Жизнь и творческий путь И.В. Вернадского
Жизнь и творческий путь И.В. Вернадского
РОССИЙСКАЯ
ФЕДЕРАЦИЯ
Банковская школа Центрального банка РФ
Р Е Ф Е Р А Т
На тему: Жизнь и творческий путь И.В. Вернадского
Выполнил: студент группы 111
Габайдуллина Л.Р.
КАЗАНЬ 2002 год
Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) - российский
естествоиспытатель, мыслитель-энциклопедист, гуманист, специалист в области
наук о Земле, основатель ряда новых наук и научных направлений, организатор
науки, педагог, общественный и политический деятель, историк, публицист.
В.И. Вернадский родился в Петербурге 28 февраля (12
марта) 1863 г. Родом из дворян. Мать - Анна Петровна Константинович
(1837-1898), отец - Иван Васильевич Вернадский (1821-1884), профессор политической
экономии и статистики. В 1886 г. Вернадский женился на Наталии Егоровне
Старицкой (1862-1943), с которой прожил более 56 лет в гармонии и согласии, по
его словам - "душа в душу, мысль в мысль". В семье было двое детей -
сын Георгий Владимирович Вернадский (1887-1973), профессор русской истории,
дочь Нина Владимировна Вернадская-Толль (1898-1985), врач-психиатр; оба
скончались в США в эмиграции.
В 1873-1881 гг. В.И. Вернадский учился в классических
гимназиях Харькова и Петербурга. В 1881-1885 гг. обучался на естественном
отделении физико-математического факультета Петербургского университета. Его
учителями были крупнейшие русские ученые Д.И. Менделеев, В.В. Докучаев, А.Н.
Бекетов, И.М. Сеченов и др. В университете Вернадский начал работать в области
естественных наук, проблем философии и научного мировоззрения. С 1885 по
1888 г. Вернадский работал хранителем Минералогического кабинета
столичного университета, с 1888 по 1890 г. был в научной командировке в
Италии, Германии и Франции для подготовки к профессорскому званию. С 1890 по
1911 г. Вернадский в качестве приват-доцента, а затем профессора
преподавал минералогию и кристаллографию в Московском университете, защитил в
Петербургском университете магистерскую (1891) и докторскую (1897) диссертации.
В 1906 г. был избран действительным членом-адъюнктом по минералогии
Петербургской Академии наук и назначен заведующим минералогическим отделением
Геологического музея академии. В конце XIX - начале XX в. в Москве и
Петербурге сложилась научная школа Вернадского в области геологии и
минералогии. В 1911 г. он переехал в Петербург, работал в Академии наук и
в 1912 г. был избран в ней ординарным академиком по минералогии.
С 1916 г. в научном творчестве Вернадского
начался принципиально новый качественный этап, продолжавшийся до конца жизни, -
он приступил к систематическому исследованию живой природы в атомном и
планетарно-космическом аспектах, перейдя одновременно к
естественноисторическому изучению человека и человечества, их настоящего и
будущего. С конца 1917 г. Вернадский жил и работал на Украине и юге
России, в 1921 г. возвратился в Петроград. С 1922 г. он продолжал
свою научную и педагогическую деятельность во Франции и Чехословакии, в
1926 г. вернулся в Ленинград. В 1935 г. переехал в Москву. С
1941 г. был в эвакуации в селе Боровом Казахской ССР, в Москву возвратился
в 1943 г. В последние годы жизни Вернадский работал над итоговой книгой -
"научным завещанием потомкам", "книгой жизни", как он ее
называл, - "Химическое строение биосферы Земли и ее окружения", подбирал
материал к книге воспоминаний "Пережитое и передуманное". В.И.
Вернадский скончался в Москве 6 января 1945 г., похоронен на
Новодевичьем кладбище.
_ _ _
В.И. Вернадского нередко и справедливо называют
"Ломоносовым XX века". Трудно назвать такую область естествознания,
которая так или иначе не была бы затронута его универсальным гением. В полной
мере сказанное относится и к биологии. У нас есть все основания говорить не
просто о биологических, но в прямом смысле о биокосмических взглядах, идеях,
концепциях Вернадского. Почему же? Ответ состоит в том, что биологические
взгляды Вернадского, органично входя в его научное мировоззрение, не только
составили основное ядро и содержание его, но и сами, в свою очередь,
представляют собой в подлинном смысле целый биокосмос, охватывающий все три
"разреза" реальности - микро-, макро- и мега мир, выступающие в
качестве различных по свойственным им закономерностям, но взаимосвязанных и
между собой взаимодействующих уровней проявления живого. Особое место в биографии
Вернадского занимают 1916-1926 гг. В этот период завершается в основных
чертах формирование учения о живом веществе, биогеохимии как новой научной
дисциплине и учения о биосфере как целостной общебиологической и геологической
концепции. Этим разделам своих научных изысканий Вернадский посвящает большую
серию работ под общим названием "Живое вещество в земной коре и его
геохимическое значение" (около 1200 рукописных страниц), книгу
"Биосфера", вышедшую в 1926 г., ряд статей и заметок,
опубликованных в отечественной и зарубежной печати, а также разделы монографии
"Геохимия", опубликованной в 1924 г. в Париже на французском
языке, много десятков и сотен (завершенных и оставшихся неоконченными) заметок,
набросков, писем, сохранившихся в рукописных вариантах. В 1927-1944 гг.
этот полноводный поток не только не иссякает, но, напротив, становится еще
обширнее и мощнее, обогащаясь все новыми трудами, идеями, концепциями,
проблемами. Многое из наработанного Вернадским в этот период в области
биокосмических проблем было опубликовано при его жизни, часть увидела свет уже
после его кончины. В этот период научная школа Вернадского расширяется, в нее
вливаются свежие молодые силы. Помимо геологов, минералогов, физиков, химиков,
традиционно составлявших ее основной костяк, это были также биологи разного
профиля - биофизики, биохимики и др., радиологи, кристаллографы, математики...
Понимая, сколь важны разрабатываемые им и его учениками и коллегами проблемы,
Вернадский стремится создать в пределах нашей страны мощный научно-исследовательский
центр, который бы организовывал и координировал разработку разнообразных
биокосмических проблем, вынашивает идею об основании Международного института
живого вещества. Этим его стремлениям было суждено осуществиться лишь отчасти.
В конце 20-х гг. в системе Академии наук СССР была создана
Биогеохимическая лаборатория, ранее существовавшая как Отдел живого вещества в
составе академической Комиссии по изучению естественных производительных сил
России, организатором и председателем которой был Вернадский; он же возглавлял
как Отдел живого вещества, так и затем Биогеохимическую лабораторию. Последняя
в 1943 г. была переименована в Лабораторию геохимических проблем
им. В.И. Вернадского АН СССР, на базе которой уже после кончины
Вернадского был создан Институт геохимии и аналитической химии им. В.И.
Вернадского АН СССР (ныне - Российской Академии наук); биогеохимическая
лаборатория функционирует в качестве структурного подразделения этого
института. Биокосмические воззрения Вернадского представляют собой сложную,
внутренне расчлененную и дифференцированную, но вместе с тем целостную и
стройную систему, являющуюся основанием, по сути, биокосмической картины мира,
в ряде наиболее важных своих положений естественно выходящую на фундаментальные
проблемы философии и научного мировоззрения. В настоящее время ощущается все
большая потребность в коллективном (так как одному автору с этой задачей
заведомо не справиться) монографическом исследовании этой темы, в создании как
итога такого исследования своего рода "Энциклопедии биокосмоса
Вернадского". К сожалению, к настоящему времени такая работа не проделана.
В дальнейшем мы остановимся только на некоторых узловых моментах этой большой и
сложной проблемы.
_ _ _
В системе
биокосмических воззрений В.И. Вернадского ключевое положение занимает понятие
живого вещества - совокупности всех растительных и животных организмов планеты.
Благодаря введению этого понятия был достигнут, по меньшей мере, двойной
эффект. Во-первых, были оставлены в стороне, как не относящиеся к делу,
различные псевдотеоретические и спекулятивные изыскания относительно
"сущности" жизни как таковой. Во-вторых, живые организмы стали
признаваться компонентами земной коры, столь же естественными и
"равноправными", как минералы и горные породы, но намного
превосходящими последних по своей геологической активности, что особенно ярко
проявляется в деятельности человечества - составной части живого вещества
планеты. В плане этой активности, отмечал Вернадский, сопоставимыми с живым
веществом в прошлые геологические эпохи могут быть лишь радиоактивные минералы
Земли. Отсюда следовали - и в этом, пожалуй, заключалось главное своеобразие
исходной позиции Вернадского - возможность и необходимость изучения живых
организмов и их сообществ не только в традиционно биологическом плане, но также
и как объекта геологии. Этот произведенный Вернадским в научном познании
поворот "системы отсчета", необходимость которого была обоснована им
с большой убедительностью и глубиной, оказал подлинно революционизирующее воздействие
не только на биологию и геологию, но и на весь комплекс наук о Земле. Каковы же
основные аспекты учения Вернадского о живом веществе? Прежде всего, он
сосредоточивает внимание на составных элементах и структуре живого вещества.
Это, во-первых, сами живые организмы; во-вторых, жизненная среда - та часть
косной (абиотической) природы, жидкой, твердой и газообразной, которая
безусловно необходима для поддержания жизнедеятельности организмов; в-третьих,
все выделения живых организмов (газы, пот, экскременты и т.д.), находящиеся в
земной коре; в-четвертых, отмершие и отмирающие части организмов, трупы и их
остатки на земной поверхности. Таким образом, в понимании Вернадского, строение
и состав живого вещества внутренне противоречивы, представляя собой единство
противоположностей: живого и косного, биогенного и абиогенного, живого и
мертвого. Он писал: "Отмершие части живых организмов и трупы должны быть
отнесены к живому веществу, так как они всегда - в среднем - насыщены
разнообразными организмами, до конца использующими для жизни находящиеся в них
соединения. В среднем масса и энергия всех этих организмов, в конце концов,
будут равны массе и энергии трупов и их отмерших частей. Лишь небольшая - может
быть, постоянная - часть их ими не используется". При фиксации элементов и
структуры живого вещества, считал Вернадский, по возможности должен приниматься
во внимание временной аспект: чем короче промежуток времени, в пределах
которого такая фиксация происходит, тем точнее будет определено живое вещество.
Обращаясь непосредственно к проблемам экологии живых организмов и их сообществ
(биоэкологии), Вернадский рассматривает основные формы существования живого
вещества. Под ними, употребляя его собственную терминологию, он подразумевает:
1) пленки жизни, например пленки планктонную и бентосовую (или донную) в
пределах океана; 2) сгущения - в атмосфере, в гидросфере, в пограничных
областях гидр и литосферы (области приливов и отливов, прибрежные морские и
океанические территории) и в литосфере (озера, пруды, реки, грунтовые воды,
болота, торфяники, леса, степи, луга); 3) разрежения - в атмосфере
(воздушное пространство в горах), в гидросфере (нижние слои некоторых морей,
ледяные покровы) и в литосфере (пустыни различных типов, ледники, пески,
скалистые обнажения). Разрежения разбросаны среди сгущений живой природы и
взаимодействуют с ними. "Первичные сгущения не остаются неизменными. Всюду
в природе между ними происходит борьба, идет переход одних сгущений в
другие". Переходы эти двоякого рода: сгущения одного типа переходят в
другие (лес/степь) или происходит видоизменение сгущений (хвойный
лес/лиственный лес). Говоря о динамике и статике живого вещества, Вернадский
обращается к анализу таких проблем, как организм и среда, живое вещество и
эволюция видов, размножение живых организмов, скорость заселения планеты,
давление жизни, растекание живого вещества, пищевые цепи, живое вещество и
второе начало термодинамики, поле существования жизни, границы живого,
латентное, потенциальное и стационарное состояния живого вещества и др.
Вернадский выделяет далее следующие основные свойства живого вещества: массу
(вес), геохимическую энергию и химический состав, которые в совокупности
определяют интенсивность таких важнейших его геологических функций, как
газовая, концентрационная, окислительно-восстановительная, метаболическая. В
исследовательской и историко-научной литературе учение Вернадского о живом
веществе обычно не выделяется в самостоятельную отрасль научного знания и, как
правило, заключается в одни скобки с биогеохимией. Думается, что это неверно.
Конечно, учение о живом веществе и биогеохимия (о ней речь пойдет ниже) не
имеют строго фиксированных, неподвижных границ и тесно переплетены, но все же
учение о живом веществе может быть достаточно четко определено. Это - учение о
живой природе как целостной и вместе с тем внутренне дифференцированной системе
на макрокосмическом уровне ее бытия. Поэтому наряду с собственно биологическими
существенное значение приобретают также механические, физические, химические и
математико-статистические методы и проблемы. Сошлемся в этой связи на самого
Вернадского. "Свойства живого вещества, - пишет он, - отнюдь не являются
теми свойствами, которые мы изучаем при исследовании отдельного организма. В
совокупности организмов - живом веществе - проявляются новые свойства,
незаметные или несущественные, если мы станем изучать отдельный организм.
Переходя от организма вида к живому веществу вида, мы получаем не только новые
данные количественного характера для понимания явлений жизни, но и новые данные
качественного характера. В этом я вижу большое значение включения этих явлений
в область изучения не только геологических, но и биологических наук. Здесь мы
встречаемся с новым примером проявления природных процессов, охватываемых
человеком статистическим путем, законами больших чисел... В связи с этим
открываются те стороны изучения природы, которые не обращали на себя внимания
морфологов и физиологов; в живой материи открываются новые свойства жизни, но
они проявляются не на отдельном организме, а среди их комплексов". Понятие
живого вещества отнюдь не "отменяет" те подразделения классификации
живой природы, которые достаточно давно установлены в биологии и стали для нее
традиционными. Это обстоятельство весьма существенно, так как свидетельствует о
сохранении глубокой преемственности между биокосмосом Вернадского, с одной
стороны, и классическими проблемами биологии - с другой. Живое вещество
проявляет себя на всех уровнях организации, модифицируясь в каждом случае в
зависимости от того, идет ли речь, допустим, о биоценозе, популяции и т.д., в
пределе охватывая всю живую материю Земли, коль скоро предметом исследования
становится биосфера как целостная система.
_ _ _
Обратимся к следующей компоненте биокосмических
воззрений В.И. Вернадского - биогеохимии. Предмет этой науки кратко можно было
бы определить как исследование живого вещества в геохимическом плане. Поскольку
же главная задача геохимии - изучение истории атомов земной материи, постольку
биогеохимия - и в этом заключается ее отличие от учения о живом веществе -
исследует живую природу на микрокосмическом уровне ее существования, движения,
эволюции и взаимодействия с неживой материей. Вряд ли поэтому будет правильным
рассматривать возникновение биогеохимии как результат только синтеза геохимии и
биохимии (хотя такой синтез, конечно же, имел место). В реальном процессе
становления биогеохимии дело обстояло значительно сложнее. С одной стороны,
биогеохимия созидала себя, отпочковываясь от геохимии, - и здесь налицо процесс
дифференциации, аналитического расчленения исходной материнской науки. Но, с
другой стороны, дочерняя наука одновременно с этим усваивала биологическую
проблематику, смыкаясь не только с биологией в ее классическом варианте, но
также и с целой серией биологических наук, возникших в последние десятилетия, -
биофизикой, биохимией, радиобиологией и др., и в данном случае на передний план
выступал уже процесс интеграции, синтеза. Возникновение биогеохимии носило,
таким образом, довольно сложный аналитико-синтетический характер, что
определялось в конечном счете спецификой исходного понятия живого вещества, в
котором эти противоречия уже как бы были заложены в свернутом виде. К
сожалению, высказанные выше общие положения пока не могут быть изложены более
конкретно и детально ввиду отсутствия специальных историко-научных
исследований, посвященных этой проблеме. При всей относительности различий
между биогеохимией и учением о живом веществе все же может быть обнаружен такой
класс вопросов, где эти различия обнаруживаются достаточно определенно. К
примеру, сошлемся на проблему "изотопы и живое вещество", в основе
которой, лежало выдвинутое Вернадским в середине 20-х гг. и впоследствии
блестяще подтвердившееся предположение о способности живых организмов избирать
из окружающей среды определенные изотопы химических элементов - вывод, имевший
большое общебиологическое и медицинское значение. Сугубо микрокосмический и в
этом смысле преимущественно биогеохимический характер данной проблемы очевиден.
Страницы: 1, 2
|
|