Бухгалтерская (финансовая) отчетность на примере ГУП ОПХ "Знамя Октября"
Отчетность необходимо своевременно составлять и представлять в установленные
сроки. Несвоевременное получение отчетных данных лишает руководителей организаций, которым она представляется, возможности оперативно
ее использовать и принимать необходимые меры по улучшению работы хозяйств. За
нарушение сроков представления отчетности руководители и главные бухгалтеры отвечают в дисциплинарном порядке, а также могут быть лишены премий.
В формах отчетности должны быть приведены
данные по всем предусмотренным в них показателям. При необходимости организация
может
вводить в отчетность дополнительные реквизиты, способствующие раскрытию всех
особенностей ее деятельности.
Отчетность должна быть простой, ясной и
доступной для понимания пользователей, чтобы они могли участвовать в
контроле за работой организации. Она не должна быть громоздкой и сложной,
поэтому в последние годы была проведена
значительная работа по сокращению и упрощению отчетности. Формы бухгалтерской
отчетности подписывают руководители организации и другие
должностные лица, указанные в них. В бухгалтерской отчетности не допускаются подчистки и
помарки.
Бухгалтерская
отчетность составляется в соответствии с требованиями следующих законодательных
и других нормативных актов: Федерального закона "О бухгалтерском
учете", Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Положения по
бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность предприятий" (ПБУ
4/99), инструктивных указаний по составлению бухгалтерской отчетности Министерства финансов Российской Федерации и
Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, отдельных
инструктивных писем Минфина России и
Минсельхоза России.
Федеральный закон "О бухгалтерском учете"
применительно к отчетности регулирует лишь наиболее общие положения,
относящиеся к ней: состав бухгалтерской отчетности, адреса и сроки ее представления и др. В
законе отмечается, что бухгалтерская отчетность организации состоит из
бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним,
предусмотренных нормативными актами, аудиторского заключения, подтверждающего
достоверность бухгалтерской отчетности (если она подлежит обязательному
аудиту), пояснительной записки.
Организации представляют
бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам
организации или собственникам ее имущества, территориальным органам статистики.
Унитарные предприятия - также органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.
Положение по ведению бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 г. №
34н, содержит
следующие разделы, относящиеся к отчетности: основные правила составления и представления бухгалтерской
отчетности, порядок представления бухгалтерской отчетности, основные правила
сводной бухгалтерской отчетности.
В разделе "Основные правила составления
и представления бухгалтерской отчетности" указываются основные требования к
отчетности, ее состав, правила оценки
основных статей отчетности: финансовых вложений, основных средств,
нематериальных активов, сырья, материалов, готовой продукции и товаров,
незавершенного производства и расходов будущих периодов, капитала и резервов,
расчетов с дебиторами и кредиторами, прибыли (убытка) организации.
В разделе "Порядок представления
бухгалтерской отчетности" указывается, что все организации, за исключением
бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с
учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также
территориальным органам статистики по месту их регистрации.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют
бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным
управлять государственным имуществом. Другим органам исполнительной
власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации. Организация обязана
представлять бухгалтерскую отчетность в установленные сроки по одному экземпляру
бесплатно.
В разделе "Основные правила сводной
бухгалтерской отчетности" отмечается, что в случае наличия у организации
дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета
составляется также сводная бухгалтерская
отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами,
в порядке, устанавливаемом Министерством финансов РФ.
В качестве документа, конкретизирующего
положения ПБУ4/99 Министерством финансов России приказом № бОн от 28.06.2000 г.
утверждены "Методические рекомендации
о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности
организации".
Методические рекомендации включают четыре
раздела:
I. "Общие
положения", II "Порядок формирования
показателей бухгалтерского баланса (ф. № I)", III. "Порядок формирования данных отчета о прибылях и убытках" (ф. № 2), IV. "Порядок формирования пояснений к бухгалтерскому балансу и
отчету о прибылях и убытках".
В первом разделе раскрываются общие
требования к составлению бухгалтерской отчетности
организации: что должно входить в отчетность, система
показателей отчетности, обеспечение сопоставимости данных в отчетности,
порядок составления сводной отчетности и др.
Во втором разделе подробно излагается порядок
формирования показателей бухгалтерского баланса (ф. № 1)
по группам статей: "Основные средства",
"Финансовые вложения", "Оборотные активы" и др. По каждой группе статей
излагается порядок формирования конкретных показателей по конкретным статьям баланса.
В третьем разделе подробно раскрывается
порядок формирования данных отчета о прибылях и убытках (ф. № 2) по каждой
конкретной составляющей доходов или расходов организации и в целом по
выведению прибылей и убытков.
В четвертом разделе рассматривается порядок формирования пояснений
к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках: пояснения к составлению
отчета об изменениях капитала (ф. № 3), о движении денежных средств (ф. № 4),
приложения к бухгалтерскому балансу (ф. № 5), отчета о целевом использовании
полученных средств (ф. № 6), пояснительной записки.
Методические рекомендации дают довольно
полную информацию о порядке формирования всех основных показателей бухгалтерской отчетности.
Инструктивные указания по составлению отчетности периодически утверждаются и
издаются (раз в несколько лет) Министерством финансов РФ - Департаментом, методологии бухгалтерского учета
и отчетности и Министерством сельского хозяйства РФ - Управлением
бухгалтерского учета, отчетности и ревизионной работы.
В инструктивных указаниях Минфина России даются краткие пояснения по составлению каждой типовой формы, входящей в
состав отчетности.
В инструктивных указаниях Минсельхоза России кратко продублирован порядок составления типовых форм и даются
подробные пояснения по составлению каждой специализированной ведомственной
сельскохозяйственной формы. В качестве приложения даются схемы взаимоувязки
показателей всех форм отчетности.
В бухгалтерскую отчетность должны включаться
данные, необходимые для формирования достоверного и полного
представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее
деятельности и изменениях в финансовом положении. Если выявляется недостаточность
данных для формирования полного представления о финансовом положении
организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее
финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организации включают
соответствующие дополнительные показатели и пояснения. При этом должна быть
обеспечена нейтральность информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности,
т.е. исключено одностороннее удостоверение интересов одних групп
заинтересованных пользователей отчетности перед другими.
Данные бухгалтерской отчетности организации
должны включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных
подразделений (в том числе выделенных на отдельные балансы).
Все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую
бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам имущества, а также территориальным
органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и
муниципальные унитарные предприятия представляют
бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять
государственным имуществом.
Другим органам
исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность
представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Организация
обязана представлять бухгалтерскую отчетность в установленные адреса по
одному экземпляру бесплатно.
Отчетность
представляется в объеме форм, предусмотренных п. 30 Положения по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации п. 1 приказа Минфина России "О формах бухгалтерской
отчетности организаций" от 13.01.2000 № 4н.
Согласно этому приказу
можно выделить пять вариантов представления отчетности:
первый — для основной массы организаций
годовая отчетность включает пять типовых форм отчетности (для
сельскохозяйственных предприятий дополнительно
представляются несколько ведомственных специализированных форм), пояснительную
записку и аудиторское заключение (в случае
обязательного аудита);
второй — для субъектов малого
предпринимательства, не подлежащих обязательному аудиту, разрешено не представлять
типовые формы отчетности № 3 (отчет об изменениях капитала), № 4 (отчет о
движении денежных средств), № 5 (приложение к бухгалтерскому балансу) и пояснительную записку;
третий — для субъектов малого
предпринимательства, подлежащих обязательному аудиту,
предоставлено право не представлять формы № 3,4,5, если отсутствуют
соответствующие данные;
четвертый — некоммерческие организации имеют
право не представлять в составе годовой отчетности Отчет о движении денежных
средств (ф. № 4), а при отсутствии соответствующих данных также ф. № 3 и ф. №
5. При этом некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав годовой
отчетности ф. № 6 (отчет о целевом использовании полученных средств);
пятый — общественные организации
(объединения) не представляют в составе годовой отчетности формы № 3, 4, 5 и
пояснительную записку.
Годовая отчетность организаций (кроме бюджетных) представляется в
течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством
Российской Федерации, а квартальная — в течение 30 дней по окончании квартала.
Годовая бухгалтерская отчетность организации
(кроме бюджетных) является открытой для заинтересованных
пользователей - банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков
и др., которые могут знакомиться с годовой
бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением затрат на
копирование.
Публикация отчетности производится в срок не позднее 1 июня года, следующего за отчетным (если иное не
предусмотрено законодательством Российской
Федерации).
На формах бухгалтерской отчетности, представляемой организацией в
соответствующие адреса, обязательно наличие следующих данных:
наименование составляющей части;
указание отчетной даты или отчетного периода, за который
составляется
отчетность;
организация (указывается полное наименование
юридического лица в соответствии с учредительными документами,
зарегистрированными в установленном
порядке);
идентификационный номер налогоплательщика
(ИНН) (указывается присвоенный налоговым органом в установленном порядке идентификационный номер налогоплательщика);
вид деятельности (указывается вид
деятельности, который признается основным в соответствии с требованиями
нормативных документов, утвержденных Государственным комитетом Российской
Федерации по статистике);
организационно-правовая форма организации согласно Классификатору
организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПХ) и код собственности
по классификатору форм собственности (КСФ);
единица измерения (указывается формат представления числовых показателей: тыс. руб. - код по ОКЕИ-384, млн
руб. — код по ОКЕИ-385);
адрес (указывается полный почтовый адрес организации);
дата утверждения (указывается установленная
дата для годовой или промежуточной отчетности);
дата отправки (принятия) (указывается
конкретная дата почтового отправления бухгалтерской отчетности или дата ее
фактической передачи по принадлежности).
Данные
представляемой бухгалтерской отчетности приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков. Бухгалтерская
отчетность прилагается к сопроводительному письму организации, оформленному в
установленном порядке и содержащему информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности.
2.Экономическая
характеристика ГУП ОПХ «Знамя Октября» Таловского района Воронежской области
Опытно-производственное хозяйство
“Знамя Октября” расположено в Таловском районе Воронежской области и относится
к центральной микрозоне лесо-степной природно-сельскохозяйственной зоны и
находится на расстоянии 180 км от областного центра г. Воронежа и 16 км от
районного центра р.п. Таловая.
ОПХ “Знамя Октября” является
сельскохозяйственным предприятием РАСН. Оно создано на основе Приказа МСХ РСФСР
№ 42 от 1 сентября 1981 года. Согласно Устава предприятия ОПХ “Знамя Октября”
является юридическим лицом в составе Российской Академии Сельскохозяйственных
Наук и непосредственно подчинено НИИСХ ЦЧП им. В.В.Докучаева. Хозяйство,
несмотря на происходящие в стране изменения, проводимую реорганизацию
предприятий, по-прежнему остается государственным. Оно работает на принципах
коммерческого расчета и осуществляет экспериментальную и
производственно-хозяйственную деятельность в соответствии с программой НИИСХ.
ОПХ “Знамя Октября” имеет самостоятельный расчетный счет, печать с обозначением
своего наименования, бланки и штампы.
ОПХ “Знамя Октября” является мелким
по размеру хозяйством Таловского района. Об этом главным образом,
свидетельствует такой показатель как стоимость валовой продукции в сопоставимых
ценах (табл.1).
На 2003 год за хозяйством закреплено
3679 га земель, в том числе сельхозугодий 3454 га, из них пашни 3145 га из которых
2030 га земельных долей собственников находятся в аренде.
Организационно-производственная
структура опытно-производственного хозяйства с 1984 года построена по
отраслевому принципу. В хозяйстве две основные отрасли: растениеводство и
животноводство. Кроме того в настоящее время есть промышленные производства
(мельница).
Главным показателем размера
производства является объем производимой в хозяйстве валовой продукции.
Прямые показатели (стоимость валовой
и товарной продукции) можно дополнить косвенными: численность среднегодовых
работников, поголовье животных, площадь пашни, стоимость основных
производственных фондов.
В ходе анализа рассмотрим как прямые,
так и косвенные показатели размера хозяйства (таблица 1).
Таблица 1 – Показатели размера ОПХ “Знамя
Октября”
|