Бухгалтерская и финансовая отчетность на малых предприятиях
Для целей настоящего Положения при принятии к бухгалтерскому
учету активов в качестве нематериальных необходимо единовременное выполнение
следующих условий:
отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;
возможность идентификации (выделения, отделения) организацией
от другого имущества;
использование в производстве продукции, при выполнении работ
или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного
использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного
цикла, если он превышает 12 месяцев;
организацией не предполагается последующая перепродажа данного
имущества;
способность приносить организации экономические выгоды
(доход) в будущем;
наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих
существование самого актива и исключительного права у организации на результаты
интеллектуальной деятельности.
Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является
инвентарный объект.
Глава 6. Основные мероприятия по переходу на новый план
счетов бухгалтерского учета
К 1 января 2002 года должен быть завершен переход российских
предприятий на новый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности организации, утвержденный Приказом Минфина России от 31.10.2000 г.
№ 94н (далее - новый План счетов).
Изменения в Плане счетов не являются
"революционными". Они отражают направления реформирования
бухгалтерского учета в соответствии с требованиями международных стандартов,
осуществляемого последнее десятилетие. Вместе с тем переход на новый План
счетов требует определенной подготовительной работы.
1. Задачи подготовительной работы
К основным задачам подготовительной работы относятся:
проведение внутреннего аудита состояния синтетического и
аналитического бухгалтерского учета с целью выявления имущества и
обязательств, подлежащих списанию но разным причинам;
разработка плана работы по переходу на новый План счетов
бухгалтерского учета.
Переход на новый План счетов не должен быть превращен в
формальную процедуру, Не следует торопиться с использованием новых счетов и тем
более использовать одновременно счета нового и действующего Плана счетов (далее
- План счетов 1992 г.). Целесообразно осуществить переход на счета нового
Плана при составлении баланса на 1 января 2002 года.
Анализ практики состояния бухгалтерского учета на предприятиях
разных сфер деятельности и организационно-правовых форм позволяет выделить
следующие основные недостатки, которые могут существенно усложнить работу по
переходу на новый План счетов:
1) отсутствие налаженной системы единого документооборота,
основанной на логистике хозяйственных процессов предприятия и первичной
документации, фиксирующей хозяйственные операции;
2) как следствие не налаженной системы документооборота –
использование "лоскутной автоматизации" бухгалтерского учета, которая
не позволяет создать эффективную систему управленческого бухгалтерского учета;
3) отсутствие системы управленческого учета (или ее плохая
организация), что не позволяет удовлетворять потребности менеджеров
предприятия в информации, необходимой для принятия управленческих решений;
4) небрежное ведение аналитического учета, нарушение документооборота,
что приводит к искажению учетных данных и, как следствие, к ошибкам в
финансовой отчетности;
5) формальный подход к разработке Положения по учетной политике;
6) превращение инвентаризации в формальную процедуру отражения
учетных данных, что не позволяет своевременно выявлять несоответствие
фактического наличия активов и обязательств предприятия и учетных данных.
Для осуществления подготовительной работы по переходу на
новый План счетов рекомендуется создать рабочую группу, в состав которой
должны войти специалисты, имеющие профессиональное представление об
используемых на предприятии средствах.
2. Этапы плана подготовительной работы
В план целесообразно включить следующие этапы:
I этап. Проведение сплошной инвентаризации активов с соблюдением
всех предусмотренных процедур.
В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются
наличие, состояние и оценка имущества и обязательств.
До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной
комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и
расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных
средств и расписку материально ответственного лица о том, что все записи за
предыдущий период полностью произведены.
При инвентаризации подсчитываются, обмериваются и взвешиваются
все материальные объекты, имеющиеся у организации, а также на принадлежащие
организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном
хранении, арендованные, полученные для переработки).
Основные цели инвентаризации:
выявление имущества, фактически имеющегося в наличии у
организации;
сопоставление фактически имеющегося имущества с данными
бухгалтерского учета;
проверка достоверности учета обязательств.
Инвентаризация проводится в соответствии с требованиями следующих
нормативных актов:
1) Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О
бухгалтерском учете»;
2) Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от
29.07.98 г. № 34н (далее — Положение по ведению бухгалтерского учета);
3) Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых
обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.95 г. № 49;
4) Постановления Госкомстата России от 18.08.98 г. № 88 «Об
утверждении унифицированных форм первичной учетной документации но учету
кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».
Результаты инвентаризации признаются действительными только
и том случае, если соблюдена процедура ее проведения, включающая следующие
этапы:
проведение подготовительных мероприятий, назначается
инвентаризационная комиссия, составление перечня проверяемых имущества и
финансовых обязательств);
взвешивание, обмеривание, подсчет материально-производственных
запасов; фиксирование результатов в инвентаризационных описях;
сопоставление данных инвентаризационных описей с данными
бухгалтерского учета;
оформление результатов инвентаризации.
Новым Планом счетов не предусмотрены счета для учета малоценных
и быстроизнашивающихся предметов и их износа. Поэтому
важной целью инвентаризации является определение принадлежности
каждого объекта, учитываемого в составе малоценных и быстроизнашивающихся
предметов (счет 12 Плана счетов 1992 г.), к основным средствам или к
инвентарю и хозяйственным принадлежностям (счет 10, субсчет 9 нового
Плана счетов.
При осуществлении инвентаризации следует также учитывать, что
при применении нового Плана счетов стоимость временных сооружений относится по
фактической себестоимости производства непосредственно на затраты капитального
строительства или учитывается в качестве инвентаря на субсчете 10-9 с
калькулированием фактической себестоимости на субсчете 08-3.
II этап. Проверка состояния документооборота и аналитического
учета. При выполнении этого этапа необходимо решить следующие задачи:
провести проверку состава организационно-правового обеспечения
бухгалтерского учета;
проанализировать порядок разработки и степень выполнения
Положения об учетной политике с точки зрения отражаемой в ней технической,
технологической, трудовой и финансовой политики.
III этап. Осуществление комплекса мероприятий по устранению
выявленных недостатков.
К таким мероприятиям можно отнести:
1) совершенствование документооборота:
уточнение форм всех первичных документов, применяемых в
организации, с точки зрения полноты отражения всех хозяйственных операций,
разработка недостающих и утверждение их в качестве типовых для организации;
разработка (при отсутствии таковой) инструкции об обязательных
принципах оформления и контроля первичных учетных документов с учетом
применяемой техники- ведения учета;
2) совершенствование организации бухгалтерского учета:
создание системы внутреннего аудита в сочетании с системой
прав и ответственности за внесение изменений в учетную политику, подготовка
распоряжения об изменениях типовых операций и бухгалтерских записей;
проверка наличия и уточнение содержания приказов, касающихся
постановки бухгалтерского учета;
уточнение должностных инструкции работников бухгалтерии;
уточнение организационной структуры управления с целью
интеграции бухгалтерского учета в целостную систему управления.
3) совершенствование технологии бухгалтерского учета, в
рамках которого уточняются:
рабочий План счетов с указанием всех субсчетов и уровней
аналитического учета;
перечень типовых операций по всем хозяйственным процессам и
бухгалтерских проводок по ним;
порядок определения доходов и расходов;
порядок и очередность закрытия счетов по окончании отчетного
периода;
юридическая политика предприятия;
система налогового планирования и контроля;
графики документооборота, с тем чтобы учетная информация
была составной частью общего информационного потока системы
управления;
состав, структура и сроки представления внутренней отчетности
на основе управленческого учета.
В результате проведенных мероприятий будут созданы условия
для качественного перехода на новый План счетов.
IV этап. Заключительный этап, совпадающий с проведением
работы по составлению годового отчета на 1 января 2002 года. На этом этапе выполняются
бухгалтерские проводки по переходу на новый План счетов.
Таблица по Бухгалтерские проводки для перехода на новый План
счетов бухгалтерского учета приведена в приложении 1.
В новом Плане счетов бухгалтерского учета приведенного в
сравнительной таблице, в приложении 2 счета сгруппированы в восемь разделов (в
Плане счетов 1992 г. их было девять). В отличие от Плана счетов 1992 г. в новом
Плане счетов отсутствует раздел "Кредиты и финансирование".
По своей экономической природе кредитные отношения аналогичны
другим расчетам, поэтому счета учета кредитов помещены в раздел "Расчеты".
Счета перераспределены по разделам в соответствии с их экономическим
содержанием.
Так, например, уточнен состав разделов, отражающих финансовые
резервы и использование прибыли. Для учета создания и контроля использования
создаваемые резервы целесообразно учитывать в составе разделов,
соответствующих их экономической природе.
Таблица
3
Сравнительная характеристика разделов Плана счетов 1992 г. и
нового Плана счетов
|