих обязанностях, главная из которых заключалась в том, чтобы
стать смелыми воинами и не страшиться смерти.
Вообще отношение к смерти у кельтов,
очевидно, благодаря друидам, было особенное. Жрецы исповедовали бессмертие души
и метемпсихоз - идею реинкарнации. Идея о бессмертии души оказывала
положительное влияние на кельтов, и многие исследователи считают даже, что
психологический кризис греческой культуры напрямую связан с пессимистичной и
мрачной картиной загробного мира. Кельты же не страшились смерти, будучи
уверенными, что и после нее их ждет спокойная и веселая жизнь. Известны случаи,
когда возвращение долгов откладывалось до встречи в потустороннем мире. Это не
похоже на валгаллу германцев, это продолжение земной жизни, только в улучшенном
ее варианте. Но, если бессмертие гарантировалось всем жителям, то метемпсихоз
был уделом немногих.
Способность к реинкарнации является
качеством бога или героя, приближенного к ним. Изначально, все боги - друиды, а
все друиды - в чем-то боги. Тем не менее, в сагах описываются случаи, когда
особо выдающиеся личности переживали метемпсихоз, чтобы вновь совершить
благородные деяния. Так, например, вся раса Партолона - первая из пяти рас,
заселивших Ирландию, погибла от болезни, за исключением единственного человека
Туана, «сына Сдарна, сына Сера, сына брата отца Партолона». Туан жил триста лет
в облике человека, триста лет в облике дикого быка в пустынях, двести лет в
облике дикого козла, триста лет в облике птицы, сотню лет в облике лосося. Один
рыбак поймал его в свою сеть, отнес королеве - жене Муиредаха Муиндерга. Она
съела рыбу и зачала Туана. Он возродился в облике Финтана Финеолаха, который
поведал знания и историю, рассказал о завоеваниях Ирландии и обо всех
произошедших за это время событиях. Как тут не вспомнить сказку про Ивана
Быковича, могучего воина, сына коровы, которая, вслед за королевой и кухаркой
съела пойманную в сети рыбу?!
Особенностью обучения друидов было то, что
они не пользовались письменностью, а заставляли своих учеников заучивать уроки
наизусть, чтобы тренировать их память. Исследователи приходят к выводу, что,
возможно, по мнению друидов, подобная передача знаний не делала их статичными и
остановленными в одной непреходящей фазе. Любая запись фиксирует и как бы
замораживает человеческую мысль, в то время как каждое поколение заново
переосмысливает полученные сведения и вносит свежую струю в историческое
наследство. Друиды вообще ничего не записывали, кроме ряда заклинаний и
проклятий - того, что должно было действовать в течение длительного времени.
Впрочем, есть еще одно объяснение этому
факту. Дело в том, что вся жизнь кельтских жрецов носила скрытый характер.
Уроки проходили вдали от людей, в пещерах и лесах, где друид был единственным
толкователям знания, которое доверял по секрету наиболее достойному ученику. Та
же часть учения друидов, которая соприкасалась с религиозной доктриной, была
доступна только неофитам своего рода друидического «ордена», и известна в
меньшей степени. Даже Цезарь, проживший в Галлии 8 лет, не смог получить от
своего друга, кельтского друида Дивитиака, те сведения, которые прояснили бы
тайны друидического культа. Да и все древние путешественники, непосредственно
сталкивавшиеся с друидами, имеют весьма туманные представления о пантеоне их
богов. Недаром символом жреческого сословия был вепрь. Это животное всегда
считалось «одиноким», что роднит его с традиционной удаленностью друидов от
внешнего мира. Вепрь выступает и в образе друида, созданного преданиями. Самым
знаменитым из них является Мерлин - друид и вепрь Бросселиандского леса,
воспитатель, друг и мудрый советчик короля Артура.
Сама магия друидов была связана с
сакральными силами природы: наиболее могущественные жрецы могли управлять
природными стихиями, превращаться в животных и растения, ограждать себя
непроходимыми чащами, ходить, не оставляя следов. Впрочем, легенда всегда тесно
переплетается с реальностью.
Друиды действительно проводили большую
часть жизни в лесу. Там они обучались и давали уроки, там находились их алтари
- «омфалы» или «неметоны», где друиды совершали богослужение и приносили жертвы
богам (иногда человеческие). В каждом регионе были свои священные растения,
имевшие сакральное значение. Это были дуб, рябина, орешник, и, конечно же,
омела, сорезать которую полагалось золотым серпом. Жрецы использовали растения
и для медицинских целей. По преданию, усталые и израненные воины опускались в
освященные друидами пруды и озера, специально наполненные целебными травами,
после чего войско снова могло идти в бой. Для возвращения силы годилось и
молоко, обладавшее магическими свойствами.
Обладали друиды и черной магией - любой
король больше всего на свете боялся возможного проклятия, которое мог наложить
на него жрец. Подобное проклятие грозило человеку страшными болезнями и
уродствами. Очень часто проклятие фиксировалось при помощи специальной
огамической письменности, использовавшейся древними ирландцами. Эта
письменность, сохранившаяся на камнях или деревянных палочках, представляла
собой насечки или горизонтальные и косые линии. Чаще всего резчиками были
друиды (реже воины), которые использовали ее для своих магический операций.
Изобретение огамы приписывается владыке магии Огмию, а записанное таким образом
проклятие имело колоссальную силу. Право на это жрец получал только в том
случае, если правитель был несправедлив и жесток, что влияло на плодородие
земли и достаток народа.
Очевидно, впрочем, что магия друидов
придавала огромное значение числам. Знаменитая «триада друидов» определила
тройственный взгляд кельтов на устройство мира, состоящего их трех сфер: Неба,
Земли и Преисподней, соединенных между собой центральной осью, символом которой
было копье. А в эпической традиции это число имеет куда более значимый
подтекст: ирландская легенда любит изображать того же самого бога или
индивидуума в трех лицах. Также для кельтов было важно понятие центра мира -
«пупа земли». Друидические алтари и священные рощи являли собой культурные
центры каждой земли, а знаменитый кельтский крест, помещенный в круге, означает,
помимо четырех реально существующих провинций Ирландии (Коннахт на Западе,
Ульстер на севере, Лейнстер на востоке и Мунстер на юге), священный центр
каждой из них.
С приходом христианства друиды постепенно
исчезли, очевидно, навсегда удалившись в свои сокровенные рощи. Они больше не
имели влияния на королей, у них практически не осталось учеников. Учение
друидов, которое существовало только в устной традиции, стало забываться
людьми. Впрочем, христианство сыграло и положительную роль: впервые были записаны
истории, передаваемы придворными поэтами из уст в уста, что, в частности,
составило цикл ирландских саг.
Несмотря на новую религию, страны, бывшие
костяком культуры кельтов, сохранили свою древнюю традицию, обогатив ею мировую
литературу и историю. Но самое сокровенное знание о нашем мире друиды навсегда
унесли с собой.
Список литературы
Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://greekroman.ru/
|