рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Учет расчетов по имущественному, личному и социальному страхованию и обеспечению рефераты

p> Пособие по временной нетрудоспособности, беременности и родам назначается работникам, если нетрудоспособность наступила в период их работы (включая испытательный срок и день увольнения) в данной организации.

Пособие назначается исходя из фактического заработка работника и продолжительности его непрерывного стажа: 8 и более лет — 100 %, от 5 до 8 лет — 80 %, до 5 лет — 60 %. При этом ряд категорий работников имеют льготы: независимо от стажа работы 100 % заработка выплачивается работникам при обострении профессионального заболевания, лицам, имеющим на иждивении трех и более детей, не достигших 16 лет (для учащихся - 18 лет), лицам, имеющим льготы в связи с Чернобыльской аварией, работающим инвалидам
Великой Отечественной войны и другим инвалидам, лицам, приравненным к ним в отношении льгот.

Социальное пособие на погребение из средств ФСС выплачивается только на умерших работающих и их несовершеннолетних детей по фактическим расходам в размере, не превышающем десятикратного размера минимальной оплаты труда.
Что касается расходов на погребение пенсионеров, то они возмещаются по социальным нормам органами социальной защиты населения.

Важным каналом использования средств социального страхования является приобретение и выдача путевок на санаторно-курортное лечение. Эти вопросы регламентируются упомянутой выше инструкцией о порядке приобретения, распределения и учета путевок, выдаваемых за счет средств ФСС.

Согласно этой инструкции за счет средств ФСС могут приобретаться и выдаваться нуждающимся путевки: в санатории, в санатории для взрослого с ребенком, санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия, санаторий-профилакторий, дом отдыха, пансионат отдыха, стационарную базу отдыха предприятия, курортную бальнеологическую лечебницу, курортную грязелечебницу, курортную поликлинику.

Фонд социального страхования устанавливает норматив расходов на организацию санаторно-курортного обслуживания и отдыха.

Путевки на санаторно-курортное лечение и отдых выдаются бухгалтерией страхователя на основании выписки из решения комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию не позднее чем за 20 дней до начала срока их действия. В отдельных случаях с согласия получателя путевка может быть выдана в более поздний срок, но не позднее срока, необходимого для своевременного прибытия к месту лечения или отдыха.

Размеры частичной оплаты за путевку в санаторно-курортные и оздоровительные организации на территории России составляют: на санаторное лечение — от 5 % до 20 % стоимости путевки; на отдых - от 10 % до 25 % стоимости путевки.

Путевки на лечение и отдых являются денежными документами и подлежат хранению в кассе и учету на счете 56 "Денежные документы". Все путевки должны быть зарегистрированы в специализированном регистре — книге
(журнале) учета поступления и выдачи путевок (ф. № 13 ФСС).

Учет расчетов с внебюджетными социальными фондами по социальному страхованию и обеспечению ведут на счете 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", к которому предусмотрены следующие субсчета:

1 - "Расчеты по социальному страхованию";

2 — "Расчеты по пенсионному обеспечению";

3 — "Расчеты по медицинскому страхованию";

4 — "Расчеты по фонду занятости".

По кредиту счета 69 по соответствующим субсчетам отражаются суммы, начисленные по установленным тарифам в соответствующие социальные фонды, куда в корреспонденции с дебетом счетов отнесены суммы оплаты труда, от которых производились отчисления: 08, 10, 11 "Животные на выращивании и откорме", 12, 15 "Заготовление и приобретение материалов", 20—31 — счета производственных затрат; 43—48 — счета по учету реализации; 88 (субсчет 5);
89 "Резервы предстоящих расходов и платежей"; 96 "Целевые финансирование и поступления".

По кредиту счета 69 отражаются также суммы штрафных санкций за несвоевременный взнос страховых сумм, неправильное начисление сумм платежей и другие нарушения, выявленные при проверках расчетов с соответствующими фондами, в корреспонденции с дебетом счета 81.

По кредиту счета 69, субсчет 2 отражаются суммы удержаний из оплаты труда
(1 %) в Пенсионный фонд в корреспонденции с дебетом счета 70.

По дебету счета 69 отражаются суммы перечисления задолженности в фонды социального назначения в корреспонденции с кредитом счетов по учету денежных средств или кредитов банка (при перечислении задолженности за счет кредита банка), а также использование средств фонда социального страхования непосредственно в хозяйстве в корреспонденции с кредитом различных счетов в зависимости от характера произведенных расходов. Так, при начислении сумм по больничным листам делается запись:

Дебет 69, субсчет 1 Кредит 70

При выплате больничных делается запись:

Дебет 70 Кредит 50 "Касса".

По нескольким вариантам возможно отражение операций по поступлению и использованию путевок за счет Фонда социального страхования.

1 вариант — приобретение (покупка) путевок в учреждениях Фонда: оплачен счет за путевку:

Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», Кредит 51; получена путевка в организации:

Дебет 56 «Денежные документы», Кредит 76; списана путевка, выданная бесплатно:

Дебет 69 Кредит 56.

При частичной оплате путевки сотрудником первые две записи будут совпадать, а далее записи примут следующий вид: начислена частичная оплата за путевку:

Дебет 73 Кредит 56; внесена в кассу частичная оплата:

Дебет 50 Кредит 73; остальная сумма путевки списана за счет ФСС:

Дебет 69 Кредит 56.

Рассмотренный вариант применяется в том случае, когда организация самостоятельно приобретает путевки в территориальных отделениях Фонда социального страхования. Такой порядок предусмотрен инструкцией о приобретении путевок для организаций с числом свыше 300 застрахованных работников. Путевки же для организаций с числом до 300 застрахованных организации непосредственно получают в органах ФСС в счет начисленных страховых платежей. В этом случае записи на счетах примут следующий вид:

II вариант — непосредственное получение путевок в органах ФСС: оприходована путевка от органов ФСС:

Дебет 56 Кредит 69; начислена сумма частичной оплаты за путевку:

Дебет 73 Кредит 56; внесена в кассу частичная оплата за путевку:

Дебет 50 Кредит 73; списана стоимость путевки, выданная за счет Фонда:

Дебет 69 Кредит 56; погашена задолженность ФСС за частичную оплату путевки:

Дебет 69 Кредит 51.

Разница между этими двумя вариантами сводится к различному порядку списания путевок по счету 69: в первом случае они списываются с последующим отражением источника по счету 69 (при большом количестве путевок этих сумм за счет собственных начислений по счету 69 может не быть в достаточном размере, поэтому в последующем они могут возмещаться ФСС: д-т сч. 51, к-т сч. 69); во втором случае они сразу приходуются в счет производимых отчислений в ФСС.

/// вариант — получение путевок от ФСС в подотчет.

Если путевки получены от исполнительного органа Фонда в подотчет, они учитываются на забалансовом счете 006 "Бланки строгой отчетности". При их выдаче (продаже) они списываются со счета 006 и отражаются в балансовом учете как при втором варианте через счет 56, если путевка будет выдаваться бесплатно за счет ФСС; либо (при продаже) через счет 50; в том и другом случае в корреспонденции со счетом 69.

Неиспользованные суммы перечисляются в централизованный фонд:

Дебет 69, субсчет 1 Кредит 51.

Расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету за счет средств ФСС не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.

За несвоевременную уплату взносов в ФСС РФ, ПФ РФ, фонды ОМС и ГФЗН
РФ начисляются пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования Центрального
Банка РФ, действующей на момент возникновения недоимки.

В 1999 году органы ФСС РФ и ГФЗН РФ обязаны списывать (амнистировать) пени организаций, осуществляющих текущие платежи в полном объеме и погасивших просроченную задолженность, сложившуюся на 1 января 1999. В случае частичного погашения недоимки списание пеней производят пропорционально сумме погашенной задолженности. Задолженность сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий по пеням и штрафам перед ФСС РФ по состоянию на 1 апреля 1999 списывается в полном объеме.

Согласно письму Фонда ОМС от 10.01.97, если страхователь за один и тот же период времени произвел отчисления на выплаты, которые не должны начисляться, но не начислил куда положено, то взаимозачет не прощается, и взыскивается пеня 1% за каждый день просрочки.

2.3. Составление расчетных ведомостей по взносам в социальные фонды

В соответствии с действующим порядком все организации обязаны периодически представлять в соответствующие социальные фонды расчетные ведомости по начисленным страховым платежам и произведенным расходам. Все страхователи ежеквартально составляют в двух экземплярах "Расчетную ведомость по средствам Фонда государственного социального страхования"
(утверждена постановлением Фонда социального страхования РФ от 15 ноября
1999г. № 71, форма № 4 — ФСС РФ) и представляют ее не позднее 15 числа следующего за отчетным кварталом месяца в исполнительный орган фонда, в котором они застрахованы.

Расчетная ведомость предусматривает отражение начисленных сумм в Фонд социального страхования по всем основаниям; расходы по социальному страхованию, производимые непосредственно в организациях: пособия по временной нетрудоспособности, по уходу за больными, по беременности и родам, при рождении ребенка по уходу за ним, пособия на погребение, расходы на оплату путевок, оплату проезда в санатории, содержание санаториев и профилакториев и т. п. Сразу же под названием расчетной ведомости указываются тарифы страховых взносов на социальное страхование (5,4%) и социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В ведомости выводится итог расходов, произведенных в организации за счет средств социального страхования, и отражается состояние расчетов с органами социального страхования, в том числе выводится сумма задолженности предприятия (при превышении начисленных страховых платежей над суммой произведенных расходов) либо, наоборот, за
Фондом социального страхования — при превышении произведенных организацией расходов и выплат по социальному страхованию над суммой начисленных страховых платежей. Бланк расчетной ведомости приведен в Приложении 8.

По средствам Пенсионного фонда все страхователи ежеквартально составляют в двух экземплярах "Расчетную ведомость по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ" и в течение 30 дней после окончания квартала предоставляется в территориальное отделение ПФ РФ по месту регистрации организации. Расчетная ведомость состоит из трех таблиц:

- «Расчеты по средствам ПФР»;

- «Суммы оплат труда, на которые начисляются страховые взносы в ПФР»;

- Расходы средств ПФР».

В ведомости указывается остаток задолженности на начало года (за плательщиком или ПФР), суммы взносов, начисленные по состоянию на начало квартала и за отчетный квартал (всего и помесячно), перечисление сумм в ПФР
(по каждому платежному документу), всего начислено сумм с начала года, всего уплачено, остаток задолженности на конец отчетного периода (за плательщиком или за ПФР), в том числе просроченная задолженность. На обороте расчетной ведомости указаны суммы оплаты труда (за квартал и помесячно), на которые начислены страховые взносы в ПФР. В конце ведомости приводятся сведения о фактических сроках получения оплаты труда (для контроля за сроками перечисления). Бланк расчетной ведомости приведен в
Приложении 9.

Все плательщики в фонды обязательного медицинского страхования ежеквартально представляют "Расчетную ведомость по страховым взносам в
Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования"
(утверждена Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 21 января 1994).
Расчетная ведомость состоит из пяти таблиц:

- таблица 1 «Суммы всех выплат, начисленных в пользу работников, включая выплаты по договорам гражданско-правового характера»;

- таблица 2 «Сумма выплат, на которые начислены страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования»;

- таблица 3 «Расчет по средствам фондов обязательного медицинского страхования»;

- таблица 4 «Расшифровка перечисленных платежей в отчетном периоде (в I квартале; в I полугодии; в течение 9 месяцев; в отчетном году)»;

- таблица 5 «Сведения о полученных средствах на оплату труда из бюджетов всех уровней».

В расчетной ведомости показываются месячные суммы оплаты труда, с которых производятся отчисления в фонды, и раздельно отражаются суммы, начисленные в Федеральный фонд — 0,2 %, и суммы в территориальный фонд —
3,4 % от оплаты труда. Внизу ведомости указываются суммы фактических перечислений в тот и другой фонд и отражается сумма задолженности на конец отчетного периода, в том числе — просроченная. Бланк расчетной ведомости приведен в Приложении 10.

По средствам Фонда занятости населения РФ ежемесячно в службу занятости представляется "Расчетная ведомость по взносам в Фонд занятости населения". В верхней части ведомости поквартально указываются суммы фонда оплаты труда, с которого должны быть начислены взносы. Затем указываются суммы задолженности на начало года (за плательщиком или за фондом), после чего указываются начисленные суммы в Фонд занятости с начала года, всего, за отчетный квартал, в том числе помесячно, начисленные суммы пени, начислено по актам (недоимок и пени), всего подлежит к уплате, перечислено в Фонд занятости на начало квартала, за отчетный квартал, в том числе помесячно (с указанием конкретных платежных документов), всего уплачено, остаток задолженности на конец отчетного периода (за плательщиком, в том числе просроченная, задолженность за фондом).

Если расчетная ведомость по средствам ГФЗН РФ не представлена в срок, с плательщика будет взыскан штраф, размер которого устанавливается из расчета 5% от суммы страховых взносов, подлежащих уплате на основе расчетной ведомости, за каждый полный или неполный месяц просрочки. В целом штраф не может быть меньше 100 руб. и не должен превышать 30% от суммы взносов. Бланк расчетной ведомости приведен в Приложении 11.

Расчетные ведомости являются весьма важными документами, поскольку по ним определяются суммы задолженности и платежей по каждому фонду. Для правильного их составления рекомендуется аналитический учет по счету 69 строить с таким расчетом, чтобы он обеспечивал все необходимые данные для составления расчетных ведомостей непосредственно на основе соответствующих данных системного бухгалтерского учета.

Выводы и предложения.
Учет расчетов по имущественному, личному и социальному страхованию и обеспечению ведется на счетах 65 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
Постоянно меняющееся законодательство обязывает бухгалтеров следить за происходящими изменениями. Многие вопросы, связанные с данной темой остаются открытыми и требуют своего решения в последующих нормативных актах.
Необходимо отметить, что на данном этапе существует много проблем: во- первых, противоречия в законодательстве, которые приводят к абсурдным ситуациям как, например, в случае описанном в статье Земляченко С. В. когда взносы в один государственный социальный внебюджетный фонд следует производить за счет средств, выделенных другим государственным социальным внебюджетным фондом в частности в ПФ РФ на сумму премии страховому активу, выплачиваемую организацией за счет средств, выделенных отделением ФСС РФ, так как данная премия в перечень необлагаемых выплат ПФ РФ не включена. И это не единичный случай. Здесь, на мой взгляд, необходима, тщательная проработка нормативных актов на факт соответствия их друг другу. Во-вторых, как показывает практика, неуплата или неполная уплата взносов во внебюджетные фонды – одно из самых распространенных нарушений, допускаемых руководителями организаций. Хотя действующее законодательство предусматривает за эти нарушения как налоговую, так и уголовную ответственность, это не может искоренить проблему недоимок в РФ. По мнению бухгалтеров-практиков данная ситуация создается из-за высоких ставок отчислений в фонды, естественно предприятия пытаются уклониться от уплаты страховых взносов, чем и объясняется высокий объем недоимок. В данной ситуации внебюджетным фондам надо пойти на снижение ставок (хотя бы на время) отчислений в фонды. В третьих, необходимо внедрять новейшие компьютерные системы и программы, применяемые в зарубежных странах, не только на предприятиях, но в фондах для упрощения и ускорения процедур расчетов с организациями, а также для более строгого контроля со стороны внебюджетных фондов. Имеется в виду, что и предприятие и внебюджетный фонд или страховая компания должны быть подключены к одной компьютерной сети. К сожалению, на данный момент нет готовых программных продуктов для осуществления данных расчетов, любую программу (1С Бухгалтерия, БЕСТ и др.) необходимо адаптировать для каждого предприятия, так как в первоначальном виде она подходит только на 10-15%. Недостатком данных программ является и то, что в них нет расчетных ведомостей фондов.
Обобщая все выше изложенное необходимо сказать, что учет расчетов по имущественному, личному и социальному страхованию и обеспечению является неотъемлемой частью бухгалтерского учета в любой организации. Существует множество проблем, которые надо поэтапно решать как на уровне предприятий, так и на законодательном уровне.

Список литературы.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 04.01.99 № 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год". Система Консультант Плюс.
2. Инструкция о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденная постановлением Фонда социального страхования РФ, Министерства труда и социального развития РФ, Министерства финансов РФ, Государственной налоговой службы России от 02.10.96 № 162/2/87/07-1-07 (в ред.

Постановлений ФСС РФ от 30.12.1997 № 126, Минтруда РФ от 31.12.1997 № 71,

Минфина РФ от 26.02.1998 № 1-13/2, Госналогслужбы РФ от 02.03.1998 № АП-6-

07/158; ФСС РФ от 04.11.1999 № 70, Минтруда РФ, Минфина РФ от 02.12.1999

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5