Анализ хозяйственной деятельности
Анализ хозяйственной деятельности
Содержание
1.
Введение
2.
Отдел
сбыта и его роль в реализации продукции.
3.
Процесс
отгрузки и реализации продукции.
4.
Методика
анализа отгрузки и реализации продукции.
5.
Выявление
резервов увеличения реализации продукции.
6.
Особенности
анализа производственно- хозяйственной деятельности в лесном комплексе.
7.
Анализ
отгрузки и реализации продукции на ОПУП “Мебельщик”.
8.
Заключение
9.
Список
использованных источников
10. Приложение
Введение
Деревообрабатывающая
промышленность – одна из важнейших отраслей страны. Эффективность ее
функционирования зависит от многих факторов, в том числе и от эффективного
анализа хозяйственной деятельности отдельных предприятий. В данной курсовой
работе рассмотрен анализ отгрузки и реализации продукции на примере ОПУП (областное
производственное унитарное предприятие) «Мебельщик». Сбыт продукции во многом
определяет всю остальную деятельность предприятия, т.к. реализованная продукция
– это средства для нового производственного цикла, на развитие предприятия и
т.д., то есть без сбыта реализованной продукции вся остальная деятельность
производителя бессмысленна. Анализ помогает выявить резервы предприятия по
увеличению выпуска и реализации продукции, разработать мероприятия по освоению
данных резервов, помогает правильно и эффективно планировать деятельность
предприятия на будущие периоды и, следовательно, увеличить прибыль предприятия.
ОПУП «Мебельщик»
- предприятие небольшого размера ( по штатному расписанию 47 человек),
ориентированное в основном на выпуск недорогой мебели и строительных материалов
из древесины для населения и организаций Сморгонского района. Часть продукции,
(в основном дверные полотна) идут на экспорт в Россию. Так как размеры предприятия
небольшие, персонал специалистов и служащих составляет всего 12 человек.
Персонал экономического отдела : гл. бухгалтер, бухгалтер, экономист, зам.
директора по коммерции и маркетингу. Непосредственно анализ хозяйственной деятельности
предприятия является обязанностью экономиста (Томашевской Т.Л.). Анализ
отгрузки и реализации продукции на предприятии включает в себя оценку
выполнения договоров по объему и ритмичности поставки, анализ динамики и
выполнения плана по отгрузке и реализации, анализ реализации продукции по
факторной модели.
1.Отдел сбыта
и его роль в реализации продукции
Процесс сбыта
продукции – процесс обеспечения своевременной ее поставки в номенклатуре,
количестве и в сроки, установленные планом реализации (продаж) или договорами.
Это две стороны единого процесса, связанные с приобретением или реализацией,
доставкой и хранением материальных ресурсов. Рациональная организация сбыта
продукции способствует ускорению оборачиваемости оборотных средств, снижению
издержек обращения и повышению эффективности производства.
Служба сбыта
ведет ежедневный учет отгруженной продукции, выполнения плановых заданий и
договорных обязательств, оформляет отгрузочные документы, необходимые для
составления счетов и платежных требований. Служба сбыта предприятия, его
сбытовая деятельность может быть организована по следующим направлениям:
По функциям,
предусматривающим создание функциональных отделов, включающих рыночные
исследования в области планирования производства и маркетинга, формирования
спроса и стимулирования сбыта;
По видам товаров,
требующих специфических условий производства, сбыта и обслуживания, когда
создаются группы, каждая из которых занимается своим товаром (продукцией,
изделием);
По рынкам,
требующим выделение работников, занимающихся данной («своей») группой
потребителей;
По территориям,
позволяющим учитывать особенности потребления товаров по каждому из регионов,
жители которых близки по демографическим и другим характеристикам.
На предприятии
ОПУП «Мебельщик» функции сбыта возложены на отдел материально-технического снабжения.
Во всех случаях
деятельность службы сбыта предприятия должна согласовываться со стратегией
маркетинга, включающей поиск рынка сбыта и увеличение прибыльности, учитывать
уровень концентрации (объемы) и специализации, степень хозяйственной самостоятельности,
особенности выпуска и потребления продукции, другие факторы.
2. Процесс
отгрузки и реализации продукции
Прежде чем
проводить анализ любого из видов хозяйственной деятельности предприятия
необходимо рассмотреть из чего эта деятельность состоит, ее этапы и объекты.
Процесс отгрузки и реализации продукции, его правильная организация во многом
определяют эффективность работы предприятия, т.к. предприятие получает прибыль
только после реализации продукции. Рассмотрим процесс реализации продукции.
Предприятие
реализует готовую продукцию на основании заключенных с покупателями и
заказчиками договоров поставки. В договорах предусматриваются: номенклатура
поставляемой продукции, сроки, цена, санкции за невыполнение условий договора.
Четкое исполнение предприятием своих обязательств по заключенным договорам,
имеет важное значение прежде всего для самого предприятия, повышает его
авторитет и заслуживает доверие клиента, содействует его устойчивой работе в
условиях рынка, позволяет своевременно выполнить обязательства перед бюджетом
по налоговым платежам и т.п.
В
соответствии с заключенным договором отдел сбыта своевременно передает на
склад готовой продукции для исполнения "приказ-накладную" на отгрузку
(отправку) продукции потребителю. Если продукция отпускается со
склада
непосредственно представителю покупателя, то у него заведующий складом
требует доверенность на получение груза, которую заведующий складом отбирает у
представителя покупателя, а, в свою очередь, представитель покупателя делает
в приказе-накладной расписку о фактически полученном грузе. В первом и во
втором случаях заведующий складом заполняет "Ведомость расчетов с
покупателями", которую закрывает в конце каждого месяца.
Однако, как
правило, продукция оправляется покупателю без участия его представителя
автомобильным, железнодорожным, водным или авиационным транспортом. Тогда
заведующий складом отпускает продукцию экспедитору предприятия, в должностные
обязанности которого входит доставка полученной им продукции автотранспортом,
либо непосредственно покупателю(заказчику)или на железнодорожную станцию(на
пристань, в аэропорт)отправления для ее дальнейшего транспортирования. В этом
случае транспортная организация оформляет провозные документы, которые экспедитор
передает в отдел сбыта для отметки об исполнении договора поставки и
выписки счета (или счета - платежного требования) на имя покупателя.
Если продукцию
вывозит представитель покупателя, то в счете указывают: дату и номер
доверенности, фамилию, имя и отчество получателя, номер автомашины, на которой
вывезена готовая продукция.
При
отправке продукции покупателю транспортными организациями или предприятиями
в счете отмечают: вид транспорта, которым отправлена продукция, количество
мест, вес, номер и дату транспортного документа. Затем вносят сведения об
отправленных (реализованных) ценностях: наименование продукции и тары;
отдельными позициями - налоговые платежи с покупателя и общую сумму счета к
уплате. Если оплаченный продавцом (поставщиком) транспортный тариф подлежит
возмещению покупателем, то в счете - платежном требовании отдельной строкой
показывают уплаченный транспортный тариф для взыскания с покупателя.
3.Методика
анализа отгрузки и реализации продукции.
3.1. Объекты,
задачи анализа и источники информации
Как уже
отмечалось ранее, реализация продукции или услуг для любого предприятия
является основным результирующим показателем. По этому показателю судят о
значимости предприятия на рынке. Эффективность деятельности, таким образом , в
немалой степени зависит от эффективности анализа реализации и отгрузки
продукции. Чтобы анализ был экономически выгоден его необходимо проводить по
эффективной и правильной методике.
Задачи анализа:
1. охарактеризовать
источники информации, привлекаемые для анализа;
2. изучить
динамику и степень выполнения плана реализации продукции в действующих и
сопоставимых ценах и факторы их изменения;
3. обосновать
факторы изменения объема реализации продукции и провести их количественное
измерение;
4. оценить
и провести анализ выполнения договорных обязательств;
5. оценить
и провести анализ показателей ритмичности;
6. оценить
и провести анализ показателей качества;
7. оценить
и провести анализ показателей эффективности повышения качества продукции;
8. определить
резервы (возможности) увеличения объема реализации продукции.
Источники
информации: плановые и оперативные планы-графики, данные текущей и годовой
отчетности (ф.1-П «Отчет предприятия (объединения) по продукции, ф. № 1 «Баланс
предприятия», данные текущего бухгалтерского и статистического учета (ведомость
№16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал ордер №1,
карточки складского учета готовой продукции и др.)
Объектами анализа
реализации продукции являются показатели, приведенные на рис.1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Остатки готовой
продукции на складе и товаров отгруженных на начало года
|
|
|
Остатки готовой
продукции на складе и товаров отгруженных на конец года
|
|
|
Показатели выполнения договорных обязательств
в том числе по экспорту продукции
|
|
|
Показатели
ритмичности по отгрузке продукции
|
|
|
|
Рис. 1. Объекты
анализа отгрузки и реализации продукции.
3.2. Методика
анализа динамики и степени выполнения плана по реализации продукции
Анализ реализации
продукции начинают с изучения динамики ее реализации, расчета индексов роста и
прироста. Анализ производится по таблице
Табл.1 Динамика
реализованной продукции
|