Взаимодействие микроорганизмов с высшими растениями
Порядок выполнения работы:
1) Рассмотреть, пользуясь
лупой, образцы растений и найти признаки поражения их органов.
2) Сравнить признаки
проявления болезней растений с рисунками и описанием в атласе и определить
название каждого заболевания.
3) Выяснить с помощью атласа,
к какой группе относятся изученные вами болезни растений – к грибковым или
бактериальным.
4) Сделать цветные зарисовки
поражённых органов сельскохозяйственных растений, указав название каждого
заболевания и группу, к которой оно принадлежит в зависимости от возбудителя.
5) Сделать вывод (19, 14).
В ходе выполнения заданий
учащиеся знакомятся с основными грибковыми и бактериальными болезнями растений,
с характерными признаками заболеваний сельскохозяйственных культур. Полученные
знания пригодятся при выполнении внеурочных заданий для работы на дачном
участке, в теплице, на огороде, при уходе за комнатными растениями.
Необходимо обратить особое
внимание на то, чтобы приобретаемые учащимися на уроках отдельные знания умения
и навыки к концу биологических курсов и главным образом при проведении
внеурочных работ по постановке опытов на учебно-опытном участке были
объединены.
2.2
Практическое применение знаний о взаимодействии микроорганизмов с высшими
растениями во внеурочной работе
Учащихся необходимо учить
пользоваться научными знаниями при выполнении внеурочной работы. Учитель должен
давать им задания с использованием биологических знаний при постановке опытов
на учебно-опытном участке, при сборе растений для коллекций и гербариев. В этих
условиях у школьников будет воспитываться не только понимание связи теории с
практикой, но и умение начинать с самого простого – с формирования умения
наблюдать природу, использовать свой практический опыт на уроке, во время работы
на учебно-опытном участке. Если учащиеся сознательно освоили теоретический
материал, то они сумеют пользоваться им в различных ситуациях, применять при
решении разнообразных учебных и жизненных задач (30, 48).
Внеурочная работа по биологии
обязательна для всех учащихся и выполняется по заданию учителя. Её содержание
тесно связано с уроками. Результаты внеурочной работы оценивает учитель.
Внеурочная работа – это организация учащихся для выполнения после
уроков обязательных, связанных с изучением курса практических работ по
индивидуальным и групповым заданиям учителя (6, 281).
В процессе изучения биологии
преподаватель учит школьников самостоятельно работать, ставить опыты с
растениями, вести наблюдения за их ростом и развитием.
Организация внеурочных работ
учащихся диктуется в первую очередь необходимостью длительных наблюдений за
объектами природы, которые не укладываются в расписание учебных занятий. Такие
работы носят предварительный характер. Это значит, что учитель своевременно
организует учащихся, чтобы получить результаты к конкретному уроку, основываясь
на продолжительности выполнения задания (35, 223). Например, учитель просит
учащихся принести овощи или фрукты, пораженные фитопатогенными микроорганизмами
(яблоко, клубень картофеля, томат и другие). Внеурочная работа предварительного
характера обогащает уроки и развивает интерес у учащихся.
Внеурочные работы могут
осуществляться после изучения темы в классе как закрепление и углубление
знаний, полученных на уроке. Такие работы могут быть достаточно сложными по
сравнению с предварительными заданиями. Здесь уже можно в большей степени
рассчитывать на самостоятельность учеников. В зависимости от уровня
подготовленности школьники получают задания разной сложности (35, 224).
Внеурочные работы выполняются:
·в кабинете биологии,
·в уголке живой природы,
·на учебно-опытном участке,
·в природе.
Это опыты, наблюдения с
последующим составлением гербариев и коллекций, а также проведение опытов для
демонстрации их результатов на уроке.
Внеурочная деятельность
является хорошим дополнением к урочной работе. Она носит познавательный,
воспитательный и практический характер. В её процессе формируется активность и
самостоятельность в познании природы и жизни, культура мышления и поведения,
понимание своего положения в окружающей среде, появляется стремление сберечь и
защитить природу. При этом учащиеся выходят на иной уровень понимания проблемы,
видят и оценивают привычные явления с разных сторон, приобретают личностно
значимый опыт и знания.
Внеурочные работы в кабинете и
в уголке живой природы выполняются преимущественно поздней осенью, зимой и
ранней весной: в другое время года они проводятся на учебно-опытном участке.
Особенно широкое применение
они находят в преподавании биологии в 6 классе. Это определяется содержанием
курса, позволяющим выполнять разнообразные и доступные возрасту учащихся
работы, относительно меньшей нагрузкой учащихся, а также возможностью добыть
природный материал.
Некоторые опыты и наблюдения в
данном случае связаны с темой «Царства бактерии и грибы». Учащиеся наблюдают за
комнатными растениями. Если внешний вид растения изменился, то причиной этого
может быть поражение растения фитопатогенными микроорганизмами. Зная признаки
поражения растений микроорганизмами, учащиеся могут определить заболевание.
Одни и те же опыты могут быть использованы при изучении нескольких тем или
применительно к каждой из них.
Самое важное заключается в
полном педагогическом использовании внеурочных работ учащихся на уроках, т. е.
в осуществлении обратной связи наиболее продуманным образом. Учащихся приучают
докладывать всему классу на уроке о том, как проходил опыт или наблюдение,
какие выводы сделаны (6, 285).
В школах дают задания по
наблюдениям в природе, помогающие выяснению явлений главным образом из области
морфологии, экологии, систематики и связанному с ними составлению гербариев и
коллекций. Выполняются они преимущественно летом и потому называются часто летними
заданиями. Их нельзя рассматривать как сбор любых ботанических
материалов без определенного биологического осмысления и в любом количестве.
Сбор объектов должен производиться по заданиям. Учащихся следует предупредить,
что важно не количество взятых объектов, а качественное выполнение задания:
собрано то, что нужно, в ограниченном количестве, правильно засушено и
закреплено с указанием места и времени сбора.
Например, в летний период
учащимся предлагается сделать следующие гербарии:
· овощные культуры, пораженные фитопатогенными
микроорганизмами;
· полевые культуры, пораженные фитопатогенными микроорганизмами;
· комнатные растения, пораженные фитопатогенными
микроорганизмами;
· цветочно-декоративные растения, пораженные
фитопатогенными микроорганизмами;
· бактериальные клубеньки на корнях различных бобовых
растений.
Сбор таких коллекции лучше распределить
между небольшими группами учащихся в течение всего учебного года в связи с
изучением тем программы.
Внеурочные работы, в уголке
живой природы, в кабинете, в природе доставляют интересные материалы для
изучения их на уроках, воспитывают у учащихся умения и навыки самостоятельной
работы, развивают живой интерес к природе. Для выполнения таких работ учащиеся
обращаются к специальной литературе о растениях, справочникам, энциклопедиям,
что воспитывает потребность в постоянном обращении к книге для руководства и
углублении знаний (40, 287).
Внеурочные работы на школьном
учебно-опытном участке проводятся при педагогически правильной организации
учебно-опытного участка и работ на нем открываются широкие возможности
обучения и воспитания учащихся. Развитие приобретенных на уроках
биологических понятий вступает в особенно важную стадию – их практикования,
применения в решении практических задач, что способствует прочности знаний.
Школьный участок – это
лаборатория биологии для опытов и наблюдений, многообразное натуральное
наглядное пособие и источник демонстрационного и раздаточного материала. Это
первое звено в трудовом воспитании.
Очень важно предусмотреть
групповые летние задания, которые касаются длительных опытов на учебно-опытном
участке. Каждая группа учащихся участвует в планировании закреплённого
за ними опыта, его закладке, использует агротехнические приёмы,
способствующие развитию растений на опытных и контрольных делянках в течение
лета.
Планируемые опыты и задания
должны соответствовать возрасту и физическому развитию учеников. Выполнение
опытов на учебно-опытном участке способствует овладению учащимися комплексом
практических умений и навыков сельскохозяйственного труда (35, 225).
В программе
опытно-практических работ дается примерная тематика опытов для учащихся с
растениями. Из неё учитель выбирает те темы опытов, которые наиболее актуальны
в учебно-воспитательном отношении и отвечают местным природным и
производственным условиям (40, 294).
Для проведения опытнической
работы класс рекомендуется делить на звенья по 5-6 человек. Каждому звену
поручается отдельный опыт. Выбор темы опыта проводится совместно с членами
звена, при этом необходимо поощрять темы, предложенные самими учащимися.
Учитель должен убедить учащихся в необходимости строгого соблюдения методики
опыта (43, 47).
Ниже приведены примерные темы
опытов, рекомендуемых для проведения (см. Табл. 2).
Таблица 2.
Технология проведения опытов
по взаимодействию микроорганизмов с высшими растениями
№
|
Тема
|
Схема опыта
|
Методические указания
|
1
|
Влияние бактериальных удобрений на урожай капусты или
гибридной брюквы.
|
1. Посев семян без бактеризации – контроль.
2. Посев бактеризированными семенами.
|
Препарат тетрагина или азотабактерина высыпают из бутылки в
чистую посуду, добавляют воду и тщательно перемешивают. Полученной мутной
жидкостью, не давая ей отстояться, равномерно и обильно опрыскивают семена.
Слегка просушивают и высевают в тот же день. При закладке опыта необходимо
избегать попадания прямых солнечных лучей, которые губительно действуют на
бактерии.
|
2
|
Борьба с фитоф-торозом томатов при помощи настоя чеснока.
|
1.Опрыскивание водой (контроль).
2. Опрыски-вание настоем чеснока.
|
Для приготовления настоя 40-50 г головок чеснока измельчают, помещают в 3-литровую стеклянную бан-\ку, заливают водой комнатной
температуры и закрывают крышкой. Настаивают в течение 5 суток в тёплом месте.
Процеживают, разбавляют водой до 10 литров. Первое опрыскивание проводят в начале завязывания плодов на 2-й кисти, последующие – с интервалами в 7-10 дней
|
3
|
Борьба с серой гнилью земляники при помощи совместного
выращивания с репчатым луком.
|
1. Земляника (контроль).
2. Земляника + лук репчатый.
|
Весной после оттаивания почвы грядки с земляникой очищают
от отмерших листьев, вносят удобрения и рыхлят почву. На опытных делянках
высаживают лук-репку из расчёта – 1 луковица на 4 куста земляники.
|
4
|
Обработка семян овощных растений фитонцидными парами.
|
1. Сухие семена (контроль).
2. Семена, обработанные парами фитонцидов горчицы.
|
Сухую горчицу перемешивают с небольшим количеством тёплой
воды: на 10 г горчицы берут 20 мл воды, помещают на дно 2-3-литровой банки.
Семена в марлевом мешочке подвешивают над горчицей и выдерживают в герметически
закрытом сосуде 30-40 мин. Затем семена кладут на фильтровальную бумагу и
оставляют на воздухе на 2-3 ч. При перемешивании горчицы с теплой водой
усиливается выделение фитонцидов, которые убивая микробы, обеззараживают
семена. Контролем служат семена, не подвергавшиеся обработке фитонцидами.
|
5
|
Протравливание семян в настое чеснока.
|
1.Намачивание семян в воде (контроль).
2.Протравливание семян в настое чеснока.
|
Головки чеснока измельчают и заливают водой (1:10). После
суточного настаивания используют для протравливания семян. В настое чеснока
на 1-2 ч опускают в марлевом мешочке семена. После обработки семена
ополаскивают водой и просушивают. Семена контрольного варианта намачивают в
воде 1-2 ч, высушивают.
|
Во всех опытах с
протравливанием семян перед посевом проверяют их энергию прорастания и
всхожесть. В течение вегетации проводят наблюдения за поражаемостью растений
болезнями, а перед уборкой на опытных и контрольных вариантах определяют
процент больных растений. Предложенные опыты просты в выполнении, а материалы и
оборудование для проведения легкодоступны.
Таким образом, внеурочная
работа занимает важное место в процессе обучения биологии: способствует
развитию у учащихся самостоятельности и активности, формирует культуру мышления
и поведения, развивает практические умения и навыки.
Выводы по главе II
Резюмируя изложенное, мы
пришли к выводам:
1) Знания о взаимодействии
микроорганизмов с высшими растениями можно использовать на уроках биологии с 6
по 11 класс как дополнительный материал.
2) Материал о фитопатогенных
микроорганизмах целесообразно использовать для проведения лабораторной работы в
6 классе.
3) Дополнительный материал,
данный на уроках, учитель должен использовать для формирования практических
умений и навыков во время внеурочной работы.
4) Особое внимание уделяется
внеурочной работе на школьном учебно-опытном участке, так как здесь открываются
широкие возможности обучения и воспитания учащихся. Для опытнической работы
учитель выбирает темы опытов, которые наиболее актуальны в учебно-воспитательном
отношении.
Заключение
Изучив и проанализировав
биологическую, научную и педагогическую литературу, мы пришли к следующим
выводам:
1) Взаимодействие
микроорганизмов с высшими растениями – это взаимная связь организмов величиной
от 50 до 500 мкм с автотрофными формами, имеющими расчленение на листья, стебли
и корни.
2) Между высшими растениями и
микроорганизмами существуют симбиотические и паразитические взаимодействия
полезные или вредные для обоих взаимодействующих организмов или одного из них.
К симбионтам высших растений относятся ризосферные и эпифитные микроорганизмы,
клубеньковые бактерии, грибы-микоризообразователи.
3) Невосприимчивость растений
к заболеваниям называется иммунитетом. Существуют анатомо-морфологические и
физиологические особенности растений, способствующие их невосприимчивости к
инфекциям.
4) Знания о взаимодействии
микроорганизмов с высшими растениями можно использовать на уроках биологии с 6
по 11 класс как дополнительный материал.
5) Дополнительный материал,
использованный на уроках, должен применяется во внеурочной работе. Особое
внимание уделяется постановке опытов, темы которых актуальны в
учебно-воспитательном отношении.
Таким образом, мы решили
поставленные перед нашей работой задачи и выяснили, что материал о взаимодействии
микроорганизмов с высшими растениями актуален на данном этапе развития
биологической науки.
Библиографический
список
1) Белозерский
А.Н., Микулинский С.Р. Успехи советской биологии. – М.: Знание, 1967. – 72с.
2)
Биологические основы сельского хозяйства: Учеб. для студ. пед. вузов/ Ващенко
И.М., Лошаков В.Г. и др.; Под ред. Ващенко И.М. – М.: Издательский центр
«Академия», 2004. – 544с.
3) Богорад
В.Б., Нехлюдова А.С. Краткий словарь биологических терминов. /Под ред. Генкеля
П.А. – М.: Государственное учебно-педагог. изд-во министерства просвещения
РСФСР, 19633. – 236с.
4) Большая
Советская Энциклопедия. (В 30-ти томах) т. 1 /Под ред. Прохорова Н.В. – М.:
Изд-во « Советская Энциклопедия», 1969. – 640с., ил.
5) Ботаника:
Морфология и анатомия растений: Учебн. Пособие для студ. пед. ин-тов /А.Е.
Васильев и др. – М.: Просвещение, 1988. – 480с.
6) Верзилин
Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. Учебник для
студентов биол. фак-ов пед. ин-тов. – М.: «Просвещение», 1972. – 368с.
7) Гарибова
Л.В., Сидорова И.И. Грибы. – М.: «Просвещение», 1997. – 352с., цв. ил.
8) Гельцер
Ф.Ю. Симбиоз с микроорганизмами – основа жизни растений. – М.: Изд-во МСХА,
1990. – 120 с.
9) Генкель
П.А. Микробиология с основами вирусологии. Учеб. Пособие для студ-ов биол.
фак-ов пед. ин-тов. – М.: «Просвещение», 1974. – 340с.
10) Генкель П.
А. Физиология растений. М.: «Просвещение», 1975. – 335с.
11) Генкель П.
А. Физиология растений: Учеб. пособие по факультатив. Курсу для IX
кл. – 3-е изд., перераб. – М.: «Просвещение», 1985. – 175с., ил.
12) Горышина
Т.К. Экология растений: Учеб. пособие. – М.: Высш. школа, 1979. – 368с., ил.
13) Грин Н,
Стаут У и др. Биология: В 3-х томах, т. 1:Пер. с англ. – М.: Мир, 1993. –
368с., ил.
14) Гуленкова
М.А., Красникова А.А. Летняя полевая практика по ботанике: Учеб. пособие для
студ-ов пед. ин-тов. – 2-у изд., перераб. – М.: «Просвещение», 1986. – 173с.
15) Ежов Г.И.
Руководство к практическим занятиям по сельскохозяйственной микробиологии:
Учеб. пособие для студ. агрономич. специальностей высших сельскохозяйственных
учеб. заведений. – М.: Высшая школа, 1981. – 271с., ил.
16) Жизнь
растений. В 6-ти томах. Гл ред. чл-кор. АН СССР, проф. А.А. Фёдоров. Т.1.
Введение. Бактерии и актиномицеты. Под ред. Н.А. Красильникова, А.А. Уранова. –
М.: «Просвещение», 1974. – 487с., ил.
17) Жизнь
растений. В 6-ти томах. Гл ред. чл-кор. АН СССР, проф. А.А. Фёдоров. Т.2.
Грибы. Под ред. М.В. Горленко. – М.: «Просвещение», 1976. – 479с., ил.
18) Захаров
В.Б., Сонин Н.И. Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов: Учеб. для
общеобразовательных учреждений /В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – 5-е изд. – М.:
Дрофа, 2003. – 176с., ил.
19) Захарченко
Г.Г. Планирование по курсам «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники».
//Биология: приложение к газете «Первое сентября». – 2001. - №23. – с. 6.
20) Зверев
И.Д. и др. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии: Пособие для
учителя /И.Д. Зверев, А.Н. Мягкова, Е.П. Бруновт; Под ред. И.Д. Зверева. - М.:
«Просвещение», 1984. – 160с.
21) Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммунология,
вирусология. Учебник. – СПб: «Спец. Литература», 1998. – 592с., ил.
22) Корчагина В.А. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники.
Учебник для 6-7 кл. – 24-е изд. – М.: Просвещение, 1993. – 256с.
23) Красильников Н.А. Микроорганизмы почвы и высшие растения. – М.:
Просвещение, 1958. – 232с.
24) Лопатин
В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь: Ок. 35.000слов. – М.: Рус. яз.,
1997. – 832 с.
25) Лощина
Т.Е., Пономарёва И.Н. и др. Общая биология: Учебник для учащихся 10 кл.
общеобразовательных учреж-й /Под ред. проф. И.Н. Понамарёвой. – М.:
Вентана-Графф, 2003. – 224с., ил.
26) Лукомская
К.А. Микробиология с основами вирусологии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов
по биол. и хим. спец. – М.: Просвещение, 1987. – 288с.
27) Настольная
книга учителя биологии /Авт.-сост. Г.С. Калинова, В.С. Кучменко. – М.: ООО
«Издательство АСТ», «ООО Издательство Астрель», 2002. – 158 с., ил.
28) Нейман
Б.Я. Индустрия микробов. – М.: Знание, 1983. – 208с.
29) Общая
биология: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений /Д.К. Беляев, П.М.
Бородин и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – 3-е изд. – М.:
«Просвещение», 2003. – 303с., ил.
30) Пакулова
В.М. Методика обучения биологии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. –
128с.
31) Пасечник
В.В. Бактерии, грибы, растения. Биология 6 кл. – М.: Дрофа, 1997. – 272с.
32) Пасечник
В.В. Учебно-методический комплект по биологии. //Биология в школе. – 2000. -
№7. – с. 62.
33) Пономарёва
И.Н. и др. Биология: Учеб. для 6 кл. /Под ред. проф. И.Н. Понамарёвой. – М.:
Вентана-Графф, 2003. – 224с., ил.
34) Пономарёва
И.Н. и др. Биология: Учеб. для 9 кл. /Под ред. проф. И.Н. Понамарёвой. – М.:
Вентана-Графф, 2002. – 240с., ил
35) Пономарёва
И.Н. Общая методика обучения биологии: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Под
ред. И.Н. Пономарёвой. – М.: «Академия», 2003. – 272с.
36) Реймерс
Н.Ф. Азбука природы (микроэнциклопедия биосферы). – М.: Знание, 1980. – 208с.
37) Рубин Б.А.
Растение в борьбе с заболеваниями (Фитоиммунитет). - М.: Знание, 1977.- 64с.
38) Сонин Н.И.
6 кл. Живой организм: Учеб. для общеобразоват. Учреждений. – 9-е изд.,
стереотип. – М.: Дрофа,2003. – 216с.: ил.
39) Сонин Н.И.
8 кл. Человек: Учеб. для общеобразоват. Учреждений. – 5-е изд., стереотип. –
М.: Дрофа,2003. – 216с.: ил.
40) Фёдорова
В.Н., Беляева П.Л., Корчагина В.А. Методика ботаники: Пособие для учителя /Под
ред. Фёдоровой В.Н. – М.: Просвещение, 1964. – 431с., ил.
41) Хрипкова
А.Г., Калинова Г.С. Учебно-методический комплект по биологии. //Биология в
школе. – 2001. - №4. – с. 20.
42) Шапиро
В.А. Русское возрождение. – М.: Агроконсалт, 2001. – 88с.
43) Школьный
учебно-опытный участок: агротехнические работы, опытническое дело: методические
рекомендации для учителей биологии. – Новгород: ИГПи, 1987. – 78с.
44)
Энциклопедический словарь юного земледельца /Сост. А.Д. Джахангиров и др. – М.:
Педагогика, 1983. – 368с., ил.
45) Якушкина
Н.И. Физиология растений: Учеб. пособие для студ. биол. спец. пед. ин-тов. –
М.: Просвещение, 1980. – 304с., ил.
Приложение 1.
Сравнение числа разных
бактерий и актиномицетов в ризосфере пшеницы и в контрольной почве
Организмы
|
Ризосферная почва
|
Контрольная почва
|
Р/П
|
Бактерии
|
1200х106
|
53 х106
|
23/1
|
Актиномицеты
|
46 х 106
|
7х106
|
7/1
|
Группы бактерий'.
|
|
|
|
Аммонификаторы
|
500х106
|
4х106
|
125/1
|
Газообразующие анаэробы
|
39х104
|
3х105
|
13/1
|
Анаэробы
|
12 х106
|
6 х106
|
2/1
|
Денитрификаторы
|
126х106
|
1Х105
|
1260/1
|
Аэробные цсллюло-
|
7 х105
|
1х105
|
7/1
|
зоразлагающие
|
|
|
|
Анаэробные целлюло-
|
9 х103
|
ЗХ103
|
1/1
|
зоразлагающие
|
|
|
|
Спорообразующие
|
930 х103
|
575 х103
|
1/1
|
Приложение 2
Групповой состав и численность микрофлоры
ризосферы пшеницы (число микроорганизмов в тыс. на 1г. почвы).
(По Е. Н. Мишустицу,
1972)
Фазы развития растений
|
Бактерии
|
Из числабактерий
|
|
|
|
|
|
Кущение
|
300 000
|
295 000
|
5000
|
20
|
40
|
100
|
Колошение
|
420 000
|
417000
|
3000
|
55
|
55
|
100
|
Цветение
|
560 000
|
546 000
|
14000
|
70
|
70
|
1000
|
Созревание
|
280 000
|
205 000
|
75000
|
45
|
45
|
10000
|
Приложение 3.
Болезни растений: 1 – кила капусты, 2 – мучнистая роса яблони, 3 –
лептотириоз плодов яблони, 4 – парша яблони, 5 – черный рак яблони, 6 – серая
гниль земляники, 7 – антракноз винограда, 8 – фитофтороз томата, 9 – бактериоз
огурца, 10 – альтернариоз капусты, 11 – черная гниль моркови, 12 – черная ножка
картофеля, 13 – рак картофеля, 14 – антракноз тыквы.
Болезни растений: 1 – бурая ржавчина пшеницы и ржи; 2 – головня пшеницы
(слева – здоровый колос, вверху – головневые споры); 3 – полосатая пятнистость
ячменя; 4 – снежная плесень; 5 – стебли пшеницы, пораженные афиоболезом; 6 –
мучнистая роса злаков; 7 0 антракноз
клевера; 8 – аскохитоз люцерны.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|