рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Взаимодействие человека и биосферы рефераты

Данная идея не получила достаточного осмысления в современной науке. Вернадский предложил нетрадиционный и оригинальный подход к объяснению происхождения и сущности жизни. Пространство-время он рассматривает не в аспекте его проявления в природе, а как фактор, определяющий специфические черты биологической организации материи. Так, асимметрия живого вещества является следствием особой топологии пространственно-временного субстрата, в котором "не могут одинаково образоваться... правые и левые молекулы химических соединений". Хиральность — атрибутивное свойство биологического пространства-времени, которое пока еще не известным нам образом воздействует на вещество.

Вернадский обосновал положение, что все характеристики жизни и времени совпадают: и жизнь, и время необратимы; они никогда не текут вспять; они всегда направлены одинаковым образом — из прошлого в будущее, т. е. асимметричны. Время биологически содержательно, оно строится причинно-обусловленными событиями: сменой поколений. Рассмотренное таким образом время ничуть не похоже на физическое или космическое бесструктурное аморфное время, не имеющее никакого содержания, а только мерные единицы, причем способ их получения не имеет принципиального значения.

Биологическое время, как называет его Вернадский, имеет совершенно четкие мерные единицы, которые нельзя заменить никакими другими. Если все время существования жизни представить как единый монолит, то его "секундами" будут сами организмы. Какие именно из них выбрать за эталонные единицы для всего живого — вопрос науки. Сам Вернадский считал мерными единицами делящиеся бактерии. Их изучение должно дать нам представление о внутреннем строении пространства и времени.

На основании исторического материала крупный русский ученый В.М. Бехтерев сделал вывод, "что везде и всюду появление коллективной деятельности, как и проявление индивидуальной жизни, подчиняется закону ритма, имеющего, таким образом, всеобщее значение". Человек как биосоциальное существо фокусирует в себе многообразие ритмов, порожденное биологической и социокультурной эволюцией.

Вся человеческая деятельность — от организма до истории — пронизана самыми разнообразными ритмами. Так, специальный анализ выявил строгие закономерности в ритмических процессах центральной нервной системы животных и человека. Эти закономерности отражают чувствительность нервных процессов к скорости и ускорениям внешних ритмических воздействий. На основе этого выдвигается предположение о возможности возникновения более высоких, а именно, психологических форм отражения на основе филогенетически древних собственных ритмических образований мозга.

У каждого живого существа и у каждой социальной системы есть свой внутренний ритм. Но все они настраиваются на те колебания, которые оказывают на них влияние, и вынуждены приспосабливаться к ним тем больше, чем колебания сильнее. Могут быть и конкурирующие ритмы, но побеждают более мощные. И среди них вне конкуренции стоит Солнце как колебательный источник энергии, влияющий на все живое на Земле. Если оно оказывает влияние и на общественные явления, то их изучение становится крайне важным для настройки на солнечные и другие космические колебания, особенно если те носят периодический характер. Космическое влияние следует рассматривать в синтезе с внутренней цикличностью биологической и социальной жизни.

В то же время Солнце, как внешний и мощный источник энергии, настраивает все земные процессы, в том числе и в обществе. Циклы Солнца — это часы, регистрирующие смену его активности. И если бы удалось установить, что смена солнечной активности связана со сменой социальных форм общественной жизни, то можно было бы говорить о настройке социальных циклов на солнечные или хотя бы о влиянии солнечной цикличности на социальные перемены. И если бы связь удалось установить, то человечество получило бы в свои руки мощный ускоритель полезных эффектов и гаситель негативных. Например, было бы известно, когда лучше начинать крупные реформы в обществе — в год негативного или пассивного Солнца. Проведение перемен и их прогнозирование осветилось бы разумом более высокого порядка. Конечно, необходимо исследовать и использовать весь комплекс космических ритмов для настраивания социальных процессов. Поэтому конечная цель изучения всех ритмических процессов — это сознательное управление ими в пределах человеческих возможностей.

Основателем гелиобиологии является известный русский ученый АЛ. Чижевский. Его основная научная линия — исследование влияния солнечной активности на все живое.

Главная идея А.Л. Чижевского — это связь исторических событий с солнечной активностью. Вот одна из его центральных мыслей, высказанная в книге "Физические факторы исторического процесса": "Более или менее длительные исторические события, продолжающиеся в течение нескольких лет и получающие решительное проявление в эпоху максимума солнцедеятельности, а также сопутствующая этим событиям эволюция идеологий, массовых настроений и пр., протекают по всеобщему историческому циклу, претерпевая следующие ясно обнаруживаемые этапы:

период минимальной возбудимости;

период нарастания возбудимости;

период максимальной возбудимости;

период падения возбудимости.

Эти четыре этапа (назовем их периодами) стремятся быть вполне одновременными с соответствующими им эпохами солнцедеятельности: минимумом пятен, нарастанием максимума, максимумом и убыванием максимума с переходом в минимум".

Такова, если говорить предельно кратко, идея функциональной связи общественной возбудимости (войн, революций, массовых движений) с солнечной активностью. Связь эта, если она есть, может быть только статистической, т. е. не соблюдаться во всех случаях. И это понятно, потому что на любое социальное явление влияет множество факторов. Из них мы обычно отдаем приоритет экономическим и политическим противоречиям — социальным двигателям исторического прогресса. Тем не менее, если эта связь хотя бы в небольшом числе случаев имеет место, она должна исследоваться и учитываться. Необходимость этого важна еще и потому, что она, возможно, ведет к доказательству великой гипотезы об универсальности явления цикличности всех земных и космических процессов. "И кто знает, — пишет А.Л. Чижевский, — быть может, мы, "дети Солнца", представляем собой лишь слабый отзвук тех вибраций стихийных сил космоса, которые проходят окрест Земли, слегка коснулись ее, настроив в унисон дотоле дремавшие в ней возможности..." Там же он пишет: "Среди великого разнообразия массовых явлений в разные времена перед нами всей ясней и ясней обнаруживается стихийный ритм в их жизни, одновременность в биении их пульса, одновременные смены мощных подъемов и глубоких падений. И представим себе, что мы изучили этот ритм, овладели им так, что можем управлять, можем прогнозировать подъемы и спады. Представим и поймем, как возрос бы эффект наших действий и скольких потерь можно было избежать, что дает такая методика для выявления новых закономерностей в мировой истории".

Изучив историю 80 стран и народов за 2 500 лет, А.Л. Чижевский показал, что с приближением к годам максимума солнцедеятельности количество исторических событий с участием масс увеличивается и достигает своей наибольшей величины в эти годы. Наоборот, в минимумы активности солнца наблюдается минимум массовых действий.

Всегда считалось, что из прошлого можно извлекать уроки для будущего, ибо в основе эволюции общества лежит вполне определенная ритмичность (ее анализ дан в известной 12-томной работе А. Тойнби "Исследования по истории"). Эта ритмичность оказывала помощь в предвидении тенденций развития общественной системы или ее подсистем. Например, исследование исторических колебаний в развитии экономики привело к открытию в ней законов циклов, которые используются в процессе планирования будущего. Однако мы живем в эпоху, не имеющую исторического прецедента, в эпоху невиданных раньше изменений и открытий. Поэтому весьма опасно экстраполировать тенденции прошлого на будущее, ибо механизмы саморегуляции общественной системы оказались неэффективными.


3. Цикличность эволюции. Человек как космическое существо


Прежняя механистическая наука рисовала мрачную картину Вселенной, где властвует всемогущая тенденция к возрастанию случайности и энтропии, где все движется к неизбежной тепловой смерти и распаду (диктат второго закона термодинамики). Ее опровержению послужили исследования нобелевского лауреата Ильи Пригожина (1984 г.) по так называемым диссипативным структурам в определенных химических процессах и открытый им новый принцип, лежащий в их основе, — порядок через флуктуацию. Дальнейшие исследования показали, что этому принципу подчинены не только химические процессы: он представляет собой базисный механизм развертывания эволюционных процессов во всех областях — от атомов до галактик, от отдельных клеток до человеческих существ и вплоть до обществ и культур.

На основании этих наблюдений появилась возможность сформулировать единую точку зрения на эволюцию, объединяющим принципом которой является не стабильное состояние, а динамические состояния неуравновешенных систем. Открытые системы на всех уровнях являются носителями всеобщей эволюции, которая гарантирует, что жизнь будет продолжать свое движение во все более новые динамические режимы сложности. Всякий раз, когда какие-либо системы в любой области начинают задыхаться от энтропийных отходов, они мутируют в направлении новых режимов. Одна и та же энергия и те же принципы обеспечивают эволюцию на всех уровнях, будь то материя, информация или ментальные психические процессы. Микрокосм и макрокосм являются аспектами единой эволюции. Эволюция человека является значимой составной частью вселенской эволюции.

По теории британского биолога Р. Шелдрейка, изложенной в его книге "Новая наука жизни" (1981 г.), форма, развитие и поведение организмов определяются "морфогенетическими полями", которые в настоящее время еще не могут быть измерены физикой, но эти поля создаются формой связи через пространство и время и обладают кумулятивными свойствами. Если у достаточного числа представителей вида развились какие-то организменные свойства или особые формы поведения, это автоматически передается другим особям, даже если между ними нет обычных форм контакта. Какой бы неправдоподобной и абсурдной ни казалась эта теория механически ориентированному уму, она проверяема, и уже сейчас, на своем раннем этапе, она подтверждается экспериментами на крысах и обезьянах. Шелдрейк вполне осознает, что его теория имеет далеко идущие приложения в психологии, и сам говорит о ее связи с юнговской концепцией коллективного бессознательного. К. Юнг еще в 30-40-е годы XX века пришел к выводу, что в психике человека помимо сознания и индивидуального бессознательного компонента, между которыми происходит непрерывный обмен энергией, существует еще коллективное, расовое бессознательное, общее для всего человечества и являющееся проявлением созидательной космической силы.

Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуального (личностного бессознательного), идентично у всех людей и потому образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, наиболее глубинный уровень психики. "Коллективное бессознательное — предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому как море есть предпосылка каждой отдельной волны". Между отдельным человеком и другими людьми все время протекают процессы "психического проникновения". Юнг считал коллективное бессознательное творческим принципом, связывающим человека со всем человечеством, с природой, с космосом и Вселенной.

Коллективное бессознательное как духовное наследие всего, что было пережито человечеством, как общая душа, не имеющая временных пределов, представляет собой совокупность архетипов. Архетипы — "психические первообразы, скрытые в глубине фундаменты, корни сознательной души, опущенные в мир в целом", — это системы установок, являющихся одновременно и образами, и эмоциями; они передаются по наследству вместе со структурой мозга, "это та часть души, через которую душа связана с природой, миром, космосом".

Архетипы, с одной стороны обусловливают предрасположенность к поведению определенного типа, основные коллективные идеи, образы человечества в ту или иную эпоху, а с другой стороны, влияют на физический мир, космос, являются неким связующим звеном между материей и психикой.

Таким образом, Юнг положил начало трансперсональной психологии, которая рассматривает человека как космическое и духовное существо, неразрывно связанное со всем человечеством и Вселенной, обладающее возможностью доступа к общемировому информационному полю.

Идеи трансперсональной психологии получили дальнейшее развитие в исследованиях Ассаджиоли, С. Гроффа, Ч. Тойча, К. Уилбера.

Концепция и практический опыт психотерапевтической работы доктора Ч. Тойча подтверждают, что жизнь и проблемы людей во многом предопределяются обстоятельствами судьбы их предков (родителей, бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек и т. п.), "генетическим кодом". Молекулы ДНК несут не только генетический код наследуемых биологических и физиологических особенностей организма, предрасположенный к определенным болезням, но также и генетический код, определяющий паттерны поведения, предрасположенность к определенным проблемам, событиям, жизненным трудностям. Выявив и осознав неблагоприятный "семейный генетический код", человек может избежать участи "жертвы кода", силой своей мысли и целенаправленной системой продуманных практических действий "перестроить свой генетический код" (хотя это сложно), эволюционировать, совершенствовать себя, свою жизнь, судьбу.

Рассматривая мысль человека как мощную силу, как энергетическую волну, а разум — как электромагнетический бесконечный континуум, окружающий весь наш мир, включая всех людей, животных и все объекты неживой природы, следует признать, что в этом поле движущихся волн каждое существо имеет свою частоту, и волны, излучаемые мозгом, направляются каждым человеком подходящему принимающему сознанию, с тем, чтобы возбудить соответствующий отклик. Причем излучения мозга не имеют ограничений во времени и пространстве. Таким образом, происходит психическое взаимодействие (взаимовлияние, обмен информацией и проблемами) между людьми на неосознаваемом уровне. Каждый человек отражает подсознание другого человека, возможна передача информации и состояний из бессознательной сферы одного человека в бессознательную сферу психики другого (особенно если они находятся в близких отношениях: супруги, родители и дети, друг, близкий коллега) и даже животных (животные отражают психическое состояние своих владельцев).

Ч. Тойч показал, что человек свои проблемы, свой стресс может проявлять тремя способами:

внутричеловеческий, когда человек проявляет, выражает свой собственный стресс через недомогание, болезни, переедание, злость, алкоголизм, смерть или другие формы, являющиеся генетически предсказуемыми;

межчеловеческий, когда проблема, стресс вытесняется у человека-репрессора на бессознательный уровень и неосознанно проецируется, передается другому человеку (экспрессору) на бессознательном уровне. Таким образом, экспрессор (это может быть супруг, ребенок, друг) будет ощущать подсознательно этот стресс и выражать его внешне в разных формах (злость, болезни, пьянство, наркомания), т. е. быть невольной "жертвой" "заразного чужого стресса". При этом репрессор — первоисточник стресса — кажется спокойным, здоровым, благополучным;

генетический, когда потомкам посредством генетического кода передаются те проблемы, которые не преодолены человеком; и дети, внуки, правнуки являются невольными "жертвами" проблем и "грехов" своих предков. Чем серьезнее недостаток или проблема, тем быстрее он переходит к потомкам, причем неустраненный стресс предка будет развиваться по своей интенсивности, т. е. он передается из поколения в поколение и усиливается современными ситуациями. Этот бессознательный процесс передачи будет продолжаться до тех пор, пока не произойдет случайная модификация, или до тех пор, когда один или несколько потомков решат эту проблему и сделают внутреннюю сознательную попытку все понять и преодолеть навязчивый паттерн проблем и поведения. Таким образом, смысл жизни многих людей — преодолеть проблему предков, очистить ДНК и не создавать новых тягостных проблем, за которые будут расплачиваться потомки. Соединение генетических, бессознательных и сознательных факторов образует основное внутреннее направление (ОВН), в соответствии с которым человек движется по жизни, зачастую независимо от своих сознательных реакций. Излучение ОВН притягивает взаимодополняющих людей. Так, "жертва" не может быть без "преследователя", образ которого могут принимать люди, болезни, несчастный случай или смерть. Только когда мы изменим наше сознание, мы можем преобразовать нежелательный паттерн поведения, нежелательный семейный код проблем "для блага нас и наших потомков". Описанная выше концепция Ч. Тойча психогенетики и виктимологии раскрывает один из аспектов тесной взаимосвязи человека с предками и потоками, "психической неосознаваемой связи" людей друг с другом.

Трансперсональная психология подчеркивает, что человек взаимосвязан не только с предками, потомками, другими людьми и всем человечеством, но и со всем миром, биосферой, космосом, Вселенной. Эти положения созвучны идеям Вернадского о биосфере и ноосфере.

Как уже говорилось, В.И. Вернадский считал, что Земля и остальной космос являются единой системой, в которой живое вещество связывает в единое целое те процессы, которые протекают на Земле, с процессами в Космосе. Вернадский поднимается на гениальную высоту в осознании геологической роли человеческого разума, приведшего к преобразованию биосферы в сферу вселенского разума — ноосферу.

Конкретным проявлением ноосферы в нашем повседневном мире являются многочисленные парапсихологические явления, связанные с так называемым информационным полем. Термин этот появился недавно и заменил старое понятие Всемирного разума. Во все времена услугами этого разума пользовались люди с самым развитым интеллектуальным мышлением.

Информационное поле содержит информацию обо всем во Вселенной и способно зарождать жизнь и направлять ее развитие. Это поле пронизывает всю Вселенную от края до края и содержит в себе информацию о прошлом, настоящем и будущем. Ведь не располагая такой информацией, нельзя оказывать направленное воздействие на развитие в будущем. Более того, можно предположить, что это не только информационное поле и огромный банк информации обо всем во все времена, но и абсолютный Разум. Ведь непрерывно должна идти переработка огромного количества информации и выработка оптимальных решений.

Страницы: 1, 2, 3, 4