рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Бухгалтерская (финансовая) отчетность на примере ГУП ОПХ "Знамя Октября" рефераты

Отчетность необходимо своевременно составлять и представлять в установленные сроки. Несвоевременное получение отчетных данных лишает руководителей организаций, которым она представляется, возможности оперативно ее использовать и принимать необходимые меры по улучшению работы хозяйств. За нарушение сроков представления отчетности руководи­тели и главные бухгалтеры отвечают в дисциплинарном порядке, а также могут быть лишены премий.

В формах отчетности должны быть приведены данные по всем предусмотренным в них показателям. При необходимости организация может вводить в отчетность дополнительные реквизиты, способствующие раскрытию всех особенностей ее деятельности.

Отчетность должна быть простой, ясной и доступной для понимания пользователей, чтобы они могли участвовать в контроле за работой организации. Она не должна быть громоздкой и сложной, поэтому в последние годы была проведена значительная работа по сокращению и упрощению отчетности. Формы бухгалтерской отчетности подписывают руководители организации и другие должностные лица, указанные в них. В бухгалтерской отчетности не допускаются подчистки и помарки.

Бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с требованиями следующих законодательных и других нормативных актов: Федерального закона "О бухгалтерском учете", Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность предприятий" (ПБУ 4/99), инструктивных указаний по составлению бухгалтерской отчетности Министерства финансов Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, отдельных инструктивных писем Минфина России и Минсельхоза России.

Федеральный закон "О бухгалтерском учете" применительно к отчетности регулирует лишь наиболее общие положения, относящиеся к ней: состав бухгалтерской отчетности, адреса и сроки ее представления и др. В законе отмечается, что бухгалтерская отчетность организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним, предусмотренных нормативными актами, аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности (если она подлежит обязательному аудиту), пояснительной записки.

Организации представляют бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, территориальным органам статистики. Унитарные предприятия - также органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34н, содержит следующие разделы, относящиеся к отчетности: основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности, порядок представления бухгалтерской отчетности, основные правила сводной бухгалтерской отчетности.

В разделе "Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности" указываются основные требования к отчетности, ее состав, правила оценки основных статей отчетности: финансовых вложений, основных средств, нематериальных активов, сырья, материалов, готовой продукции и товаров, незавершенного производства и расходов будущих периодов, капитала и резервов, расчетов с дебиторами и кредиторами, прибыли (убытка) организации.

В разделе "Порядок представления бухгалтерской отчетности" указывается, что все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организация обязана представлять бухгалтерскую отчетность в установленные сроки по одному экземпляру бесплатно.

В разделе "Основные правила сводной бухгалтерской отчетности" отмечается, что в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами, в порядке, устанавливаемом Министерством финансов РФ.

В качестве документа, конкретизирующего положения ПБУ4/99 Министерством финансов России приказом № бОн от 28.06.2000 г. утверждены "Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации".

Методические рекомендации включают четыре раздела:

I. "Общие положения", II "Порядок формирования показателей бухгалтерского баланса (ф. № I)", III. "Порядок формирования данных отчета о прибылях и убытках" (ф. № 2), IV. "Порядок формирования пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках".

В первом разделе раскрываются общие требования к составлению бухгалтерской отчетности организации: что должно входить в отчетность, система показателей отчетности, обеспечение сопоставимости данных в отчетности, порядок составления сводной отчетности и др.

Во втором разделе подробно излагается порядок формирования показателей бухгалтерского баланса (ф. № 1) по группам статей: "Основные средства", "Финансовые вложения", "Оборотные активы" и др. По каждой группе статей излагается порядок формирования конкретных показателей по конкретным статьям баланса.

В третьем разделе подробно раскрывается порядок формирования данных отчета о прибылях и убытках (ф. № 2) по каждой конкретной составляющей доходов или расходов организации и в целом по выведению прибылей и убытков.

В четвертом разделе рассматривается порядок формирования пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках: пояснения к составлению отчета об изменениях капитала (ф. № 3), о движении денежных средств (ф. № 4), приложения к бухгалтерскому балансу (ф. № 5), отчета о целевом использовании полученных средств (ф. № 6), пояснительной записки.

Методические рекомендации дают довольно полную информацию о порядке формирования всех основных показателей бухгалтерской отчетности.

Инструктивные указания по составлению отчетности периодически утверждаются и издаются (раз в несколько лет) Министерством финансов РФ - Департаментом, методологии бухгалтерского учета и отчетности и Министерством сельского хозяйства РФ - Управлением бухгалтерского учета, отчетности и ревизионной работы.

В инструктивных указаниях Минфина России даются краткие пояснения по составлению каждой типовой формы, входящей в состав отчетности.

В инструктивных указаниях Минсельхоза России кратко продублирован порядок составления типовых форм и даются подробные пояснения по составлению каждой специализированной ведомственной сельскохозяйственной формы. В качестве приложения даются схемы взаимоувязки показателей всех форм отчетности.

В бухгалтерскую отчетность должны включаться данные, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в финансовом положении. Если выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организации включают соответствующие дополнительные показатели и пояснения. При этом должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности, т.е. исключено одностороннее удостоверение интересов одних групп заинтересованных пользователей отчетности перед другими.

Данные бухгалтерской отчетности организации должны включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (в том числе выделенных на отдельные балансы).

Все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.

Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организация обязана представлять бухгалтерскую отчетность в установленные адреса по одному экземпляру бесплатно.

Отчетность представляется в объеме форм, предусмотренных п. 30 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации п. 1 приказа Минфина России "О формах бухгалтерской отчетности организаций" от 13.01.2000 № 4н.

Согласно этому приказу можно выделить пять вариантов представления отчетности:

первый — для основной массы организаций годовая отчетность включает пять типовых форм отчетности (для сельскохозяйственных предприятий дополнительно представляются несколько ведомственных специализированных форм), пояснительную записку и аудиторское заключение (в случае обязательного аудита);

второй — для субъектов малого предпринимательства, не подлежащих обязательному аудиту, разрешено не представлять типовые формы отчетности № 3 (отчет об изменениях капитала), № 4 (отчет о движении денежных средств), № 5 (приложение к бухгалтерскому балансу) и пояснительную записку;

третий — для субъектов малого предпринимательства, подлежащих обязательному аудиту, предоставлено право не представлять формы № 3,4,5, если отсутствуют соответствующие данные;

четвертый — некоммерческие организации имеют право не представлять в составе годовой отчетности Отчет о движении денежных средств (ф. № 4), а при отсутствии соответствующих данных также ф. № 3 и ф. № 5. При этом некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав годовой отчетности ф. № 6 (отчет о целевом использовании полученных средств);

пятый — общественные организации (объединения) не представляют в составе годовой отчетности формы № 3, 4, 5 и пояснительную записку.

Годовая отчетность организаций (кроме бюджетных) представляется в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, а квартальная — в течение 30 дней по окончании квартала.

Годовая бухгалтерская отчетность организации (кроме бюджетных) является открытой для заинтересованных пользователей - банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др., которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением затрат на копирование.

Публикация отчетности производится в срок не позднее 1 июня года, следующего за отчетным (если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации).

На формах бухгалтерской отчетности, представляемой организацией в соответствующие адреса, обязательно наличие следующих данных:

наименование составляющей части;

указание отчетной даты или отчетного периода, за который составляется
отчетность;

организация (указывается полное наименование юридического лица в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке);

идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (указывается присвоенный налоговым органом в установленном порядке идентификационный номер налогоплательщика);

вид деятельности (указывается вид деятельности, который признается основным в соответствии с требованиями нормативных документов, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по статистике);

организационно-правовая форма организации согласно Классификатору организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПХ) и код собственности по классификатору форм собственности (КСФ);

единица измерения (указывается формат представления числовых показателей: тыс. руб. - код по ОКЕИ-384, млн руб. — код по ОКЕИ-385);

адрес (указывается полный почтовый адрес организации);

дата утверждения (указывается установленная дата для годовой или промежуточной отчетности);

дата отправки (принятия) (указывается конкретная дата почтового отправления бухгалтерской отчетности или дата ее фактической передачи по принадлежности).

Данные представляемой бухгалтерской отчетности приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков. Бухгалтерская отчетность прилагается к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке и содержащему информацию о составе представляемой бухгал­терской отчетности.



2.Экономическая характеристика  ГУП ОПХ «Знамя Октября»  Таловского района Воронежской области


Опытно-производственное хозяйство “Знамя Октября” расположено в Таловском районе Воронежской области и относится к центральной микрозоне лесо-степной природно-сельскохозяйственной зоны и находится на расстоянии 180 км от областного центра г. Воронежа и 16 км от районного центра р.п. Таловая.

  ОПХ “Знамя Октября” является сельскохозяйственным предприятием РАСН. Оно создано на основе Приказа МСХ РСФСР № 42 от 1 сентября 1981 года. Согласно Устава предприятия ОПХ “Знамя Октября” является юридическим лицом в составе Российской Академии Сельскохозяйственных Наук и непосредственно подчинено НИИСХ ЦЧП им. В.В.Докучаева. Хозяйство, несмотря на происходящие в стране изменения, проводимую реорганизацию предприятий, по-прежнему остается государственным. Оно работает на принципах коммерческого расчета и осуществляет экспериментальную и производственно-хозяйственную деятельность в соответствии с программой НИИСХ. ОПХ “Знамя Октября” имеет самостоятельный расчетный счет, печать с обозначением своего наименования, бланки и штампы.

ОПХ “Знамя Октября” является мелким по размеру хозяйством Таловского района. Об этом главным образом, свидетельствует такой показатель как стоимость валовой продукции в сопоставимых ценах (табл.1).

На 2003 год за хозяйством закреплено 3679 га земель, в том числе сельхозугодий 3454 га, из них пашни 3145 га из которых 2030 га земельных долей собственников находятся в аренде.

Организационно-производственная структура опытно-производственного хозяйства с 1984 года построена по отраслевому принципу. В хозяйстве две основные отрасли: растениеводство и животноводство. Кроме того в настоящее время есть промышленные производства (мельница).

Главным показателем размера производства является объем производимой в хозяйстве валовой продукции.

Прямые показатели (стоимость валовой и товарной продукции) можно дополнить косвенными: численность среднегодовых работников, поголовье животных, площадь пашни, стоимость основных производственных фондов.

В ходе анализа рассмотрим как прямые, так и косвенные показатели размера хозяйства (таблица 1).


Таблица 1 – Показатели размера ОПХ “Знамя Октября”

Показатели

Годы

2003 г. к 2002 г., %

2002

2003

1.Стоимость валовой продукции в сопоставимых ценах, тыс.руб.

2320

1599

68,9

2.Выручка от реализации продукции, тыс.руб.

21357

18489

86,6

3.Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс.руб.

26296

26224

99,7

4.Среднесписочная численность работников занятых в сельском хозяйстве, чел.

204

209

102,4

5.Количество эталонных тракторов, шт.

40

37

92,5

6.Численность поголовья, гол.

КРС

свиней

750

56

759

48

101,2

85,7

7.Площадь сельхозугодий, га

в т.ч. пашни

3463

3154

3454

3145

99,7

99,7


По стоимости валовой продукции, основных средств производства, среднегодовой численности работников и поголовью КРС ОПХ “Знамя Октября” относится к числу средних хозяйств Таловского района. Причем почти все показатели, характеризующие размер сельхозартели, имеют тенденцию к снижению.                                                    Эффективность производства в условиях рыночной экономики во многом зависит от научно-обоснованной специализации.

Прямой показатель, характеризующий специализацию хозяйства – структура товарной продукции (таблица 2).


Таблица 2 – Структура выручки за реализованную продукцию в ОПХ “Знамя Октября”

Виды продукции

В среднем за 3 года

тыс.руб.

% к итогу

1.Зерновые

2.Сахарная свекла

3.Подсолнечник

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6