рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Аудит фондов и себестоимости рефераты

Аудит фондов и себестоимости

coo
Ревизия и аудит фондов, издержек производства (обращения) и финансовых результатов

А. Фонды

Важным источником собственных средств предприятия являются фонды. Порядок их создания регулируется законодательством и учредительными документами.

Анализ устава предприятия дает возможность оценить финансовые возможности предприятия по достижению поставленной цели и решению социальных задач, формированию и использованию создаваемых фондов.

Цель ревизии (аудита) — проверка размера фондов, сроков, порядка их формирования и использования.

Задачами ревизии (аудита) являются контроль образования, назначения и использования фондов; определение их влияния на финансовое положение предприятия.

Для субъектов хозяйствования, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Беларусь, устанавливаются требования по размеру, срокам и порядку формирования уставного капитала:

Предприятия с иностранными инвестициями: а) совместное предприятие (хозяйствующий субъект Республики Беларусь, уставный капитал которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и юридических лиц Республики Беларусь) в форме АО, 000; б) иностранное предприятие (юридическое лицо Республики Беларусь, в уставном капитале которого иностранные инвестиции составляют 100 %).
Порядок создания иностранных предприятий, установленный Постановлением
Совета Министров Республики Беларусь от 24 февраля 1992 г., № 97, предусматривает, что для иностранного инвестора в банковском учреждении открывается временный расчетный счет иностранного предприятия. К моменту регистрации на данный счет должны быть переведены денежные средства в размере не менее 25 % объявленного уставного капитала. Если обществом с ограниченной ответственностью, обществом с дополнительной ответственностью и унитарным предприятием на момент их государственной регистрации уставный капитал сформирован менее чем на 50 %, такое предприятие не подлежит государственной регистрации, а унитарных предприятий — уставный капитал должен быть полностью оплачен собственником имущества предприятия.

Минимальный размер иностранных инвестиций в уставный капитал предприятия определяется в размере, эквивалентном 20000 долл. США (ст. 14. Закона
Республики Беларусь «Об инвестиционной деятельности в Республике
Беларусь»).

Объявленный в учредительных документах уставный фонд юридического лица с иностранными инвестициями должен быть сформирован:
• не менее 50 % — в течение первого года со дня государственной регистрации предприятия за счет внесения в него каждым из участников не менее 50 % своей доли;
• в полном объеме — до истечения двух лет со дня регистрации.

Иностранные инвесторы вносят вклады в уставный капитал в денежной и неденежной (натурально-вещественной) форме. Денежные средства в уставный капитал могут вноситься нерезидентом как в иностранной валюте, так и в белорусских рублях. При необходимости пересчета вкладов в доллары США применяется курс Национального банка Республики Беларусь на дату подписания договора о создании предприятия с иностранными инвестициями. Фактические белорусские рубли могут быть внесены нерези-f дентами только со счетов в валюте Республики Беларусь типа «И», открытых в банках Республики Беларусь
(режим использования счетов типа «Инвестиционные», изложенный в Положении о порядке проведения валютных операций на территории Республики Беларусь от 1 августа 1996 г., № 768 с изменениями и дополнениями, позволяет осуществлять платежи в виде взносов в уставный капитал предприятий-резидентов).
Неденежные вклады участников предприятия подлежат экспертизе достоверности оценк» неденежных вкладов. Оценка проводится в денежных единицах, i которых объявлен уставный капитал, и оформляется актом экспертизы.
Акционерные общества: а) открытое акционерное общество — акции распространяются путем открытой продажи или подписки и их свободное хожде ние на рынке ценных бумаг не ограничено иначе, чем по зако ну. Минимальный размер уставного фонда ОАО должен быт сформирован в полном объеме к моменту созыва учредитель ной конференции; б) закрытое акционерное общество — хождение акций на рынке ценных бумаг запрещено или ограничено его уставом. Минимальный размер уставного фонда
ЗАО должен быть сформирован в полном объеме в течение двух месяцев с момента государственной регистрации.

Общества с дополнительной ответственностью:

Минимальный размер уставного капитала должен быть сформирован в полном объеме в течение двух месяцев с момента государственной регистрации.

Формы создания коммерческих организаций предусмотрены Гражданским кодексом Республики Беларусь.

Декретом Президента Республики Беларусь «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» от 16 марта 1999 г., № 11, с изменениями и дополнениями от
16 ноября 2000 г., № 22 установлены размеры уставного фонда для:
• открытых акционерных обществ (ОАО) — 12500 евро;
• закрытых акционерных обществ (ЗАО) — 3000 евро;
• обществ с ограниченной ответственностью (000) — 1600 евро;
• унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, — 800 евро;
• обществ с дополнительной ответственностью, хозяйственных товариществ и производственных кооперативов — 400 евро;
• крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных в форме коммерческих организаций, — 150 евро;
• субъектов хозяйствования, создаваемых для осуществления производственной деятельности, установлен льготный минимальный размер уставного капитала —
50 % от установленного размера для коммерческой организации соответствующей организационно-правовой формы.

Этими же документами предусмотрено, что общество может быть ликвидировано по решению соответствующих органов в следующих случаях:
• осуществление деятельности, противоречащей уставным целям коммерческой организации либо непредусмотренной ее учредительными документами, либо без специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательством, либо в результате экономической несостоятельности (банкротство);
• сокрытие (занижение) прибыли (доходов) и других объектов налогообложения в течение 12 месяцев подряд;
• нарушение сроков регистрации акций; сроков и порядка формирования минимального размера уставного капитала;
• наличие убытков по итогам второго и последующих финансовых годов; задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды более 6 месяцев подряд с даты образования задолженности коммерческой организации;
• уменьшения стоимости чистых активов коммерческой организации по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже установленного законодательством минимального размера уставного капитала и др. |

Нормативное обеспечение
• Закон Республики Беларусь «О предприятиях в Республике Беларусь» от 14 декабря 1990 г. с изменениями и дополнениями.
• Закон Республики Беларусь «Об инвестиционной деятельности в Республике
Беларусь» от 29 мая 1991 г., № 824-XII.
• Закон Республики Беларусь «Об иностранных инвестициях на территории
Республики Беларусь» от 14 ноября 1991 г., № 1242-XII с изменениями и дополнениями.
• Закон Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополни- тельной ответственностью» от 9 декабря 1992 г. с изменения- ; ми и дополнениями (новая редакция), i
• Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности
(банкротстве)» от 18 июля 2000 г., № 423-3.
• Декрет Президента Республики Беларусь « О некоторых мерах по упорядочению экономических отношений» от 4 августа 1997 г., № 14 с изменениями и дополнениями.
" Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении форм аудиторских заключений о фактическом формировании уставного фонда юридического лица с иностранными инвестициями — совместного предприятия
(иностранного предприятия)» от 29 июня 2000 г., № 67.
• Положение о проведении экспертизы достоверности оценки имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лица: утверждено Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 12 февраля 1996 г., № 92 с изменениями и дополнениями.
• Положение по оценке стоимости объектов государственной собственности: утверждено Министерством экономики Республики
Беларусь 14 мая 1996 г., Министерством статистики и анализа Республики
Беларусь 13 мая 1996 г., Министерством по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь 16 апреля 1996 г., с изменениями и дополнениями.
• Положение о порядке проведения валютных операций на территории Республики
Беларусь от 21 августа 1996 г., № 768 с изменениями и дополнениями.
• Положение о регистрации зарубежных предприятий в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь: утверждено Приказом Министерства иностранных дел
Республики Беларусь от 15 ноября
1999 г., № 138.
• Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования: утверждено Декретом Президента
Республики Беларусь от 16 марта 1999 г., № 11с изменениями и дополнениями.
• Положение о потребительской кооперации в Республике Беларусь: утверждено Декретом Президента Республики Беларусь от 20 августа 1999 г., №
32.
• Положение о порядке государственной регистрации предприятий с иностранными инвестициями: утверждено Постановлением
Министерства иностранных дел Республики Беларусь от 19 декабря
2000 г., № 174.
• Положение о порядке передачи земельных участков в собственность юридических лиц (их собственников): утверждено Указом Президента Республики
Беларусь от 22 февраля 2000 г., № 81.
" Положение о порядке наравления материалов о ликвидации (прекращении деятельности) коммерческой организации в связи с нарушением государственной отчетной дисциплины: утверждено Постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 22 февраля 2000 г., № 9.
" Положение о порядке передачи в залог права аренды земельных участков при ипотеке зданий и сооружений юридическими лицами: утверждено Постановлением
Государственного комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии
Республики Беларусь от 3 апреля 2000 г., № 2.
• Положение о порядке прохождения открытыми акционерными обществами, созданными в процессе разгосударствления и приватизации, проверки качества и надежности (листинга) их ценных бумаг для последующего обращения на бирже: утверждено Постановлением Государственного комитета по ценным бумагам Республики Беларусь от 24 апреля 2000 г., № 02/П.
Положение о порядке формирования уставного фонда открытого акционерного общества, создаваемого в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности: утверждено Постановлением Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь от
5 мая 2000 г., № 5.
' Положение по бухгалтерскому учету имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте: утверждено Постановлением
Министерства финансов Республики Беларусь от 17 июля 2000 г., № 78.
« Порядок оценки стоимости чистых активов юридических лиц, кроме банков: утвержден Приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 20 января
2000 г., № 24.

Перечень вопросов, подлежащих проверке
• Наличие устава, учредительного договора, свидетельства о государственной регистрации предприятия.
• Структура и предмет деятельности предприятия, его организационно-правовая форма: 000, ОАО, ЗАО, полные и коман-дитные товарищества, унитарные и казенные предприятия, общества с дополнительной ответственностью.
• Соответствует ли сумма вкладов учредителей величине уставного капитала, определенного учредительными документами предприятия?
• Обеспечивает ли его величина объем деятельности предприятия?
• Доля уставного фонда в общей сумме собственного капитала.
• Учредители предприятия и порядок ведения реестра акционеров.
• Правильность образования уставного капитала.
• Правильность начисления доходов от участия в предприятии за счет прибыли и других источников и полнота удержания налога на доходы.
• Всеми ли учредителями произведены взносы в уставный фонд предприятия, своевременность и полнота взноса в уставный капитал каждого учредителя, в каком виде он внесен и правильно ли оформлены документы?
• Действующий порядок учета расчетов с учредителями.
• Организация контроля по соблюдению требований законодательства по формированию уставного капитала.
• Предусмотрено ли уставом предприятия осуществление внешнеэкономической деятельности?
• Виды счетов, которые предприятие имеет право открывать в банке.
• Наличие лицензии и круг ее действия.
• Своевременность внесения изменений в учредительные документы.
• Порядок ведения аналитического учета, соответствие записей в первичных документах записям в регистрах аналитического и синтетического учета.
• Отражение операций на счетах бухгалтерского учета по увеличению уставного фонда.
• Изменялся ли профиль предприятия и размер уставного капитала?
• Организация подписки на акции.
• Порядок распределения чистой прибыли предприятия.
• Возврат средств учредителям при ликвидации предприятия.

В таком же порядке разрабатываются вопросы для проверки резервного фонда, фондов специального назначения (фондов накопления и фондов потребления).
Фонды накопления направляются на производственное развитие и иные аналогичные цели. К ним относятся:
• фонд пополнения собственных оборотных средств (88—2.1);
• фонд финансирования материально-технической базы предприятий и организаций потребительской кооперации (88—2.2);
• инновационный фонд Белкоопсоюза (88—2.3);
• фонд финансирования международного кооперативного движения (88-2.4);
• фонд социальной сферы (88—2.5);
• фонд финансовой поддержки предприятий потребительской кооперации
(88—2.6).

Общая сумма средств, использованных предприятием на потребление, определяется путем суммирования расходов на оплату труда (относимых на затратные счета); средств, израсходованных специальных фондов, и вознаграждения по итогам работы за год, выплаченного за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Под фондами потребления понимаются средства, направленные на осуществление мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива предприятия. К фондам потребления относятся:
• фонд социального развития (88—3.1);
• фонд стимулирования пайщиков потребительского общества (88—
3.2);
• резервный фонд оплаты труда (88—3.3);
• фонд поощрения (88—3.4);
• вознаграждение по итогам работы за год (81—2, отдельный аналитический счет).

Указанные выше фонды регулируются следующими нормативными документами:
• О фондах накопления: Постановление правления Белкоопсоюза от 27 июля
1999 г., № 111.
• Положение о фондах накопления в системе потребительской кооперации
Республики Беларусь: утверждено Постановлением правления Белкоопсоюза от 27 июля 1999 г., № 111.
• Положение о фонде пополнения собственных оборотных средств: утверждено Постановлением правления Белкоопсоюза от 27 июля 1999 г., № 111.
• Положение о фонде финансирования материально-технической базы предприятий и организаций потребительской кооперации: утверждено
Постановлением правления Белкоопсоюза от 27 июля 1999 г.,
№ 111.
• Положение об инновационном фонде Белкоопсоюза (ежегодно принимается правлением Белкоопсоюза на основании Закона «О бюджете» Республики
Беларусь).
• Положение о фонде финансирования международного кооперативного движения: утверждено Постановлением правления Белкоопсоюза от 20 сентября 1996 г., №
91.
• Положение о фонде социальной сферы: утверждено Постановлением правления
Белкоопсоюза от 27 июля 1999 г., № 111.
• Положение о фонде финансовой поддержки предприятий потребительской кооперации (разрабатывается и утверждается областными потребсоюзами с учетом конкретных условий работы).
• Об учете фондов накопления: Письмо Белкоопсоюза от 28 мая 1999 г., № 09-
2/1-69.
• О фондах потребления: Постановление правления Белкоопсоюза от 3 марта
1999 г., № 35.
• Положение о фондах потребления в системе потребительской кооперации
Республики Беларусь: утверждено Постановлением правления Белкоопсоюза от 3 марта 1999 г., № 35.
• Положение о фонде социального развития: утверждено Постановлением правления Белкоопсоюза от 20 сентября 1996 г., № 91.
• Положение о фонде стимулирования пайщиков потребительского общества: утверждено правлением Белкоопсоюза от 22 января 1999 г., № 14.
• Положение о резервном фонде оплаты труда: утверждено Постановлением
Совета Министров Республики Беларусь от 6 февраля 1992 г., № 62.
• Положение о фонде поощрения отдельных работников и коллективов предприятий, организаций и учреждений в системе потребительской кооперации
Республики Беларусь: утверждено Постановлением правления Белкоопсоюза от 3 марта 1999 г., № 35.
• Инструкция по учету фондов потребления: утверждена управлением бухгалтерского учета и отчетности Белкоопсоюза от 12 марта 1999 г., № 09-
2/1-34.

Рекомендации по проверке целевого использования средств инновационного фонда

1. Соблюдение положения порядка образования и использования средств инновационных фондов.
2. Проверка своевременности и правильности его начисления и отнесения на себестоимость товаров (работ, услуг).
3. Проверка целевого использования данного фонда; установление использования средств фонда на цели, не предусмотренные утвержденным перечнем строек, объектов, мероприятий научно-технических работ.
4. Соблюдение сметы расходования фонда по направлениям, утвержденным правлением Белкоопсоюза.
5. Установление наличия проектно-сметной и другой документации, прошедшей обязательную государственную экспертизу.
6. Порядок осуществления инвестиционной деятельности.
7. Проверка своевременности выполнения объемов работ и их соответствие актам.
8. Проведение контрольных обмеров строительно-монтажных работ и установление правильности списания строительных материалов.
9. Организация расчетов за строительство и монтаж оборудования.
10. Порядок получения средств из инновационного фонда Белкоопсоюза для целевого использования.
11. Организация аналитического и синтетического учета, составления отчетности.

Оформление результатов проверки осуществляется аналогично вышеописанному.

Выявленные нарушения группируются, систематизируются и отражаются в акте ревизии (аудита).

Страницы: 1, 2