рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Учет основных средств в ОАО "Дорогобуж" рефераты

В этих случаях на каждый ремонтируемый объект составляют ведомость дефектов, в которой указывают работы, подлежащие выполнению, сроки начала и окончания ремонта, намечаемые к замене детали, сметную стоимость ремонта.

Ремонты основных средств могут осуществляться хозяйственным способом, то есть силами самой организации, или подрядным способом (силами сторонних организаций).

В бухгалтерском учете затраты на ремонт могут быть отражены тремя способами:

- списанием на себестоимость продукции (работ, услуг) по мере возникновения расходов;

- списанием по мере возникновения в счет расходов будущих периодов, а затем в течение определенного организацией срока равномерным отнесением их на себестоимость;

- списанием за счет резерва на ремонт основных средств, который образуется путем равномерных ежемесячных отчислений.

Выбор того или иного способа должен быть отражен в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Фактические расходы, связанные с проведением или оплатой работ по ремонту объектов основных фондов, организации могут относить прямо на счета издержек производства и обращения с кредита соответствующих материальных, денежных, расчётных счетов (счета 10 “Материалы”, 70 “Расчёт с персоналом по оплате труда”). На счетах издержек производства и обращения расходы по ремонту основных средств будут отражаться по соответствующим элементам затрат (материальные затраты, расходы на оплату труда и др.).

Организации могут создавать ремонтный фонд для накапливания средств на осуществление ремонтных работ. Для учёта ремонтного фонде целесообразно открывать субсчёт “Ремонтный фонд” по пассивному счёту 96 “Резервы предстоящий расходов”. Отчисления в ремонтный фонд должны производиться на основе плановой сметы затрат на все виды ремонта.

Рассмотрим отражение операций в ОАО «Дорогобуж», связанных с ремонтом основных средств путем отнесения затрат в счет расходов будущих периодов.

В августе 2006 года предприятие заключило договор с подрядной организацией на проведение ремонта основных средств, используемых для нужд управления. Стоимость ремонта составила 73 100 руб. (в том числе НДС – 9 675 руб.). Согласно учетной политике предприятие учитывает затраты на ремонт как расходы будущих периодов и включает их в себестоимость в течение последующих 12 месяцев.

В бухгалтерском учете предприятия корреспонденция счетов выглядит следующим образом:

1) Отражена стоимость ремонта

Д-т 97 К-т 60 Сумма 63 425 руб.;

2) Отражен НДС по ремонту

Д-т 19 К-т 60 Сумма 9 675 руб.;

3) произведена оплата ремонта специализированной организации

Д-т 60 К-т 51 Сумма 73 100 руб.;

4) Включены в себестоимость расходы на ремонт за отчетный месяц.

Д-т 26 К-т 97 Сумма 6091,7 руб. (73 100 руб.: 12 мес.).

В целях равномерного включения предстоящих расходов на ремонт основных средств в издержки производства или обращения отчетного периода организация на основании п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, может создавать резерв расходов на ремонт основных средств.

Для обобщения информации о наличии и движении зарезервированных в установленном порядке сумм на ремонт основных средств предназначен счет 96 «Резервы предстоящих расходов». Использование зарезервированных средств при проведении ремонта силами вспомогательного производства отражается по дебету счета 96 «Резервы предстоящих расходов» в корреспонденции с кредитом счета 23 «Вспомогательные производства», на котором предварительно аккумулируются затраты, связанные с проведением ремонта (заработная плата, расходные материалы и т. д.).

Рассмотрим учет операций в ОАО «Дорогобуж», связанных с созданием резерва на ремонт основных средств.

Для ремонта основных средств предприятие решило создать резерв в размере 84 000 руб. Ежемесячная сумма отчислений в резерв составляет 7000 руб. (84 000 руб.: 12 мес.). Фактические расходы на ремонт составили 60 000 руб. (ремонт осуществлялся собственными силами). В бухгалтерском учете ОАО «Дорогобуж» были сделаны следующие проводки:

1) Направлены средства на формирование резервного фонда (ежемесячно с января по декабрь)

Д-т 26 К-т 96 Сумма 7000 руб.;

2) Отражены затраты на ремонт основных средств за счет средств резерва

Д-т 96 К-т 10 (69, 70) Сумма 60 000 руб.;

3) Сторнирована в конце года неизрасходованная сумма резерва.

Д-т 26 К-т 96 Сумма 24 000 руб. (84 000 руб. – 60 000 руб.)

В случае когда средств резерва на ремонт недостаточно, сумма превышения затрат на ремонт в конце года списывается на расходы.

 

3.6 Учет выбытия основных средств

 

В соответствии с ПБУ 6/01 стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Выбытие объекта основных средств признается в бухгалтерском учете организации на дату единовременного прекращения действия условий принятия их к бухгалтерскому учету.

Выбытие объекта основных средств имеет место в случаях:

-                   продажи;

-                   списания в случае морального и физического износа;

-                   ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;

-                   передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций, паевой фонд;

-                   передачи по договорам мены, дарения;

-                   передачи дочернему (зависимому) обществу от головной организации;

-                   недостачи и порчи, выявленных при инвентаризации активов и обязательств;

-                   частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции;

-                   в иных случаях.

Для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств.

Принятое комиссией решение о списании объекта основных средств оформляется в акте на списание объекта основных средств с указанием данных, характеризующих объект основных средств. Акт на списание объекта основных средств утверждается руководителем организации.

На основании оформленного акта на списание основных средств, переданного бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта основных средств.

Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы и расходы от списания объектов основных средств с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов.

Бухгалтерский учет продажи объектов основных средств, их выбытия по причине физического и морального износа, безвозмездной передачи осуществляется с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчетов «Прочие доходы» и «Прочие расходы» (на этих субсчетах формируется стоимость операционных расходов и операционных доходов, являющихся следствием хозяйственных фактов, связанных с выбытием объектов основных средств).

Рассмотрим отражение операций по учету выбытия основных средств в ОАО «Дорогобуж». Списывается основное средство – грузоподъемный механизм:

1) Списывается сумма начисленной амортизация выбывших объектов основных средств

Д-т 02 «Амортизация осн. средств» К-т 01 субсч. «Выбытие осн. средств»

2) Остаточная стоимость выбытия основных средств относится на прочие расходы

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы» К-т 01 субсч. «Выбытие осн. средств»

3) Поступили запасные части от ликвидации основных средств

Д-т 10 К-т 91

4) Начислена выручка за проданное основное средство

Д-т 62 К-т 91

5) Поступила выручка от покупателей

Д-т 51 К-т 62

6) Отражены расходы на продажу основного средства

Д-т 91 К-т 10,70,69,02,60

7) Оплачены услуги сторонней организации

Д-т 60 К-т 51

8) Отражен финансовый результат от продаж:

прибыль Д-т 91 К-т 99

убыток Д-т 99 К-т 91

 

3.7 Инвентаризация основных средств

 

Инвентаризация основных средств заключается в проверке их фактического наличия в натуре по местам нахождения и эксплуатации. Порядок (количество инвентаризации в отчётном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. По действующим положениям она должна проводиться при передаче имущества (в аренду, при продаже), при преобразовании организации, в случае стихийных бедствий.

В ходе инвентаризации основных средств проверяется достоверность учётных данных и соответствие их фактическому наличию, определяются комплектность, техническое состояние, степень использования основных фондов по назначению и производится их оценка.

Инвентаризация обязательна:

-                     при передаче имущества предприятия в аренду, выкупе, продаже, а так же в случаях предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального предприятия;

-                     при смене материально-ответственного лица;

-                     при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

-                     в случае чрезвычайных ситуаций;

-                     при ликвидации (реорганизации) предприятия перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса.

Инвентаризацию проводит постоянно действующая или рабочая комиссия, создаваемая приказом по предприятию, при обязательном участии представителя бухгалтерии.

Инвентаризационная комиссия до начала инвентаризации проверяет наличие и состояние:

·                   инвентарных карточек (книг), описей и других регистров аналитического учёта;

·                   технических паспортов или другой технической документации;

·                   документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.

Члены комиссии в присутствии должностных и материально ответственных лиц осматривают объекты основных средств и фиксируют в инвентарных описях их фактическое наличие по наименованиям, назначению и инвентарным номерам, а также основные технические или эксплуатационные показатели.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.

При выявлении объектов, не принятых на учёт, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учёта отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Оценка выявленных инвентаризацией неучтённых объектов должна быть произведена с учётом рыночных цен, а износ определён по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.

Если в ходе инвентаризации выявлены не отражённые в учёте капитальные работы, увеличивающие балансовую стоимость основных средств, или обнаружена частичная ликвидация объектов, уменьшающая их инвентарную стоимость, комиссия должна составить отдельный акт. Комиссия должна установить причины, по которым конструктивные изменения объектов основных средств не получили своевременного отражения в учёте.

При оформлении результатов инвентаризации выявленные и пересчитанные ценности записывают в инвентаризационную опись, которая составляется строго по местам проведения инвентаризации и по материально ответственным лицам.

Итак, рассмотрим бухгалтерское отражение данных по инвентаризации основных средств на примере ОАО «Дорогобуж»:

1) Выявленные излишки основных средств приходуют по рыночной стоимости

Д-т 01 К-т 91

Если по результатам инвентаризации обнаружена недостача

2) Списывается остаточная стоимость объектов основных средств

Д-т 94 К-т 01

3) Списывается сумма амортизации основных средств

Д-т 02 К-т 01

Если виновное лицо обнаружено

4) Списываются недостающие или испорченные основные средства по рыночной стоимости

Д-т 73 К-т 94

5) Списывается разница между рыночной ценой и остаточной стоимостью основных средств

Д-т 94 К-т 98

6) По мере погашения задолженности ее виновником списывается соответствующая часть стоимости

Д-т 98 К-т 99

Если виновные лица не установлены

7) Недостающие и испорченные основные средства списываются на финансовые результаты коммерческой организации

Д-т 91 К-т 94

Заключение по результатам инвентаризации, предложения и решения инвентаризационной комиссии оформляются соответствующим протоколом, который должен быть утверждён руководителем организации.

В ОАО «Дорогобуж» для контроля за сохранностью основных средств, использованием их по назначению периодически проводят инвентаризацию в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ. Инвентаризацию проводит комиссия перед составлением годового бухгалтерского отчета.

 

3.8 Учет аренды основных средств

 

В хозяйственной деятельности организаций распространение получили текущая аренда, долгосрочная аренда основных средств, а также финансовая аренда, или лизинг.

Предоставление арендодателем (наймодателем) арендатору имущества, которое не теряет своих натуральных свойств в процессе его использования, за плату во временное владение и пользование или во временное пользование оформляется договором аренды (имущественного найма).

Отдельными видами договора аренды являются договоры:

o             проката;

o             аренды транспортных средств (с экипажем, без экипажа);

o             аренды здания или сооружения;

o             аренды предприятия;

o             финансовой аренды (лизинга).

В договоре аренды указываются соответствующие данные об имуществе, подлежащем передаче арендатору (состав и стоимость), срок аренды, размер, порядок, условия и сроки внесения арендной платы, распределение обязанностей сторон по поддержанию имущества в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества, и другие условия аренды.

Имущество, предоставляемое арендатору (нанимателю) во временное владение и пользование или во временное пользование, подлежит обособленному отражению в бухгалтерском учете у арендодателя (наймодателя), за исключением имущества по договору аренды предприятия.

Передача объектов основных средств (ссудодателем) в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть тот же объект в том состоянии, в каком она его получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором, оформляется договором безвозмездного пользования. К указанному договору применяются соответствующие правила аренды.

Имущество по договору аренды предприятия в целом как имущественного комплекса учитывается арендатором по стоимости, определенной в соответствии с передаточным актом и договором аренды предприятия.

Объект основных средств, полученный по договору аренды и договору безвозмездного пользования, арендатором (ссудополучателем) учитывается на забалансовом счете (за исключением случая, когда по договору финансовой аренды объект учитывается на балансе лизингополучателя) в оценке, принятой в договоре.

Объект основных средств, полученный на правах финансовой аренды, отражается арендатором на балансовом счете после окончания срока, принятого договором финансовой аренды, если право собственности на этот объект у арендатора не возникло ранее.

Если по условиям договора финансовой аренды лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, затраты, связанные с получением лизингового имущества, учтенные на счете учета капитальных вложений при принятии указанного имущества к бухгалтерскому учету, списываются на дебет счета учета основных средств, на отдельный субсчет "Арендованное имущество".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6