Доклад: Археологическое доказательство существования Иисуса Христа
Доклад: Археологическое доказательство существования Иисуса Христа
Эльмар Гусейнов
Этот
древний сосуд для хранения костей умерших, размером 50×30×20см,
может стать самой великой археологической находкой нашего времени. И дело не в
самом оссуарии из светлого песчаника, а в короткой арамейской надписи на одной
его стороне: «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса». Французский исследователь Андре
Лемер, который перевёл и опубликовал эту надпись, уверен, что речь идёт о
знаменитом брате Иисуса Христа, останки которого и были захоронены в этом
каменном гробу. Если подобное утверждение верно, то найдено важнейшее и пока
единственное прямое археологическое доказательство существования Иисуса Христа.
Андре Лемер, известнейший специалист в области гебраистики и истории Древнего
Востока, руководитель исследований в Практической школе высших исследований
Сорбонны, рассказал о своей находке корреспонденту «Известий» Эльмару
Гусейнову.
–
Господин Лемер, каким образом вы узнали о существовании этой надписи?
–
Совершенно случайно. Ко мне обратился один из моих израильских друзей. В силу
моих научных интересов я часто работаю в этой стране. Мне сообщили о тексте,
найденном на стенке старинного оссуария, и прислали фотографию этой надписи.
После перевода и изучения текста я обратился с просьбой на месте изучить весь
предмет. Коллекционер из Израиля, который был владельцем оссуария, дал
согласие. Я провёл в Иерусалиме шесть месяцев – с апреля по сентябрь нынешнего
года. Результаты моей работы и были опубликованы в американском журнале
«Библейское археологическое ревю».
–
Что убедило вас в аутентичности оссуария? Ведь он был найден грабителем могил и
куплен нынешним владельцем из вторых рук.
–
Начнём с того, что обычай захоронения в подобных каменных ящиках существовал у
иудеев в период примерно с 20 года до нашей эры по 70 год нашей эры – до
первого иудейского восстания, подавленного римлянами. Согласно обряду, тело
умершего хоронили в земле, а по истечении года вынимали из могилы кости и
укладывали в оссуарий. Это был обычай, принятый у фарисеев. Такой каменный
саркофаг помещали затем в семейные усыпальницы. После взятия римлянами
Иерусалима и последовавшего разгрома Иудеи изготовления такого похоронного
инвентаря прекратилось.
Это
был важнейший фактор, который позволил датировать находку. Время изготовления
саркофага совпадает с указанными в Евангелиях периодами жизни Иисуса Христа и
его брата Иакова. В соответствии с преданием Иаков после смерти Иисуса
руководил иерусалимской общиной христиан. По сведениям историка Иосифа Флавия,
Иаков, брат Иисуса, был побит камнями по приказу иерусалимского первосвященника
в 62 году нашей эры.
Ряд
других аргументов свидетельствует о подлинности оссуария. По моей просьбе и по
настоянию руководителей «Библейского археологического ревю» этот каменный ящик
был изучен с помощью электронного микроскопа в одной из геологических
лабораторий Израиля. Сама форма этого предмета, материал, из которого он был
изготовлен, характер обработки камня полностью соответствуют примерно 3 тысячам
аналогичных находок, сделанных на территории древней Иудеи в ходе раскопок. Мы
изучили даже патину, которая возникает на камне в результате долго пребывания в
земле – она тоже подтверждает древность предмета.
Наконец,
способ вырезания букв на камне также полностью соответствует традициям того
времени. Изменения фактуры камня в местах начертания букв идентичны
трансформации остальной поверхности оссуария. Значит, надпись была сделана
одновременно с самим саркофагом.
Кроме
того, как уверяет человек, обнаруживший ящик, находка была сделана у самой
стены древнего иерусалимского храма, храма Ирода, в Кедронской долине. Именно
там существовали древние кладбища, при раскопках которых и находят подобные оссуарии.
–
Что показало изучение самого текста?
–
Первое, что обращает на себя внимание, – характер написания букв. Благодаря
рукописям Мёртвого моря мы теперь хорошо знаем, как писали в Иудее в начале
нашей эры. Характер начертания знаков и само построение этого короткого текста
позволяет датировать его до 70 года нашей эры, то есть опять-таки до первого
иудейского восстания.
Необычным
является само указание в погребальной надписи не только на отца погребенного,
Иосифа, но и на его брата, Иисуса. Обычно на подобных саркофагах иудеи называли
только самого умершего и его отца. Из нескольких сотен оссуариев этой эпохи,
помеченных погребальными текстами, это второй случай упоминания имени брата
захороненного. Такое делалось только в чрезвычайных случаях, когда брат
умершего считался особенно важной персоной.
Наконец,
само сочетание трёх известных по евангельской истории имен – Иакова, его отца
Иосифа и брата Иисуса – очень необычно. По расчётам ученых, в начале нашей эры
в районе Иерусалима жило около 80 тысяч человек. Примерно каждого десятого
звали Иосиф, с такой же регулярностью встречалось имя Иисус. А вот имя Иаков
было довольно редким. Одновременно, в одном поколении на территории Иерусалима
могло обитать не более 20 Иаковов, имевших отцов по имени Иосиф и братьев по
имени Иисус. Это создаёт высокую вероятность того, что именно брат
евангельского Христа мог быть захоронен в каменном ящике. Жаль, что этот
каменный ящик попал в руки ученых пустым.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.n-t.org/
|