Доклад: Андрей Рублев
Доклад: Андрей Рублев
Рублeв
Андрей (около 1360-1370 - 1427 гг., по другим источникам, около 1430 г.,
Москва; погребeн в Андрониковом монастыре), русский живописец, создатель
московской школы живописи.
Биографические
сведения о Рублеве крайне скудны: воспитывался в светской среде, в зрелом
возрасте принял монашеский постриг, по-видимому в Троице-Сергиевом монастыре
(см. Троице-Сергиева лавра), по другим исследованиям, в Андрониковом монастыре.
Творчество Рублева сложилось на почве художественных традиций Московской Руси;
он был хорошо знаком также с византийским и южнославянским художественным
опытом.
На
формирование мировоззрения Рублева большое влияние оказала атмосфера
национального подъeма второй половины XIV - начала XV вв., для которого характерен
глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в
рамках средневековой иконографии Рублев воплотил новое, возвышенное понимание
духовной красоты и нравственной силы человека. Эти качества присущи иконам
Звенигородского чина ("Спас", "Апостол Павел",
"Архангел Михаил", все - рубеж XIV - XV вв., по другим исследованиям,
10-е гг. XV в., Третьяковская галерея), где лаконичные плавные контуры, широкая
манера письма близки приeмам монументальной живописи.
В
конце XIV - начале XV вв. (по другим исследованиям, около 1412 или около 1427
гг.) Рублев создал свой шедевр - икону "Троица" (Третьяковская
галерея). Традиционный библейский сюжет Рублев наполнил глубоким поэтическим и
философским содержанием. Отойдя от традиционных канонов, он поместил в центре
композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а еe
очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий
Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен
темно-вишнeвого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием
золотистых охр с нежным "голубцом" и зеленью. Вписанная в круг
композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии
контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект.
"Троица" рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из
которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти.
Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи
"Троицы" - самопожертвования как высочайшего состояния духа,
созидающего гармонию мира и жизни.
В
1405 г. Рублев совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал
Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 г.
Рублев совместно с Даниилом Чeрным и другими мастерами - Успенский собор во
Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального
трeхъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого
русского иконостаса. Из фресок Рублева в Успенском соборе наиболее значительна
композиция "Страшный суд", где традиционно грозная сцена превратилась
в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность
человека. Работы Р. во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым
мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.
В
1425-27 гг. Рублев совместно с Даниилом Чeрным и другими мастерами расписал
Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса.
Сохранились иконы; они выполнены в различных манерах и неравноценны по
художественным качествам. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные
войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не
находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублева В ряде
произведений Рублева удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуются
драматические ноты, ранее ему не свойственные ("Апостол Павел").
Колорит икон более сумрачен по сравнению с ранними произведениями; в некоторых
иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические
тенденции. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова
монастыря (около 1427 гг., по другим исследованиям, на рубеже XIV - XV вв.;
сохранились лишь фрагменты орнаментов) последней работой Рублева.
Ему
приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублева точно не
доказана: фрески Успенского собора на "Городке" в Звенигороде (конец
XIV - начало XV вв.; сохранились фрагменты), иконы - "Владимирская
богоматерь" (около 1409 г., Успенский собор, Владимир), "Спас в
силах" (1408 г., Третьяковская галерея), часть икон праздничного чина
("Благовещение", "Рождество Христово",
"Сретение", "Крещение", "Воскрешение Лазаря",
"Преображение", "Вход в Иерусалим" - все около 1399 г.).
Благовещенского собора Московского Кремля (иконостас этого собора, согласно
новейшим исследованиям, происходит из Кремлeвского Архангельского собора),
часть миниатюр "Евангелия Хитрово" (конец XIV - начало XV вв.,
Библиотека СССР им. В. И. Ленина, Москва).
Творчество
Рублева является одной из вершин русской и мировой культуры. В 1947 г. в
Андрониковом монастыре открыт Музей древнерусского искусства им. Андрея
Рублeва.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/
|