Налоговая отчетность организаций по ресурсным платежам
Участки недр предоставляются в пользование только при наличии специального
государственного разрешением в виде лицензии субъектам предпринимательской
деятельности.
Как
уже указывалось выше с 1 января 2002 года произошли изменения в системе
платежей за недра в связи с вступлением в силу главы 26 НК РФ и в настоящее
время она включает в себя следующие виды платежей:
1.
разовые платежи за пользование недрами при
наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (уплачиваются, как
правило, при выходе организации на проектную мощность; стартовые размеры
разовых ставок устанавливаются в размере не менее 10% от величины суммы НДПИ в
расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации, а
окончательный размер - по результатам конкурса или аукциона на предоставление
права пользования недрами);
2.
регулярные платежи за пользование недрами (вносятся
за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку
месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое
изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации
сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и
эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за
исключением инженерных сооружений неглубокого залегания, используемых по
целевому назначению отдельно по каждому виду работ);
3.
плату за геологическую информацию о недрах (взимается
за пользование таковой информацией, полученной в результате государственного
геологического изучения недр от федерального органа управления государственным
фондом недр; минимальный размер платы за геологическую информацию о недрах
установлен в размере 10 000 руб.; при этом размер этой платы может быть
увеличен с учетом объема предоставленной информации, ее вида, потребительских
свойств, но не может превышать величины затрат государственных средств на
геологическое изучение недр, в результате которого была получена данная
информация.);
4.
сбор за участие в конкурсе (аукционе) (вносится
всеми участниками и является одним из условий регистрации заявки; сумма сбора
определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение
итогов конкурса (аукциона), оплату труда привлекаемых экспертов и подлежит
зачислению на счета федерального органа управления государственным фондом недр
(МПР России) либо его территориальных органов);
5.
сбор за выдачу лицензий (вносится пользователями
недр при выдаче лицензии; размер сбора и порядок его взимания определяются МПР
России по согласованию с Минфином России исходя из расходов на экспертизу
заявок на получение лицензий, организацию конкурсов и аукционов, оплату пакетов
геологической информации и иных расходов, связанных с предоставлением лицензий).
Помимо
вышеперечисленных платежей пользователи недр могут привлекаться к возмещению
ущерба, нанесенного безлицензионным пользованием недрами, в результате
выборочной отработки богатых участков месторождений полезных ископаемых, а
также иных действиях, которые привели к порче месторождения или созданию
условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования
недрами. Возмещение вреда, причиненного государству, производится путем взносов
в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
Однако денежная форма может быть заменена проведением работ по восстановлению
нарушенных естественных свойств недр по соглашению заинтересованных сторон.
1.3.
Земельный налог.
Длительный период времени в нашей стране земельный налог регулировался
Федеральным Законом РФ от 11 октября 1991 года № 1738-1 “О плате за землю”. В
соответствии с которым использование земли в Российской Федерации является
платным, а формами платы являлись: земельный налог, арендная плата, нормативная
цена земли. Принятый 29 ноября 2004 года Федеральный
Закон № 141-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской
Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов
(положений законодательных актов) Российской Федерации” вводит в
действие с 1 января 2005 года новую 31 главу Налогового кодекса “Земельный
налог”. И в связи с этим ранее действующий Федеральный Закон № 1738 – 1
утрачивает силу частично, а с 1 января 2006 года полностью.
В
соответствии со статьей 387 настоящей главы земельный налог устанавливается Налоговым
Кодексом и нормативными правовыми актами органов муниципальных образований и
взимается только с организаций и физических лиц,
обладающих земельными участками на праве собственности, праве постоянного
(бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки,
расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого
введен налог. Не признаются объектом налогообложения в соответствии со статьей
389 земельные участки:
1) изъятые из
оборота в соответствии с законодательством;
2) ограниченные в
обороте, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов
Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия,
историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
3) предоставленные
для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
4) ограниченные в
обороте в пределах лесного фонда; занятые находящимися в государственной
собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением
земельных участков, занятых обособленными водными объектами.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных
участков (определяется в соответствии с Земельным Кодексом РФ от 25 октября 2001 года
№ 136-ФЗ), признаваемых объектом налогообложения
в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Налогоплательщик самостоятельно
определяет налоговую базу в отношении каждого земельного участка. Если земельный участок находится в общей долевой или
совместной собственности, то налоговая база определяется для каждого из
налогоплательщиков пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Налоговая база может быть уменьшена на не облагаемую сумму в размере
10 000 рублей группам граждан определенным статьей 391 настоящей главы.
Налоговые
ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов
муниципальных образований и не могут превышать (статья 394):
1) 0,3 процента в
отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного
назначения, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры
жилищно-коммунального комплекса, предоставленных для личного подсобного
хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
2) 1,5 процента в
отношении прочих земельных участков.
Также допускается установление дифференцированных налоговых ставок
в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного
участка.
Статьей 395 настоящей главы предусмотрены льготы, в соответствии с
которыми от налогообложения освобождаются:
1) организации и
учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской
Федерации - в отношении земельных участков, предоставленных для
непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения
функций;
2) организации -
в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными
дорогами общего пользования;
3) религиозные
организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых
расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного
назначения;
4) общероссийские
общественные организации инвалидов в отношении земельных участков, используемых
ими для осуществления уставной деятельности;
5) организации
народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся
в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и
используемых для производства и реализации изделий народных художественных
промыслов и т.д.
Налоговым периодом признается календарный год, а отчетным - первый
квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. По истечении налогового
периода налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту
нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу (не позднее 1
февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом). Если налогоплательщик
осуществляет авансовые платежи в соответствии со статьей 396 НК РФ, то расчеты
сумм по авансовым платежам по налогу представляются в течение налогового
периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным
периодом.
1.4. Налог
на пользование водными объектами.
С
1982 по 1998 г. в системе ресурсных платежей рентного характера существовала
плата за воду. Однако она была малозначима как доходный источник бюджета,
потому что взималась только за воду, забранную из водохозяйственных систем. Начиная
с 1998 года, вступает в силу Федеральный Закон от 06.05.1998 № 71-ФЗ “О плате
за пользование водными объектами”. А с 1 января 2005 г. вступила в силу глава
25.2 “Водный налог” НК РФ. И водный налог стал относится к числу федеральных
налогов.
Понятие “водный объект” определено Водным кодексом РФ - это
сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах,
имеющее границы, объем и черты водного режима. В
зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водные
объекты подразделяются следующим образом:
1.
поверхностные водные объекты;
2.
внутренние морские воды;
3.
территориальное море Российской Федерации;
4.
подземные водные объекты.
Плату
за пользование водными объектами вносят организации и физические лица,
осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с
законодательством Российской Федерации. Под специальным водопользованием
понимается использование гражданами и юридическими лицами водных объектов с
применением сооружений, технических средств или устройств. Особое пользование
водными объектами может осуществляться только для строго определенных целей, а
именно для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем,
федерального транспорта, а также для государственных и муниципальных нужд.
Глава 25.2 Кодекса не связывает возникновение обязанности по уплате водного
налога непосредственно с наличием лицензии на водопользование.
Водным
налогом облагаются следующие виды водопользования:
1.
забор воды из водных объектов;
2.
использование акватории водных объектов, за
исключением лесосплава в плотах и кошелях;
3.
использование водных объектов без забора воды
для целей гидроэнергетики;
4.
использование водных объектов для целей
лесосплава в плотах и кошелях.
Освобождается от платы использование водных объектов в целях
забора воды для: обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации
стихийных бедствий и последствий аварий; санитарных, экологических и судоходных
попусков; забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река - море)
плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического
оборудования; для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов и
т.д.
Порядок
формирования налоговой базы по водному налогу установлен в п.1 ст.333.10 НК РФ.
Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно отдельно в
отношении каждого водного объекта, каждого вида водопользования, признаваемого
объектом налогообложения. Если в отношении водного объекта установлены
различные налоговые ставки, налоговая база будет определяться применительно к
каждой налоговой ставке. В пункте 2 указанной статьи установлен конкретный
порядок определения налоговой базы при заборе воды.
В
статье 333.12 НК РФ приводятся налоговые ставки за пользование водными
объектами, дифференцированные по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим
районам. Значения ставок абсолютны, максимальные и минимальные их размеры не
предусмотрены. Так же существует нулевая ставка,
которая применяется при заборе воды из водных объектов на орошение
земель сельскохозяйственного назначения; на ликвидацию последствий стихийных
бедствий и аварий.
Плательщик определяет сумму платы самостоятельно. Сумма налога по итогам
каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и
соответствующей ей налоговой ставки. По каждому субъекту Российской Федерации,
в котором налогоплательщик осуществляет водопользование, исчисляется общая
сумма налога, подлежащая уплате в бюджет соответствующего субъекта Российской
Федерации.
Налоговым
периодом по водному налогу признается квартал. Налог подлежит уплате в срок не
позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
1.5. Платежи
за пользование лесным фондом.
Взимание платежей
за пользование лесным фондом в виде лесных податей и арендной платы
установлено главой 13 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 №
22-ФЗ. И согласно ст. 104 Лесного кодекса лесные подати взимаются за все виды
лесопользования.
Участки лесного
фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам в пользование на условиях и
в порядке, определенных ст. 22 Лесного кодекса, на следующих правах пользования:
аренда, безвозмездное пользование, концессия, краткосрочное пользование.
Осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного
билета, ордера или лесного билета (статьей 42 Лесного кодекса).
Плательщиками
лесных податей признаются граждане и юридические лица, получившие права
пользования участками лесного фонда. При аренде участков лесного фонда
арендаторы вносят арендную плату, размеры, порядок и сроки внесения которой
оговариваются договором аренды участка лесного фонда. В соответствии со статьей
103 Лесного кодекса арендная плата определяется на основе ставок лесных
податей, которые устанавливаются за единицу лесного ресурса, а по отдельным
видам лесопользования - за гектар находящихся в пользовании участков лесного
фонда на основе минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню.
Минимальные ставки установлены Постановлением Правительства Российской
Федерации от 19 февраля 2001 г. № 127 “О минимальных ставках платы за
древесину, отпускаемую на корню”. Конкретные же размеры ставок устанавливаются
органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию
с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством в
соответствующих субъектах Российской Федерации или определяются по результатам
лесных аукционов, но не ниже минимальных ставок платы. Ставки дифференцированы
в зависимости от вида древесной породы, объема заготовленной древесины,
расстояния вывозки и т.д.
Определение ставок лесных податей за другие
виды лесопользования (побочное лесопользование, заготовка живицы и
второстепенных лесных ресурсов, пользование участками лесного фонда для
культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей и для нужд
охотничьего хозяйства) полностью отнесено к компетенции органов государственной
власти субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными
органами федерального органа управления лесным хозяйством в соответствующих
субъектах Российской Федерации. Ставки лесных податей устанавливаю за единицу
лесного ресурса (куб. м древесины, хвороста, веточного корма; кг
грибов, ягод, чаги, мха; т живицы, коры деревьев и др.), по отдельным
видам лесопользования — за гектар находящихся в пользовании участков лесного
фонда (сенокошение, пастьба скота, создание плантаций лекарственных растений и
др.). Величина указанных ставок определяется с учетом наличия того или иного
сырьевого ресурса, объемов второстепенных лесных ресурсов на конкретном участке
лесного фонда, территориального размещения побочных лесопользований по их
видам, количественной и качественной оценки на основании методик специализированных
проектных и научных организаций, а также с учетом сложившегося практического
опыта лесопользования.
Распределение
платежей за пользование лесным фондом по уровням бюджетной системы
осуществляется в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на
очередной финансовый год.
1.6.
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных
биологических ресурсов.
С 1 января 2004 г. вступила в силу глава 25.1 “Сборы
за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных
биологических ресурсов” НК РФ, введенная Федеральным законом от 11.11.03 г. №
148-ФЗ.
В соответствии с данной главой, плательщиками сборов признаются организации и физические лица, в
том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке
разрешение (лицензию) на пользование объектами животного мира (на территории
РФ) и водных биологических ресурсов (во внутренних
водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и
в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском,
Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген).
Объектами обложения сборами признаются объекты животного мира и водных
биоресурсов согласно перечню, установленному главой 25.1 НК РФ, изъятие
которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения (лицензии).
Не признаются объектом обложения сборами объекты животного мира и водных
биоресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных
нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего
Востока, а также лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но
постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной
хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой
существования. Лимиты использования объектов животного мира и вылова (добычи)
водных биоресурсов для личных нужд устанавливаются органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченными
федеральными органами исполнительной власти.
Страницы: 1, 2, 3
|