Безналичные расчеты
Безналичные расчеты
Министерство образования Российской Федерации
Уральский Экономический Колледж
Каменск-Уральский филиал
Курсовая работа
На тему: «Безналичные расчеты»
Студента: Светлакова А.А.
Преподаватель:
Алексеев Б.Н.
г.Каменск-Уральский
2002г.
Прежде чем начать рассказ о формах безналичного
расчета думаю целесообразно будет немного рассказать о расчетном счете. Как его
открыть, что с ним делать и т.д.
Каждая организация вправе открыть в любом банке расчетные и
другие счета для хранения свободных денежных средств и осуществления всех видов
расчетных, кредитных и кассовых операций.
Организациям, имеющим отдельные нехозрасчетные подразделения
(магазины, склады, филиалы и др.) вне своего местонахождения, по ходатайству
владельца основного счета могут быть открыты расчетные субсчета для зачисления
выручки и производства расчетов по месту нахождения нехозрасчетных
подразделений.
Текущие счета открывают организациям, не обладающим признаками,
дающими возможность открыть расчетный счет: производственным (структурным)
единицам производственных и научно-производственных объединений; другим
хозрасчетным подразделениям организаций, расположенных вне их место нахождения;
кооперативам по месту нахождения их филиалов и др.
Хочу отметить, что вопрос о количестве расчетных счетов в одной
организации решался в различные годы по- разному. В соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 23.05.94г. № 1006 (18, п.2) организация
могла иметь в банках только один расчетный (текущий) счет для осуществления
операций по основной деятельности.
Указом Президента Российской Федерации от 21.03.95г. № 291,
п.2 Указа Президента от23.25.94г. № 1006 отменен. Организации снова получили
возможность иметь неограниченное количество рублевых расчетных (текущих)
счетов, рассчитываться с бюджетом и производить другие расчеты с любого
расчетного счета.
При этом нужно учесть, то, что в соответствии с Указом
Президента РФ № 1006 с целью контроля за первоочередностью платежей в бюджет
налогоплательщики обязаны предоставлять ежеквартально, начиная с отчета за IV квартал 1994г., сведения обо всех расчетных (текущих) счетах, а также
ссудных, депозитных и других счетах в банках и других кредитных учреждениях.
Порядок открытия расчетного счета.
Для
открытия расчетного счета организация должна представить в учреждение
выбранного ею банка следующие документы:
-
заявление на открытие
счета установленного образца;
-
нотариально заверенные
копии устава организации, учредительного договора и регистрационного
свидетельства;
-
справку налогового органа
о регистрации организации в качестве налогоплательщика;
-
копии документов о
регистрации в качестве плательщиков в Пенсионный фонд Российской Федерации и
Фонд обязательного медицинского страхования;
-
карточку с образцами
подписей руководителя, зам. руководителя и главного бухгалтера с оттиском
печати организации по установленной форме, заверенную нотариально
В случаи отсутствия в организации должности главного
бухгалтера на карточке ставиться только подпись руководителя организации.
В государственных организациях подписи руководителя и главного
бухгалтера могут заверять вместо нотариусов вышестоящие организации.
Иностранным юридическим лицам (нерезидентам) рублевые счета
могут быть открыты только по месту нахождения представительств и филиалов в
порядке, установленном специальной инструкцией (12).
При временном отсутствии печати у созданной организации
руководитель банка разрешает в течение срока, необходимого для изготовления
печати, представлять в банк документы без оттиска печати.
С
расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы и поручения
организации, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдает средства
на оплату труда и текущие хозяйственные нужды. Операции по зачислению сумм на
расчетный счет или списанию с него банк производит на основании письменных
распоряжений владельцев расчетного счета (денежных чеков, объявлений на взнос
денег наличными, платежных требований) или с их согласия (оплата платежных
требований поставщиков и подрядчиков). Исключения составляют платежи,
взыскиваемые в бесспорном порядке по решению Государственного арбитража, суда
или финансовых органов.
В бесспорном порядке со счетов организации списывают платежи,
не внесенные в срок в государственный бюджет, внебюджетные фонды, фонды
социального назначения, за таможенные процедуры, платежи по исполнительным и
приравненным к ним документам.
При недостаточности денежных средств на счете списание денежных
средств со счета в последованности определенной Гражданским кодексом РФ (ст.
855):
1)
по исполнительным
документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета
для удовлетворения требований о возмещение вреда, причиненного жизни или
здоровью, а также требований о взыскании элементов;
2)
по исполнительным
документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для
расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающие по
трудовому договору, в том числе и по контракту, по выплате вознаграждений по
авторскому договору;
3)
по платежным документам,
предусматривающим платежи в бюджет;
4)
по исполнительным
документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
5)
по другим платежным
документам в порядке календарной очереди.
Списание средств
со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производиться в порядке
календарной очереди поступлений документов.
Особый порядок расчетов по расчетным и текущим счетам
установлен Указом Президента Российской Федерации от 18.08.98г. №1212 (17) для
организаций-недоимщиков. Организации недоимщиками считаются организации,
имеющие задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и государственные вне
бюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и другие).
Указанные организации обязаны зарегистрировать в налоговом
органе, в котором они состоят на учете, счет недоимщика. Он выбирается
организацией из числа ужу имеющихся рублевых расчетных или текущих счетов, в
которых в течение последнего месяца не было нарушений сроков исполнения
платежных поручений организации-недоимщика по вине кредитной организации или
РКЦ Банка России.
Не позднее следующего рабочего дня организация-недоимщик
письменно информирует всех своих дебиторов и кредиторов о реквизитах счета
недоимщика, на который необходимо зачислять средства.
На счет недоимщика перечисляются платежными поручениями
остатки средств, имеющихся на любых других счетах организаций, кроме счетов по
учету средств бюджетов всех уровней и счетов по учету бюджетных средств
внебюджетный организаций, за исключением средств, направляемых на оплату
расчетных документов первой и второй групп очередности платежей, установленных
ст.855 ГК РФ.
При отсутствии или недостачи средств на рублевых счетах
организация-недоимщик вправе конвертировать валютные средства в рубли в
пределах сумм, необходимых для погашения недоимки, и зачислить их на
зарегистрированный счет недоимщика.
Организация-недоимщик может заключить дополнительный договор
банковского счета с кредитными организациями, в которых открыты другие счета
недоимщика, о ежедневном перечислении кредитной организации соответствующей
суммы средств со счетов недоимщика на зарегистрированный счет недоимщика.
Ежедневно или в другие сроки, установленные по соглашению с
организацией, банк ей выдает выписки из его расчетного счета с приложением
оправдательных документов. В выписке указывают начальный и конечный остатки на
расчетном счете. Бухгалтерия при этом проверяет правильность сумм, указанных в
выписке, и при обнаружении ошибки немедленно извещает об этом банк. Спорные
суммы могут быть опротестованы в течение 10 дней с момента получения выписки.
Денежные средства предприятия, хранящиеся на расчетных счетах,
учитываются на активном синтетическом счете 51 «Расчетные счета». В дебет этого
счета записывают поступления денежных средств на расчетный счет, а в кредит –
уменьшение денежных средств на расчетном счете. Основанием для записей по
расчетному счету служат выписки банка с приложением к ним оправдательными
документами.
На счете 55 «Специальные счета в банках» учитывают наличие и
движение денежных средств в отечественной и зарубежной валютах, находящихся в
аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документов (кроме векселей), на
текущих, особых и специальных счетах, а также движение средств целевого
финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению.
К счету 55 могут быть открыты субсчета:
1.
«Аккредитивы»;
2.
«Чековые книжки»;
3.
«Депозитные счета» и др.
Порядок
осуществления расчетов при аккредитивной форме расчетов регулируется
Центральным банком РФ.
Зачисление денежных средств в аккредитивы отражается
по дебету счета 55, субсчет 2, и кредиту счетов 51 «Расчетные счета», 52
«Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и других
счетов.
По мере использования аккредитивов их списывают с
кредита счета 55, субсчет 1, в дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и
подрядчиками» или других подобных счетов.
Неиспользованные средства в аккредитивах возвращают в
организацию на восстановление того счета, с которого они были ранее
перечисленные, и списывают с кредита счета 55 в дебет счетов 51, 52, 66 или
других счетов.
Аналитический учет по субсчету 55-1 ведут по каждому
выставленному аккредитиву.
На субсчете 52-2 «Чековые книжки» учитывают движение
средств, находящихся в чековых книжках. Порядок осуществления расчетов чеками
регулируются банком.
Выданные чековые книжки отражают по дебету счета 55,
субсчет 2, и кредиту счетов 51, 52, 66 и других подобных счетов. При
использовании чековых книжек соответствующие суммы списывают со счета 55 в
дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» или других подобных
счетов (согласно выпискам банка). Суммы по чекам выданным, но не оплаченным
банком (не предъявленные к оплате), остаются на счете 55-2.
Суммы оставшихся неиспользованных чеков и возвращенных
в банк списывают с кредита счета 55, субсчет 2, в дебет счетов 51, 52, 66 или
других счетов.
Аналитических учет по субсчету 55-2 ведут по каждой
полученной чековой книжке.
На субсчете 55-3 «Депозитные счета» учитывают движение
средств, вложенных организацией в банковские и другие вклады.
Перечисление денежных средств во вклады отражают по
дебету счета 55 и кредиту 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета». При
возвращении кредитной организацией сумм вкладов производят обратные
бухгалтерские записи.
Аналитический учет по субсчету 55-3 «Депозитные счета»
ведут по каждому вкладу.
На отдельных субсчетах счета 55 учитывают движение
обособленно хранящихся в банке средств целевого финансирования (поступлений):
средств, поступивших на содержание специальных учреждений от родителей и других
источников; средств на финансирование капитальных вложений (аккумулируемых и
расходуемых организацией с отдельного счета); субсидии правительственных
органов и т.д.
Филиалы, представительства и иные структурные единицы,
входящие в состав организации и выделенные на самостоятельных баланс, которым
открыты текущие счета в местных учреждения банков для осуществление текущих
расходов, отражают на отдельном субсчете к счету 55 движение указанных средств.
Наличие и движение средств в иностранных валютах
учитывают на счете 55 обособленно.
Аналитический учет по данному счету должен обеспечить
получение данных о наличии и движении денежных средств в аккредитивах, чековых
книжках и т.п. на территории страны и за рубежом.
Виды безналичных расчетов
Денежные расчеты осуществляются организацией либо
наличными деньгами, либо в виде безналичных платежей.
Безналичные расчеты осуществляются посредством безналичных
перечислений по расчетным, текущим и валютным счетам клиентов в банках, системы
корреспондентских счетов между различными банками, клиринговых зачетов взаимных
требований через расчетные платы, а также с помощью векселей и чеков,
заменяющих наличные деньги.
Безналичные расчеты осуществляются в основном через банковские,
кредитные и расчетные операции. Их применение позволяет существенно снизить
расходы на денежное обращение, сокращает способность в наличных денежных
средствах, обеспечивает их более надежную сохранность.
Безналичные расчеты осуществляются по товарным и нетоварным
операциям. К товарным операциям относят куплю-продажу сырья, материалов,
готовой продукции и т. п. Их учитывают на счетах 60 – «Расчеты с поставщиками и
подрядчиками», 62 – «Расчеты с покупателями и заказчиками», 45 – «Товары
отгруженные» и др.
К нетоварным операциям относят расчеты с коммунальными
учреждениями, научно-исследовательскими учреждениями, учебными заведениями и т.
п. Их учитывают на счете 76 – «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
В зависимости от местонахождения поставщика и покупателя
безналичные расчеты разделяют на иногородние и одногородние (местные)
Иногородними называют расчеты между организациями,
обслуживаемыми учреждениями банка, которые находятся в разных населенных
пунктах, а одногородним – расчеты между организациями, обслуживаемыми одним или
двумя учреждениями банка, которые находятся в одном населенном пункте.
Формы безналичных расчетов
Формы безналичных расчетов определены статьей
862 ГК РФ и Положением Центрального банка РФ (8)
1) расчеты платежными поручениями;
2) расчеты по инкассо;
3)
расчеты по аккредитиву;
4) расчеты чеками.
Формы безналичных расчетов избираются организациями самостоятельно и
предусматриваются в договорах, заключаемых организациями с банками. В рамках
безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики
и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и
банки-корреспонденты.
Все операции по банковским счетам осуществляются только на
основании расчетных документов.
Расчетный документ – это оформленное на бумажном носителе или в электронном
виде(E-mail, факс) распоряжение:
плательщика – о списании денежных средств со
своего
счета и перечислениях на счет получателя;
получателя – о списании денежных средств со счета
плательщика и перечисления на счет, указанный
получателем.
В положении Центрального банка РФ изложены требования к
оформлению расчетных документов на бумажных носителях информации (расчетные
документы, кроме чеков) заполняются только на пишущей машинке или ЭВМ шрифтом
черного цвета; заполнение чеков производится ручкой с пастой, чернилами черного
или синего цвета или на пишущей машинке шрифтом черного цвета; не допускается
исправления, подчистки, помарки, а также использование корректирующих
жидкостей; расчетные документы должны содержать обязательные реквизиты,
установленные Положением, и др.
Расчетные документы должны быть представлены в банк в течение
10 календарных дней, не считая дня выписки расчетного документа. В банк
предоставляется столько экземпляров расчетных документов, сколько необходимо
для всех участников расчетов. Копии расчетных документов могут быть изготовлены
с применением копировальной бумаги, множительной техники или ЭВМ.
Первый экземпляр расчетного документа (кроме чека) подписывают
два уполномоченных лица (или одним лицом, если в организации отсутствует лицо с
правом второй подписи). Кроме того, на документе ставится оттиск печати.
Порядок оформления, приема, обработки электронных расчетных
документов и осуществления расчетов с их использованием регулируется не
Положением, а другими нормативными актами Центрального банка РФ, а также
договорами банков с клиентами.
Расчеты платежными поручениями
Платежным поручением является распоряжение владельца счета
(плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную денежную
сумму на счет получателя средств, открытый в этом или в другом банке.
Расчеты платежными поручениями являются наиболее
распространенной формой расчетов.
Платежными поручениями могут производиться перечисления
денежных средств:
-
за поставленные товары,
выполненные работы, оказанные услуги;
-
в бюджеты всех уровней и
во внебюджетные фонды;
-
в целя возврата /
размещения кредитов и займов, депозитов и уплаты процентов по ним;
-
по распоряжению физических
лиц или в пользу физических лиц;
-
в других целях,
предусмотренных законодательством или договором.
Страницы: 1, 2
|