Документальное оформление и аналитический учет поступления и выбытия основных средств
p> По заключению комиссии автомобиль восстановлению не подлежит и должен
быть списан с баланса организации. Пробег автомобиля с начала эксплуатации составил 420 000 км. После
последнего капитального ремонта пробег автомобиля составил 150 000 км. Первоначальная стоимость автомобиля - 30 000 руб. На момент списания
на автомобиль была начислена амортизация в сумме 30 000 руб. Таким образом,
автомобиль числился в бухгалтерском учете по нулевой стоимости. Демонтаж автомобиля осуществляли рабочие ремонтного цеха. За эту
работу им было начислено 1000 руб. В результате демонтажа были оприходованы: аккумулятор; металлолом.
Акт на списание автотранспортных средств оформляется так: см.Приложение 7 Детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования,
пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие
материалы приходуются как лом или утиль по рыночной стоимости, а
непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье и отражаются
по дебету счета учета материалов в корреспонденции со счетом учета
финансовых результатов. На основании оформленных актов на списание основных средств или на
списание автотранспортных средств, переданных бухгалтерской службе
организации, в инвентарной карточке (инвентарной книге) производится
отметка о выбытии объекта. Соответствующие записи о выбытии объекта
основных средств производятся в документе, открываемом по месту его
нахождения. Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в
течение срока, определяемого руководителем организации. Ликвидация отдельных частей, входящих в состав объекта, имеющих разный
срок полезного использования и учитывающихся как самостоятельные
инвентарные объекты, оформляется в порядке, изложенном выше. Безвозмездная передача объектов основных средств, осуществляемая по
договору дарения, и передача организацией основных средств в собственность
другого юридического или физического лица в обмен на другой товар,
совершаемая по договору мены, оформляется актом (накладной) приемки-
передачи основных средств (форма N ОС-1). На основании акта бухгалтерская служба организации производит
соответствующую запись в инвентарной карточке переданного объекта и
прилагает указанную карточку к акту (накладной) приемки-передачи основных
средств. Об изъятии карточки на выбывший объект делается отметка в
документе, открываемом по местонахождению объекта (инвентарной книге). Списание стоимости указанных основных средств производится на
основании акта (накладной) приемки-передачи с приложением договора дарения
и письменного сообщения (авизо) принимающей организации о принятии к
бухгалтерскому учету этого объекта или договора мены. Перемещение объектов основных средств между структурными
подразделениями организации оформляется актом (накладной) приемки-передачи
основных средств (форма N ОС-1). Возврат арендуемого объекта основных
средств арендодателю оформляется актом (накладной) приемки-передачи (форма
N ОС-1), на основании которого бухгалтерская служба арендатора снимает
возвращенный объект с забалансового учета. 5.4. Акт приемки-передачи оборудования в монтаж (форма N ОС-15) Акт составляют, если оборудование передается для монтажа подрядной
организации. Для акта предусмотрен типовой бланк. Его форма утверждена
постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а. Акт составляют в 2 экземплярах: > первый экземпляр передают в бухгалтерию; > второй экземпляр - организации-подрядчику. Акт подписывают работник, сдавший оборудование для монтажа,
представитель подрядной организации и работник подрядной организации,
ответственный за сохранность оборудования. Бухгалтер должен заполнить в акте графу "Корреспондирующий счет" и
сделать проводку: Дебет 08 Кредит 07 - объект основных средств передан подрядной организации для монтажа. Пример 22 июля 2002 года ЗАО "Актив" приобрело у ООО "Пассив"
деревообрабатывающий станок (паспорт N 53872017, гарантийный талон N
12037). Стоимость станка - 50 500 руб. Станок требует специальной установки.
Монтаж станка осуществляет подрядная организация ООО "Монтаж".
Акт о передаче оборудования в монтаж будет оформлен так: см.Приложение 8 6. Инвентаризация основных средств, документальное оформление 6.1. Порядок проведения инвентаризации С целью проверки полноты и достоверности бухгалтерских данных по
основным средствам, соответствия записей бухгалтерского учета реальному
положению дел регулярно производится инвентаризация основных средств, в
ходе которой производится их физический пересчет (проверка их наличия и
состояния), данные инвентарных карточек или записи в инвентарной книге
суммарно сверяются с данными синтетического учета, проверяются учетные
записи по движению основных средств и начислению по ним амортизации,
проверяется соответствие учетной оценки объектов требованиям нормативных
документов по бухгалтерскому учету и внутренних нормативных документов
организации, анализируются события в жизни организации для выявления
объектов основных средств, подлежащих отражению в бухгалтерском учете и
финансовой отчетности, либо подлежащие списанию с бухгалтерского учета. Порядок проведения инвентаризации основных средств и оформления ее
результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества
и финансовых обязательств, утвержденными Минфином России от от 13.06.95
№49. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель.
Однако есть случаи, когда проведение инвентаризации обязательно.Так, в
обязательном порядке инвентаризация проводится: . перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; . при смене материально ответственных лиц; . если были выявлены факты хищения основных средств; . если основные средства были частично или полностью уничтожены из- за стихийного бедствия, пожара, других чрезвычайных ситуаций. Инвентаризацию проводит специальная комиссия, назначенная приказом
руководителя. В состав комиссии, как правило, включают представителей
администрации предприятия, работников бухгалтерии и других специалистов,
способных оценить состояние основных средств (например, инженеров, техников
и т.д.). Перед началом инвентаризации работники, ответственные за сохранность
ценностей, дают расписки в том, что все поступившие основные средства
оприходованы, выбывшие - списаны, а все первичные документы по ним сданы в
бухгалтерию. На последней странице формы перед подписью председателя комиссии даны
две свободные строки для записи последних номеров документов в случае
движения основных средств во время инвентаризации. В описи комиссия
заполняет графу о фактическом наличии инвентарных объектов. При выявлении
объектов по которым отсутствуют данные, характеризующие их, комиссия
должна включить недостающие сведения в инвентаризационную опись. На
основные средства, принятые в аренду, опись составляется отдельно, они
составляются отдельно по каждому арендодателю. В ней, кроме общих сведений,
указывают арендодателя и срок аренды. Один экземпляр инвентаризационной
описи высылают в адрес арендодателя. Объекты, сданные в аренду, вносятся в
отдельную инвентаризационную опись после уточнения с арендатором. После
оформления в установленном порядке опись передается в бухгалтерию для
составления сличительной ведомости . Если при инвентаризации выявлены недостачи или неучтенные основные
средства, комиссия должна потребовать от материально ответственного лица
письменное объяснение, которое позволит установить порядок регулирования
расхождений данных инвентаризации и бухгалтерского учета Результаты инвентаризации отражают в описи основных средств (форма N ИНВ-
1). Если же данные описи или акта отличаются от данных бухгалтерского учета
(например, выявлены недостачи или излишки механизмов и оборудования),
бухгалтер составляет сличительную ведомость результатов инвентаризации
основных средств (форма N ИНВ-18). 6.2. Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-22) Для приказа о проведении инвентаризации предусмотрен типовой бланк.
Его форма утверждена постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998
г. N 88. Этим приказом руководитель организации назначает членов
инвентаризационной комиссии, определяет виды имущества, которое будет
инвентаризироваться (основные средства, нематериальные активы, денежные
средства и т.д.), даты начала и окончания проведения инвентаризации. Приказ составляют в одном экземпляре и передают председателю
инвентаризационной комиссии для ознакомления.
Вот образец приказа о проведении инвентаризации: см.Приложение 9 6.3. Инвентаризационная опись основных средств (форма N ИНВ-1) Для инвентаризационной описи предусмотрен типовой бланк. Его форма
утверждена постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88. По основным средствам производственного и непроизводственного
назначения составляют отдельные описи. Опись составляют в 2 экземплярах: > один экземпляр передают в бухгалтерию для составления сличительной ведомости; > второй экземпляр остается у работника, ответственного за сохранность основных средств. При инвентаризации арендованных основных средств опись составляют в 3
экземплярах. Третий экземпляр передают арендодателю. На основные средства, принятые в аренду, опись составляется в трех
экземплярах отдельно по каждому арендодателю с указанием срока аренды. Один
экземпляр инвентаризационной описи высылают в адрес арендодателя. Графа 9 "Номер паспорта" заполняется на основные средства, содержащие
драгоценные металлы и камни. В описи ответственное лицо комиссии заполняет графу 10 о фактическом
наличии объектов. При выявлении объектов, которые не отражены в учете, а
также объектов, по которым отсутствуют данные, характеризующие их,
ответственные лица комиссии должны включить в инвентаризационную опись
недостающие сведения и технические показатели по этим объектам. По решению
инвентаризационной комиссии эти объекты должны быть оприходованы. В этом
случае их первоначальную стоимость определяют с учетом рыночных цен, а
сумму износа определяют по техническому состоянию объектов с обязательным
оформлением соответствующих актов. Если в результате инвентаризации выявлены неучтенные основные
средства, то в графе 11 "Фактическое наличие"/"Стоимость, руб.коп."
указывают их рыночную стоимость. Инвентаризационную опись подписывают все члены инвентаризационной
комиссии и работники, ответственные за сохранность основных средств. Бухгалтер должен проверить правильность всех расчетов, указанных в
инвентаризационной описи, и подписать ее последний лист. Опись должна храниться в архиве организации 5 лет. Вот образец описи: см.Приложение 10 Инвентаризационная опись по форме N ИНВ-1 печатается с вкладными
листами по образцу 2-й страницы формы, количество которых определяет
заказчик бланков. При автоматизированной обработке данных по учету результатов
инвентаризации форма N ИНВ-1 выдается комиссии на бумажных или машинных
накопителях информации с заполненными графами с 1 по 9. 6.4. Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов (форма N ИНВ-18)
Для сличительной ведомости предусмотрен типовой бланк. Его форма
утверждена постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88. Ведомость составляет бухгалтер только по тем основным средствам, по
которым в процессе инвентаризации были выявлены расхождения с данными
бухгалтерского учета (излишки или недостачи). Ведомость составляют в 2 экземплярах: > один экземпляр остается в бухгалтерии; > второй экземпляр передают работнику, ответственному за сохранность основных средств. На основании ведомости бухгалтер должен сделать в соответствующих
случаях проводку: Дебет 01 Кредит 91-1 - оприходованы основные средства, выявленные в процессе инвентаризации
(по рыночной стоимости с учетом износа). Списание недостающих основных средств следует отразить так: Дебет 02 Кредит 01 - списана амортизация по недостающим основным средствам; Дебет 94 Кредит 01 - списана остаточная стоимость недостающих основных средств. Ведомость хранят в архиве организации 5 лет. Вот образец ведомости: см.Приложение 11. Ранее неучтенные объекты основных средств, обнаруженные при
инвентаризации, принимаются к бухгалтерскому учету по рыночной стоимости и
отражаются по дебету счета учета основных средств в корреспонденции со
счетом учета финансовых результатов последующим установлением причин
возникновения излишка и виновных лиц. 1 7. Оценка основных средств 7.1. Виды оценки основных средств Необходимое условие правильного учета основных средств - единый
принцип их оценки. Различают три вида оценки основных средств:
первоначальную, восстановительную и остаточную. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной
стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за
плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение,
сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и
иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством
РФ). Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление
основных средств могут быть: . суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу); . суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору . строительного подряда и иным договорам; . суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, . связанные с приобретением основных средств; . регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, . произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных . средств; . таможенные пошлины и иные платежи; . невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных . средств ; . вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую . приобретен объект основных средств ; . иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и . изготовлением объекта основных средств. Первоначальная стоимость основных средств не подлежит изменению, за
исключением случаев достройки и дооборудования объектов в порядке
капитальных вложений, реконструкции и частичной ликвидации объектов (при
этом устанавливается, что разница между стоимостью объекта, вновь
выявленной в результате указанных мероприятий, и стоимостью объекта,
числящейся в бухгалтерском учете, относится на добавочный капитал), а также
в случае переоценки. Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных
средств" (ПБУ 6/97) также предоставлено право организациям самостоятельно
производить переоценку объектов основных средств, но не чаще одного раза в
год. Остаточная стоимость основных средств определяется путём вычитания из
первоначальной стоимости амортизации основных средств. С течением времени первоначальная стоимость основных средств
отклоняется от стоимости аналогичных основных средств, приобретаемых в
современных условиях. Для устранения этого отклонения необходимо
периодически переоценивать основные средства и определять восстановительную
стоимость. Под восстановительной стоимостью основных средств понимается стоимость
воспроизводства основных средств, т.е. приобретение или строительство
инвентарных объектов исходя из действующих цен на момент переоценки. Различие между первоначальной и восстановительной оценками заключается
в том, что при оценке по первоначальной стоимости основные средства,
приобретенные или созданные в разные годы, выражаются в ценах
соответствующих лет, в то время как восстановительная стоимость отражает
основные средства в ценах воспроизводства в современных условиях . Это
делает необходимым переоценку основных средств. В действующей практике восстановительная стоимость основных средств
(согласно Постановлению Правительства РФ от 24.06.98г. №627) определяется
путём их переоценки. Организациям предоставлено право осуществлять
переоценку в начале года с использованием индексного метода и метода прямой
или экспертной оценки основных средств по документально подтверждённым
рыночным ценам. Сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки
зачисляется в добавочный капитал организации (дебетуют счёт 01 “Основные
средства”, кредитуют счёт 83 “Добавочный капитал”). Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки
относится на счёт прибылей и убытков в качестве расходов (дебетуют счёт 91
“Прочие доходы и расходы”, кредитуют счёт 01 “Основные средства”). Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме его уценки,
проведённой в предыдущие периоды и отнесённой на счёт прибылей и убытков в
качестве операционных расходов, относится на счёт прибылей и убытков
отчётного периода в качестве дохода. В этом случае сумму дооценки отражают
по дебету счёта 01 и кредиту счёта 91. Сумма уценки объекта основных средств относится в уменьшение
добавочного капитала организации, образованного за счёт сумм дооценки этого
объекта, проведённой в предыдущие отчётные периоды (дебетуют счёт 83
“Добавочный капитал”, кредитуют счёт 01 “Основные средства”. Превышение суммы уценки объекта над суммой его дооценки, зачисленной
в добавочный капитал в результате переоценки, проведённой в предыдущие
отчётные периоды, относится на счёт прибылей и убытков в качестве
операционного расхода (дебетуют счёт 91, кредитуют счёт 01). Для оценки основных средств могут также использоваться:
Страховая стоимость – величина страховой оценки объектов основных средств,
подверженных риску повреждения, утраты или уничтожения (определяется на
основании договора страхования);
Ликвидационная стоимость – стоимость продажи объекта основных средств при
банкротстве или ликвидации организации.
Налогооблагаемая стоимость – стоимость основных средств, определяемая для
целей налогообложения. Поскольку основные средства приносят организации экономические выгоды
в течение длительного периода времени их использования для производства
продукции, выполнения работ, оказания услуг либо для управленческих нужд,
то их стоимость включается в издержки производства и обращения не
единовременно, а в течение срока их полезного использования путем
начисления амортизации Расходы по капитальному ремонту на увеличение стоимости основных
средств не относятся.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|