рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Дипломная работа: Кто они — «замполиты капитализма»? Архетипическая миссия бизнес-психолога рефераты

Регулярное участие в тренинговой работе, проводимой опытными психотехнологами, позволяет каждому изучить собственные ограничения и научиться их вполне осознанно преодолевать. Именно в такого рода развитии личностного репертуара стилей и подходов, в освоении возможности произвольной смены стратегий переработки информации и операциональной тактики разрешения проблем и заключается смысл занятий идеаторной гимнастикой, которая плодотворно изучается лишь под руководством опытного душеведа. Стиль мышления определяется набором взаимодействующих метапрограмм, которые обычно людьми не осознаются, а значит перекодировке и замене одна другой не подлежат. Психолог не только знакомит сотрудников фирмы с управлением собственным мозгом, но и обучает их использовать наиболее эффективные лично для них приемы и техники.

Даже внешне непритязательная будничная болтовня психолога способствует незаметному, но от того вовсе не становящемуся менее эффективным, обучению персонала. Не забудем, что профессиональный психолог заполнен именно психологическими знаниями, причем имеющими самое прямое отношение к жизни каждого человека. Поэтому само его присутствие в офисе можно рассматривать как благоприятное свидетельство проявления сотрудниками интереса к собственным возможностям и личностным ресурсам.

Регулярно обновляемый в интранете "Психологический вестник" сообщает всем интересующимся массу полезнейшей информации, прививает уважение к собственным потенциалам и заинтересовывает людей развитием собственных уникальных качеств, полезных способностей и выигрышных особенностей. Даже своевременное поздравление сотрудников со знаменательными датами и оповещение всех о семейных событиях в жизни того или иного работника колоссально сплачивает коллектив без каких бы то ни было особенных, формально совершаемых усилий.

Регулярно проходя супервизию у старших коллег и время от времени обучаясь на различных семинарах и тренингах, психолог становится для всех сотрудников фирмы непрестанным источником новой информации, которая направлена на мобилизацию творческого потенциала и освоение управления собственными состояниями. В конце концов, мнение профессионального человековеда даже для самого руководителя имеет первостепенное значение, так как все мы люди, не исключая и предпринимателей, нередко отягощенных такими серьезными глубинными внутренними конфликтами, что они-то как раз более других и нуждаются в оказании им квалифицированной психотерапевтической помощи.

Психолог невольно оказывается средоточием всех внутрифирменных неформальных коммуникаций. Он всегда знает, что у кого получилось, кто где ошибся и кому чего стоила та или иная жизненная передряга. Он всегда первым узнает о происшествиях и затруднениях, первый же и оказывает необходимую помощь, укрепляя уверенность в разрешении любых трудностей и мобилизуя творческую волю на преодоление преград на пути развития. Психолог сам определяет, кого чему следовало бы подучить, когда кого разумнее было бы отправить в краткосрочный отпуск, а где необходимо уменьшить рабочую нагрузку для того, чтобы не допустить душевного срыва.

Конечно, самой эффективной и каталитически мощной формой работы психолога в бизнес-команде является проведение им развивающих тренингов, чаще именуемых тренингами личностного развития. Следует учесть, что в процессе этих тренингов люди развиваются как самосознающие существа, приобретают новые умения распоряжаться собственными способностями и расширяют горизонты представлений о себе и окружающем мире. Можно смело утверждать, что ничего важнее этих развивающих тренингов быть не может. Вся наша жизнь метафорически представляет собой единый непрекращающийся тренинг личностного развития. Просто в условиях грамотно организованной групповой эмоциональной среды, когда развивающая ситуация управляется опытным человековедом, развитие людей осуществляется быстро, эффективно и практически безболезненно, в отличие от большинства жизненных ситуаций, требующих от каждого из нас больших или меньших жертв.

Тренинги личностного развития вовсе не являются развлекательными психологическими играми, как привычно представляют себе люди, далекие от практической психологии. В игровой форме, в непринужденной, ненавязчивой манере под руководством психолога участники тренингов личностного развития инвентаризируют собственные картины мировосприятия, а при нахождении непроработанных узлов и затрудняющих развитие проблем обращаются к коррекции деформированных представлений о себе и других. Таким образом, тренинг личностного развития позволяет пересмотреть многие ценностные, межличностные и целевые установки, обычно находящиеся под поверхностью осознавания, однако преимущественно определяющие весь ход развертывания наших жизненных событий, трагедий и драм.

Те перемены и трансформации, которые в отсутствие психологической работы происходят под давлением невыносимых жизненных обстоятельств или в результате болезни, страданий и потери близких людей, в процессе тренинга личностного развития осуществляются как бы сами собой, незаметно, но результативно. Находясь в осознанно управляемой опытным психологом тренинговой среде, люди, весело обмениваясь мнениями и полушутливо возражая друг другу, на самом деле совершают те бесконечно важные глубинно-психологические революции, которые делают ненужными страдания и болезни. Человек мало-помалу обучается гармоничному взаимодействию с другими и продуктивному отношению к событиям и ситуациям, научается эффективному общению с самим собой, благодаря чему, сам того не замечая, становится подлинным хозяином собственной жизни.

Опыт свидетельствует, что для сотрудников бизнес-организаций именно тренинги личностного развития (наряду с терапевтическим консультированием и глубинной психодиагностикой) представляются безусловно полезными и захватывающе интересными формами психологической работы, ориентированной на обнаружение и использование ресурсов собственной психики и своего организма. Именно в тренингах личностного развития, реализуемых в качестве психодинамических групп терапевтического общения, разряжается та глубинная межличностная напряженность, которой столь часто отягощены многие коллективы бизнес-организаций. В такой групповой работе люди обнаруживают возможные пути выхода из сложившихся в их жизни проблем, узнают о собственных потенциалах и обновляют самовосприятие, в результате достигая большого сплочения и повышения потенциала дружелюбия.

В процессе тренингов личностного развития сотрудники узнают друг друга в новых ролях, гораздо более привлекательных, нежели устоявшиеся внутрифирменные стереотипы, связанные с сугубо служебными взаимоотношениями. Они неизменно испытывают глубокую признательностью руководителю, пригласившего психолога для проведения такой работы, в процессе которой работники совершенно естественно и непринужденно мотивируются на достижение высоких результатов в работе и успешно преодолевают повседневную напряженность взаимовосприятий. По-новому начинает восприниматься и миссия предприятия, и роль работы в жизни каждого из участников тренинга. Люди становятся спокойнее и радостнее. Это позволяет им ощутить большую уверенность в собственных силах и наметить пути развития собственной профессиональной, коммуникационной и человеческой компетентности. Они смотрят в будущее оптимистичнее и увереннее. В результате изменения их собственных картин мировосприятий изменяется и характер отношений, и качество работы, и творческий потенциал.

В процессе тренингов личностного развития сотрудники обретают новый вкус к жизни, избавляются от страхов и апатии, освобождаются от гнетущих проблем, лишь кажущихся неразрешимыми, а на деле оказывающимися связанными с банальным неверием людей в собственные силы и неумением изменить ракурс рассмотрения области жизни, нуждающейся в гармонизации и улучшении. Безусловное большинство прошедших тренинги личностного развития свидетельствуют о том, что странным образом они стали гораздо счастливее и радостнее, чем были до них. Понятно, что такое глубокое изменение настроения и мировосприятия не может не сказаться самым благополучным образом на общей рабочей атмосфере, а значит и на результатах работы бизнес-команды, в частности, за счет повышения креативности каждого из сотрудников, как индивидуальной у каждого, так и совместной общегрупповой.

Следует помнить о том, что каждый человек стремится быть здоровым и счастливым, старается веселиться и творить, любит дружеское общение и охотно помогает тем, кто просит его о помощи. Человек благонамерен и позитивен по сути своей. Если же его состояние не устраивает ни его самого, ни его руководителя, значит что-то произошло неправильно, незаконно, против его естественной человеческой природы. Только замшелые самодуры, не способные любить, ценить и уважать никого, кроме самих себя, считают, что любого человека определяет лишь желание побольше зарабатывать и поменьше работать. Именно такая установочная примитивизация персонала реально творит болезненные отношения в коллективе.

Известно, что человек становится таким, каким его представляют. Для преодоления же застойных предрассудков и связанных с ним взаимных неприятий и нужны тренинги личностного развития. В сотруднике необходимо увидеть человека, оказать ему уважение как уникальной личности, продемонстрировать серьезное отношение к его индивидуальности. В благодарность за истинно человеческое отношение к самому себе всякий постарается всеми силами доказать собственную полезность, тем самым подчеркивая, что кредит доверия его достоинству и уважения к его способностям был выдан вовсе не напрасно. Без регулярно проводимых тренингов личностного развития достичь разрешения этой проблемы практически невозможно.

Опыт опровергает привычное мнение о том, что откровенничать легче всего наедине с психологом. Как раз на деле оказывается верным обратное - именно в группе человеку легче и проще выражать самого себя. Другое дело, что за кадром групповых обсуждений естественным образом остаются интимные подробности частной жизни, о которых порой не следует знать никому, кроме любимого человека. Зато в тренинговой группе люди стараются показать себя с новых, доселе невостребованных сторон и ракурсах, сами того не замечая; пытаются продемонстрировать другим свои неожиданные и прежде скрывавшиеся стороны и грани натуры. Если тренинговая работа организована грамотно и умело, то такое раскрытие одних одновременно оказывается заразительным, креативирующим и раскрепощающим для всех других.

Достигается поразительная мультипликация терапевтического эффекта - вроде бы ведущий тренинга погружается в рассмотрение проблемы одного из участников, но параллельно многому важному, ценному и необходимому косвенно обучаются все без исключения присутствующие. Причем каждый - чему-то своему, неповторимому и лично для него наиболее значительному. Понятно, что, даже несмотря на наличие небольших перерывов в работе, психологическая проработка проблемных полей присутствующих продолжается без перерывов и идет постоянно. Этим, в частности, обусловлено правило профессиональных ведущих - всегда вести работу вдвоем, в сотрудничестве с другим терапевтом, чтобы один из психологов не приедался, не надоедал присутствующим, да и чтобы он сам имел возможность передохнуть и перестроиться на новый лад, которого потребует следующий этап работы.

Именно на тренингах и в первые дни после их завершения практически у всех их участников рождаются наиболее яркие творческие идеи и обнаруживаются крайне интересные решения сложных вопросов. Создается ни с чем не сравнимое впечатление, что само по себе ни к чему не обязывающее участие сотрудника в тренинге производит внутри него некие поразительные психоалхимические перемены, благодаря которым открываются тайники сознания и обнаруживаются поразительно выигрышные глубинные содержания, о существовании которых занимавшийся на тренингах и не догадывался. Именно такие инсайтные переживания и создают вокруг тренингов личностного развития ауру особого благоговения и атмосферу радостного ожидания последующих этапов групповой психотехнической работы. В собственном опыте люди понимают, что внутри них самих таится множество драгоценных сокровищ, обнаружить и открыть которые помогает именно добросовестное участие в развивающих тренингах.

Благодаря регулярно проводимым групповым тренинговым мастерским психологу на конкретных примерах удается уверенно убеждать членов бизнес-команды в колоссальных возможностях, присущих их собственным организмам, таящихся в глубинах их собственных сознаний, сокрытых в недрах их собственных разумов. Таким образом, сама тренинговая работа превращается в своего рода непрерывно звучащий гимн сокровенным потенциалам человеческого мозга, в торжественное чествование возможностей интуиции и богатства памяти, в хвалебную оду могуществу сконцентрированного мышления и проницательности грамотно организованных интуитивирований.

Время от времени непринужденно, за полуденным кофе рассказывая о силе влияния нейропептидов, потенциалах самоорганизации телесных структур и сверхточности внутренних биочасов, психолог постоянно упрочает представления сотрудников об их собственных способностях и присущим от рождения качествах и преимуществах. Регулярно проводимые уроки управляемого транса, сеансы обучения целевому глубинному самопрограммированию и упражнения в саморегуляции, поддерживаемой психологом с помощью профессионально выполняемого внушения повышения эффективности, мало-помалу укрепляют уверенность сотрудников в осуществимости многого из того, что они сами прежде считали несбыточным и недостижимым.

Так шаг за шагом осваиваются навыки эффективного самоуправления, помогающие денно и нощно развивать собственную профессиональную компетентность, повышать возможности самообучения и углублять возможности собственной психики. Со временем достижение успеха в освоении приемов идеаторной гимнастики позволяет каждому желающему достичь любых нравящихся ему результатов в изменении функционирования собственного организма и извлечь любые интересующие его ресурсы психики. Стресс-менеджмент и профилактическая инвентаризация ценностей, развитие памяти и совершенствование внимания, расширения спектра технических знаний и повышение психофизиологических показателей - все становится доступно тому, кто потрудился изучить искусство самоуправления под началом опытного психолога.

Оказывается, что самоуправление и саморегуляция - не тайны за семью печатями, а всего лишь четкие инженерные задачи, решаемые вполне конкретными методами и ведущие к совершенно ясно обозначенному результату. Никакой фантастики - эффективная психотехнология и совершение определенного количества правильно организованных усилий. Оказывается, что целенаправленно изменяться, трансформируя в самом себе выделяемые участки и качества, не только выгодно (в плане предполагаемой конкуренции на рынке труда), но и захватывающе приятно, так как само по себе глубокое трансовое состояние, безусловно, является одним из ярчайших удовольствий, доступных человеку. Оказывается, что жизнь - это вовсе не обязательно вялое бесцельное блуждание или погоня за туманными химерами, но вполне четко формулируемая программа осознанного продвижения к поставленным целям, которых тебе самому действительно хочется достичь - и которые, несмотря на всю их личную привлекательность, в то же время вполне достижимы и реализуемы.

Человек, под руководством психолога овладевший грандиозными ресурсами собственного мозга и тем самым приобретший самого себя в собственное же владение, отныне четко осознает, что жизнь есть непрестанная череда радикальных трансформаций, которые необходимо организовывать и проводить самому в своих же собственных интересах и именно так, как сам того пожелаешь. Обученный искусству самоуправления человек легко освобождается от множества ограничивающих и негативных мифов, столь просто большинством стереотипно принимаемых на веру - с мифом о трудности достижения значительных результатов в освоении саморегуляции, с мифом о ненадежности интеллектуальных результатов спонтанного интуитивирования, с мифом о непримиримой разобщенности разума и организма, с мифом о неблагонамеренности сущего и с мифом о вхождении ограничений, навязанностей и болезней в рецепт блюда, именуемого "полноценной жизнью". Оказывается, что вовсе не обязательно испытывать негативные переживания, а количество радостей, как оно было принято считать в древних восточных учебниках практической психологии, действительно достигает нескольких сотен.

Освоивший искусство самоуправления человек принимается организовывать собственное существование в строгом соответствии с принимаемыми им самим сильными решениями. Он привыкает непрестанно пользоваться интеллектуальной продуктивностью собственной психики и регулярно снимать урожай своих мыслей в виде диктофонных диктовок - легко и свободно, спонтанно и игриво. Отписывая проблему для озадачивания собственной психики, он переключается на другую, после вновь возвращается к интересующей его теме, вновь отвлекается - и так обсуждает ее с другими и с самим собой до тех пор, пока не удовлетворяется полученными в ходе поисков необходимого решения результатами.

Такой человек с радостью соглашается принять участие в "мозговом штурме" - он не трясется подобно скупому рыцарю над собственными изобретениями, так как их у него - миллион, и в любую минуту по желанию он может наизобретать себе еще сотню-другую без особенных затруднений. Он научился пользоваться собственным мозгом - и отныне все желаемые пути перед ним открыты и любые творческие развития оказываются возможными. Такому деятелю просто приятно играть с творческими заданиями. Ему радостно открывать новое и делиться своими находками с другими, испытывающими нужду в организации собственной жизни в соответствии с новыми сильными решениями. Такой человек становится центром излучения неисчерпаемой радости, уверенности в осмысленности происходящего и живым генератором творческих решений. Вокруг него все и вся живет и произрастает, расцветает и плодоносит. Он уразумел искусство стратегического управления развитием собственного жизненного мира - и отныне готов каждого желающего обучить искусству управления собственной судьбой.

Конечно, это обучение реализуется не в два дня и требует некоторого времени и вполне определенных усилий. Зато и результат оказывается самым важным из всего того, чему только может обучаться человек. Обучившись разрешению любых проблем, человек оказывается смелым и эффективным перед любым затруднением, а что в жизни может быть важнее и значительнее, чем дружелюбный и искренно приветливый человек, не привыкший пасовать перед неприятностями и не зараженный вирусом неверия в себя и бациллой недоверия к миру.

Оказывается, что счастливые люди - самый большой капитал бизнес-фирмы. Оказывается, что лучше всех работают и создают новое именно счастливые люди. Да и счастливы они в значительной мере благодаря тому, что в работе своей обучились искусству разрешения проблем. Известен лишь один тип людей, всегда и неизменно счастливых - это хозяева своих собственных жизней. Хозяева, не просто хвастливо декларирующие собственную автономность, но вполне реальные, открытые, сильные и творческие. Такими хозяевами люди становятся в процессе тренингов личностного развития. Ведь это тренинги обучения личностному развитию, а не только содействия ему или подталкивания к нему. Поначалу основательно очистив смысловое пространство мозга и расширив пределы возможного и допускаемого, обучающийся переходит к освежению палитры своих главных ценностей и убеждений, начиная писать свою жизнь заново - уже на чистовую!

От манипулятивности — к совместному развитию

Смысл присутствия психолога в Вашей организации заключается в его постоянном и многостороннем содействии развитию и Вашей организации, и Вас. Вы так же неотделимы от собственной команды, как и Ваше дело - от Вашей личности. Понятно, что на начальном этапе работы в бизнес-группе психолог будет больше склоняться к манипулятивности, хотя и она непременно будет использоваться столь скрытно, незаметно, этично и экологически грамотно, что вряд ли кто-нибудь заметит сами интервенционные акции и трансформирующие влияния. Однако по мере развития отношений с членами команды опытный психолог обязательно будет стараться вести группу в направлении освоения всеми ее членами технологий самоактивного партнерства и продуктивного творческого взаимодействия, характерному для режимов синергийного, взаимодополняющего развития.

Мало-помалу высвобождая глубинные ресурсы свободного самораскрытия участников общего процесса и переводя внимание новых друзей с объектов на субъекты, психолог обучает переживанию радости сотрудничества и дарит ощущение осмысленной ценности происходящего группового процесса. Он внедряет в повседневную практику жизни бизнес-команды простой и здоровый принцип, именуемый кооперативным императивом. Его содержание сводится к тому, что любой человек любит творить, помогать, дарить радость и быть свободным.

Любому человеку приятно ощущать себя в окружении друзей, приятно не делать окружающим гадости, приятно зарабатывать свое право на пребывание в команде единомышленников как в пространстве безопасности, вместе с коллегами изо дня в день усердно выстраивая дворец новой реальности. Бизнес, понимаемый не столько как творчество командами, сколько как созидание самих команд, становится не просто способом зарабатывания на жизнь - это радикально новая философия, характерная как раз для Эпохи Группового Сотрудничества, некоторыми называемая Постиндустриальная Эпоха, а другими торжественно именуемая Эрой Водолея.

Таким образом понимаемый бизнес имеет свою особую этику, свою изысканную эстетику, свою миссиональную философию и свою стратегию гармонично-коммуникационного развития. Удивительно, но пока таких организмически стройных фирм не так уж много, хотя в развитых странах мало-помалу именно такие команды оказываются наиболее эффективными и обладающими максимальным адаптационным потенциалом, позволяющим выстаивать даже в штормовой рыночной среде.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.psycho.ru


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6