рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Дипломная работа: Очерк политической экономии советской России рефераты

Между 1918 и 1922 годами, в период гражданской войны, формально существовала Конституция, предусматривающая этно-территориальную федерализацию России, образование в пределах ее территории автономий. Эта навязанная стране доктрина, исходившая из гипотезы о естественном праве всех без исключения народов на самоопределение и создание собственного государства, оказалась недолговечной. Она не выдержала проверку перипетиями гражданской войны, по завершении которой возникла принципиально новая политическая реальность.

Оказалось, что утвердившийся режим исповедывал три начала - русофобствующий интернационализм, великодержавный космополитизм и безродный патриотизм, что предопределило его политическую и экономическую стратегию на все годы господства, а заодно и неизбежность разложения и гибели. Социализм здесь был совершенно не при чем.

Началось с того, что большевикам удалось одержать победу в гражданской войне над своими основными противниками, вступив в союз с элитными группами малых этносов, которые перетянули свои народы на сторону московского режима. Армии белых потерпели поражение не только из-за численного и материального превосходства “красных”. Само это превосходство было обеспечено за счет участия на их стороне вооруженным формирований инородцев, разрушавших тыл Колчака, Деникина, Юденича и т. д.

Но политический союз большевиков с инородцами требовал соответствующей компенсации со стороны центральной власти. Сделки были оформлены путем создания внутри России квази-государственных этнических образований, превращении в декабре 1922 года России в некий СССР, разделенный на 4 союзных республики, затем в еще более дробном ее делении на 15 республик. Кроме того, существовало 38 автономных образований. Кланы, помогавшие большевикам утвердиться во власти, получили, таким образом, компенсацию. С ними расплатились, как с туземными африканскими вождями.

Очевидное несоответствие классовой теории марксизма, из которого следовал постулат, что у рабочих нет отечества и что они должны быть безразличны к внутригосударственному устройству, с практикой территориальной организации советской России нисколько не смущал режим.

Ее феодальная сущность, предполагавшая раздробленность по этническому принципу, не подверглась ревизии даже после того, как в 70-е годы появилась официальная теории о новой “социалистической” общности, якобы созданной в границах СССР - неком “советском народе”. Превратив эту теорию в элемент партийно-государственной идеологии, режим тем не менее даже в Конституции 1977 года оставил этническую раздробленность страны в ее первоначальном виде.

К тому времени автономные и союзные фантомы ожили благодаря своему полувековому комфортному существованию. Туземные кланы преобразились в этно-шивинистические “номенклатуры”, единственной страстью которых явилось выделение из состава России и приобретение государственного суверенитета. Эксперимент в конце-концов завершился их мятежом против территориальной целостности страны.

Займемся теперь государством как машиной власти. Здесь самым важным фактором явились условия, при которых оно возникло: соединение марксистской социально-экономической доктрины и технологии властвования, соответствующей особенностям, порожденным гражданской войной.

Точно так же, как абсурдная теория национального вопроса заложила предпосылки для развития в обществе процессов этно-территориального сепаратизма, доктрины марксизма, воплощенные с фанатизмом полуидиотов, породили тоталитарно-олигархический характер режима. Но испортив характер власти, революция не испортила ее конструкции.

Нельзя забывать главного - революция в России являлось делом не кучки фанатиков-марксистов из “запломбированного вагона”. Это была революция победившего ремесленного и земледельческого крестьянства, установившего свой режим власти, соответствующий его, крестьянства, представлениям о правде, праве и справедливости.

Проведя насильственным путем сплошное обобществление хозяйства в масштабе страны, превратив орудия производства и производственные отношения в собственность общества, государство как таковое, государство, отчужденное от общества, представляющее собой некую надстройку над ним, такое государство прекратило свое существование. Эта форма государства исчезла, ее разрушила гражданская война.

На его месте возникло новая государственная машина, которая в конкретный условиях России могла быть лишь формой официального патернализма, отеческого отношения власти к населению. Произошла интеграция государства в общественную среду, в которой оно вместо того, чтобы выполнять функцию лишь орудия насилия или являться сугубо политическим институтом, возвышающимся над обществом, превратилось в форму общественной самоорганизации.

Никогда не существовавшее в России в чистом виде гражданское общество потеряло после этого всякую надежду на самостоятельное, отчужденное от государства, существование. Вслед за всеобщей “национализацией” хозяйства произошла и незаметная “национализация” государственной машины, превратившийся в элемент общественного организма.

Действительно получился “социализм”, но с неправдоподобно-примитивными, наивными чертами, который не хотел и не мог понять этот способ существования в его научном, объективном, плоско-рациональном виде.

И поскольку природа производственных отношений, возникших в результате крестьянской революции, могла приобрести лишь форму государственного социализма, то есть соответствовать высшей стадии феодального развития, то и государство в таких условиях не могло не быть политической организацией феодального типа. В правильности этого вывода не может быть никаких сомнений.

Разумеется, ни одна из функций, традиционно свойственных государственной машине власти, не была утрачена. Более того, они существенно расширились, поскольку распространились на область экономических и духовно-нравственных отношений. Государство, сливаясь с обществом, воссоединяясь с ним, перестает различать какие-либо границы, за которые оно не может переходить. Русское государство крестьянского типа занималось всем и во всем видели свой интерес.

Общество-государство такого типа, каким оно сложилось в советской России, было одновременно и необыкновенно прочным и невероятно уязвимым. Надежность его существования оказалась обусловленной работоспособностью двух систем - деятельностью служб государственной безопасности, которая должна была носить всеобщий, всепроникающий характер, поскольку никаких внутренних перегородок такое государство не знало, и невозможностью проникновения во властные институты некомпетентных, чуждых природе такого государства руководителей.

Последнее представляло настоящую ахиллесову пяту, поражение которой могло привести к катастрофе. Неотвратимость катастрофы государственной машины началась с нравственного, а затем и профессионального разложения руководителей страны (процесс возник примерно с 1955, усилился с 1964, приобрел необратимый характер с 1975), после чего падение режима (1991) было вопросом времени, оказавшись в сфере, где господствуют уже не объективные, а субъективные факторы.

Общество: государство в широком смысле

Коммунистическая и либеральная доктрины, расходясь между собой почти что по всем вопросам развития общества, сходятся в одном. Они рассматривают государство в качестве обособленного придатка общества, одни - в виде некой временной надстройки, которая выполняет функцию орудия насилия, другие в облике ночного сторожа, дворовой собаки при общественном хозяине, так называемом гражданском обществе.

В известной мере оба эти взгляда имеют право на существование - но лишь применительно к закономерностям, имеющим место в Европе. Закономерности развития, свойственные как России, так и Азии, исключали появление обоих этих моментов в их европейской модификации. Фактически лишь благоприятная во всех отношениях Европа обладала чисто внутренней потребностью не интегрировать общество и государство, а развивать оба эти начала, так сказать, параллельно.

Развивавшаяся в принципиально иных условиях Россия не знала ни отделения государства от общества, ни обособленного от государства общества. Государство и общество в России на всех стадиях ее существования представляли собой единый организм. Российское Государство и было особым образом организованным русским обществом.

После того, как существовавшие до Первой революции сословия были уничтожены, и из реальностей гражданской войны русское хозяйство вышло, по крайней мере в городах, обобществленным, не оказалось и почвы для классовой общественной организации. Даже крестьянство после проведения коллективизации всего земледелия как класс перестало существовать.

Общество нашло свою новую форму организации в различных отраслях производства. Единственным реальным началом, создающим общность экономических интересов, заключался в производственной деятельности, поскольку только производство имело общественную значимость. Рабочий, служащий, крестьянин или “партийный работник” могли составлять часть общества лишь благодаря экономическому распределению трудовых ресурсов между отдельными видами хозяйственной деятельности. Таким образом, не происхождению и не отношению к средствам производства можно было быть обязанным, чтобы принадлежать к тому или иному “классу”, а местом трудовой деятельности, формальной принадлежностью к определенному трудовому производственному коллективу.

Вторым классификационным признаком являлось отношение индивида к власти. Здесь можно было различить лишь две общественные группы - одна составляла собственно власть, организовавшись в правящую верхушку общества, другая находилась в разряде управляемых. Первая составляла “патрициат”, именовалась “номенклатурой”, вторая собственного имени не имела. Фактически большая часть населения могла быть названа плебсом. Переход из плебса в патрициат или из патрициев в плебеи вовсе не исключался. Но номенклатура избегала слишком интенсивной ротации, ограничиваясь обычно перемещением своих членов с одной должности на другую. До тех пор, пока руководящая часть общества обладала качествами, пригодными для квалифицированного выполнения своей функции, общество в целом, а значит и его хозяйство развивались. Этот процесс был постепенно остановлен, как только “патрициат” подвергся сначала эрозии, а затем разложению.

Принадлежность к патрициату была обусловлена принадлежностью к руководству правящей партии, которая называла себя “коммунистической”. В свое время Сталин совершенно правильно определил характер нового властного слоя как “ордена меченосцев”. Чтобы оказаться во власти, предварительно требовалось специальное посвящение в его члены. Но само по себе это членство являлось всего лишь предпосылкой для соучастия во власти. Чтобы она реализовалась, надо было достичь необходимой степени посвящения, оказаться на достаточно высокой ступени партийной иерархии.

Здесь юридическая сторона оказалась в конфликте с действительностью. Формально вся полнота власти принадлежала политическим органам общества - советам. Реально она оказалась в руках партийного ордена. Согласно конституционным нормам высшим органом власти был Верховный Совет СССР, в действительности - Политическое бюро ЦК КПСС. Главой государства значился Председатель Верховного Совета. На самом деле им был Генеральный Секретарь. После того, как “большевики” одержали победу, страна была превращена ими в Советский Союз, конфедерацию более чем 50 “этнических” государственных образований различного правового положения. По сути дела советская Россия являлась единым и неделимым государством-предприятием, в котором все его политические, человеческие и хозяйственные элементы подверглись обобществлению.

Спрашивается, зачем режиму потребовалось создавать столь многочисленные декоративные конструкции, которые могли только усложнять процессы, вместо того, чтобы раскрывать их сущность? Разве власть, установленная более чем радикальным, революционным методом, нуждался в лицемерии?

Скорее всего здесь сыграли свою роль два обстоятельства. Новая коммунистическая Россия должна была в понятных образах выступать перед остальным миром. Крах стратегии мировой пролетарской революции, которую в течении нескольких лет ожидали со дня на день, заставил “патрициев” считаться с тем, что России предстояло находится во враждебном окружении. Новый, только что утвердившийся в стране режим не мог публично расписаться в своем стратегическом поражении. Он должен был представить свое поражение как блистательную победу, как реальное торжество “единственно верного учения”.

Кроме того, коммунистическая надстройка была чуждым элементом русской революции, случайностью, никак не вытекающей из предшествующего развития. Стихийным социализмом русского крестьянства, выражавшимся в фактически бездействующих институтах государства, прикрывалась чуждая России радикальная коммунистическая сущность самой власти, первые десятилетия существования “узкого слоя профессиональных революционеров”. Противоречие государственной и общественной форм, в которых должна была существовать страна, с наибольшей откровенностью проявлялось в конституциях 1936 и 1977 годов, не имевших ничего общего с действительных характером организации власти. Являясь по сути крестьянской, власть должна была декорироваться под рабочую или коммунистическую. Конечно, ничего этого не было и в помине.

Парадоксальным образом эта маска, которой режим прикрывал себя, оказалась для него роковой. Он уже никогда не смог избавиться от этого образа, заставлявшего его играть роль, вместо того, чтобы после действительно окончательной победы новых производственных отношений превратиться в естественную часть государства. Благодаря непрерывному лицемерию режим постоянно усиливал степень своего отчуждения от объективно развивавшегося общества. Когда власть провозгласила в 70-е годы свою “общенародность”, она, ничего не добившись, лишь усилила это впечатление.

Личность

Проблема, которая считалась для теоретиков наиболее простой, для строя “государственного социализма” оказалась неразрешимой. Но то, что представлялось делом весьма отдаленного будущего, была совершена как бы между прочим, наряду с другими техническими мероприятиями.

Реальное обобществление средств производства и всех элементов, обеспечивающих общественное воспроизводство, произошло путем издания серии правительственных декретов, обеспеченных политической волей и государственным принуждением. Легкость, с какой общество рассталось с частной формой собственности, наглядно продемонстрировало, насколько слабо оно было в нем укоренено. Оно еще не успело в нем развиться. Что же касается общественной формы собственности, то она напоминала либо общинную, либо государственную собственность, виды, традиционно доминировавшие в русской хозяйственной истории.

Но новые производственные отношения оказались беспомощны перед индивидуальным сознанием сотен миллионов, которое оказывало интуитивное сопротивление формам хозяйственной, общественной и политической реальности. Чем дальше от момента установления этих отношений оказывалось население, тем яснее становилась несовместимость интересов отдельно взятой личности и основного элемента любого общества - семьи, с господствующими институтами.

Ни интересы семьи, ни потребности личности не вписывались в хозяйственные отношения, исключавшие индивидуальную предприимчивость, общественные отношения, не предполагавшие ни классовой, ни корпоративной, ни сословной, ни религиозной идентичности, политические отношения, исключавших в принципе какую-либо партийность, полноценное участие дееспособного человека, мужчин прежде всего, в делах государственной власти.

Личность после всеобщего обобществления должна была умереть в человеке, но ее должен был заменить собой исполнительный, добросовестный работник, действующий в соответствии с предначертаниями начальства и высшего руководства. От населения требовалось послушание, примерно такое же, как и от рядовых членов Ордена иезуитов. Только вместо Иисуса им надлежало восхвалять бессмертнее другого живого Бога, спустившегося с недоступных простым смертным научных высот на грешную землю. Таким Богом являлся мифологизированный Маркс, которого на земле представляли пророки, сначала Ленин, затем на некоторое время Сталин. Официальный атеизм, взятый режимом на вооружение, отвергая религию, приобрел все ее внешние признаки, разумеется в карикатурном и извращенном виде.

Отчуждение от всех действительно значимых форм общественного проявления оказалось настолько всесторонним, что по мере роста уровня образованности в человеке накапливались элементы неудовлетворенности. Личность в человеке либо деградировала, и он нравственно опускался, либо она возвышалась над повседневностью, и тогда становилась универсальной. Пьянство было внешней, присущей России формой, в которой проявлялась первая тенденция, книжность и образованность - второй. То и другое было способом преодоления действительности, один позитивным, другой негативным.

В любом случае несоответствие общественного положения личности его самоощущению приводило к тому, что в жертву приносился профессионализм. Чем выше поднималась объективная роль рабочей силы в хозяйственной, научно-производственной деятельности, тем меньше оказывалось шансов для проявления персонифицированной в личности производительной силы труда и интеллекта.

Исходя из механистических представлений марксизма о человеческом труде как расходовании человеческого мозга, мускулов, нервов, рук и т.д., политическая экономия советской России на протяжении всего периода своего господства так и не смогла отделить от человеческого труда интеллектуальную деятельность, тем самым не использовав огромные возможности нового ресурса - человеческого интеллекта - как раз в это время объективно обособившегося в самостоятельный фактор производства. Тем самым была повторена ошибка, свойственная первоначальному периоду капиталистических отношений в Европе, когда классическая политэкономия и, следовательно, практика не были в состоянии отделить фактор рабочей силы от фактора труда, порождая “муки родов” нового строя, принятого его революционными критиками за предсмертную агонию.

Личность в этих экономических условиях оказалась в фокусе противоречий. Она была их олицетворением. Противоречия оживали в человеке, не в силах найти разрешения там, где их порождали обстоятельства.

Живой труд оказывался в непрерывном конфликте с овеществленным, мертвым трудом, потребительная стоимость противостояла стоимости, индивидуальное сознание подавлялось общественным бытием, динамичное, все более и более богатое содержание, рождавшееся умножавшимися производительными силами, сковывалось раз и навсегда закосневшей формой, не развивавшимися производственными отношениями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5