Учёт инвестиций
p> При хозяйственном способе производства указанных работ учёт затрат
ведётся застройщиком также на счёте 08 «Вложения во внеоборотные активы» и
осуществляется в соответствии с порядком, установленным Типовыми
методическими рекомендациями по планированию и учёту строительных работ
(8). При этом на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» отражают
фактически произведённые застройщиком затраты. В соответствии с указанными Типовыми методическими рекомендациями
строительным организациям рекомендуется вести учёт затрат на производство
строительных работ по следующим статьям расходов: . «Материалы»; . «Расходы на оплату труда рабочих»; . «Расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов»; . «Накладные расходы». Строительная организация может, исходя из принятых объектов учёта и
экономической целесообразности, самостоятельно расширять номенклатуру
статей на производство строительных работ. По статье «Материалы» отражают затраты на используемые
непосредственно при выполнении строительных работ материалы, строительные
конструкции, детали, топливо, электроэнергию, пар, воду и другие виды
материальных ресурсов. По статье «Расходы на оплату труда рабочих» указывают все расходы
по оплате труда производственных рабочих (включая рабочих, не состоящих в
штате) и линейного персонала при включении его в состав работников участков
(бригад), которые заняты непосредственно на строительных работах,
исчисленные по принятым в строительной организации системам и формам оплаты
труда. В статью «Расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и
механизмов» включают: . Затраты на оплату труда рабочих, занятых управлением строительными машинами и механизмами, и линейного персонала при включении его в состав работников участков (бригад); . Стоимость материальных ресурсов, включая топливо и энергию на эксплуатационные цели; . Амортизационные отчисления на полное восстановление строительных машин и механизмов, а также производственных приспособлений и оборудования, учитываемых в составе основных фондов; . Арнедную плату за пользование арендованными строительными машинами о механизмами в размерах, установленных договором; . Затраты на техническое обслуживание и диагностирование строительных машин и механизмов; . Затраты на проведение всех видов ремонтов строительных машин и механизмов, производственных приспособлений и оборудования; . Прочие затраты, связанные с эксплуатацией строительных машин и механизмов. По статье «Накладные расходы» отражают: . Административно-хозяйственные расходы (расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-хозяйственного персонала, содержание и эксплуатацию вычислительной техники, почтово- телеграфные расходы и др.); . Расходы на обслуживание работников строительства (затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров; отчисления на социальные нужды от расходов на оплату рабочих, занятых на строительных работах, а также занятых эксплуатацией строительных машин и механизмов и на некапитальных работах, производимых за счёт накладных расходов; расходы по обеспечению санитарно-гигиенических и бытовых условий; расходы на охрану труда и технику безопасности и др.); . Расходы на организацию работ на строительных площадках (расходы по ремонту малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и производственного инвентаря, используемых в производстве строительных работ и не относящихся к основным фондам; расходы, связанные с ремонтом, содержанием и разработкой временных (нетитульных) сооружений, приспособлений и устройств; затраты на содержание пожарной и сторожевой охраны; расходы, связанные с изобретательством и рационализацией; расходы по геодезическим работам, осуществляемым при производстве строительных работ и по их проектированию, и др.); . Прочие накладные расходы (платежи по обязательному страхованию; амортизация по нематериальным активам; платежи по кредитам банков в пределах ставки, установленной законодательством; расходы, связанные с рекламой в пределах утверждённых норм); . Затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы (пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм; налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком; отчисления в специальные отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды; отчисления в резерв на возведение временных зданий (сооружений) в тех случаях, когда средства на их возведение предусмотрены в договорной цене объекта строительства; расходы, возмещаемые заказчиками строек за счёт прочих затрат, относящихся к деятельности подрядчика). Указанные расходы записываются в дебет счёта 08 с кредита счёта 10 «Материалы» (на стоимость использованных в строительстве материалов), 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (на сумму начисленной заработной платы работникам, занятым в строительстве), 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению (на суммы, начисленные во внебюджетные фонды) и других счетов. 3.2. УЧЁТ ЗАТРАТ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ, СДАННОГО В МОНТАЖ В случае приобретения оборудования для строительства
непосредственно заказчиком при осуществлении строительных работ подрядным
способом, а также при строительстве хозяйственным способом учёт
приобретения, монтажа и ввода в эксплуатацию оборудования осуществляет
застройщик (заказчик). При поступлении оборудования, требующего монтажа, его приходуют по
фактической себестоимости приобретения по дебету счёта 07 «Оборудование к
установке» с кредита счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» и
других счетов. К счёту 07 «Оборудование к установке» могут быть открыты следующие
субсчета: 07-1 «Оборудование к установке отечественное»; 07-1 «Оборудование к установке импортное». Расходы по приобретению оборудования складываются из его стоимости
по счетам поставщиков, транспортных расходов по доставке оборудования и
заготовительно-складских расходов (включая наценки, комиссионные
вознаграждения, уплаченные снабженческим и внешнеэкономическим
организациям, стоимости услуг товарных бирж, таможенных пошлин и др.). Сумму НДС по поступившему оборудованию отражают по дебету счёта 19
«Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям» с кредита счёта
60 и других счетов. Первичный учёт движения оборудования ведут в порядке, установленном
для учёта материалов, но с использованием первичных документов,
предназначенных специально для учёта оборудования (акт о приёмке
оборудования и др.). При строительстве объектов подрядным способом заказчик передаёт
оборудование для монтажа строительной организации по акту передачи
оборудования. При этом оборудование продолжает учитываться у заказчика на
счёте 07 «Оборудование к установке», а у строительной организации оно
принимается на забалансовый счёт 005 «Оборудование, принятое для монтажа». После сдачи строительной организацией оборудования в монтаж на
основании справок о выполненных работах или актов инвентаризации
незавершённого производства строительных работ стоимость оборудования
списывают у заказчика с кредита счёта 07 «Оборудование к установке» в дебет
счёта 08 «Вложения во внеоборотные активы». В учёте застройщика оборудование, сданное в монтаж, отражают на
счёте 08 «Вложения во внеоборотные активы» по фактическим расходам, начиная
с того месяца, в котором начаты расходы по его установке на постоянном
месте эксплуатации (прикрепление к фундаменту, полу, междуэтажному
перекрытию, или иным несущим конструкциям здания (сооружения) или начата
укрупнительная сборка оборудования. Монтаж оборудования фиксируется наличием расходов в справке об
объёмах выполненных работ по монтажу этого оборудования (или в акте их
инвентаризации), оформленной в установленном порядке. Расходы по доставке оборудования до приобъектного склада и
заготовительно-складские расходы учитывают предварительно на счёте учёта
оборудования в общей сумме отклонений фактической стоимости приобретения
оборудования от их стоимости по счетам поставщиков и включают в состав
затрат по строительству объекта пропорционально стоимости сданного в монтаж
оборудования с учётом суммы данных расходов, приходящейся на стоимость
оборудования, которое числится в остатке на конец отчётного периода. В тех
случаях, когда указанные расходы составляют значительную величину,
застройщики могут учитывать транспортные и заготовительно-складские расходы
до их списания на счёт «Оборудование к установке» на счёте 15 «Заготовление
и приобретение материальных ценностей. Учёт этих расходов ведут на счёте 15
по номенклатуре статей, утверждённой заказчиком. Ежемесячно расходы,
учтённые на счёте 15, списывают с кредита этого счёта в дебет счёта 07 и
включают их в состав отклонений фактической стоимости приобретения
оборудования от их стоимости по счетам поставщиков. При осуществлении строительно-монтажных работ хозяйственным
способом переданное в монтаж оборудование списывают с кредита счёта 07 в
дебет счёта 08 «Вложения во внеоборотные активы» и отражают на счёте 08. 4. УЧЁТ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДОЛГОСРОЧНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ Источниками финансирования долгосрочных инвестиций могут быть
собственные средства организаций и привлеченные — долевое участие в
строительстве, дополнительные взносы участников, долгосрочные кредиты
банков, долгосрочные займы, средства внебюджетных фондов, средства
федерального бюджета, представляемого на безвозвратной и возвратной основе.
Финансирование долгосрочных инвестиций может осуществляться как за счет
одного, так и за счет нескольких источников. К собственным средствам, являющимся источниками финансирования
долгосрочных инвестиций, относят прибыль, остающуюся в распоряжении
организаций, амортизационные отчисления по основным средствам и
нематериальным активам, средства фондов накопления, страховые возмещения,
полученные в покрытие потерь и убытков от страховых случаев, и др. Планом счетов 1991 г. и Инструкцией по его применению существенно
изменена методика учета долгосрочных инвестиций. Если раньше вначале
создавали источник финансирования капитальных вложений (по кредиту счета
«Финансирование капитальных вложений») и осуществленные капитальные
вложения списывали со счета капитальных вложений на уменьшение их
источников, то теперь долгосрочные инвестиции отражают лишь на счете 08
«Капитальные вложения» и на счетах материалов, денежных средств, расчетов.
Счет 08 «Капитальные вложения» стал выполнять в основном функции
калькуляционного счета. Основную часть законченных долгосрочных инвестиций
списывают со счета 08 в дебет счетов 01 «Основные средства» и 04
«Нематериальные активы». По мере ввода в эксплуатацию объектов основных средств и
нематериальных активов учтенные на соответствующих счетах источники
долгосрочных инвестиций (88 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»,
92 «Долгосрочные кредиты банков», 96 «Целевые финансирование и поступления»
и др.) не уменьшаются. При данной методике по конечному сальдо счетов 88, 96, 02 «Износ
основных средств» и 05 «Износ нематериальных активов» невозможно определить
источники финансирования долгосрочных инвестиций. Вместе с тем кредитовые обороты по счетам 02, 05, субсчету «Фонды
накопления» счета 88, счету 96 за соответствующий период показывают вновь
созданные источники финансирования долгосрочных инвестиций. Как отмечалось ранее, к привлеченным источникам финансирования
долгосрочных инвестиций относят долгосрочные кредиты банков, долгосрочные
займы, долевое участие в строительстве, средства внебюджетных фондов,
средства федерального бюджета и некоторые другие. Полученные долгосрочные кредиты банков учитывают по кредиту счета
92 «Долгосрочные кредиты банков» и дебету счетов 51 «Расчетный счет», 52
«Валютный счет», 55 «Специальные счета в банках», 60 «Расчеты с
поставщиками и подрядчиками» и др. На суммы погашенных кредитов дебетуют
счет 92 в корреспонденции со счетами денежных средств. Порядок
кредитования, оформления кредитов и их погашения регулируется правилами
банков и кредитными договорами. Поступление средств от заимодавцев (кроме банков) отражают по
дебету счетов учета денежных средств или других счетов и кредиту счета 95
«Долгосрочные займы». При возврате (погашении полученных кредитов) счет 95
дебетуют и кредитуют счета учета денежных средств. Расходы предприятия по уплате процентов по кредитам банков и иным
заемным средствам, использованным на долгосрочные инвестиции, относят в
дебет счета 08 «Капитальные вложения». Проценты, уплаченные после ввода в
действие основных средств и нематериальных активов, подлежат отнесению на
уменьшение прибыли (в дебет счета 80). На этот же счет относят и проценты
по просроченным ссудам. При передаче средств основному застройщику в порядке долевого
участия в строительстве объекта перечисленные средства отражают на счетах
расчетов с основным застройщиком (дебет счета 76 или других счетов, кредит
счетов 51, 52 и др.). После окончания строительства инвентарную стоимость
объектов отражают по дебету счета 08 «Капитальные вложения» (с кредита
счетов расчетов), а после ввода объектов в эксплуатацию списывают со счета
08 на счет 01 «Основные средства». У головного застройщика полученные денежные средства в порядке
долевого участия отражают по дебету счетов денежных средств и кредиту счета
96 «Целевые финансирование и поступления». Затраты по строительству
учитывают по дебету счета 08 с кредита соответствующих счетов (60, 76 и
др.). По окончании строительства головной застройщик приходует стоимость
введенной в эксплуатацию своей части основных средств по дебету счета 01 с
кредита счета 08. Стоимость законченных объектов, переданных другим участникам,
застройщик списывает с кредита счета 08 в дебет счета 96. Полученная экономия по смете в зависимости от условий договора либо
возвращается участникам (дебет счета 96, кредит счета 51), либо является
прибылью застройщика (дебет счета 96, кредит счета 80 «Прибыли и убытки»). Финансирование государственных централизованных капитальных
вложений за счет средств федерального бюджета, предоставляемых на
безвозвратной основе, осуществляется в соответствии с утвержденным перечнем
строек и объектов для федеральных государственных нужд при отсутствии
других источников или в порядке государственной поддержки строительства
приоритетных объектов производственного назначения при максимальном
привлечении собственных, заемных и других средств. Средства федерального бюджета, предоставляемые на возвратной основе
для финансирования государственных централизованных капитальных вложений,
выделяются Минфину РФ в пределах кредитов, выдаваемых Центральным банком
РФ. Минфин РФ направляет указанные средства заемщикам (застройщикам)
через коммерческие банки в соответствии с заключенными с этими банками
договорами. При заключении договоров на получение указанных средств заемщики
представляют в банки выписки из перечня строек и объектов для федеральных
государственных нужд, государственные контракты (договоры подряда),
расчеты, обосновывающие сроки выхода введенных в действие производств на
проектную мощность, расчеты сроков возврата выданных средств и процентов по
ним, заключения государственной вневедомственной экспертизы и
государственной экологической экспертизы по проектной документации и
документы, подтверждающие платежеспособность заемщика (застройщика) и
возвратность средств. Полученные коммерческими банками средства федерального . бюджета,
предоставленные на возвратной основе, должны использоваться строго по
назначению и не могут зачисляться на депозитные счета, использоваться для
предоставления межбанковских кредитов и покупки свободно конвертируемой
валюты, отвлекаться в другие операции краткосрочного характера. Средства федерального бюджета на возвратной основе предоставляются
заемщикам под залог зданий, сооружений, оборудования, объектов
незавершенного строительства, материальных ценностей и другого имущества с
оформлением соответствующих документов, предусмотренных залоговым
законодательством РФ. Процентная ставка за пользование средствами федерального бюджета,
предоставляемыми на возвратной основе, не может превышать размера ставки,
установленной в договоре между Центральным банком РФ и Минфином РФ. Финансирование и кредитование строительства объектов смешанного
инвестирования за счет средств федерального бюджета, собственных средств
организаций, предприятий и других юридических и физических лиц
осуществляются в порядке, установленном Временным положением о
финансировании и кредитовании капитального строительства с соблюдением
пропорций расходования бюджетных ассигнований и собственных средств в
течение всего периода строительства объектов. Финансирование капитальных вложений за счет собственных средств
инвесторов, а также за счет собственных средств банка производится по
договоренности сторон. Договаривающиеся стороны самостоятельно определяют порядок внесения
инвесторами (заказчиками) собственных средств на счета в банки для
финансирования капитальных вложений, кредитования и взаиморасчетов между
участниками инвестиционного процесса за выполненные подрядные работы и
поставку оборудования, материальных и энергетических ресурсов, оказание
услуг. Формы оплаты определяются договорами (контрактами). Средства внебюджетных фондов и федерального бюджета, выделенные
предприятию на возвратной или безвозвратной основе, учитывают по кредиту
счета 96 «Целевые финансирование и поступления» и дебету счетов учета
денежных средств или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
в зависимости от того, на каких условиях выделены средства. Средства целевого финансирования и целевых поступлений расходуют в
строгом соответствии с установленными сметами. При использовании этих
средств их списывают в дебет счета 96 с кредита счетов по учету материалов,
расчетов и других счетов. 5. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ Налог на добавочную стоимость является одним из наиболее сложных
для понимания и расчета налогов в Российской Федерации. Так же, для
понимания принципов построения налога на добавленную стоимость требуется
изучить законодательную базу (закон, инструкцию, различные изменения и
дополнения к этим документам), относящуюся к данному вопросу и выяснить ряд
основных проблем. Для понимания структуры налога требуется выяснить такие вопросы,
как субъекты и объекты обложения налогом на добавленную стоимость, принципы
определения налогооблагаемой базы, ставки и сроки уплаты налога, и порядок
его исчисления, порядок ведения бухгалтерского учета по данному налогу,
особенности исчисления налога на добавленную стоимость для организаций
различных видов деятельности.
Страницы: 1, 2, 3
|