рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Учет затрат на производство и анализ себестоимости продукции рефераты



В странах с развитой рыночной экономикой уже несколько десятилетий существует деление бухгалтерского учета на финансовый и управленческий. При этом такие задачи, как учет производственных затрат, выявление отклонений фактических затрат от сметных, учет производственных запасов, определение себестоимости отдельных видов продукции и финансовых результатов от реализации продукции, решаются в рамках управленческой бухгалтерии.

В нашей республике не существует такого деления. Все разделы учета, в том числе издержек производства и обращения, охвачены единым бухгалтерским учетом, используются единые методологические и нормативные документы.

Однако более широкое внедрение в экономику рыночных отношений, может быть, в недалеком будущем приведет к созданию на предприятиях предпосылок для деления бухгалтерского учета на финансовый и управленческий. Автор работы считает данное решение обоснованным, так как информация о затратах на производство и себестоимости продукции является сугубо внутренней и предназначена для администрации предприятия в области управления.

Межнациональные системы бухгалтерского учета основаны на использовании метода определения конечного финансового результата «затраты-выпуск», создание которого начали советские экономисты в 1924-1928 гг. Мировое признание этот метод получил в экономике благодаря работам Василия Леонтьева, лауреата Нобелевской премии 1973 г.

Основой этого метода является соизмерение стоимости выпущенной продукции с затратами по снабжению, производству и реализации с корректировкой на изменение стоимости остатков ресурсов к началу и концу периода. При этом выпуск (реализация) продукции определяется по моменту передачи товаров или услуг покупателю и не зависит от момента             оплаты. [21, с. 98]

Применение метода «затраты-выпуск» в экономике Беларуси позволило бы отказаться от громоздких расчетов фактической себестоимости произведенной и реализованной продукции, от применения кассового принципа определения реализованного результата. Метод «затраты-выпуск» значительно повышает эффективность учета, удобен для организации контроля за использованием денежных средств и производственных ресурсов.

 Все многообразие производственных затрат необходимо классифицировать по определенным признакам. Это способствует улучшению планирования, прогнозирования, учета, контроля  и их анализа. В зарубежной практике применяется несколько иная классификация затрат, но ее применение на отечественных предприятиях при углублении рыночных отношений автор считает целесообразным.

Затраты предприятия на производство классифицируются на три больших категории:

1)     информация для оценки использования производственных ресурсов;

2)     данные о затратах для принятия управленческих решений;

3)     сведения о затратах для контроля и регулирования. [18, с. 72]

Для определения себестоимости произведенной продукции и полученной прибыли необходимо различать входящие затраты и истекшие затраты. Входящие затраты – это средства, которые были приобретены, имеются в наличии и, как ожидается, должны принести доходы в будущем; в балансе они отражаются как активы в виде производственных запасов. Если эти ресурсы израсходованы и потеряли способность приносить доход в дальнейшем, то они переходят в группу истекших затрат.

В себестоимость произведенной продукции должны включаться только производственные затраты, поэтому в учете выделяют затраты как входящие в себестоимость продукции, так и затраты отчетного периода. Отсюда, в себестоимость продукции включаются только те затраты, под которыми понимается себестоимость единицы продукции. Затратами отчетного периода считаются те затраты, которые не включаются в себестоимость продукции.

С целью получения необходимой и полезной информации для принятия решения и планирования целесообразно производственные затраты систематизировать по следующим направлениям:

1.     Динамика затрат по отношению к объему произведенной продукции.

2.     Затраты будущего периода, принимаемые и не принимаемые в расчет при оценке деятельности предприятия.

3.     Безвозвратные затраты.

4.     Вмененные затраты в результате принятого альтернативного решения.

5.     Инкрементные и маргинальные затраты.

С целью изучения динамики затрат в зависимости от объема производства их необходимо разделить на такие группы: переменные, постоянные, полупеременные и полупостоянные.

Переменные затраты изменяются прямо пропорционально объему производственной деятельности. Постоянные затраты остаются неизменными для различных масштабов производства за определенный период времени. К полупеременным относят затраты как зависящие, так и не зависящие от объема производства. Полупостоянные затраты являются постоянными до определенного объема продукции, после которого они могут возрастать на определенную постоянную величину.

Не принимаемые и принимаемые в расчет затраты – это затраты будущих лет. Не принимаемые в расчет – это затраты, которые не завися от принятого решения, т.е. не имеют отношения к данной проблеме. Принимаемые в расчет затраты, в свою очередь, зависят от принятого решения.

Под безвозвратными затратами понимается стоимость уже приобретенных материалов, т.е. это затраты, которые не могут быть изменены какими-либо другими решениями.

Вмененные – это затраты, которые должны быть учтены при принятии решения, а данные о них нельзя получить в рамках системы бухгалтерского учета. Для принятия решения такие затраты учитываются условно.

Инкрементными называют затраты, которые появляются в результате изготовления или продажи каких-то дополнительных единиц продукции. Если постоянные затраты изменяются в результате принятого решения о дополнительном изготовлении продукции, то их прирост будет считаться инкрементными затратами. Маргинальные затраты отличаются от инкрементных тем, что они представляют собой дополнительные затраты на единицу продукции.

Для осуществления контроля и регулирования производственные затраты делят на регулируемые и не регулируемые управленческим персоналом.

Таким образом, для совершенствования методики учета затрат на производство на отечественных предприятиях следует разделить бухгалтерский учет на финансовый и управленческий, внедрить метод определения конечного финансового результата «затраты-выпуск», применять зарубежную классификацию затрат на производство.

3.       АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

 

3.1.          Объект исследования и информационное обеспечение анализа затрат на производство и себестоимости продукции



Одним из основных факторов формирования прибыли является себестоимость реализованной продукции. Если она за отчетный период повысилась, то при прочих равных условиях размер прибыли за этот период обязательно уменьшится за счет этого фактора на такую же величину. Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость.

В условиях различных форм развития экономики себестоимость продукции является важнейшим производственно-хозяйственной деятельности предприятий. В себестоимости находят выражение все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией продукции. Ее показатели отражают степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом.

Управление себестоимостью продукции – это планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий; контроля за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции и выявления резервов этого снижения. [9, с. 64] Анализ, выполняя одну из основных управленческих функций, входит в управляющую подсистему, и недостаточное его функционирование в этом звене приводит к снижению эффективности системы управления себестоимостью в целом.

Анализ себестоимости продукции позволяет изучить тенденции изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и выработать мероприятия по их освоению.

Эффективность системы управления затратами во многом зависит от организации их анализа, которая в свою очередь определяется следующими факторами:

–       формой и методами учета затрат, применяемыми на предприятии;

–       степенью автоматизации учетно-аналитического процесса на предприятии;

–       состоянием планирования и нормирования уровня затрат;

–       наличием соответствующих видов ежедневной, еженедельной и ежемесячной внутренней отчетности о затратах, позволяющих оперативно выявлять отклонения, их причины и своевременно принимать корректирующие меры по их устранению;

–       наличием специалистов, умеющих грамотно анализировать и управлять процессом формирования затрат. [25, с. 216-217]

Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:

1)     абсолютная сумма затрат в целом и по элементам;

2)     затраты на рубль продукции (издержкоемкость продукции);

3)     себестоимость продукции в целом и в разрезе калькуляционных статей;

4)     себестоимость отдельных изделий.

Источники информации для анализа затрат на производство и себестоимости продукции:

1)     бизнес-план;

2)     данные бухгалтерского учета по соответствующим счетам учета затрат;

3)     плановые и отчетные калькуляции важнейших изделий;

4)     первичные документы в необходимых случаях;

5)     плановые данные о затратах на производство и реализацию продукции и отдельных изделий;

6)      отчетность о затратах на производство: для субъектов малого предпринимательства ­– форма № 1–МП «Отчет о финансово-хозяйственной деятельности субъекта малого предпринимательства».

Таким образом, себестоимость является одной из составных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов этого объекта управления. Анализ, выполняя одну из основных управленческих функций, входит в управляющую подсистему, и недостаточное его функционирование в этом звене приводит к снижению эффективности системы управления себестоимостью в целом. В качестве источников информации для анализа затрат на производство и себестоимости продукции можно использовать бизнес-план; данные бухгалтерского учета по соответствующим счетам учета затрат; плановые и отчетные калькуляции важнейших изделий.



3.2.          Анализ состава и структуры затрат на производство продукции



Изучение структуры затрат на производство и ее изменения за отчетный период по отдельным элементам затрат является первоначальным этапом углубленного анализа себестоимости с целью  изыскания путей и источников снижения затрат и увеличения прибыли.

Важным фактором увеличения прибыли предприятия является снижение затрат на производство продукции. Поиск резервов этого снижения следует начать с исследования и общей оценки состава и структуры затрат. Исследование состава позволяет определить, из каких составляющих складываются производственные затраты. Анализ структуры дает возможность установить тип производства и основные направления поиска резервов снижения затрат. Так, преобладание в общей сумме затрат удельного веса материальных затрат свидетельствует о том, что производство материалоемкое и, как следствие, главное направление поиска резервов снижения затрат – экономия и рациональное использование материальных ресурсов. Сказанное не означает, что в других направлениях невозможно найти вышеуказанные резервы. Речь идет о том, что главным направлением, дающим значительные суммы резервов, является то, которое определено структурой затрат.

Анализ структуры затрат на производство начинается с определения удельных весов (в процентах) отдельных элементов затрат в общей сумме затрат и их изменения за отчетный период. Для наглядности такого анализа используется аналитическая таблица 1, в которой перечисляются элементы затрат и отражается их величина в процентах к итогу. Эти данные показываются отдельно: базовые (прошлого отчетного периода, плановые), фактические и изменение этих показателей за анализируемый период.

Изучение структуры затрат по элементам (при необходимости можно провести анализ и по важнейшим составным их частям), а также происшедших изменений за отчетный период позволяет дать оценку рациональности такой структуры, а также сделать вывод о необходимости и возможности ее изменения.


Таблица 1. Анализ структуры затрат на производство в разрезе элементов (приложение П)

Элементы затрат

По плану

За отчетный год

Изменение

сумма, тыс. руб.

удельный вес, %

сумма, тыс. руб.

удельный вес, %

суммы, тыс. руб.

удельного веса, %

1.Материальные затраты

420 000

63,20

415 294,40 

59,54 

-4 705,60

-3,66

2.Расходы на оплату труда рабочих

120 000

18,05

122 520,10 

17,57 

2 520,10

-0,48

3.Отчисления на социальные нужды

48 000

7,22

48 677,20 

6,98 

677,20

-0,24

4.Амортизация основных средств и нематериальных активов

1 700

0,25

1 760,00 

0,25 

60,00

0,00

5.Прочие затраты

75 000

11,28

109 214,70 

15,66 

34 214,7

4,38

Итого затрат

664 700

100,00 

697 466,40 

100,00 

611 716,01

х

Примечание. Источник: собственная разработка.

Показатели свидетельствуют о том, что значительную долю в отчетном году занимали материальные и трудовые затраты. Материальные затраты уменьшились на 4 705,6 тыс. руб., а их доля в  общей сумме затрат снизилась на 3,66 %. Расходы на оплату труда рабочих увеличились на 2 520,1 тыс. руб., однако удельный вес их снизился на 0,48 %. Доля амортизации основных средств и нематериальных активов не изменилась несмотря на то, что амортизационные отчисления увеличились на 60 тыс. руб. Отчисления на социальные нужды увеличились на 677,2 тыс. руб., однако удельный вес их снизился на 0,24 %. Наиболее значительно увеличились прочие затраты – на   34 214,7 тыс. руб., что привело к увеличению их доли в общей сумме затрат на 4,38 %. Из вышесказанного следует, что важнейшими резервами снижения себестоимости продукции является сокращение материальных и трудовых затрат, а также снижение доли прочих затрат.



3.3.          Анализ затрат на рубль продукции



 Наиболее обобщающим показателем себестоимости продукции, выражающим ее прямую связь с прибылью, является уровень затрат на рубль продукции. 

Затраты на рубль продукции определяются по формуле:

                                                   Z=C/V,                                                   (3.1)                                            

 где C – полная себестоимость произведенной продукции;

       V – стоимость или объем произведенной продукции.

Этот показатель рассчитывается в копейках. Он обладает и достоинствами, и недостатками. Среди достоинств можно выделить следующие:

1)      может рассчитываться во всех отраслях народного хозяйства;

2)      визуальная связь с прибылью и рентабельностью:

например, цена единицы изделия – 1 000 руб., себестоимость – 800 руб., следовательно, прибыль, которую можно получить от продажи единицы изделия – 1000-800=200 руб., а рентабельность единицы изделия – 200/800*100=25 %. [16, с. 57]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9