Учет расчетов по имущественному, личному и социальному страхованию и обеспечению
p> Пособие по временной нетрудоспособности, беременности и родам назначается
работникам, если нетрудоспособность наступила в период их работы (включая
испытательный срок и день увольнения) в данной организации. Пособие назначается исходя из фактического заработка работника и
продолжительности его непрерывного стажа: 8 и более лет — 100 %, от 5 до 8
лет — 80 %, до 5 лет — 60 %. При этом ряд категорий работников имеют
льготы: независимо от стажа работы 100 % заработка выплачивается работникам
при обострении профессионального заболевания, лицам, имеющим на иждивении
трех и более детей, не достигших 16 лет (для учащихся - 18 лет), лицам,
имеющим льготы в связи с Чернобыльской аварией, работающим инвалидам
Великой Отечественной войны и другим инвалидам, лицам, приравненным к ним в
отношении льгот. Социальное пособие на погребение из средств ФСС выплачивается только на
умерших работающих и их несовершеннолетних детей по фактическим расходам в
размере, не превышающем десятикратного размера минимальной оплаты труда.
Что касается расходов на погребение пенсионеров, то они возмещаются по
социальным нормам органами социальной защиты населения. Важным каналом использования средств социального страхования является
приобретение и выдача путевок на санаторно-курортное лечение. Эти вопросы
регламентируются упомянутой выше инструкцией о порядке приобретения,
распределения и учета путевок, выдаваемых за счет средств ФСС. Согласно этой инструкции за счет средств ФСС могут приобретаться и
выдаваться нуждающимся путевки: в санатории, в санатории для взрослого с
ребенком, санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия,
санаторий-профилакторий, дом отдыха, пансионат отдыха, стационарную базу
отдыха предприятия, курортную бальнеологическую лечебницу, курортную
грязелечебницу, курортную поликлинику. Фонд социального страхования устанавливает норматив расходов на
организацию санаторно-курортного обслуживания и отдыха. Путевки на санаторно-курортное лечение и отдых выдаются бухгалтерией
страхователя на основании выписки из решения комиссии (уполномоченного) по
социальному страхованию не позднее чем за 20 дней до начала срока их
действия. В отдельных случаях с согласия получателя путевка может быть
выдана в более поздний срок, но не позднее срока, необходимого для
своевременного прибытия к месту лечения или отдыха. Размеры частичной оплаты за путевку в санаторно-курортные и
оздоровительные организации на территории России составляют: на санаторное
лечение — от 5 % до 20 % стоимости путевки; на отдых - от 10 % до 25 %
стоимости путевки. Путевки на лечение и отдых являются денежными документами и подлежат
хранению в кассе и учету на счете 56 "Денежные документы". Все путевки
должны быть зарегистрированы в специализированном регистре — книге
(журнале) учета поступления и выдачи путевок (ф. № 13 ФСС). Учет расчетов с внебюджетными социальными фондами по социальному
страхованию и обеспечению ведут на счете 69 "Расчеты по социальному
страхованию и обеспечению", к которому предусмотрены следующие субсчета: 1 - "Расчеты по социальному страхованию"; 2 — "Расчеты по пенсионному обеспечению"; 3 — "Расчеты по медицинскому страхованию"; 4 — "Расчеты по фонду занятости". По кредиту счета 69 по соответствующим субсчетам отражаются суммы,
начисленные по установленным тарифам в соответствующие социальные фонды,
куда в корреспонденции с дебетом счетов отнесены суммы оплаты труда, от
которых производились отчисления: 08, 10, 11 "Животные на выращивании и
откорме", 12, 15 "Заготовление и приобретение материалов", 20—31 — счета
производственных затрат; 43—48 — счета по учету реализации; 88 (субсчет 5);
89 "Резервы предстоящих расходов и платежей"; 96 "Целевые финансирование и
поступления". По кредиту счета 69 отражаются также суммы штрафных санкций за
несвоевременный взнос страховых сумм, неправильное начисление сумм платежей
и другие нарушения, выявленные при проверках расчетов с соответствующими
фондами, в корреспонденции с дебетом счета 81. По кредиту счета 69, субсчет 2 отражаются суммы удержаний из оплаты труда
(1 %) в Пенсионный фонд в корреспонденции с дебетом счета 70. По дебету счета 69 отражаются суммы перечисления задолженности в фонды
социального назначения в корреспонденции с кредитом счетов по учету
денежных средств или кредитов банка (при перечислении задолженности за счет
кредита банка), а также использование средств фонда социального страхования
непосредственно в хозяйстве в корреспонденции с кредитом различных счетов в
зависимости от характера произведенных расходов. Так, при начислении сумм
по больничным листам делается запись: Дебет 69, субсчет 1 Кредит 70 При выплате больничных делается запись: Дебет 70 Кредит 50 "Касса". По нескольким вариантам возможно отражение операций по поступлению и
использованию путевок за счет Фонда социального страхования. 1 вариант — приобретение (покупка) путевок в учреждениях Фонда:
оплачен счет за путевку: Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», Кредит 51;
получена путевка в организации: Дебет 56 «Денежные документы», Кредит 76;
списана путевка, выданная бесплатно: Дебет 69 Кредит 56. При частичной оплате путевки сотрудником первые две записи будут
совпадать, а далее записи примут следующий вид: начислена частичная оплата за путевку: Дебет 73 Кредит 56; внесена в кассу частичная оплата: Дебет 50 Кредит 73; остальная сумма путевки списана за счет ФСС: Дебет 69 Кредит 56. Рассмотренный вариант применяется в том случае, когда организация
самостоятельно приобретает путевки в территориальных отделениях Фонда
социального страхования. Такой порядок предусмотрен инструкцией о
приобретении путевок для организаций с числом свыше 300 застрахованных
работников. Путевки же для организаций с числом до 300 застрахованных
организации непосредственно получают в органах ФСС в счет начисленных
страховых платежей. В этом случае записи на счетах примут следующий вид: II вариант — непосредственное получение путевок в органах ФСС:
оприходована путевка от органов ФСС: Дебет 56 Кредит 69;
начислена сумма частичной оплаты за путевку: Дебет 73 Кредит 56;
внесена в кассу частичная оплата за путевку: Дебет 50 Кредит 73;
списана стоимость путевки, выданная за счет Фонда: Дебет 69 Кредит 56;
погашена задолженность ФСС за частичную оплату путевки: Дебет 69 Кредит 51. Разница между этими двумя вариантами сводится к различному порядку
списания путевок по счету 69: в первом случае они списываются с последующим
отражением источника по счету 69 (при большом количестве путевок этих сумм
за счет собственных начислений по счету 69 может не быть в достаточном
размере, поэтому в последующем они могут возмещаться ФСС: д-т сч. 51, к-т
сч. 69); во втором случае они сразу приходуются в счет производимых
отчислений в ФСС. /// вариант — получение путевок от ФСС в подотчет. Если путевки получены от исполнительного органа Фонда в подотчет, они
учитываются на забалансовом счете 006 "Бланки строгой отчетности". При их
выдаче (продаже) они списываются со счета 006 и отражаются в балансовом
учете как при втором варианте через счет 56, если путевка будет выдаваться
бесплатно за счет ФСС; либо (при продаже) через счет 50; в том и другом
случае в корреспонденции со счетом 69. Неиспользованные суммы перечисляются в централизованный фонд: Дебет 69, субсчет 1 Кредит 51. Расходы по государственному социальному страхованию,
произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные
документами, к зачету за счет средств ФСС не принимаются и подлежат
возмещению в установленном порядке. За несвоевременную уплату взносов в ФСС РФ, ПФ РФ, фонды ОМС и ГФЗН
РФ начисляются пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования Центрального
Банка РФ, действующей на момент возникновения недоимки. В 1999 году органы ФСС РФ и ГФЗН РФ обязаны списывать (амнистировать)
пени организаций, осуществляющих текущие платежи в полном объеме и
погасивших просроченную задолженность, сложившуюся на 1 января 1999. В
случае частичного погашения недоимки списание пеней производят
пропорционально сумме погашенной задолженности. Задолженность
сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий по пеням и штрафам
перед ФСС РФ по состоянию на 1 апреля 1999 списывается в полном объеме. Согласно письму Фонда ОМС от 10.01.97, если страхователь за один и тот
же период времени произвел отчисления на выплаты, которые не должны
начисляться, но не начислил куда положено, то взаимозачет не прощается, и
взыскивается пеня 1% за каждый день просрочки. 2.3. Составление расчетных ведомостей по взносам в социальные фонды В соответствии с действующим порядком все организации обязаны
периодически представлять в соответствующие социальные фонды расчетные
ведомости по начисленным страховым платежам и произведенным расходам. Все
страхователи ежеквартально составляют в двух экземплярах "Расчетную
ведомость по средствам Фонда государственного социального страхования"
(утверждена постановлением Фонда социального страхования РФ от 15 ноября
1999г. № 71, форма № 4 — ФСС РФ) и представляют ее не позднее 15 числа
следующего за отчетным кварталом месяца в исполнительный орган фонда, в
котором они застрахованы. Расчетная ведомость предусматривает отражение начисленных сумм в Фонд
социального страхования по всем основаниям; расходы по социальному
страхованию, производимые непосредственно в организациях: пособия по
временной нетрудоспособности, по уходу за больными, по беременности и
родам, при рождении ребенка по уходу за ним, пособия на погребение, расходы
на оплату путевок, оплату проезда в санатории, содержание санаториев и
профилакториев и т. п. Сразу же под названием расчетной ведомости
указываются тарифы страховых взносов на социальное страхование (5,4%) и
социальное страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний. В ведомости выводится итог расходов,
произведенных в организации за счет средств социального страхования, и
отражается состояние расчетов с органами социального страхования, в том
числе выводится сумма задолженности предприятия (при превышении начисленных
страховых платежей над суммой произведенных расходов) либо, наоборот, за
Фондом социального страхования — при превышении произведенных организацией
расходов и выплат по социальному страхованию над суммой начисленных
страховых платежей. Бланк расчетной ведомости приведен в Приложении 8. По средствам Пенсионного фонда все страхователи ежеквартально составляют
в двух экземплярах "Расчетную ведомость по страховым взносам в Пенсионный
фонд РФ" и в течение 30 дней после окончания квартала предоставляется в
территориальное отделение ПФ РФ по месту регистрации организации. Расчетная
ведомость состоит из трех таблиц: - «Расчеты по средствам ПФР»; - «Суммы оплат труда, на которые начисляются страховые взносы в ПФР»; - Расходы средств ПФР». В ведомости указывается остаток задолженности на начало года (за
плательщиком или ПФР), суммы взносов, начисленные по состоянию на начало
квартала и за отчетный квартал (всего и помесячно), перечисление сумм в ПФР
(по каждому платежному документу), всего начислено сумм с начала года,
всего уплачено, остаток задолженности на конец отчетного периода (за
плательщиком или за ПФР), в том числе просроченная задолженность. На
обороте расчетной ведомости указаны суммы оплаты труда (за квартал и
помесячно), на которые начислены страховые взносы в ПФР. В конце ведомости
приводятся сведения о фактических сроках получения оплаты труда (для
контроля за сроками перечисления). Бланк расчетной ведомости приведен в
Приложении 9. Все плательщики в фонды обязательного медицинского страхования
ежеквартально представляют "Расчетную ведомость по страховым взносам в
Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования"
(утверждена Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 21
января 1994). Расчетная ведомость состоит из пяти таблиц: - таблица 1 «Суммы всех выплат, начисленных в пользу работников, включая
выплаты по договорам гражданско-правового характера»; - таблица 2 «Сумма выплат, на которые начислены страховые взносы в фонды
обязательного медицинского страхования»; - таблица 3 «Расчет по средствам фондов обязательного медицинского
страхования»; - таблица 4 «Расшифровка перечисленных платежей в отчетном периоде (в I
квартале; в I полугодии; в течение 9 месяцев; в отчетном году)»; - таблица 5 «Сведения о полученных средствах на оплату труда из бюджетов
всех уровней». В расчетной ведомости показываются месячные суммы оплаты труда, с
которых производятся отчисления в фонды, и раздельно отражаются суммы,
начисленные в Федеральный фонд — 0,2 %, и суммы в территориальный фонд —
3,4 % от оплаты труда. Внизу ведомости указываются суммы фактических
перечислений в тот и другой фонд и отражается сумма задолженности на конец
отчетного периода, в том числе — просроченная. Бланк расчетной ведомости
приведен в Приложении 10. По средствам Фонда занятости населения РФ ежемесячно в службу
занятости представляется "Расчетная ведомость по взносам в Фонд занятости
населения". В верхней части ведомости поквартально указываются суммы фонда
оплаты труда, с которого должны быть начислены взносы. Затем указываются
суммы задолженности на начало года (за плательщиком или за фондом), после
чего указываются начисленные суммы в Фонд занятости с начала года, всего,
за отчетный квартал, в том числе помесячно, начисленные суммы пени,
начислено по актам (недоимок и пени), всего подлежит к уплате, перечислено
в Фонд занятости на начало квартала, за отчетный квартал, в том числе
помесячно (с указанием конкретных платежных документов), всего уплачено,
остаток задолженности на конец отчетного периода (за плательщиком, в том
числе просроченная, задолженность за фондом). Если расчетная ведомость по средствам ГФЗН РФ не представлена в срок,
с плательщика будет взыскан штраф, размер которого устанавливается из
расчета 5% от суммы страховых взносов, подлежащих уплате на основе
расчетной ведомости, за каждый полный или неполный месяц просрочки. В целом
штраф не может быть меньше 100 руб. и не должен превышать 30% от суммы
взносов. Бланк расчетной ведомости приведен в Приложении 11. Расчетные ведомости являются весьма важными документами, поскольку по
ним определяются суммы задолженности и платежей по каждому фонду. Для
правильного их составления рекомендуется аналитический учет по счету 69
строить с таким расчетом, чтобы он обеспечивал все необходимые данные для
составления расчетных ведомостей непосредственно на основе соответствующих
данных системного бухгалтерского учета. Выводы и предложения. Учет расчетов по имущественному, личному и социальному страхованию и
обеспечению ведется на счетах 65 «Расчеты по имущественному и личному
страхованию» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
Постоянно меняющееся законодательство обязывает бухгалтеров следить за
происходящими изменениями. Многие вопросы, связанные с данной темой
остаются открытыми и требуют своего решения в последующих нормативных
актах. Необходимо отметить, что на данном этапе существует много проблем: во-
первых, противоречия в законодательстве, которые приводят к абсурдным
ситуациям как, например, в случае описанном в статье Земляченко С. В.
когда взносы в один государственный социальный внебюджетный фонд следует
производить за счет средств, выделенных другим государственным социальным
внебюджетным фондом в частности в ПФ РФ на сумму премии страховому активу,
выплачиваемую организацией за счет средств, выделенных отделением ФСС РФ,
так как данная премия в перечень необлагаемых выплат ПФ РФ не включена. И
это не единичный случай. Здесь, на мой взгляд, необходима, тщательная
проработка нормативных актов на факт соответствия их друг другу. Во-вторых,
как показывает практика, неуплата или неполная уплата взносов во
внебюджетные фонды – одно из самых распространенных нарушений, допускаемых
руководителями организаций. Хотя действующее законодательство
предусматривает за эти нарушения как налоговую, так и уголовную
ответственность, это не может искоренить проблему недоимок в РФ. По мнению
бухгалтеров-практиков данная ситуация создается из-за высоких ставок
отчислений в фонды, естественно предприятия пытаются уклониться от уплаты
страховых взносов, чем и объясняется высокий объем недоимок. В данной
ситуации внебюджетным фондам надо пойти на снижение ставок (хотя бы на
время) отчислений в фонды. В третьих, необходимо внедрять новейшие
компьютерные системы и программы, применяемые в зарубежных странах, не
только на предприятиях, но в фондах для упрощения и ускорения процедур
расчетов с организациями, а также для более строгого контроля со стороны
внебюджетных фондов. Имеется в виду, что и предприятие и внебюджетный фонд
или страховая компания должны быть подключены к одной компьютерной сети. К
сожалению, на данный момент нет готовых программных продуктов для
осуществления данных расчетов, любую программу (1С Бухгалтерия, БЕСТ и др.)
необходимо адаптировать для каждого предприятия, так как в первоначальном
виде она подходит только на 10-15%. Недостатком данных программ является и
то, что в них нет расчетных ведомостей фондов. Обобщая все выше изложенное необходимо сказать, что учет расчетов по
имущественному, личному и социальному страхованию и обеспечению является
неотъемлемой частью бухгалтерского учета в любой организации. Существует
множество проблем, которые надо поэтапно решать как на уровне предприятий,
так и на законодательном уровне. Список литературы.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 04.01.99 № 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год". Система Консультант Плюс.
2. Инструкция о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденная постановлением Фонда социального страхования РФ, Министерства труда и социального развития РФ, Министерства финансов РФ, Государственной налоговой службы России от 02.10.96 № 162/2/87/07-1-07 (в ред. Постановлений ФСС РФ от 30.12.1997 № 126, Минтруда РФ от 31.12.1997 № 71, Минфина РФ от 26.02.1998 № 1-13/2, Госналогслужбы РФ от 02.03.1998 № АП-6- 07/158; ФСС РФ от 04.11.1999 № 70, Минтруда РФ, Минфина РФ от 02.12.1999
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|