Совершенствование нормативного регулирования как важнейшего направления реформ бухгалтерского учета
p> Лишь после того, как Россия определится с выбором модели
бухгалтерского учета, можно будет говорить о действительном начале
реформирования в соответствии с международными стандартами. А пока работа в этом направлении только начата, ведь даже в самой
Программе реформирования не указывается конкретно, какие международные
стандарты следует принимать России. Здесь можно обратиться к опыту и примеру Германии. Несмотря на
разработанные европейские и мировые стандарты, немцы составляют свою
финансовую отчетность на основе собственного законодательства, в качестве
которого выступает «Торговый кодекс», а концерны, акции которых котируются
на международных рынках ссудных капиталов, предполагается предоставить
возможность на основе подготовленного закона об обеспечении условий займа
капитала, составлять свои годовые отчеты по модели международно-признанных
правил. Насколько позволяют рамки данной работы, в этой главе в общих чертах
рассмотрены существующие международные стандарты (модели) бухгалтерского
учета. Можно сделать вывод, что реформы следует проводить в соответствии с
континентальной моделью бухгалтерского учета, как более близкой к нам по
принципам, но не в коем случае не следует полностью на нее
переориентироваться, забывая свою практику ведения бухгалтерского учета. В
следующем параграфе рассмотрим Программу реформирования бухгалтерского
учета в соответствии с международными стандартами, в частности, одно из ее
главных направлений – нормативное регулирование. §1.3. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ПРОГРАММОЙ РЕФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Для ускорения реформы бухгалтерского учета разработана и
утверждена правительством «Программа реформирования бухгалтерского учета в
соответствии с международными стандартами», в которой указываются
конкретные направления реформ: - совершенствование правового регулирования; формирование нормативного базы (стандарты) методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии); - кадровое обеспечение; - международное сотрудничество; «Цель нормативного регулирования – приведение национальной системы
бухгалтерского учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и
международными стандартами финансовой отчетности»[10]. Программа состоит из трех больших блоков. Первая часть – нормативное
обеспечение. Должно обеспечить реформу методологически. В течение ближайших
двух лет предстоит разработать большой комплекс документов.
Методологическое направление реформы, конечно, затро- нет законодательную базу: наверняка будут внесены изменения и дополнения
в Закон «О бухгалтерском учете», так как за время действия закона появились
предложения о его дополнении и включении вопросов, требующих
законодательного решения, в связи с чем предполагается, что в 1999 году
будет подготовлен проект о внесении изменений и дополнений, в том числе по
вопросу проведения аттестации бухгалтеров. Предполагается пересмотреть главный технический документ – план
счетов. Уже дважды обсуждалась концепция плана счетов на Международном совете
бухгалтерского учета при Минфине России. Трудность реформирования здесь
заключается в том, что нам предстоит отойти от заложенной в действующий
план счетов базы – от постатейного (калькуляционного) принципа учета. Новый
план счетов должен базироваться на поэлементном принципе учета затрат.
Принимая во внимание, что принятые в мире системы финансового учета
базируются на поэлементном учете, мы должны предусмотреть соответствующие
«мостики» в плане счетов между поэлементным и постатейным учетом.
Специалисты предлагают перейти на европейскую структуру плана счетов,
состоящую из 10 классов с 3-единой нумерацией кодов синтетически, 2-я-3-я
резервными классами счетов для организации управленческого, в том числе
калькуляционного учета. Определяющим тормозом в разработке нового плана счетов является
отсутствие цивилизованной практики применения рыночных инструментов и
соответствие их национальных стандартов. В соответствии с программой должны быть разработаны около 20
национальных стандартов. 1-я группа стандартов связана с общими вопросами раскрытия информации.
Предстоит очень многое уточнить в связи с такими понятиями как слияние,
выделение, объединения понятий. Как-то, намечен возврат к регулированию
составления бухгалтерской отчетности, то есть стандарту по сегментам. Ранее
составление такой отчетности было обязательно: «разбивали» промышленность,
сельское хозяйство, науку на несколько видов, подотрослей. В нашей
отчетности мы расшифровали до 20 видов деятельности и теперь возвращаемся -
через международные стандарты – к той практике, которая была в советское
время. 2-я группа стандартов связана с имуществом, обязательствами
организаций. Решатся такие сложные вопросы о доверительном управлении
имуществом, аренды основных средств, финансовых вложений, нематериальных
активов. 3-я группа стандартов связана с финансовыми результатами. Здесь
дадутся четкие определения доходов и затрат предприятий. Естественно должен
быть стандарт по расчетам налогов. Нововведением в Налоговом Кодексе
является режим отложенных налогов – налоговый дисконт. Так же необходим
стандарт государственной помощи, то есть необходимо определить особенности
учета средств, получаемых организацией из бюджета в виде субвенций,
трансфертов, бюджетных ассигнований. Многое предстоит сделать в области методических указаний: почти для
каждого стандарта будет подготовлен документ методического характера,
раскрывающей технику учета. Вторая составная часть программы – становление профессии бухгалтеров. Должен быть создан соответствующий механизм осуществления
регулирования профессиональных функций, в частности, через организованный в
1997 году институт профессиональных бухгалтеров. Существенную роль в повышении статуса профессионального бухгалтера
играет проводимая в настоящее время работа по аттестации. Ее главная цель –
повышение квалификационного уровня специалистов, от которых зависит
принятие решений. Здесь же будут решаться проблемы учебно-методические
вопросы. В ближайшие 2-а года надо подготовить новые программы и учебные
пособия, повысить уровень механизации и автоматизации учета. Третье направление – международное сотрудничество. Здесь
предполагается вступление и активная работа в международных организациях.
Должна быть налажена целенаправленная систематическая работа с Комитетом по
международным стандартам финансовой отчетности, Международной федерации
бухгалтеров, секцией по бухгалтерскому учету Комитета по торговле и
развитию ООН, организацией экономического сотрудничества и развития. Хотелось бы подчеркнуть, что программа будет выполняться не на пустом
месте, в России есть определенные полезные наработки. Функционирует
российская система бухгалтерского учета, которая сложилась на протяжении
нескольких десятилетий. Техническая часть российского бухгалтерского учета
не самая сложная в мире. Уже несколько лет организации работают в условиях
обновленного плана счетов, новых утвержденных стандартов по бухгалтерскому
учету. При реформировании будут приняты во внимание исторические и культурные
традиции регулирования общественной жизни в России. «Будет обеспечена
непротиворечивость российской системы бухгалтерского учета общепризнанным в
мире подходам к ведению бухгалтерского учета, сформирована модель
сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы
бухгалтерского учета введены процедуры корректировки бухгалтерской
отчетности в связи с инфляцией, созданы механизмы обеспечения открытости
(публичности) бухгалтерской отчетности»[11]. Проблема адаптации бухгалтерского учета и отчетности России к
международным учетным стандартам зависит не только от решения
методологических, организационных и технических вопросов в области
бухгалтерского учета, но и от степени развития действительно рыночных
отношений в стране. И так, подведем итоги 1 главы: реформирование отечественной системы
бухгалтерского учета – процесс своевременный и необходимость его не
вызывает сомнений, так как существует множество предпосылок проведения
реформ. Цель реформирования – гармонизация российского бухгалтерского учета с
международными стандартами. Но условия общего экономического кризиса в стране усложняют проведение
реформ. Законодательные органы постепенно решают вопросы и проблемы реформ.
В частности, принимается Программа реформирования российского
бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами. Одним из
основных направлений реформ является совершенствование нормативного
регулирования. В соответствии с ним уже приняты и введены в действие новые
стандарты бухгалтерского учета: 1. Положение по бухгалтерскому учету. Учет основных средств (ПБУ 6/97). Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 03.09.97 №65Н; 2. Положение по бухгалтерскому учету. Учетная политика организаций (ПБУ 1/98). Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 09.12.98 №60Н; 3. Положение по бухгалтерскому учету. Учет материально- производственных запасов (ПБУ 5/98). Утверждено приказом Министерством финансов РФ от 15.06.98 №25Н; 4. Положение по бухгалтерскому учету. События после отчетной даты (ПБУ 7/98). Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 25.11.98 №56Н; 5. Положение по бухгалтерскому учету. Условные факты хозяйственной деятельности (ПБУ 8/98). Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 25.11.98 №57Н. Раскроем смысл некоторых, приведенных выше, положений, указав на
предлагаемые ими нововведения. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/97)
устанавливает методологические основы формулирования в бухгалтерском учете
информации об основных средствах, находящихся в организации на праве
собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления и договора
аренды. Главное новшество заключается в предоставлении организациям широких
полномочий в ведении учета основных средств, в расширении возможностей
применения амортизационной политики хозяйствующим субъектам. В положении приведено определение понятия основных средств. Новое в
политике амортизации, в отличие от порядка, в соответствии с которым
стоимость основных средств организации погашается путем начисления износа
(амортизационной стоимости) и списания на издержки производства (обращение)
в течение нормативного срока их полезного использования, в соответствии с
настоящим Положением срок полезного использования должен определяться самой
организацией при принятии объекта к учету. В практику начисления амортизации отчислений в дополнение к ныне
действующим – линейному способу, и способу начисления амортизации
пропорционально объему продукции, выпускаемой с помощью объекта основных
средств, вводятся еще амортизации: способ уменьшаемого остатка и способ
описания стоимости по сумме числа лет срока полезного использования. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ
7/98) настоящее положение устанавливает порядок отражения в бухгалтерской
отчетности событий после отчетной даты. Событием после отчетной даты
признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может
оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или
результаты деятельности организации и который имел место в период между
отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год.
Событием после отчетной даты признается, например, объявление годовых
дивидендов по результатам деятельности акционерного общества за отчетный
год, принятие решения по реорганизации организации; крупная сделка,
связанная с приобретением и выбытием основных средств и финансовых
вложений; пожар, аварии, стихийные бедствия, в результате которых
уничтожена значительная часть активов организации. Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной
деятельности» (ПБУ 8/98) устанавливает порядок отражения в бухгалтерской
отчетности условных фактов хозяйственной деятельности. Условным фактом
хозяйственной деятельности признается имеющий место по состоянию на
отчетную дату факт хозяйственной деятельности, в отношении последствий
которого и вероятности их возникновения в будущем существует
неопределенность, то есть возникновение последствий зависит от того,
произойдет или не произойдет в будущем одно или несколько неопределенных
событий. К условным фактам хозяйственной деятельности относятся, например,
незавершенные на отчетную дату судебные разбирательства; гарантии и другие
виды обеспечения обязательств сроки и исполнение по которым не наступили;
обязательства в отношении охраны окружающей среды. Последствиями условного факта могут быть условный убыток, условная
прибыль, условное обязательство, условный актив. Рамки дипломной работы, к сожалению, не достаточны для исследования
всех положений о бухгалтерском учете, поэтому остановимся на одном –
положении о бухгалтерском учете основных средств, проанализируем его в
области нововведений в способы начисления амортизации; сделаем расчеты по
каждому методу. На основании проведенных исследований сделаем вывод о
целесообразности совершенствования нормативного регулирования. ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ НОВОГО СТАНДАРТА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОБ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВАХ И ИЗМЕНЕНИЯ СВЯЗАННЫЕ С НИМ Для определения целесообразности и необходимости реформирования
ограничимся узкими рамками, и на основании частичного анализа сделаем вывод
о проблеме в целом. Возьмем нововведенное ПБУ 6/97, применяемое с 01.01.98, «Учет
основных средств»; и на наглядных примерах рассмотрим его применение. Для начала ознакомимся с характеристикой предприятия. Государственное унитарное предприятие Шушенская типография находится
на полном хозяйственном расчете. В условиях кризиса российской
экономической системы в целом, предприятие значительно снизило объемы
своего производства с 1997 года. Но, не смотря на неплатежеспособность
бюджетных организаций, которые в большинстве составляют заказчиков
типографии, повышение цен на материальные ресурсы, снижение объема спроса
на бланочную продукцию - в связи с автоматизированием бухгалтерских мест, с
января 1999 года типография постепенно стала выбираться на большие объемы
прибыли, повысив цены на свою продукцию и расширив ассортимент предлагаемых
услуг. Рассмотрим основные моменты ПБУ 6/97 «Учет основных средств». Оно устанавливает методологические основы формулирования в
бухгалтерском учете информации об основных средствах, находящихся в
организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного
управления и договора аренды. Главное новшество заключается в предоставлении организациям широких
полномочий в ведении учета основных средств, в расширении возможностей
применения амортизационной политики хозяйствующим субъектам. В положении приведено определение понятия основных средств: это часть
имущества, используемая в качестве средств труда при производстве
продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо управления организации
в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл,
если он превышает 12 месяцев. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной
стоимости. Новое в политике амортизации, в отличие от порядка, в соответствии с
которым стоимость основных средств организации погашается путем начисления
износа (амортизационной стоимости) и списания на издержки производства
(обращение) в течение нормативного срока их полезного использования, в
соответствии с настоящим Положением срок полезного использования должен
определяться самой организацией при принятии объекта к учету. Если срок полезного использования отсутствует в технических условиях
или не установлен в централизированном порядке, его определяют исходя из
ожидаемого срока использования объекта основных средств в соответствии с
ожидаемой производительностью и мощностью его применения, ожидаемого
физического износа, который может зависеть от режима эксплуатации,
естественных условий и влияния агрессивной среды, системы всех видов
планово-предупредительного ремонта. В практику начисления амортизации отчислений в дополнение к ныне
действующим – линейному способу, и способу начисления амортизации
пропорционально объему продукции, выпускаемой с помощью объекта основных
средств, вводятся еще амортизации: способ уменьшаемого остатка и способ
описания стоимости по сумме числа лет срока полезного использования.
Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется: - при линейном способе – исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта; - при способе уменьшаемого остатка – исходя из остаточной нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта; - при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока службы объекта. §2.1. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ НАЧИСЛЕНИЯ АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ Для удобства расчетов амортизационных отчислений составим таблицу:
«Состав основных средств». Рассчитано: общая сумма первоначальных
стоимостей основных средств, сроки полезного использования 4 нормы
амортизации. Все эти данные понадобятся для расчетов всех методов
начисления амортизации.
|Таблица 2.1. «СОСТАВ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ» |
|Наименование |Год |Первоначальная |Норма |
| |приобретения |стоимость, руб. |амортизации, % |
|1 |2 |3 |4 |
|Здание |1975г. |1274697-85 |1,2 |
|Наборная машина |1984г. |1622-32 |8,3 |
|Н140 | | | |
|Наборная машина |1990г. |2736-40 |8,3 |
|2Н140 | | | |
|Наборная машина |1988г. |2812-30 |8,3 |
|2Н140 | | | |
|Бумагорезальная |1987г. |1240-00 |8,3 |
|машина | | | |
|Бумагорезальная |1982г. |753-56 |8,3 |
|машина | | | |
|Листорезная |1980г. |680-00 |8,3 |
|машина | | | |
|Станок |1980г. |677-68 |9 |
|ножеточильный | | | |
|Печатная машина |1981г. |3933-12 |9 |
|Печатная машина |1981г. |4972-27 |9 |
|Продолжение таблицы 2.1. |
|1 |2 |3 |4 |
|Электрофотоаппара|1991г. |1250-40 |10 |
|т | | | |
|Печатная машина |1991г. |6525-07 |9 |
|«Ротайор» | | | |
|Печатная машина |1991г. |6875-54 |9 |
|ПП45-Р | | | |
|Графопресс |1992г. |1397-28 |7,7 |
|Сканер |1996г. |6123-33 |11,1 |
|Цветной принтер |1996г. |7333-33 |11,1 |
|Epson | | | |
|Принтер |1997г. |11298-75 |11,1 |
|Транспортные |1967г. |2792-72 |14,3 |
|средства ГАЗ-52 | | | |
|Электродрель |1992г. |338-69 |20 |
|Электрокалькулято|1992г. |238-03 |10 |
|р | | | |
|ККМ |1998г. |4000 |9,5 |
Страницы: 1, 2, 3
|