|
Меню
|
|
Международные стандарты бухгалтерского учета
В
развитие Концепции Правительством РФ от 06.03.98 № 283 утверждена Программа
реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами
финансовой отчетности (далее - Программа).
В
программе:
- сформулирована
цель реформирования системы бухгалтерского учета - приведение национальной
системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и
международными стандартами финансовой отчетности.
- определены
задачи реформы:
- сформировать
систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией
пользователей, в первую очередь инвесторов;
- обеспечить
увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями
гармонизации стандартов на международном уровне;
- оказать
методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели
бухгалтерского учета;
- определены
основные направления реформы:
- совершенствование
нормативного правового регулирования;
- формирование
нормативной базы (стандарты);
- методическое
обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
- кадровое
обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение
квалификации специалистов бухгалтерского учета);
- международное
сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях;
взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку
стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).
В
целях обеспечения поставленных задач предлагалось:
·подготовить необходимые изменения и
дополнения в Федеральный закон «О бухгалтерском учете", в том числе по
вопросу проведения аттестаций бухгалтеров, и иные нормативные правовые акты;
·в течение двух лет разработать и
утвердить положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, включающие в себя
основную массу требований международных стандартов;
- пересмотреть
первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и иные документы,
относящиеся к унифицированным системам бухгалтерской учетной и отчетной документации;
- пересмотреть
планы счетов бухгалтерского учета и инструкции
·по их применению, учитывая появление
и особенности деятельности финансовых институтов, особенности обращения ценных
бумаг и иные новые явления;
- ввести
упрощенную систему бухгалтерского учета для субъектов малого
предпринимательства.
Во
исполнение постановления Правительства РФ от 06.03.98 № 283 «Об утверждении
Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными
стандартами финансовой отчетности» распоряжением Правительства РФ от 22.05.98 №
587- Р утвержден План внедрения положений (стандартов) бухгалтерского учета в
практику.
Результаты
выполнения Плана внедрения положений бухгалтерского учета.
Таблица 4.
|
Наименование положений
(стандартов)
|
Срок выполнения
|
Фактически
выполнено
|
Общие вопросы раскрытия
информации
|
|
Бухгалтерская
отчетность
|
III квартал 1998 г.
|
ПБУ 4/98;
06.07.99
|
Сводная бухгалтерская
отчетность
|
I квартал 1999г.
|
|
Прибыль на акцию
|
I квартал 1999 г.
|
|
Информация по сегментам
|
IV квартал 1998 г.
|
|
Информация о связанных
сторонах
|
IV квартал 1998 г.
|
|
Прекращенные операции
|
IV квартал 1999 г.
|
|
Учетная политика
организации
|
IV квартал 1998 г.
|
ПБУ 1/98;
09.12.98
|
Условные факты
хозяйственной деятельности
|
III квартал 1998 г.
|
ПБУ 8/98;
25.11.98
|
События после отчетной
даты
|
III квартал 1998 г.
|
ПБУ 7/98;
25.11.98
|
Активы и обязательства
организации
|
|
Основные средства
|
IV квартал 1999 г.
|
ПБУ 6/97;
03.09.97
|
Материально-производственные запасы
|
II квартал 1998 г.
|
ПБУ 5/98;
15.06.98
|
Нематериальные активы
|
IV квартал 1999г.
|
|
Финансовые вложения
|
IV квартал 1998 г.
|
|
Активы и обязательства, стоимость
которых выражена в иностранной валюте
|
II квартал 1999 г.
|
ПБУ 3/95;
13.06.95
|
Реорганизация организаций
|
III квартал 1999г.
|
|
Аренда основных средств
|
III квартал 1999 г.
|
|
Доверительное управление имуществом
|
IV квартал 1999 г.
|
приказ Минфина
РФ от 25.12.98 №68н
|
Финансовые результаты
деятельности организации
|
|
Доходы организации
|
III квартал 1998 г.
|
ПБУ 9/99;
06.05.99
|
Затраты организации
|
III квартал 1998 г.
|
ПБУ 10/99;
06.05.99
|
Договоры на капитальное
строительство
|
I квартал 1999 г.
|
ПБУ2/94;
20.12.94
|
Расчеты по налогам
|
I квартал 1999 г.
|
|
Государственная помощь
|
II квартал 1999 г.
|
|
|
|
|
|
Даже
беглого взгляда на таблицу достаточно, чтобы сделать вывод о том, что разработка
положений по бухгалтерскому учету существенно «пробуксовывает». Экстраполируя
показатели работы Минфина РФ в будущее, можно заключить, что вся программа
разработки будет выполнена не ранее 2004 года. За это время сами МСФО
(разрабатываемые на Западе) претерпят существенные изменения или серьезно
изменятся. Вывод неутешителен - работа по переходу на международные стандарты
бухгалтерской отчетности ведется неудовлетворительными темпами.
Проблемы
и недостатки процедуры перехода на МСФО.
Нарушение
сроков разработки положений по бухгалтерскому учету - не единственный
недостаток процедуры перехода на МСФО.
В
настоящее время в мире существует две наиболее распространенных системы
международных стандартов - IAS (на основе которых и производится реформирование
бухгалтерского учета) и GAAP - используемая в основном государствами Северной
Америки (в первую очередь, разумеется, США).
IAS и
GAAP являются совместимыми стандартами, то есть основываются на единых
требованиях и подходах к организации бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности. Различие же состоит в том, что стандарты GAAP являются более
детализированными и фактически могут применяться всеми участниками
предпринимательской деятельности без дополнительных указаний и разъяснений, а
стандарты IAS определяют только общие принципы к формированию бухгалтерской
информации и, поэтому нуждаются в разработке нормативных актов более низкого
уровня, которые бы регулировали организацию бухгалтерского учета на конкретных
участках (основные средства, материально-производственные запасы, расчеты и
т.п.). Последнее обусловлено тем, что систему IAS в мире использует значительно
большее количество государств и корпораций, нежели систему GAAP. Особенности
национальных экономик и традиционных походов к организации бухгалтерского учета
и бухгалтерской отчетности в разных странах обуславливают наличие различий в
конкретных приемах и методах учетной работы.
Следовательно,
разработка положений по бухгалтерскому учету должна сопровождаться разработкой
соответствующих методических рекомендаций или указаний, основной целью которых
является унификация учетных процессов в масштабах государства. В настоящее
время существует только один такой документ - Методические указания по
бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина РФ от
20.07.98 № ЗЗн.
Еще
одним обстоятельством, сдерживающим процесс перехода отечественного
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на международные стандарты,
является неопределенная позиция Минфина РФ в отношении пропаганды МСФО и разработки
методических рекомендаций по их применению.
Официальный
перевод Международных стандартов финансовой отчетности, широко рекламируемый
представителями Минфина РФ в публикациях и в выступлениях на местах выпущен
коммерческой организацией «Аскери» тиражом всего 1000 экземпляров (при том, что
количество бухгалтерских работников в стране по различным оценкам составляет от
2 до 3 миллионов). Стоимость издания весьма высока, что дополнительно
затрудняет сколько-нибудь широкое распространение стандартов. Кроме того, текст
МСФО предваряется записью об охране авторского права и запрете использовать
какую-либо часть издания в какой-либо форме. Но, в соответствии со статьей 8
Федерального закона от «Об авторском праве и смежных правах» официальные
документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного,
административного и судебного характера), а также их официальные переводы не
могут являться объектами авторского права.
Нормативные
документы бухгалтерского учета РФ и их соответствие МСФО.
Таблица 5.
|
№
|
Наименование
МСФО
|
Дата введения
|
Соответствующий
нормативный документ бухгалтерского учета РФ
|
1
|
Представление
финансовой отчетности
|
01.07.98
|
ПБУ 4/99
|
2
|
Запасы
|
01.01.95
|
ПБУ 5/98
|
3
|
Учет амортизации
|
01.01.97
|
ПБУ 6/97 (раздел 4)
|
4
|
Отчет о движении денежных
средств
|
01.01.94
|
ПБУ 4/99, Инструкция о
годовой отчетности
|
5
|
Чистая прибыль или
убыток за период, фундаментальные ошибки в учетной политике
|
01.01.95
|
ПБУ9/99, ПБУ 1/98,
|
6
|
Затраты на исследования
и разработки
|
01.01.95
|
Типовые методические
рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости
научно-технической продукции, утвержденные Миннауки РФ, Минэкономики РФ и
Минфином РФ 15.06.94 № ОР-22-2-46
|
7
|
Условные события и
события, происшедшие после отчетной даты
|
01.01.80
|
ПБУ7/98, ПБУ8/98
|
8
|
Договоры подряда
|
01.01.95
|
ПБУ 2/94 (в части
договора строи тельного подряда)
|
9
|
Налоги на прибыль
|
01.01.98
|
Инструкция
Госналогслужбы РФ о порядке исчисления налога на прибыль
|
10
|
Сегментная отчетность
|
01.07.98
|
Информация, отражающая
влияние цен
|
11
|
Информация, отражающая
влияние цен
|
01.01.83
|
|
12
|
Основные средства
|
01.07.99
|
ПБУ6/97
|
13
|
Аренда
|
01.01.99
|
ПБУ6/97 (раздел 6)
|
14
|
Выручка
|
01.01.95
|
ПБУ9/99
|
15
|
Вознаграждение
работникам
|
01.01.99
|
|
16
|
Учет правительственных
субсидий и раскрытие информации о правительственной помощи
|
01.01.84
|
|
17
|
Влияние изменения
валютных курсов
|
01.01.95
|
ПБУЗ/95**
|
18
|
Объединение компаний
|
01.07.99
|
|
19
|
Затраты по займам
|
01.01.95
|
Положение по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, п.73
|
20
|
Раскрытие информации о
связанных сторонах
|
01.01.86
|
|
21
|
Учет инвестиций
|
01.01.87
|
Положение по учету
долгосрочных инвестиций (приказ Минфина РФ от 30.12.93 № 160)
|
22
|
Учет и отчетность по
программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам)
|
01.01.88
|
|
23
|
Сводная финансовая
отчетность и учет инвестиций в дочерние компании
|
01.01.99
|
приказ Минфина РФ от
30.12.96 №112
|
24
|
Учет инвестиций в
ассоциированные компании
|
01.01.90 (кроме
параграфов 23 и 24)
|
|
25
|
Финансовая отчетность в
условиях гиперинфляции
|
01.01.90
|
|
26
|
Раскрытие информации в
финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов
|
01.01.91
|
|
27
|
Финансовая отчетность об участии в
совместной деятельности
|
01.01.92
|
приказ Минфина РФ от 25
декабря 1998 г. № 68н
|
28
|
Финансовые инструменты:
раскрытие и представление информации
|
01.01.96
|
|
29
|
Прибыль на акцию
|
01.01.98
|
|
30
|
Промежуточная
финансовая отчетность
|
01.01.99
|
ПБУ4/99
|
31
|
Прекращаемая
деятельность
|
01.01.99
|
|
32
|
Обесценение активов
|
01.07.99
|
|
33
|
Резервы, условные
обязательства и условные активы
|
01.07.99
|
Инструкция о бухгалтерской
отчетности, ПБУ8/98.
|
34
|
Нематериальные активы
|
01.01.99
|
Положение по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, пп. 55-57
|
35
|
Финансовые инструменты:
признание и оценка
|
|
|
При
анализе приведенных данных обращают внимание два обстоятельства. Во-первых, ряд
стандартов, имеющих меньшее числовое значение имеют дату ввода в действие более
позднюю, чем стандарты с последующими порядковыми номерами. Это объясняется
тем, что МСФО находятся в состоянии постоянного совершенствования и переработки,
а это, в свою очередь, обуславливает разработку и внедрение новых редакций
ранее действовавших стандартов.
Во-вторых,
значительная часть (до половины) вопросов, регулируемых МСФО в той или иной
степени раскрыта в нормативных документах Минфина РФ и МНС РФ, Кроме того, в
таблицу нет ссылок на законодательные акты (например, ГК РФ, Закон об
акционерных обществах и т.п.), которые в той или иной степени регулируют
процесс бухгалтерского учета и отчетности.
Заключение.
Несмотря
на интеграцию мировых фондовых рынков, сохраняются национальные различия в
правилах составления финансовых отчетов. Некоторые различия незначительны, но
многих беспокоит решение таких принципиальных вопросов, как отчет о слияниях и
пенсионных фондах, а также возможная необходимость отступления от традиционных
базовых принципов, какова распространенная в Германии приверженность к защите
интересов кредиторов.
Учет
и отчетность являются продуктом развития экономических и политических систем, а
потому сближение правил учета, скорее, будет результатом более широкого
сближения, чем его причиной. Конкуренция между национальными фондовыми биржами
за право котировать новые акции, а также пропасть между режимами регулирования
в США и в других странах разожгли новый интерес к международным правилам и
работе Комитета по международным правилам учета. Трудность решения проблем
остается прежней, и похоже, что прогресс более вероятен в случаях, когда
гибкость международных правил позволит охватить наибольшее число национальных
стандартов учета. Нет сомнений, что американская Комиссия по ценным бумагам и
биржам будет яростно сопротивляться установлению двухэтажного режима отчетности
и попыткам фирм «эмигрировать» туда, где правила учета менее жестки и дороги,
чем в США.
Список литературы.
1.
Бухгалтерский учет / Кондраков Н.П.: учебник. -М.: ИНФРА-М, 1996.
-555 с.
2.
Бухгалтерский учет / Тишков И.Е. Пришепы А.И.: учебник. -2-е изд.,
пер. и доп. -Минск.: Высшая школа, 1996. -687 с.
3.
Бухгалтерский учет / Безруких П.С.: учебник. -М.: Ред. журн. Бух.
Учет, 1994. -527 с.
4.
Теория бухгалтерского учета / Астахов В.П.: учеб.пос. -2-е изд.,
пер. и доп. -Ростов-н/Дон: МарТ, 1999. -416 с.
5.
Теория бухгалтерского учета / Кириянова З.В.: учебник. -М.:
Финансы и статистика, 1994. -192 с.
6.
Теория бухгалтерского учета / Бабаева Ю.А.: учебник. -М.: ЮНИТИ,
Аудит, 1999.- 391 с.
7.
Библиотечка журналов // Бухучет по международным стандартам, часть
1, Социальная защита, 1998, № 9.
8.
Библиотечка журналов // Бухучет по международным стандартам, часть
2, Социальная защита, 1998, № 10.
9.
Международные стандарты бух. отчетности «общая характеристика
нормативной базы», Захарин В.Р. // Бухучет и налоги, 2000, №3.
10.
«Мастерство: Финансы» Ричард Лефтвич
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|