рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Учетная политика ее формирование и раскрытие рефераты

Во всех случаях должно быть выдержано одно важнейшее усло­вие – единство учетной политики в организации, т. е., другими сло­вами, выбор способов ведения учета должен осуществляться на еди­ных основах. Это означает, во-первых, применение избранных способов всеми структурными подразделениями организации, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их располо­жения. В противном случае формируемая разными подразделениями учетная информация будет несопоставимой и несводимой. Во-вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса организация должна использовать, как правило, один выбранный способ, хотя в отдельных случаях допустимо и целесообразно параллельное применение нескольких способов в зависимости, например, от условий заключенных хозяйственных договоров.

В рамках группы взаимосвязанных (родственных) организаций каждый участник, являющийся юридическим лицом, вырабатывает собственную учетную политику. Вместе с тем учетная политика членов группы должна согласовываться. Коорди­нирующим органом в процессе согласования выступает головная (материнская, холдинговая) организация.

Процесс формирования учетной политики состоит из следую­щих последовательных этапов:

1)                 определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;

2)        выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится отбор способов ведения бухгал­терского учета;

3)        обоснование исходных положений построения учетной по­литики;

4)        идентификация потенциально пригодных для применения организацией способов ведения бухгалтерского учета для каждого объекта;

5)                 выбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией;

6)                 оформление избранной учетной политики.

Последовательность этапов формирования учетной политики может быть только такой, поскольку каждый предыдущий этап обеспечивает осуществление последующего. На первом этапе уста­навливается предмет учетной политики, ибо конкретная организа­ция имеет присущую только ей совокупность объектов бухгалтер­ского учета (фактов хозяйственной жизни). В зависимости от со­става объектов учета на втором этапе выявляются конкретные условия, явления и процессы, которые оказывают влияние на раз­работку учетной политики. Третий этап подразумевает анализ общепризнанных допущений (требований, принципов) в построении учетной политики с точки зрения выявленной на предыдущем эта­пе совокупности факторов, при адекватности которых эти допуще­ния закладываются в основу учетной политики. Четвертый этап заключается в отборе потенциально пригодных к использованию организацией способов ведения бухгалтерского учета (отбор ведет­ся из множества теоретически возможных способов, исходя из принятых на третьем этапе допущений и выявленных на втором этапе факторов выбора). Пятый этап состоит непосредственно в выборе способов ведения учета для организации посредством по­верки каждого отобранного на предыдущем этапе способа систе­мой  соответствующих критериев.  На  шестом,  заключительном, этапе избранная  учетная  политика  получает  соответствующее оформление, с тем чтобы она удовлетворяла формальным требованиям к ней.

Таким образом, при формировании учетной политики должно соблюдаться важнейшее усло­вие – единство учетной политики в организации, то есть, другими сло­вами, выбор способов ведения учета должен осуществляться на еди­ных основах.

Согласно законодательству Российской Федерации учетная политика утвержда­ется руководителем организации. Фор­мирование же ее наряду с другими фун­кциями относится к компетенции глав­ного  бухгалтера.   В   разработке   учетной   политики   организации должны участвовать не только бухгалтеры, но и специалисты других функциональных подразделений и служб, в том числе финансовой, юридической, отдела внутреннего аудита, ревизионной комиссии. Поскольку хозяйственная ситуация непостоянна, что предопределяет соответствующие корректировки учетной политики, может  целесообразным создание в организации специальной комиссии по разработке учетной политики со статусом постоянно действующей. В ее функции должны входить анализ хозяйственной ситуации и законодательства, отслеживание изменений в сис­теме бухгалтерских стандартов, анализ новых способов ведения учета, выработка предложений об установлении или изменении учетной политики, подготовка проектов соответствующих распо­рядительных документов, анализ исполнения избранной учетной политики. В состав комиссии должны входить сотрудники, имею­щие большой опыт работы, досконально знающие специфику дея­тельности организации, разбирающиеся в действующем хозяйст­венном, бухгалтерском и налоговом законодательстве. Не исклю­чена возможность привлечения к разработке учетной политики специализированных фирм (бухгалтерских, аудиторских) или незави­симых экспертов. Однако в любом случае окончательное решение о введении того или иного положения учетной политики остается за руководителем организации или лицами, им на то уполномоченными.

В силу важности последствий принятия учетной политики для внутренней жизни организации и для внешних пользователей она является объектом пристального контроля со стороны различных заинтересованных органов и лиц.

Внутренний контроль за выполнением учетной политики обес­печивается службами внутреннего аудита и ревизионной комис­сией (если таковая создается в организации), причем задачи конт­роля у этих органов различны: первая сосредоточивается главным образом на соответствии учетной политики установленному по­рядку учета и отчетности, обоснованности принятия администра­цией тех или иных решений с точки зрения их влияния на конеч­ные результаты деятельности организации, а также точности со­блюдения выбранной учетной политики службами и отдельными исполнителями; вторая наблюдает за учетной политикой в интере­сах собственников организации, т. е. за тем, насколько принимае­мые администрацией решения реализуют цели собственников.

Внешний контроль за выполнением учетной политики осуществля­ют независимая аудиторская организация (аудитор), а также государст­венные контролирующие органы, обладающие соответствующими полномочиями (в том числе налоговые органы). Как и в случае с внут­ренним контролем, цели и задачи контроля названных организаций различны: аудитор анализирует учетную политику организации, чтобы выразить мнение о достоверности ее бухгалтерской отчетности, устанавливает соответствие избранной организацией учетной полити­ки характеру и условиям ее деятельности, а также действующим правилам и общепризнанным процедурам; контроль государствен­ных органов, как правило, преследует лишь одну цель – установле­ние соответствия избранных организацией способов ведения бухгалтер­ского учета требованиям и предписаниям законодательства.

Таким образом, фор­мирование учетной политики же относится к компетенции глав­ного  бухгалтера.   Но в разработке   учетной   политики   организации должны участвовать не только бухгалтеры, но и специалисты других функциональных подразделений и служб.

Глава 2. Анализ основного капитала

2.1. Анализ наличия, динамики и структуры основных средств

 

Основной капитал характеризует материальную базу, технический уровень производства. В финансовой отчётности основной капитал отражается как основные средства.

 Основные средства – это фонд финансовых ресурсов, инвестируемый в основные фонды производственного и непроизводственного назначения.

Основные фонды функционируют длительный период и по частям переносят свою стоимость на стоимость изготавливаемой продукции, работ, услуг при сохранении своей вещественной формы.

В зависимости от участия в производстве основные фонды делятся на производственные и непроизводственные.

 Производственные основные фонды прямо или косвенно участвуют в производстве материальных ценностей. К ним относятся здания, сооружения, машины и оборудование.

Непроизводственные основные фонды включают жилые дома, клубы, поликлиники и другие основные средства нематериальной сферы.

В производстве различают активные и пассивные основные фонды. Активные – это машины, оборудование, транспортные средства и другое. Пассивные – здания, сооружения и другие. Они непосредственно не участвуют в переработке и перемещении сырья, материалов, но создают необходимые для производства условия.

Обеспеченность предприятия основными средствами производства и эффективность их использования являются важными факторами, от которых зависят результаты деятельности предприятия: выпуск продукции, её себестоимость, прибыль, рентабельность, устойчивость финансового состояния.

В процессе анализа важно определить состав, дать оценку динамики и структуры основных средств.

 Состав и структура основных средств в ОАО “Эликон” приведены в таблице 1.

                                                                                              Таблица 1

Состав и структура основных средств

Виды основных средств

2003 год

2004 год

2005 год

Откл. 2005 год к 2003 году в  %

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Земельные участки и объекты природопользования

19

0,01

19

0,01

19

0,01

-

Здания

97589

27,96

97589

27,8

97296

27,63

-0,33

Сооружения

37849

10,84

38849

11,07

39103

11,11

0,27

Машины и оборудование

208002

59,6

208580

59,42

209971

59,63

0,03

Транспортные средства

5010

1,43

5412

1,54

5151

1,46

0,03

Производственный и хозяйственный инвентарь

510

0,15

537

0,15

533

0,15

-

Другие виды основных средств

24

0,01

27

0,01

26

0,01

-

ИТОГО

348984

100

351013

100

352099

100

-

В т. ч. Производственные

314986

90,26

316340

90,12

317570

90,19

-0,07

Непроизводственные

39998

9,74

34673

9,88

34529

9,81

0,07


Более 90% основных средств в акционерном обществе приходится на производственные фонды. В целом по предприятию стоимость основных средств увеличилась с 348984 тыс. руб. до 352099 тыс. руб. Это произошло в результате их обновления, приобретения новых. Удельный вес зданий в общей структуре основных средств в отчётном году составляет 27,63%, а в базисном году такой удельный вес составлял 27,96%. Увеличилась стоимость сооружений в результате их строительства.

На предприятии увеличилась доля активной части фондов, в том числе машин и оборудования, транспортных средств. Машины и оборудование занимают наибольший удельный вес в структуре основных производственных фондов: в 2003 году – 59,6%, в 2004 году – 59,42%, в 2005 году – 59,63%. Такая тенденция является положительной в деятельности общества. Сумма производственного и хозяйственного инвентаря возросла с 510 тыс. руб. до 533 тыс. руб., но составляет по – прежнему  0,15% в структуре основных средств.

Кроме того, на предприятии имеются и другие виды основных средств, стоимость которых также увеличилась и составляет в 2005 году 26 тыс. руб.

В процессе анализа основных средств целесообразно изучить динамику этих средств и оценить произошедшие изменения. Для этого необходимо проанализировать данные о наличии основных средств за пять лет. На основании этих данных рассчитываются базисные и цепные индексы темпов роста основных средств (таблица 2).                                                                                                                        

Таблица 2

                                Динамика основных средств

Год динамики

Основные средства

Тыс.    руб.

Темпы роста, %

базисные

цепные

1998

311342

100,0

100,0

1999

315111

101,2

101,2

2003

348984

112,1

110,7

2004

351013

112,7

100,6

2005

352099

113,1

100,3


Базисные темпы роста увеличиваются с каждым годом, а именно со 101,2% до 113,1%. Это свидетельствует об увеличении стоимости основных средств в течение пяти лет в результате их приобретения, строительства, переоценки.

Цепные темпы роста показывают, что наибольший рост основных фондов произошёл в 2003 году на 9,5% (110,7 – 101,2). В последующие два года их стоимость увеличивалась незначительно, т.е. на 0,6% и 0,3% соответственно в 2004 и 2005 годах.


                 Рис.1. Динамика основных средств

Увеличение стоимости основных фондов свидетельствует о эффективной деятельности предприятия и о положительном влиянии основных средств на его финансовое положение. Достаточное наличие основных фондов предприятия влияет на производственную мощность. От уровня материально – технической базы предприятия, степени использования его производственного потенциала зависят все конечные результаты хозяйствования.


2.2. Анализ состояния, движения и воспроизводства основных       средств

Основные фонды на предприятии не бывают постоянными, они находятся в движении, т. е. поступают и выбывают в течение отчетного периода. Замена морально устаревших и физически изношенных основных фондов более совершенными и производительными, способствует росту производительности труда и повышению эффективности производства.

Страницы: 1, 2, 3