Дипломная работа: Саудовская Аравия
Здравоохранение. В стране действует бесплатная система здравоохранения.
Благодаря высоким расходам на здравоохранение (свыше 8% бюджета) медицинское
обслуживание в королевстве за последние десятилетия достигло весьма высокого
уровня. Оно распространяется практически на всё население страны – от жителей
больших городов до кочующих в пустыне бедуинских племен. В 2003 рождаемость
составила 37,2, смертность – 5,79 в расчете на 1 тыс. человек; детская
смертность – 47 на 1 тыс. новорожденных. Средняя продолжительность жизни – 68
лет. Иммунизация младенцев и маленьких детей обязательна. Создание в 1986
системы эпидемического контроля позволило устранить такие заболевания, как
холеру, чуму и желтую лихорадку. Структура здравоохранения смешанная. В
1990–1991 в стране действовало 163 больницы (25 835 коек), находящихся в
подчинении министерства здравоохранения. Около 1/3 лечебных учреждений
относились к другим министерствам и ведомствам (3785 коек). Кроме того, имелось
64 частные больницы (6479 коек). Работали 12 959 врачей (на одного врача
приходилось 544 пациента) и 29 124 лиц среднего медицинского персонала.
Образование. Образование является бесплатным и открытым для всех
граждан, хотя и не обязательным. В 1926 принят закон об обязательном начальном
обучении и о создании светских государственных школ. В 1954 было создано
министерство просвещения, приступившее к выполнению образовательных программ,
основное внимание в которых уделялось начальному образованию и
профессиональному обучению, а также религиозному просвещению. В конце 1950-х
этими программами было охвачено среднее и высшее образование. В 1960 был принят
закон об обязательном обучении девочек, открыты женские педагогические училища,
в 1964 принят закон об открытии высших учебных заведений для девушек.
Расходы на образование на протяжении многих лет
занимали второе место в бюджете, а в 1992 эта статья даже выдвинулась на первое
место. В 1995 государственные расходы на образование составляли 12 млрд. долл.,
или 12% всех расходов. В 1994 система образования включала 7 университетов, 83
института и 18 тыс. школ, в 1996 – 21 тыс. школ (290 тыс. преподавателей). В
1996/1997 учебном году в школах всех ступеней обучалось ок. 3,8 млн. детей.
Возраст поступления в школу – 6 лет. Начальная школа 6-летняя, средняя школа
состоит из двух ступеней: неполная средняя школа (3 года) и полная средняя (3
года). Обучение мальчиков и девочек раздельное. В начале 1990-х девочки
составляли 44% из 3 млн. учащихся начальных и средних школ и 46% от общей
численности студентов университетов. Руководит образованием для девочек
специальный наблюдательный совет, курирующий также образовательные программы
для взрослых женщин. Учащиеся обеспечиваются учебниками и медицинским
обслуживанием. Имеется специальное управление, занимающееся школами для больных
детей. В соответствии с Пятым 5-летним планом развития, на развитие
технического образования и профессионального обучения в таких областях, как
медицина, сельское хозяйство, просвещение и др. был выделен 1,6 млрд. долл.
В стране насчитывается 16 вузов, 7 университетов.
Университеты находятся в ведении министерства высшего образования. К ним
относятся Университет исламских исследований в Медине (осн. в 1961),
Университет нефтяных и минеральных ресурсов им. короля Фахда в Дахране,
Университет им. короля Абд аль-Азиза в Джидде (осн. в 1967), Университет им.
короля Фейсала (имеющий отделения в Даммаме и Эль-Хуфуфе) (осн. в 1975),
Исламский Университет им. имама Мухаммеда ибн Сауда в Эр-Рияде (осн. в 1950,
статус университета с 1974), Университет Умм эль-Кура в Мекке (осн. в 1979) и
Университет им. короля Сауда в Эр-Рияде (осн. в 1957). Численность студентов
университетов в 1996 составляла 143 787 человек, преподавательского состава –
9490 человек. Около 30 тыс. студентов обучаются за границей.
Благодаря государственным образовательным программам
властям удалось существенно снизить уровень неграмотности среди населения. Если
в 1972 количество неграмотных достигало 80% населения, то к 2003 оно составило
21,2% (мужчин – 15,3%, женщин – 29,2%).
Крупнейшие библиотеки. Национальная библиотека (осн. в 1968), библиотека
Сауда, библиотека при университете в Эр-Рияде, библиотека Махмудия, библиотека
Арифа Хикмата и библиотека при университете в Медине.
Культура. Религия пронизывает все общество: она формирует и
определяет культурную и художественную жизнь страны. В историческом плане
Саудовская Аравия не подвергалась иностранному культурному влиянию, которое
испытали другие арабские государства. В стране отсутствуют литературные
традиции, сопоставимые с традициями арабских стран Средиземноморья. Пожалуй,
единственными известными саудовскими писателями являются историки конца 19 в.,
из которых самым известным можно считать Османа ибн Бишра. Отсутствие
литературных традиций в Саудовской Аравии отчасти компенсируется имеющими
глубокие корни традициями в области устной прозы и поэзии, берущими свое начало
еще с доисламских времен. Музыка не является традиционной формой искусства в
Саудовской Аравии. Ее развитие в последние десятилетия в качестве средства
художественного выражения было сведено на нет запретом, введенным Советом
улемов на ее исполнение в увеселительных целях. Исполнителей народной музыки и
песен немного, и все они мужчины. Среди наиболее известных музыкальных
исполнителей можно отметить первую поп-звезду Саудовской Аравии Абду
Маджида-и-Абдаллаха и виртуоза арабскою лютни (уд) Абади аль-Джохара.
Популярностью в стране также пользуется египетская поп-музыка. Такой же жесткий
запрет введен на изображение человеческих лиц и фигур в живописи и скульптуре,
хотя это и не касается фотографии. Художественные поиски ограничены созданием
архитектурных орнаментов, например фризов и мозаик, включающих в себя
традиционные формы исламского искусства.
Ваххабизм не одобряет возведение изысканно украшенных
мечетей, так что современная религиозная архитектура невыразительна, в отличие
от древней, эстетически более интересной (например, святилище Кааба в Мекке).
Наиболее значительной религиозной архитектурной работой последних лет,
по-видимому, является восстановление и отделка мечети на месте погребения
Пророка в Медине, а также значительное расширение и обновление Большой мечети в
Мекке. Строгость религиозной архитектуры компенсируется расцветом гражданской
архитектуры. В городах в больших масштабах ведется строительство дворцов,
общественных зданий и частных домов; в большинстве из них гармонично сочетаются
современные идеи и традиционный дизайн.
В стране отсутствуют театры и общественные кинотеатры,
запрещены зрелища и представления.
Печать, радиовещание,
телевидение, интернет. Деятельность
саудовских СМИ является наиболее регламентированной во всем арабском мире. Им
не разрешается критиковать правительство и королевскую семью, а также
подвергать сомнению религиозные установления. Только с 2002–2003 появились
признаки либерализации государственной политики в отношении СМИ. Прессой и
телевидением стали освещаться темы, ранее считавшиеся запретными. Газеты в
Саудовской Аравии могут учреждаться только королевским указом. Издаётся 10
ежедневных газет и несколько десятков журналов (2003). На арабском языке:
«Аль-Биляд», с 1934, тираж 30 тыс. экз.; «Аль-Джазира»; «Ан-Надва», с 1958, 35
тыс. экз.; «Аль-Медина аль-Мунаввара», с 1937, 55 тыс. экз.; «Эр-Рияд», с 1964,
140 тыс. экз.; «Араб ньюс». Правительственное информационное агентство –
Саудовское агентство печати (СПА), основанное в 1970.
Радиовещание ведется с 1948, имеется 76 радиостанций
(1998), контролируемых государством и транслирующих сводки новостей,
выступления ораторов, проповеди, образовательные и религиозные программы. С
2002 из Европы ведется также вещание оппозиционной радиостанции «Голос реформ»,
принадлежащей «Движению за исламские реформы в Аравии».
Телевидение существует с 1965, имеется 3 телевизионных
сети и 117 телевизионных станций (1997). Все теле- и радиовещание
осуществляется государственной Вещательной Службой Королевства Саудовская
Аравия. Председателем управления надзора за радио и телевидением является
министр культуры и информации.
Сотовая телефонная сеть существует с 1981; Интернет –
с конца 1990-х, имеется 22 Службы интернет-провайдеров (2003), зарегистрировано
1453 тыс. пользователей (2002). По неофициальным данным, 2/3 пользователей
Интернета – женщины. Правительством осуществляется цензура, действуют системы
защиты, блокирующие доступ на веб-сайты, которые считаются оскорбительными с
точки зрения исламской морали. В общей сложности заблокирован доступ к
нескольким тысячам веб-сайтов.
История
Территорию Аравийского полуострова с древнейших времен
(2 тыс. до н.э.) населяли кочевые арабские племена, называвшие себя «аль-араб»
(арабы). В 1 тыс. до н.э. в различных частях полуострова начинают складываться
древнеарабские государства – Минейское (до 650 до н.э.), Сабейское (ок. 750–115
до н.э.), Химьяритское царства (ок. 25 до н.э. – 577 н.э.). В 6–2 вв. до н.э.
на севере Аравии возникают рабовладельческие государства (Набатейское царство,
ставшее в 106 н.э. римской провинцией, и др.). Развитие караванной торговли
между Южной Аравией и государствами средиземноморского побережья способствовало
развитию таких центров, как Макораба (Мекка) и Ясриб (Медина). Во 2–5 вв. на
полуострове получают распространение иудаизм и христианство. На побережье
Персидского залива и Красного моря, а также в Хиджазе, Наджране и Йемене
возникают религиозные общины христиан и иудеев. В конце 5 в. н.э. в Неджде
сформировался союз арабских племен во главе с племенем Кинда. В дальнейшем его
влияние распространилось на ряд соседних областей, включая Хадрамаут и
восточные районы Аравии. После распада союза (529 н.э.) важнейшим политическим
центром Аравии стала Мекка, где в 570 н.э. родился пророк Мухаммед. В этот
период страна стала объектом борьбы между эфиопскими и персидскими династиями.
В сер. 6 в. арабы во главе с племенем курейшитов сумели отразить нападение
эфиопских правителей, пытавшихся захватить Мекку. В 7 в. н.э. в западной части
Аравийского полуострова возникла новая религия – ислам, и образовалось первое
мусульманское теократическое государство – Арабский халифат со столицей в
Медине. Под руководством халифов в конце 7 в. развертываются завоевательные
войны вне Аравийского полуострова. Перемещение столицы халифатов из Медины
сначала в Дамаск (661), а затем в Багдад (749) привело к тому, что Аравия стала
окраинной областью огромного государства. В 7–8 вв. большая часть территории
современной Саудовской Аравии входила в халифат Омейядов, в 8–9 вв. –
Аббасидов. С падением Аббасидского халифата на территории Аравийского
полуострова возникло множество мелких самостоятельных государственных
образований. Хиджаз, сохранявший значение религиозного центра ислама, в конце
10–12 вв. оставался в вассальной зависимости от Фатимидов, в 12–13 вв. –
Айюбидов, а затем – мамлюков (с 1425). В 1517 Западная Аравия, включая Хиджаз и
Асир, были подчинены Османской империи. В сер. 16 в. власть турецких султанов
распространилась на Эль-Хасу, область на побережье Персидского залива. С этого
момента и до конца Первой мировой войны Западная и Восточная Аравия входили (с
перерывами) в состав Османской империи. Значительно большей самостоятельностью
пользовался Неджд, население которого составляли бедуины и земледельцы оазисов.
Весь этот район представлял собой огромное количество мелких феодальных
государственных образований с самостоятельными правителями практически в каждом
селении и городе, постоянно враждовавшими между собой.
Первое саудовское
государство. Корни государственного
устройства современной Саудовской Аравии лежат в религиозном реформаторском
движении середины 18 в., называемом ваххабизмом. Оно было основано Мухаммедом
ибн Абд аль-Ваххабом (1703–1792) и поддержано Мухаммедом ибн Саудом (годы
правления 1726/27–1765), вождем племени анайза, населявшим район Эд-Дирийя в
центральном Неджде. К середине 1780-х Саудиды утвердились на всей территории
Неджда. Им удалось объединить часть племен центральной и восточной Аравии в
религиозно-политическую конфедерацию, целью которой стало распространение
ваххабитского учения и власти недждских эмиров на территорию всего Аравийского
полуострова. После смерти аль-Ваххаба (1792) сын Ибн Сауда, эмир Абдель Азиз I
ибн Мухаммед аль-Сауд (1765–1803), принял титул имама, что означало объединение
в его руках как светской, так и духовной власти. Опираясь на союз ваххабитских
племен, он поднял знамя «священной войны», требуя от соседних шейхств и
султанатов признания ваххабитского учения и совместного выступления против
Османской империи. Сформировав многочисленную армию (до 100 тыс. чел.), Абдель
Азиз в 1786 приступил к покорению соседних земель. В 1793 ваххабиты захватили
Эль-Хасу, штурмом овладели Эль-Катифом, где окончательно укрепились к 1795.
Попытка Османской империи восстановить свою власть над Эль-Хасой провалилась
(1798). Одновременно с борьбой за район Персидского залива ваххабиты развернули
наступление на побережье Красного моря, совершая набеги на окраины Хиджаза и
Йемена и захватывая расположенные вдоль границ оазисы. К 1803 почти все
побережье Персидского залива и прилегающие к нему острова (включая Катар,
Кувейт, Бахрейн и большую часть Омана и Маската) были подчинены ваххабитами. На
юге были завоеваны Асир (1802) и Абу-Ариш (1803). В 1801 армии Абдель Азиза
вторглись в Ирак и разорили священный город шиитов Кербелу. Убив свыше 4 тыс.
горожан и забрав сокровища, они отступили назад в пустыню. Экспедиция,
посланная вслед за ними в Аравию была разбита. Нападения на города Месопотамии
и Сирии продолжались вплоть до 1812, однако за пределами Аравийского
полуострова учение аль-Ваххаба не нашло поддержки среди местного населения.
Разорение городов в Ираке восстановило против ваххабитов всю шиитскую общину. В
1803 в знак мести за осквернение святынь Кербелы Абдель Азиз был убит шиитом
прямо в мечети Эд-Дирийи. Но и при его наследнике, эмире Сауде I ибн Абдель
Азизе (1803–1814), ваххабитская экспансия продолжилась с новой силой. В апреле
1803 ваххабитами была взята Мекка, спустя год – Медина, а к 1806 подчинен весь
Хиджаз.
С конца 18 в. участившиеся ваххабитские набеги стали
все сильнее беспокоить правителей Османской империи. С захватом ваххабитами
Хиджаза власть Саудидов распространилась на священные города ислама – Мекку и
Медину. Практически вся территория Аравийского полуострова была включена в
состав ваххабитского государства. Сауд получил титул «хадим-ал-харамайн»
(«слуга священных городов»), что давало ему возможность претендовать на
главенство в мусульманском мире. Потеря Хиджаза была серьезным ударом по
престижу Османской империи, представители духовенства которой провозгласили
«фетву», официальный религиозный эдикт, поставив последователей аль-Ваххаба вне
закона. На подавление ваххабитов была направлена армия египетского правителя
(вали) Мухаммеда Али. Однако в декабре 1811 египетская армия была полностью
разгромлена. Несмотря на первое поражение и отчаянное сопротивление ваххабитов,
египтяне в ноябре 1812 взяли Медину, а в январе следующего года – Мекку, Таиф и
Джидду. Они восстановили ежегодное паломничество к святым местам, запрещенное
ваххабитами, и вернули Хашимитам контроль над Хиджазом. После смерти Сауда в
мае 1814 эмиром Неджда стал его сын Абдалла ибн Сауд ибн Абдель Азиз. В начале
1815 египтяне нанесли силам ваххабитов серию тяжелых поражений. Ваххабиты были
разгромлены в Хиджазе, Асире и в стратегически важных районах между Хиджазом и
Недждом. Однако в мае 1815 Мухаммеду Али пришлось срочно покинуть Аравию. Весной
1815 был подписан мир. По условиям договора Хиджаз перешел под управление
египтян, а ваххабиты сохранили за собой только районы Центральной и
Северо-Восточной Аравии. Эмир Абдалла обещал подчиняться египетскому
губернатору Медины, а также признал себя вассалом турецкого султана. Он также
обязался обеспечить безопасность хаджа и вернуть сокровища, похищенные
ваххабитами в Мекке. Но перемирие оказалось недолгим, и в 1816 война
возобновилась. В 1817 в результате успешного наступления египтяне взяли
укрепленные поселения Эр-Расс, Бурайду и Унайзу. Командующий египетскими силами
Ибрахим-паша, заручившись поддержкой большинства племен, в начале 1818 вторгся
в Неджд и апреле 1818 осадил Эд-Дирийю. После пятимесячной осады город пал (15
сентября 1818). Последний правитель Эд-Дирийи, Абдалла ибн Сауд, сдался на
милость победителей, был отправлен сначала в Каир, затем в Стамбул и там
публично казнен. Другие Саудиды были вывезены в Египет. Эд-Дирийя была
разрушена. Во всех городах Неджда срыли укрепления и поставили египетские
гарнизоны. В 1819 вся территория, прежде принадлежавшая Саудидам, была
присоединена к владениям египетского правителя Мухаммеда Али.
Второе саудовское
государство. Однако египетская
оккупация продолжалась всего несколько лет. Недовольство коренного населения
египтянами способствовала возрождению ваххабитского движения. В 1820 в
Эд-Дирийе вспыхнуло восстание во главе с Мисрахи ибн Саудом, одним из
родственников казненного эмира. Хотя оно было подавлено, ваххабитам спустя год
вновь удалось оправиться от поражения и под руководством вернувшегося из
изгнания имама Турки ибн Абдаллаха (1822–1834), внука Мухаммеда ибн Сауда и
двоюродного дяди Абдаллы, восстановить саудовское государство. Из разрушенной
Эд-Дирийи их столица была перенесена в Эр-Рияд (ок. 1822). Стремясь сохранить
дружественные отношения с османскими правителями Ирака, Турки признал
номинальный сюзеренитет Османской империи. Высланные против ваххабитов
египетские войска погибли от голода, жажды, эпидемий и партизанских набегов.
Египетские гарнизоны сохранились в Касыме и Шаммаре, но и оттуда они были
выбиты в 1827. Сломив сопротивление непокорных бедуинских племен, ваххабиты к
1830 вновь захватили побережье Эль-Хасы и принудили шейхов Бахрейна выплачивать
им дань. Через три года они подчинили себе все побережье Персидского залива к
югу от Эль-Катифа, включая часть территории Омана и Маската. Под контролем
Египта оставался только Хиджаз, который был преобразован в египетскую провинцию
во главе с наместником. Несмотря на потерю центральной и восточной Аравии,
египтяне продолжали оказывать воздействие на политическую жизнь этих районов. В
1831 они поддержали притязания на ваххабитский престол Машари ибн Халида,
двоюродного брата Турки. В стране начался долгий период борьбы за власть. В
1834 Машари с помощью египтян завладел Эр-Риядом, убил Турки и сел на его
место. Однако спустя месяц Фейсал ибн Турки, опираясь на поддержку войска,
расправился с Машари и стал новым правителем Неджда (1834–1838, 1843–1865).
Такой поворот событий не устраивал Мухаммеда Али. Поводом к новой войне
послужил отказ Фейсала платить дань Египту. В 1836 египетская экспедиционная
армия вторглась в пределы Неджда и спустя год овладела Эр-Риядом; Фейсал был
захвачен в плен, отправлен в Каир, где находился до 1843. На его место был
поставлен Халид I ибн Сауд (1838–1842), сын Сауда и брат Абдаллы, до этого
находившийся в египетском плену. В 1840 египетские войска были выведены с
Аравийского полуострова, чем воспользовались ваххабиты, высказывавшие недовольство
проегипетским курсом Халида. В 1841 правителем Неджда объявил себя Абдалла ибн
Тунайян; Эр-Рияд был захвачен его сторонниками, гарнизон уничтожен, а Халид,
который в этот момент находился в Эль-Хасе, бежал на корабле в Джидду.
Правление Абдаллы также оказалось недолгим. В 1843 он был свергнут вернувшимся
из плена Фейсалом ибн Турки. В сравнительно короткий срок Фейсалу удалось
восстановить фактически распавшийся эмират. В течение следующих трех
десятилетий ваххабитский Неджд вновь стал играть ведущую роль в политической
жизни центральной и восточной Аравии. В этот период ваххабиты дважды
(1851–1852, 1859) пытались установить свой контроль над Бахрейном, Катаром,
Договорным Берегом и внутренними районами Омана. На короткий момент владения
Саудидов вновь распространились на значительную территорию от Джабель-Шаммара
на севере до границ Йемена на юге. Их дальнейшее продвижение на побережье
Персидского залива было остановлено только вмешательством Великобритании.
Вместе с тем, центральная власть Эр-Рияда оставалась слабой, вассальные племена
часто враждовали между собой и поднимали восстания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|